Экономическое сотрудничество России и СНГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 20:22, доклад

Описание работы

Экономическое сотрудничество с государствами-участниками СНГ является одним из приоритетных направлений внешней политики России. Экономические связи со странами Содружества развиваются в двустороннем и многостороннем форматах на основе принципов прагматизма, взаимной выгоды и учета интересов партнеров. В двустороннем сотрудничестве ключевую роль играет организация деятельности межправительственных комиссий. В ходе заседаний принимаются решения, направленные на совершенствование торгово-экономического сотрудничества со странами СНГ, увеличение объемов торговли и реализацию крупных инвестиционных проектов.

Файлы: 1 файл

Доклад СНГ.doc

— 304.50 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 
 
 
 
 

Доклад

По предмету: «Внешнеэкономическая деятельность»

На тему: экономическое сотрудничество России и СНГ 
 
 
 
 
 
 

                      Выполнили:

                      Ст.группы ВТЭ-360

                      Ким В., Шевчук К.,

                      Оганджанянц Д. 
                       

Волгоград 2010

 

Экономическое сотрудничество с государствами-участниками СНГ является одним из приоритетных направлений внешней политики России. Экономические связи со странами Содружества развиваются в двустороннем и многостороннем форматах на основе принципов прагматизма, взаимной выгоды и учета интересов партнеров. В двустороннем сотрудничестве ключевую роль играет организация деятельности межправительственных комиссий. В ходе заседаний принимаются решения, направленные на совершенствование торгово-экономического сотрудничества со странами СНГ, увеличение объемов торговли и реализацию крупных инвестиционных проектов.

Интеграционные процессы на пространстве Содружества осуществляются в формате СНГ, Евразийского экономического сообщества, Союзного государства России и Беларуси, Шанхайской организации  сотрудничества.

Настоящая Стратегия экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года (далее – Стратегия) разработана в соответствии с положениями Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств и Плана основных мероприятий по ее реализации, принятых Советом глав государств СНГ 5 октября 2007 года.

Стратегия базируется на основополагающих документах, принятых в рамках Содружества, результатах научных исследований и анализа экономической ситуации, сложившейся в государствах – участниках СНГ в ходе экономических реформ и интеграционных процессов, и предполагает реализацию ее положений на период до 2020 года.

Стратегия – комплексный  документ, представляющий собой систему  согласованных государствами –  участниками СНГ взглядов на общие  цели, приоритеты и перспективы социально-экономического развития для углубления межгосударственных экономических отношений и превращения Содружества Независимых Государств в полноправного значимого участника системы международных экономических отношений.

Целью Стратегии являются придание дополнительных импульсов экономическому взаимодействию государств – участников СНГ, обеспечение устойчивого развития, экономической безопасности, повышение благосостояния и качества жизни населения на основе синергетического эффекта и эффекта масштаба, конкурентоспособности национальной экономики государств – участников СНГ и укрепления их позиций в мировой хозяйственной системе.

Содружество Независимых  Государств является одним из действующих в мире межгосударственных региональных экономических объединений, развитие которого лежит в русле важнейших мировых тенденций – глобализации и регионализации.

Эффективное использование  комплекса возможностей внутреннего  и внешнего характера, включая взаимовыгодное экономическое сотрудничество, открывает перед государствами – участниками СНГ реальные перспективы динамичного экономического роста и усиления их влияния на развитие мировой хозяйственной системы.

Содружество Независимых  Государств обладает значительным ресурсным  потенциалом. Оно занимает 16,4 % мировой территории, на которой проживает примерно 4,4 % мирового населения. На долю СНГ приходится примерно 20 % мировых запасов нефти, 40 % природного газа, 25 % угля, 10 % производства электроэнергии, 25 % мировых запасов леса, почти 11 % мировых возобновляемых водных ресурсов и 13 % пахотных земель. Транспортно-коммуникационные системы государств – участников СНГ играют все большую роль в мировых транспортных связях.

