Эффективность использования основных фондов АТП,оценка износа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 18:25, курсовая работа

Описание работы

Транспорт является важной производственной инфраструктурой, обеспечивающей основное производство. Поэтому важна стабильная работа автотранспортных предприятий, занимающихся грузовыми и пассажирскими перевозками. Производственный процесс на каждом автотранспортном предприятии осуществляется при участии средств производства, то есть средств труда и предметов труда, которые составляют вещественное содержание основных и оборотных фондов. Важную часть основных производственных фондов автотранспортного предприятия составляют транспортные средства, которые обычно занимают более 50% в структуре основных фондов автотранспортного предприятия.

Содержание работы

Введение.

1. Основные фонды АТП и повышение эффективности их использования.
1.1 Формирование основных фондов.
1.2 Классификация основных фондов предприятия.
1.3 Основные производственные фонды АТП.
1.4 Сроки службы основных фондов.
1.5. Показатели эффективности использования основных фондов.
2.Способы оценки основных фондов.
3.Структура основных фондов АТП.
4.Износ основных фондов.
5 .Амортизация основных фондов.
5.1.Ускоренная Амортизация.
5.2.Определение среднегодовой стоимости основных производственных фондов.
Заключение.

Файлы: 1 файл

курсовая экономика Кирогло В,Ф..docx

— 891.65 Кб (Скачать файл)

5.1. Ускоренная амортизация.

Как правило предприятия применяют  порядок равномерного начисления износа (амортизации) по основным средствам  в течении срока их полезного использования, величина которого зависит от двух факторов: 

  1. величины первоначальной (балансовой) стоимости основных средств, сложившейся из покупной стоимости, затрат на транспортировку, монтаж, установку, без налога на добавленную стоимость;

 

  1. норм амортизационных отчислений (постановление СМ СССР №1072 от 22.10.90г. «О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР»).

 
В целях создания финансовых условий  для ускорения внедрения в  производство научно-технических достижений и повышения заинтересованности предприятий в ускорении обновления и техническом развитии активной части основных производственных фондов (машин, оборудования, транспортных средств) предприятия могут производить так называемую ускоренную, то есть более быструю по сравнению с нормативными сроками службы основных средств, амортизацию активной части производственных основных фондов, введенных в действие после 1 января 1991 года. 
 
Однако практика применения ускоренной амортизации на общих основаниях незначительна. Это обстоятельство объясняется рядом причин. Основными из них являются, во-первых, множественность условий, выполнение которых обязательно для получения возможности проведения ускоренной амортизации. 
 
Ускоренную амортизацию применять в отношении: 

  • активной части (машины, оборудование, транспортные средства) основных производственных фондов, введенных в действие после 1 января 1991 года;
  • фондов используемых для увеличения выпуска средств вычислительной техники, новых прогрессивных видов материалов, приборов,
  • оборудования, расширения экспорта продукции в случаях, когда предприятия осуществляют массовую замену изношенной и морально устаревшей техники, новой более производительной;
  • требуется согласование этого вопроса с экономическим ведомством;
  • при соблюдении выше перечисленных условий установления годовая норма амортизационных отчислений на полное восстановление увеличивается, но не более чем в два раза.

 
Во-вторых, политика проведения ускоренной амортизации ведет к завышению  себестоимости, как следствие к  завышению цен реализации на производимую продукцию. В настоящее время  многие промышленные предприятия столкнулись  с проблемой реализации продукции, так как по установленным ценам  товар уже не может быть распродан. 
 
Метод исчисления ускоренной амортизации не распространяется на следующие виды машин, оборудования и транспортных средств: 

  • машины, оборудование и транспортные средства, нормативный срок которых до 3 лет;
  • отдельные виды оборудования самолетно-моторного парка Аэрофлота, нормативный срок службы которых определяется в зависимости от количества часов работы самолетов и вертолетов;
  • подвижной состав автомобильного транспорта, по которому начисление амортизации на реновацию производится по нормам, определяемым в процентах от стоимости автомашины, отнесенной к 1000 км фактическою пробега.

