Эффективность внешнеэкономического взаимодействия Китайской Народной Республики и Республики Казахстан в условиях глобализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2015 в 13:51, дипломная работа

Описание работы

Цель и задачи исследования. Целью работы является исследование процесса внешнеэкономического взаимодействия Республики Казахстан с Китайской Народной Республикой, обоснование подходов к оценке его эффективности, а также на этой основе разработка перспективных направлений развития внешнеэкономических связей государств.
Поставленная цель вызвала необходимость разрешения следующего круга задач:
изучение экономической сущности процесса взаимодействия стран на современном этапе;
исследование проблемы достижения экономической эффективности внешнеэкономического взаимодействия стран;
обобщение опыта развития внешней торговли в исследуемых странах-партнерах;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические основы эффективности внешнеэкономического взаимодействия стран
1.1 Сущность внешнеэкономического взаимодействия стран
1.2 Природа внешнеэкономического взаимодействия стран и факторы, влияющие на него
1.3 Методические подходы к определению эффективности внешнеэкономического взаимодействия стран
2. Состояние внешнеэкономического взаимодействия РК и КНР
2.1 Внешняя торговля КНР на современном этапе
2.2 Современное состояние внешней торговли РК
2.3 Оценка развития форм внешнеэкономического взаимодействия РК и КНР
3. Эффективность и перспективы внешнеэкономического взаимодействия РК и КНР
3.1 Геостратегические факторы внешнеэкономических связей РК и КНР
3.2 Эффективность внешнеэкономического взаимодействия РК с КНР и прогнозирование сценария связей стран
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

diplom.docx

— 413.30 Кб (Скачать файл)

Усиление глобальной конкуренции приводит также к острой борьбе за снижение идержек и прежде всего затрат на заработную плату. Это, в свою очередь, создает новые рабочие места в странах-получателях ПИИ и является дополнительным фактором привлекательности таких инвестиций. Растущая армия квалифицированных кадров и рабочей силы, предлагающих свои услуги по вполне конкурентной цене, продолжающаяся глобализация производственных процессов в промышленности и быстрый рост довольно емких рынков в ряде развивающихся стран повышают их привлекательность как новых центров НИОКР и притока ПИИ.

Если в конце мая 2000г. в КНР действовало более 35 тысяч совместных предприятий из более 180 стран мира, то только за 2006г. было создано 41485 предприятий с участием ПИИ, что на 5,8% меньше, чем годом ранее. Общий объем реально использованных ПИИ составил 69 млрд. 470 млн. долл. США, на 4,1% меньше, чем в 2005г. Привлечение ПИИ в 2006, 2007 и 2008 гг. сохранилось на высоком уровне, т.е. соответственно, составило 63 млрд. долл. США, 74,6 млрд. долл. США и 80 млрд. долл. США.

Однако, с конца 2008г. началось резкое сокращение иностранных капиталовложений, которые наряду с экспортом длительное время были движущими силами китайского «экономического чуда». В Китае отмечен был прирост поступлений ПИИ лишь в сентябре 2009г., и их сумма составила 7,9 млрд. долл. США, что на 18,9% превышает показатель того же периода прошлого года.

По данным мониторга КНР, несмотря на появившиеся признаки улучшения ситуации, объем использованных прямых иностранных инвестиций за первые девять месяцев текущего года упал на 14% и составил 63,8 млрд. долларов США. Эксперты связывают эту ситуацию с экономическим спадом в ведущих странах мира под влиянием мирового финансового кризиса и проблемами с ликвидностью на международных финансовых рынках.

Хотя ПИИ по итогам 2009г. сократятся на 47%, до 900 млрд. долл. США, по сравнению с 1,7 трлн. долл. США в прошлом году, сообщает агентство Bloomberg со ссылкой на отчет ЮНКТАД, к докризисному уровню показатель вернется только к 2011г. и достигнет 1,8 трлн. долл. США. За первый квартал 2009 года падение по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составило 44%. Сократившиеся корпоративные прибыли, а также обрушение мировых фондовых рынков значительно сократили и размер, и перспективы международных слияний и поглощений - основного вида прямых иностранных инвестиций не только в развитых, но и развивающихся странах при расчете прямых иностранных инвестиций учитываются также инвестиции иностранных граждан, вкладывающих деньги в предприятия других стран, а также в совместные предприятия, работающие одновременно и на родине инвестора, и за рубежом.

В 2008г. инвестиции упали на 14% после пятилетнего периода роста, который окончился в 2007г., когда был достигнут исторический максимум прямых иностранных инвестиций общим объемом в 2 трлн. долл. США.

Позже других это снижение ощутили переходные экономики юго-восточной Европы и СНГ, где уменьшение началось только в конце 2008-начале 2009 гг. Мировой кризис изменил и саму структуру инвестиций. Теперь 43% приходится на долю развивающихся и переходных экономик, таких как Россия и Китай.

Лидером по количеству привлеченных инвестиций в 2008г. остались США. Им удалось привлечь 621 млрд. долл. США. Китай и Россия также пополнили группу лидеров, получив 108 млрд. долл. США и 70 млрд. долл. США, соответственно.