В 2007 году в СНГ было произведено 3,1 % мирового валового внутреннего продукта (по курсам национальных валют к доллару США), а экспорт товаров из государств – участников СНГ составлял 3,6 % общемирового показателя.

Имеющийся значительный потенциал является достаточной  основой для увеличения объемов  производства, обеспечения экономической устойчивости и повышения благосостояния граждан государств – участников СНГ.

По данным таможенной статистики в январе-сентябре 2009 года внешнеторговый  оборот России составил 321,4 млрд. долларов США (с учетом данных о торговле с Республикой Беларусь) и по сравнению с январем-сентябрем 2008 года уменьшился на 43,9%, в том числе со странами СНГ – 47,0 млрд. долларов США (снижение на 45,0%). 

Экспорт России в  январе-сентябре 2009 года составил 206,6 млрд.долларов США и по сравнению с январем-сентябрем 2008 года уменьшился на 44,3%, в том числе в страны СНГ – 32,2 млрд.долларов США (снижение на 42,4%).  Сокращение стоимостных объемов экспорта вызвано снижением уровня средних цен основных сырьевых товаров, экспортируемых Россией, тогда как физические объемы экспортных поставок остались на уровне прошлого года. 

Импорт России  в январе-сентябре 2009 года составил 114,8 млрд.долларов США и  по сравнению  с январем-сентябрем 2008 года снизился на 43,1%, в том числе из стран  СНГ – 14,8 млрд.долларов США (снижение на 49,8%).  Снижение стоимости импорта обусловлено в основном падением физических объемов импортных поставок, при этом средние цены ввезенных товаров изменились незначительно.  

Сальдо торгового  баланса сложилось положительное  в размере 91,7 млрд. долларов США, что на 76,9 млрд. долларов США меньше, чем в январе-сентябре 2008 года, в торговле со странами СНГ – 17,4 млрд. долл. США (уменьшение на 9,0 млрд.долларов США).  

В страновой структуре  внешней торговли России на страны СНГ в январе-сентябре 2009 года приходилось 14,6% российского товарооборота (в январе-сентябре 2008 года – 14,9%), на страны ЕврАзЭС – 9,0% (8,3%). 
 
 
 

Объемы  торговли со странами СНГ в январе-сентябре 2009 года

(миллионов долларов  США)

  Оборот Экспорт Импорт В % к январю-сентябрю                2008 года
  оборот экспорт импорт
  Белоруссия1 16477,9 11748,9 4729 59,5 61,4 55,2
  Украина 14719,2 8661,4 6057,8 44,7 43,5 46,5
  Казахстан 9131,4 6589 2542,4 59,2 64,9 48,3
  Узбекистан 1777,7 1246,7 531 71,6 86 51,4
  Азербайджан 1264 1096,7 167,3 75,5 77,9 62,6
  Киргизия 927,7 646,3 281,4 69,3 68,4 71,4
  Туркмения 832,9 801,8 31,1 132,6 146,6 38,4
  Молдавия 645,6 427,2 218,4 49 53,3 42,4
  Таджикистан 540,9 401,2 139,7 74,6 68,4 101,3
  Армения 493,8 418,1 75,7 76,6 84,1 51,3
  Грузия 173,5 150,1 23,4 35,8 33,8 57,5
Всего 46984,6 32187,4 14797,2 748,4 788,3 626,3
 

Основными торговыми  партнерами России, определяющими состояние  торговых отношений с государствами  Содружества, остаются Белоруссия, Украина  и Казахстан, формирующие вместе с Россией Единое экономическое пространство (ЕЭП). На долю этих трех государств приходится более 90% товарооборота России со странами СНГ, или 16,2% общего объема российского внешнеторгового оборота.

Торгово-экономическое  сотрудничество Российской Федерации со странами СНГ

К настоящему времени  как в России, так и в рамках СНГ приняты основополагающие документы, которые определяют основные подходы, приоритеты и перспективы работы на пространстве Содружества. В России это одобренные Правительством Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (раздел «Внешнеэкономическая политика») и Основные направления внешнеэкономической политики Российской Федерации на период до 2020 года. Наряду с Концепцией внешней политики Российской Федерации эти документы определяют основные интересы России в СНГ, ключевые принципы и приоритеты внешнеэкономической политики в регионе.