 
В положении о порядке начисления амортизационных отчислений по основным фондам в народном хозяйстве от 29 декабря 1990 года №ВГ – 9Д утвержденный государственным планом СССР о применении ускоренной амортизации активной части  основных фондов в целях создания финансовых условий для ускоренного  внедрения в производство научно-технических  достижений и повышения заинтересованности предприятий в ускоренном обновлении и техническом развитие составной  части основных производственных фондов (машины, оборудование), предоставляя им право принимать методы ускоренной амортизации активной части основных фондов. 
 
Ускоренная амортизация целевым методом более быстрое по сравнению с нормальными сроками службы основных фондов полное перенесение их балансовой стоимости на издержки производства и обращения. При введении ускоренной амортизации предприятие принимает равномерный (линейный) метод исчисления, при этом утвержденная в установленном порядке норма годовых амортизационных отчислений на полное восстановление увеличивается но не более чем в два раза. 
 

 

5.2 Определение среднегодовой стоимости основных производственных фондов.

Ликвидационная стоимость —  это стоимость реализации изношенных и снятых с производства основных фондов (часто это цена лома). 
 
Среднегодовая стоимость основных фондов определяется на основе первоначальной стоимости с учетом их ввода и ликвидации по следующей формуле: 
 
 
 
где Фс – среднегодовая стоимость основных фондов; 
 
Фп(б) – первоначальная (балансовая) стоимость основных фондов;  
 
Фвв – стоимость введенных фондов; 
 
ЧМ – число месяцев функционирования введенных основных фондов. 
Фл – ликвидационная стоимость (стоимость выбывающих основных фондов); 
М – количество месяцев функционирования выбывших основных фондов. 
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов может определяться и по следующей формуле: 
 
 
где Ф04, Ф07, Ф10 – соответственно стоимость наличных основных фондов на первое число четвертого, седьмого и десятого месяца, руб.; 

Фн.г., Фк.г. – стоимость наличных основных фондов на 1 января планируемого года, и на 1 января следующего года, руб.

 

Расчётная часть

Рассмотрим эффективность использования основных фондов АТП.

Повышение интенсивности  использования основных производственных фондов является важнейшим условием и резервом роста эффективности производства.

Для оценки эффективности использования основных фондов на автомобильном транспорте применяются показатели фондоотдачи, фондоемкости, фондовооруженности и рентабельности основных фондов, а также различные коэффициенты.  

 

Фондоотдача ФО — показатель, который отражает сумму доходов ∑Д,приходящуюся на 1 р. основных производственных фондов Фосн:

ФО = ∑Д/Фосн.  

 

Фондоемкость ФЕ — показатель, обратный фондоотдаче. Он характеризует стоимость основных производственных фондов, приходящуюся на каждый рубль дохода ∑Д: 

 

ФЕ = Фосн /∑Д. 

 

Фондовооруженность ФВ — показатель, характеризующий обеспеченность каждого работника основными производственными фондами: 

 

ФВ = Фосн /N, 

 

где N — среднесписочная численность работников АТП, чел.

Рентабельность основных фондов Rоф представляет собой отношение балансовой прибыли автотранспортного предприятия к сумме основных производственных фондов: 

 

Rоф Пбал/ Фосн

 

 

Таблица 1 - Состав и структура основных фондов ОАО АТП ГЛАВ-ТРАНС -1 (на конец 2013 г.)

Таблица основных фондов АТП

Виды  основных фондов                                  тыс. руб.                                в %


Здания                                                                 11 498                                   20,4%


Сооружения                                                        11 764                                   20,9%


Машины и оборудование                                    2 555                                     4,5%


Транспортные средства                                   28 278                                   50,3%


Производств. и хоз. инвентарь                               26                                      0,0%


Другие виды основных фондов                          2 127                                      3,8%


Итого                                                             56 248                                 100,0%


В т.ч.       Производственные                      55 418                                    98,5%


Непроизводственные                                           833                                      1,5%


 

В составе основных фондов наибольшую долю занимают транспортные средства

(50,3%), здания (20,4%), сооружения (20,9%). Структура  транспортных средств

приводится ниже.

