Экспорт образовательных услуг в мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 19:10, контрольная работа

Описание работы

Расширение экспорта образовательных услуг в последние десятилетия вошло в число приоритетов государственной политики всех стран мира. Интерес любого государства к расширению экспорта образовательных услуг можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, подготовка специалистов для зарубежных стран является одной из причин для создания и поддержания рабочих мест в сфере образовательных услуг. Во-вторых, подготовка специалистов для других стран – это содействие реализации геополитических и экономических интересов страны.

Файлы: 1 файл

Без имени 1.doc

— 36.00 Кб (Скачать файл)

Московский государственный институт

 международных отношений

(Университет)

МИД России

 

 

Кафедра мировой экономики

 

 

Информационно-аналитическая справка

по теме: «Экспорт образовательных услуг в мире»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Подготовила:

Студентка 3-й академической группы

                                                  2-го курса факультета МЭО  
                            Сироткина Екатерина

 

                                           Научный руководитель: 
                к.э.н. Волков А.М.  

 

 

 

 

 

 

 

Москва

1 декабря 2014

Содержание

Введение

 

Расширение экспорта образовательных услуг в последние десятилетия вошло в число приоритетов государственной политики всех стран мира. Интерес любого государства к расширению экспорта образовательных услуг можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, подготовка специалистов для зарубежных стран является одной из причин для создания и поддержания рабочих мест в сфере образовательных услуг. Во-вторых, подготовка специалистов для других стран – это содействие реализации геополитических и экономических интересов страны. В-третьих, стремление привлечь иностранных студентов подталкивает вузы к реформированию системы подготовки специалистов с учетом требований мирового рынка труда, повышению качества обучения, разработке новых учебных программ и курсов с «включением международных компонентов», обеспечивающих подготовленность выпускников к работе в условиях глобальной экономики, и превращению национальных университетов в международные научно-образовательные комплексы. В-четвертых, наличие иностранных студентов существенно повышает репутацию вуза. Кроме того, страна-экспортер образования может получать пользу от глобальных связей с выпускниками своих вузов. В-пятых, иностранные студенты являются приоритетным источником пополнения численности населения и улучшения демографической ситуации, а также трудового потенциала, т.к. заканчивая вуз, они уже полностью интегрированы в общество – владеют языком, знакомы с культурой и законами. Кроме того, стремление стран-экспортеров образования (в особенности США, Германии, ряда других) использовать лучших иностранных выпускников для развития экономики и науки своих стран.

 

 

Глава 1

От экспорта сырья к экспорту образования.

 

На современном этапе общественного развития роль знаний, информации и интеллектуальной собственности значительно возрасла и способствует достижению высоких результатов экономической деятельности.

Образование становится одним из наиболее быстро развивающихся секторов мировой торговли услугами. Ежегодные мировые расходы на образование превышают 1 триллион долларов. Объем торговли образовательными услугами на мировом рынке в настоящее время превышает 100 миллирдов долларов. Сюда входят услуги международного высшего образования, дополнительного профессионального образования, языковых курсов, школьного образования и прочего. Потоки международной академической мобильности, по данным международных статистических исследований, составляют более 3 миллионов человек в год. Всемирная торговая организация (ВТО) включила образование в список услуг, торговля которыми регулируется положениями Генерального соглашения о торговле в сфере услуг (ГАТС).

Грамотное решение вопроса об экспорте образования дает стране-экспортеру мощный толчок для развития, а также является серьезным источником доходов, благодаря привлечению в образование, науку и экономику умов со всего мира. Помимо прочего, в глобальном мастштабе экспорт образовательных услуг является способом мягкого влияния на зарубежные государства, за счет распространения языка, культуры и ценностей страны-экспортера. Это влияние пользовалось успехом в Советском Союзе, который славился масштабами подготовки иностранных специалистов в учебных заведениях на своей территории. Однако если раньше СССР и занимал второе место после США по экспорту образовательных услуг, то в настоящее время уже Российская Федерация располагается в конце первой десятки.

На современном рынке образовательных услуг основными лидерами (на 2009 г.) являются США (19,6%), Великобритания (11%), Австралия (7,6%), Франция (7,4%) и Германия (5,9%).  На Россию приходятся около 2%.