Согласно Концепции  внешней политики Российской Федерации, наша страна выстраивает дружественные отношения с каждым из государств Содружества на основе равноправия, взаимной выгоды, уважения и учета интересов друг друга. С государствами, которые проявляют готовность к этому, развиваются отношения стратегического партнерства и союзничества. Мы последовательно придерживаемся рыночных принципов в качестве важного условия развития подлинно равноправных взаимоотношений. Эти базовые принципы являются объективной предпосылкой для продвижения современных форм интеграции на пространстве Содружества.

Страны СНГ - это  важный рынок сбыта российских несырьевых товаров и услуг, в первую очередь  машин и оборудования, приоритетная площадка для российских инвестиций, регион, позволяющий реализовывать  транзитный потенциал России и стран-партнеров.

К приоритетным вопросам экономического сотрудничества России со странами Содружества на предстоящий период можно отнести формирование общих рынков труда, транспортных услуг, межрегиональное и приграничное сотрудничество, создание совместных предприятий и промышленно-финансовых групп, транснациональных корпораций. С этой целью предстоит:

- продолжать работу по совершенствованию нормативной правовой базы сотрудничества, дальнейшей либерализации взаимной торговли, завершению формирования таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана и элементов единого экономического пространства;

- предложить странам  Содружества эффективные антикризисные  программы, а возможно и антикризисные  кредиты, направленные на минимизацию  последствий влияния кризиса  на реальный сектор экономики, финансовую и банковскую сферы;

- активизировать  участие российских предпринимателей  в приватизационных процессах  в странах СНГ, в том числе  в Украине, Белоруссии (промышленные  и сельскохозяйственные предприятия), Казахстане (главным образом, организации банковской сферы), и с этой целью обеспечить отечественному бизнесу всестороннюю поддержку;

- сформировать более активную экономическую повестку двусторонних отношений, в том числе заседаний межправительственных комиссий со странами СНГ (поддержка реализуемых и намечаемых проектов с участием российского бизнеса, создание выгодных условий для участия российского бизнеса в процессах приватизации и конкурсах по госзакупкам и др.);

- эффективно использовать  как важное конкурентное преимущество  транспортный и транзитный потенциал Содружества Независимых Государств, обусловленный во многом выгодным географическим положением. Речь идет о развитии системы трубопроводного транспорта для расширения рынка сбыта энергоносителей, о создании международных транспортных коридоров для приближения регионов, в первую очередь приграничных, к международным рынкам сырья, товаров и услуг;

- приступить к разработке и реализации крупных инвестиционных проектов в области энергетики, в том числе атомной, транспорта,  исследований космоса, нацеленных на реализацию конкурентных преимуществ России и государств-участников СНГ. Обозначить лидирующую роль России в их финансировании.

Мировой финансовый и экономический кризис оказывает  существенное негативное влияние на экономическую ситуацию в странах СНГ, которые вплоть до последнего времени были одним из самых динамично развивающихся регионов мира. Сила воздействия кризиса на экономику стран СНГ проявляется по-разному в зависимости от степени их интеграции в глобальную  экономику, состояния финансовой и банковской систем, фондового рынка. К концу 2008 года экономика ряда стран Содружества в полной мере ощутила влияние мирового финансово-кредитного кризиса - особенно заметным оно было в странах с относительно более высоким уровнем интеграции в мировую экономику.

Как и в других государствах, в странах СНГ от кризиса страдают реальный сектор экономики, государственные финансы, фондовый рынок, валютная и банковская сферы. Негативное воздействие на основные отрасли экономики стран СНГ оказало снижение мировых цен на нефть, металлы, зерно, а также сокращение внешнего спроса на ряд экспортируемых странами Содружества товаров.

Информация о работе Экономическое сотрудничество России и СНГ