Крупнейшим инвестором также остались США, в 2008г. они инвестировали 312 млрд. долл. США, что меньше, чем в 2007г., когда прямые иностранные инвестиции были на уровне 378 млрд. долл. США. Основные формы использования КНР иностранных иностранных капиталов является: иностранные займы правительства; кредиты, предоставляемые международными организациями; иностранные займы коммерческих банков; прямые иностранные инвестиции и экспортные кредиты.

Основной способ при отсутствии средств - использование иностранного капитала для решения социальной модернизации в формах, как:

– финансовый кредит, в том числе в виде экспортных кредитов, государственные займы, межбанковские сделки, на международном рынке по сбору средств от международных займов организации;

– использование кредитов: товарные кредиты или кредиты для бизнеса переработки и сборки;

– прямые инвестиции, включая иностранные совместные предприятия и предприятия нерезиденты;

– для международных связей социального экономического строительства и использования иностранных инвестиций, возможно, из-за отсутствия средств на строительство, чтобы обеспечить, ряд ключевых, наиболее важных проектов. Они могут способствовать развитию в высокотехнологичных новых отраслях и секторах развития, оптимизации структуры промышленности и может способствовать развитию внутренних ресурсов, укрепления самостоятельности.

При оценке перспектив экономического развития Китая на ближайший период можно полагать, что общее направление его экономической политики останется неизменным. Перечислим наиболее важные, на нащ взгляд.

Формирование свободной экономической зоны (СЭЗ). При создании СЭЗ преследовались практически все цели, связанные обычно с привлечением иностранного капитала: освоение современных технологий и управленческого опыта, рост валютных доходов, отработка мероприятий хозяйственной реформы и др. Кроме того, предполагалось, что сотрудничество с инвесторами из Гонконга, Макао и Тайваня может стать важным моментом в процессе воссоединения страны. Система льгот для иностранных инвесторов в СЭЗ включает:

  • налоговые льготы - подоходный налог с предприятий, основанных с иностранным участием составляет 15% прибыли по сравнению с 30% во внутренних районах;
  • таможенные льготы - предприятия с иностранным участием имеют право на беспошлинный ввоз сырья, материалов и оборудования для производства экспортной продукции; экспорт готовой продукции осуществляется беспошлинно;
  • льготы в землепользовании: в СЭЗ понижены тарифы арендной платы за землю для СП, допускается аренда крупных участков земли на срок до 70 лет для хозяйственного освоения с правом передачи в субаренду;
  • упрощенный визовый режим - иностранные граждане могут получить визу прямо на границе, предъявив паспорт и письменное приглашение администрации СЭЗ, с территории КНР въезд в СЭЗ для них осуществляется беспрепятственно, для китайских граждан требуется специальное разрешение.

В отличии от СЭЗ, создававшихся в начале 80-х гг. прошлого столетия на основе небольших поселков городского типа (кроме Сямэня), Китай начал формирование «открытых» городов, которые представляют собой многонаселенные старые промышленные центры:

    • города с комплексной многоотраслевой структурой промышленности (Шанхай, Тяньцзинь, Гуанчжоу);
    • крупные порты (Далянь и Циндао), обладающие развитой, но несбалансированной промышленной базой;
    • средние по размерам (Яньтай, Наньтун, Нинбо, Чжаньцзян) и небольшие (Фучжоу, Вэньчжоу, Бэйхай) порты с промышленностью, специализирующейся на трудоемких отраслях;
    • крупный (Циньхуандао) и средний (Ляньюньган) по размерам порты со слаборазвитой промышленной базой, главной отраслью специализации которых являются грузовые перевозки.

Создание открытых приморских зон завершило формирование приморского «пояса открытости», охватывающего как сложившиеся промышленные центры, так и их ближайшую периферию.

Стратегия развития зон предусматривает использование в экспортных отраслях промышленности избыточных трудовых ресурсов сельских районов. По льготности инвестиционный режим здесь занимает промежуточное положение между СЭЗ и внутренними районами страны.

Наряду с этим создавались зоны высоких технологий, а также зоны свободной торговли (ЗСТ), целью которых было развитие сферы услуг, связанных с внешнеторговыми операциями (хранение транзитных грузов, упаковка, обработка и т.д.). Бюджетное финансирование научно-технического развития в 2008г. составило 14,53 млрд. долл. США (116,3 млрд. юаней). Это были замкнутые анклавы, условия хозяйствования в которых максимально приближены к международным. По налоговому режиму ЗСТ аналогичны СЭЗ. Поощряются иностранные инвестиции в инфраструктуру внешнеторговой деятельности (портовые, складские помещения и т.д.) и финансовый сектор. Из бюджета в 2008г. было выделено 5,28 млрд. долларов США (42,3 млрд. юаней) в поддержку 10 приоритетных программ в области экономии энергоресурсов и экологической безопасности и охраны.

Таким образом, начавшийся в 1992г. процесс «приграничной открытости» распространился вдоль южных и северных границ Китая. Во внутренних районах южных провинций активизировались связи со странами Юго-Восточной Азии. С 1978г. по 2008г. объем внешней торговли увеличился примерно в 200 раз.

