Экспортная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 08:50, курсовая работа

Описание работы

Работа содержит данные о развитии системы стимулирования экспорта в России и о действующей в РФ системы поддержки экспорта

Содержание работы

Введение
Глава 1. Развитие системы стимулирования экспорта в России
1.1 Финансовые аспекты содействия экспорту
1.2 Стимулирование экспорта в рамках налогового и таможенно- тарифного регулирования
1.3 Содействие в продвижении отечественной продукции на внешние рынки
Глава 2. Действующая в РФ система поддержки экспорта
2.1 Нормативно-правовое регулирование экспорта
2.2 Место и роль сырьевого комплекса в формировании экспортного потенциала России
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

МЭО реал.doc

— 137.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………….3

Глава 1. Развитие системы  стимулирования экспорта в России………………4

1.1 Финансовые аспекты содействия экспорту…………………………...4

1.2 Стимулирование экспорта в рамках налогового и таможенно- тарифного регулирования…………………………………………………..6

1.3 Содействие в продвижении  отечественной продукции на внешние  рынки…………………………………………………………………………9

Глава 2. Действующая в  РФ система поддержки экспорта……………..…….12

2.1 Нормативно-правовое регулирование экспорта…………………….12

2.2 Место и роль сырьевого комплекса в формировании экспортного потенциала России…………………………………………………………17

Заключение………………………………………………………………………..22

Список использованной литературы………………………….……………..…23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Требования увеличения объема российского экспорта и улучшения его структуры вызывают необходимость укреплять экспортную базу страны, повышать конкурентоспособность российской продукции на мировых рынках, создавать благоприятные торгово-политические условия обеспечивающие доступ российской продукции на эти рынки. Вступив на путь экономической реформы, отказавшись от государственной монополии внешней торговли, создав реальную тарифную систему, Россия может и должна развивать связи со странами рыночной экономики на основе общих принципов, принятых в мировом хозяйстве. Поэтому Россия активно налаживает связи с международными экономическими организациями. В последние годы она стала полноправным членом ряда крупнейших таможенных, торговых и финансовых организаций, в частности Совета таможенного сотрудничества, Международного валютного фонда и Международного банка реконструкции и развития, Международной торговой палаты, а в настоящее вступила в одну из самых представительных - Всемирную торговую организацию. ВТО призвана стать главным мировым центром содействия развитию и упорядочению внешнеэкономических связей, а также разрешения торговых споров. Важность изучения системы ВТО и ее использования для России обусловливается также большими потенциальными возможностями в извлечении больших прибылей из проходящей под эгидой ГАТТ либерализации торговли товарами и услугами. Введение новых правил торговли и широкий доступ к рынкам различных стран, несомненно, способствует ускорению хода экономических реформ в России.

 

 

 

 

Глава 1. Развитие системы стимулирования экспорта в России

 

В условиях существовавшей в бывшем СССР государственной монополии  внешней торговли необходимость  организации специализированной системы  поддержки экспорта практически  отсутствовала, поскольку все затраты, связанные с осуществлением экспорта (как средства зарабатывания свободно-конвертируемой валюты) покрывались за счет бюджета страны. При этом практически весь российский экспорт, с одной стороны, нес в себе элементы субсидирования и осуществлялся через уполномоченные государственные внешнеторговые объединения, с другой стороны, осуществлялся на фоне разницы внутренних и экспортных цен.

С началом радикальных  экономических преобразований в 1992 году ситуация качественно изменилась. Политика либерализации предполагала использование преимущественно рыночных механизмов для развития и совершенствования структуры российского экспорта. В марте 1993 года была создана Межведомственная комиссия по стимулированию промышленного экспорта, а в июле того же года принято решение об образовании Российского экспортно-импортного банка.

Активное формирование государственной политики содействия экспорту началось со второй половины 1995 года под влиянием существенного  ухудшения динамики экспорта. В это  же время началась разработка первых программных документов по поддержке машино технической продукции.

Содействие экспорту формально включало в себя меры в  области финансового, налогового и  таможенно-тарифного регулирования, а также механизмы организационной  поддержки экспортеров.