Страна

Количество иностранных студентов

1990

2002

США

407 529

582 996

Великобритания

147 790

229 500

Германия

146 000

206 141

Франция

121 600

195 000

Австралия

29 398

157 296

СССР/Россия

126 500

95 957

Япония

45 066

95 550

Китай

14 000

61 869


 

Как видно из таблицы, за эти годы рост числа иностранных студентов в США составил 143%, в Великобритании - 155 %, во Франции - 160 %, наибольший рост в Австралии - 594 %, ( где в 2003 г. обучалось уже 174 641 ин. студентов), в Китае - 442 %. Однако Россия, наоборот, ощутила упадок в данной сфере. Количество иностранных студентов в нашей стране уменьшилось почти на 25%.

Что касается мирового рынка образовательных услуг в целом, на нем в настоящее время преобладают следующие тенденции:

1. Увеличение общего количества  иностранных учащихся в среднем  на 6% в год. И если, в 1960 г. в мире  насчитывалось 250 тыс. иностранных студентов, то к началу 80-х гг. их число  возросло до 1 миллиона, а к 2000 г. до 2,1 млн. человек. В 2009 г. общее число иностранных студентов, стажеров, аспирантов составило 3,37 млн. чел. Согласно прогнозу ЮНЕСКО, к 2025 г. численность иностранных студентов может достигнуть 7,2 млн. человек.

2. Высокая конкуренция среди  всех стран-участниц рынка.

3. Появление «новых» региональных  стран-лидеров.

4. Развитие интеграционных процессов  в мировом образовательном пространстве.

5. Рост степени привлекательности  профессионального образования  и, как следствие, увеличение спроса  на услуги образовательных институтов за счет разнообразия профессиональных образовательных программ по уровню получения образования, срокам обучения, составу нормативно-методических и учебно-методических материалов, профессорско-преподавательскому составу.

6. Развитие трансграничных форм обучения иностранных граждан.

7. Развитие информационных технологий (ИТ) и телекоммуникаций.

8. Интернационализация и гармонизация  национальных систем высшего  образования.

 

Глава 2

Регулирование экспорта образовательных услуг: мировой опыт

 

Регулированием мирового рынка образовательных услуг на наднациональном уровне занимаются многие международные и региональные организации. Их деятельность заключается в координации усилий мирового сообщества по обеспечению развития сферы образования, предоставлении площадки для дискуссий и обмена опытом, ведении научных исследований, сборе и аналитической обработке данных, разработке рекомендаций по совершенствованию международной образовательной деятельности, подготовке публикаций и др. В борьбе за иностранных студентов страны применяют различные методы по продвижению и стимулированию за рубежом собственных учебных программ для привлечения большего количества иностранных студентов для обучения в высших учебных заведениях своих стран. В связи с этим, были предложены три модели систем высшего образования по типу стимулирования экспорта образовательных услуг:

Традиционная (Великобритания, Германия, Франция, США, а также Австралия и Новая Зеландия, которые уверенно закрепились в списке лидеров мирового рынка образовательных услуг и Россия, которая также является лидером, но значительно сдала свои позиции). Входящие сюда страны славятся историей и традиционным качеством образования. Данные страны создавали схему обучения в течение длительного периода, начиная от становления и развития собственной системы высшего образования и до получения признания на мировом рынке. Эти страны имеют динамично развивающуюся систему реализации международных образовательных программ, ставшую фактически одной из наиболее рентабельных видов экспортной деятельности.

Догоняющая (Китай, Малайзия, Сингапур, ЮАР) – данные страны, обладают высоким образовательным потенциалом и способны предложить качественный продукт по доступным ценам, а также являются в высокой степени интегрированными в мировую сеть высшей школы и продолжают активную работу по наращиванию своих позиций на мировом рынке высшего образования. Основной причиной притока иностранных студентов в данные страны является открывающаяся возможность сэкономить на обучении и проживании, но при этом получить высокое по качеству образование, с большим выбором программ и курсов на английском языке. Жить и учиться в этих странах оказывается дешевле, чем в стране проживания или в более развитом государстве.

Новый тип (Бахрейн, Катар, ОАЭ) – без развития собственной системы высшего образования, а через создание свободной экономической зоны в сфере высшего образования. Входящие сюда страны открывают на своей территории кампусы и представительства ведущих университетов иностранных государств. Эта модель довольно новая как для региона Персидского залива, так и для всего мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Экспорт образовательных услуг в мире