В итоге только за 2008г., несмотря на мировой кризис, ВВП был на уровне 4,22 трлн. долларов США, рост составил более 9%, в расчете на душу населения ВВП превысил 3 тыс. Долл. США. При этом внешнеторговый оборот страны достиг 2,56 трлн. долл. США и рост составил 17,8%. Экпорт в 2008г. составлял 1428,5 млрд. долл. США, увеличение произошло на 17,2%, импорт достиг 1133,1 млрд. долл. США, увеличение – на 18,5%. Активное сальдо годового торгового баланса составляет 295,5 млрд. долл. США, что по сравнению с 2007г. увеличилось на 32.8 млрд. долл. США.

Осуществляя «реформы открытости» и используя представившиеся возможности, Китай за эти годы значительно продвинулся вперед. Ныне он занимает одно из ключевых мест в мировом хозяйстве, а его доля в структуре мирового ВВП достигла 6,78%. С начала 2009г., резерв иностранной валюты Китая составляет 1950 млрд. долл. США. Все это указывает на то, что Китай становится важным звеном в мировой экономической системе, самой крупной страной в мире и по резерву иностранной валюты.

 

2.2 Современное состояние внешней  торговли РК

 

Развитие внешнеторгового сектора РК осуществляется в соответствии с казахстанским законодательством, которое регулирует внешнюю торговлю. Основные нормативные акты, принятые в 90-х годах были направлены на регулирование проведения валютных операций в стране: Закон РК «О валютном регулировании», Указ Президента РК «О неотложных мерах по развитию валютного рынка в Республике Казахстан», «О мерах по упорядочению и развитию валютного рынка Республики Казахстан на 1995 год» и др.

В связи с тем, что государственное регулирование ВЭД, в первую очередь, было связано с применением мер тарифного и нетарифного регулирования, то указанные меры получили наибольшее развитие за несколько лет независимости РК, но в то же время не был отработан системно-аналитический подход в использовании этих мер.

Отсутствовали законодательные акты, непосредственно посвященные вопросам поддержки государством экспорта. Развитие экспорта страны на протяжении 1991-1998гг. происходило под влиянием причин и внутри-, и внешнеэкономического характера (экономический кризис, характеризующийся спадом промышленного производства, бесконтрольный вывоз за рубеж казахстанских сырьевых товаров и др.).

Последующие годы характеризуются тенденцией либерализации в регулировании внешней торговли: отмена квотирования экспорта, сокращение перечня лицензируемой продукции, упрощение порядка получения лицензий и др.

В настоящее время государственная внешнеторговая политика осуществляется в первую очередь, посредством таможенно-тарифного регулирования и методов нетарифного регулирования.

Юридический порядок внешнеторгового регулирования в РК предусмотрен в Законе «О регулировании торговой деятельности» от 12 апреля 2004г. (с внесенными изменениями и дополнениями по состоянию на 11 декабря 2006г.) и другими нормативными и правовыми актами.

Ставки импортных и экспортных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, утверждены Постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 декабря 2007г. «О таможенном тарифе и ТН ВЭД Республики Казахстан» (с дополнениями от 6 февраля 2008г.)

Установлена классификация товаров при осуществлении ВЭД по 10-ти значной товарной номенклатуре, основанной на Международной конвенции о гармонизированной системе описания и кодирования товаров.

При осуществлении торгово-политических отношений РК с иностранными государствами предусмотрены тарифные преференции, предоставляемые Казахстаном в виде освобождения от уплаты пошлины, снижения ставок пошлин либо установления квот в отношении товаров происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, пользующихся национальной системой преференций Республики Казахстан.

В частности товары, ввозимые в Казахстан из наименее развитых стран, освобождаются от обложения таможенными пошлинами, а к товарам, ввозимым в Казахстан из развивающихся стран, применяются ставки таможенных пошлин в размере 75% от таможенных пошлин, указанных в приложениях к Постановлению Правительства Республики Казахстан «О таможенном тарифе и ТН ВЭД Республики Казахстан» (с дополнениями от 6 февраля 2008г.). Товары, ввозимые и вывозимые из стран СНГ-участниц многостороннего Соглашения в зону свободной торговли и стран-членов ЕврАзЭС, также освобождены от уплаты таможенных пошлин, налогов и сборов.

Регулирование других видов ВЭД осуществляется на основе других законодательных актов РК, в числе которых следует назвать:

- В соответствии с налоговым законодательством при импорте товаров на территорию Казахстана предусмотрены отчисления в бюджет в виде налога на добавленную стоимость (НДС). Ставка НДС по облагаемому импорту равна 13% от размера облагаемого импорта. В части экспорта, оборот по реализации товаров на экспорт облагается по нулевой ставке.

- Основы валютного регулирования предусмотрены в Законе Республики Казахстан «О валютном регулировании и валютном контроле» и в введенных с 1 января 2007г. новых Правилах осуществления экспортно-импортного валютного контроля в Республике Казахстан.

Информация о работе Эффективность внешнеэкономического взаимодействия Китайской Народной Республики и Республики Казахстан в условиях глобализации