 

1.1 Финансовые аспекты содействия экспорту

Финансирование экспорта за рамками технического содействия и военно-технического сотрудничества, представляющими собой весьма специфические  виды деятельности, практически не осуществлялось. На протяжении всего  переходного периода в России так и не была создана не просто эффективная, а и вообще работающая национальная система содействия экспорту. Принимаемые в этой области решения слабо подкреплялись делами и практически не финансировались.

В период с 1993 по 1996 год  был принят ряд нормативных актов, определивших основные направления государственной финансовой поддержки экспорта. Среди них:

предоставление Правительством Российской Федерации в лице Минфина  России гарантийных обязательств под  кредитные ресурсы, привлекаемые Российским экспортно-импортным банком и другими уполномоченными Правительством специализированными банками для обеспечения оборотными средствами экспорто ориентированных предприятий и организаций;

гарантирование и страхование  экспортных кредитов для обеспечения  защиты экспортеров от долгосрочных коммерческих (банковских) и политических рисков;

предоставление краткосрочных  бюджетных ссуд экспортерам машинот ехнической продукции.

Предоставление краткосрочных  бюджетных ссуд было фактически единственной формой государственной финансовой поддержки экспортеров.

Еще одним предусмотренным, но не реализованным средством государственной  финансовой поддержки экспорта являлось предоставление Правительством Российской Федерации в лице Минфина России гарантийных обязательств (финансовых средств в рублях и иностранной валюте, залога, платежных гарантий) под кредитные ресурсы, привлекаемые российскими банками (прежде всего Росэксимбанком) для обеспечения оборотными средствами экспорто ориентированных предприятий и организаций. Подобные гарантии должны были выдаваться на платной основе (т.е. за пользование ими должны были начисляться проценты в пользу государства) и при условии обязательного долевого участия кредитных организаций, осуществляющих финансирование экспорто ориентированных проектов.

Учитывая нерешенность основных вопросов создания эффективной государственной системы поддержки экспорта, Комиссией Правительства Российской Федерации по оперативным вопросам в декабре 1998 г. было дано поручение Минторгу России совместно с Минэкономики России и Минфином России разработать проект Закона "О поддержке экспорто ориентированных и импортозамещающих производств". Соответствующий проект был подготовлен и направлен на рассмотрение в Правительство Российской Федерации. В проекте в очередной раз была прописана система мер государственной финансовой поддержки экспорто ориентированных производств в надежде на то, что таким образом удастся повысить статус соответствующей деятельности и обеспечить ее надлежащее финансирование из бюджетных средств.3

На рубеже 2000-2001гг. прорабатывался порядок предоставления государственных гарантий Правительства Российской Федерации для проведения на конкурсной основе добровольного страхования экспортных кредитов, а также проект соответствующего постановления. Предполагалось, что предоставление государственных гарантий для страхования экспортных кредитов будет способствовать привлечению внебюджетных средств для реализации экспортных контрактов.

 

1.2 Стимулирование экспорта в рамках налогового и таможенно-тарифного регулирования

Одной из основных проблем регулирования экспортных операций явилась проблема экспортной льготы, как на стадии льготирования экспортного оборота, так и в процессе возмещения НДС, уплаченного за приобретенные материальные ресурсы, используемые при производстве экспортной продукции (работ, услуг). При этом сложилась ситуация, при которой борьба с лжеэкспортом постепенно стала напоминать борьбу с самой льготой.

В Законе Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" предусматривалось освобождение экспортируемых товаров, работ, услуг от взимания НДС. Однако условия и порядок применения этой льготы непосредственно данным Законом не устанавливался. Процедура ее применения была установлена в Инструкции Госналогслужбы России "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" от 11.10.1995 № 39.

При этом порядок использования  экспортной льготы по НДС, фактически установленный ведомственными нормативными правовыми актами, постоянно менялся  в сторону ее ужесточения.

Так, если до ноября 1995 года в соответствии с инструкцией Госналогслужбы России от 07.12.1991 № 1 экспортеры имели право подтверждать льготу путем предъявления соответствующих документов о реализации товара вне территории Российской Федерации, то с ноября 1995 года, после принятия новой инструкции Госналогслужбы России от 11.10.1995 № 39, предъявление документов в соответствии с установленным перечнем стало обязательным.4

Данная ситуация еще  более усугубилась тем, что несмотря на представление в налоговые  органы всех документов, установленных инструкцией, предприятия-экспортеры сохраняли (и использовали) возможность реализации товаров, фактически предназначенных на экспорт, на территории Российской Федерации.

Дополнением к указанной  инструкции был введен новый порядок  обоснования налоговой льготы по НДС, который предусматривал подтверждение фактического вывоза товаров из России грузовой таможенной декларации с отметкой пограничного таможенного пункта. Кроме того, предусматривался даже порядок предоставления документов от иностранных таможенных органов, подтверждающих поступление товара в страну назначения. Однако Решением Верховного Суда России от 07.02.1997 последнее требование было признано незаконным.

В заданном направлении, т.е. в сторону ужесточения, развивалось  налогообложение экспортных операций в целом. В связи с этим на практике возникла острая необходимость проведения либерализации в области налогового регулирования отечественного экспорта.

Для производителей поставляемой на экспорт машино технической продукции предусматривалось совершенствование соответствующей нормативно-правовой базы в части, касающейся таможенного режима переработки под таможенным контролем, а также таможенного режима выпуска для свободного обращения.

В первом случае подразумевалось, что импортер при ввозе продукции может декларировать таможенный режим ее переработки, предполагающий освобождение от уплаты импортных пошлин и налогов, взимаемых таможенными органами. Последние должны были контролировать целевое использование ввезенной таким образом продукции, допуская применение таможенного режима переработки и в тех случаях, когда доля товаров российского производства в стоимости поставляемых на экспорт машино технических изделий достаточно высока, но не превышает 50%.

Во втором случае речь шла о возможности применения условного выпуска товаров, предусматривавшего предоставление отсрочки уплаты таможенных пошлин и налогов на время, объективно необходимое для производства и сбыта машино технической продукции за рубежом, или же не взимание таможенных платежей, а также процентов за предоставление отсрочки их уплаты, если экспорт указанной продукции предполагалось произвести в течение заранее установленного срока.

 

 

1.3 Содействие в продвижении отечественной  продукции на внешние рынки

Одной из основных функций, определяющих деятельность Минэкономразвития России, является выработка государственной политики в сфере внешнеэкономической деятельности, торговли, развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса (постановление Правительства Российской Федерации от 27 августа 2004 г. № 443, утверждающее Положение о Министерстве).

Важнейшей задачей государственной  политики в сфере внешнеэкономической  деятельности и торговли, определяемой Минэкономразвития России, является стимулирование и поддержка экспорта продукции отечественных товаропроизводителей с целью оказания политического содействия российским экспортерам в доступе на новые рынки сбыта, направленное на устранение дискриминационного подхода в отношении российских экспортеров путем присоединения России к ВТО и признание рыночного статуса российской экономики.

В этой связи весьма существенным фактором, влияющим на установление деловых  контактов, направленным на улучшение  условий для экспортной деятельности, являются презентации отечественной  продукции как внутри страны, так и за рубежом на конкурсах и международных выставочно-ярмарочных мероприятиях.

В ноябре 1999г. Правительством России было принято решение о  создании Комиссии Правительства Российской Федерации по выставочно-ярмарочной деятельности, которая на одном из первых своих заседаний приняла решение о разработке Концепции развития выставочно-ярмарочной деятельности.

В 2001 году Правительством Российской Федерации и Комиссией  Правительства Российской Федерации  по выставочно-ярмарочной деятельности был принят ряд документов, характеризующих современное состояние этого сегмента рынка и определяющих задачи и перспективы его развития до 2010 года:

концепция развития выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации, одобренная 29 марта 2001г. на заседании Правительства Российской Федерации (протокол № 12);

план реализации основных положений Концепции развития выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации, одобренный Комиссией Правительства  Российской Федерации по выставочно-ярмарочной деятельности 5 декабря 2001 г. (протокол № 4).

Информация о работе Экспортная политика