 

Общие показатели эффективности использования  основных производственных фондов

ОАО АТП ГЛАВ-ТРАНС -1 и их динамика представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Обеспеченность ОАО АТП  ГЛАВ-ТРАНС -1 основными производственными фондами и эффективность их использования

 

    

Показатели

2011г

2012г

2013г

С.г. стоимость основных произ-ных фондов, т.р.

66310

56187

58995

     

в т.ч. транспортные средства

28933

29196

28278

Среднесписочное количество автомобилей

323,1

280,1

232,8

Мощность автопарка, л.с.

56240

49820

43640

Общая грузоподъемность

2601,7

2376,7

2097,5

Среднегодовая численность работников, чел.

516

541

541

Выручка от реализации, тыс. руб.

12587

21170

36186

Себестоимость продукции

11527

18959

32533

Балансовая прибыль

2228

3455

1560

Показатели обеспеченности

     

Фондовооруженность (стоимость основных

производственных фондов на 1 работника)

128,5

103,9

109,0

Фондообеспеченность (стоимость основных

производственных фондов (без стоимости

115,7

96,4

131,9

транспортных средств) на 1 автомобиль)

Показатели эффективности

Фондоотдача

0,19

0,38

0,61

Фондоемкость

5,27

2,65

1,63

Производительность труда

24,39

39,13

66,89

Капиталоемкость

11,14

12,28

13,48

Рентабельность основных фондов

3,36%

6,12%

2,6%

Коэффициент расходов

0,92

0,90

0,90


 

За последние 3 года фондоотдача  ОАО АТП ГЛАВ-ТРАНС -1 выросла в 3,2 раза, производительность труда- в 2,7 раза, фондовооруженность упала на 15%, фондообеспеченность на 12%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Основные фонды АТП составляют часть их материально-технической базы, рост и совершенствование которой является важнейшим условием увеличения объемов перевозок, прибыли и повышения их технической оснащенности.  
Особенностью основных фондов является их высокая стоимость и большая продолжительность эксплуатации, а также относительно динамичное изменение их технического уровня в результате научно-технического прогресса, что приводит к их обесцениванию. Все это обусловливает определенные требования, как к характеру приобретаемых основных фондов, так и к их эксплуатации.  
Основные фонды должны обладать высокой производительностью и экономичностью при использовании, универсальностью, надежностью в работе АТП.  
Для самостоятельных предприятий , работающих на рынок, независимо от форм собственности вопрос об эффективном использовании основных фондов – это вопрос их существования и благополучия.  
Основные фонды по своему составу неоднородны. В связи с этим существует их квалификация: по их роли в процессе производства, функциональному назначению, формам собственности, способам участия в производстве, реализации и организации потребления продукции, по принадлежности  
В процессе функционирования основные фонды подвергаются износу. Величина износа основных фондов определяется на основе стоимости и сроков амортизации. Амортизационные  отчисления являются одним из основных источников воспроизводства основных фондов.  
Развитие основных фондов автомобильных предприятий происходит за счет прироста и обновления основных фондов. Прирост представляет собой накопление или увеличение их в натуральном выражении. Обновление основных фондов – это замена или модернизация действующих средств труда, новыми, более совершенными по техническому уровню автомобили и др.  
Таким образом, основные фонды представляют собой совокупность материально-технических ценностей производственного и непроизводственного назначения, функционирующих и развивающихся в отрасли, необходимых для рационального и планомерного выполнения производственных функций обслуживания населения, создания условий для высокопроизводительного труда работников.  
Как видно из всего выше сказанного, основные фонды являются одним из важнейших показателей хозяйственной деятельности  АТП, от их уровня напрямую зависит прибыль любой коммерческой фирмы.   Поэтому  вполне очевидна актуальность  изучения и исследования этого важнейшего показателя, для чего и предпринято это исследование.  
Целью работы является характеристика основных фондов предприятия и анализ показателей эффективности их использования.  
Предметом исследования являются основные средства предприятия.  
Объектом исследования являются: классификация основных средств предприятия, показатели оценки основных средств и эффективности их использования.  
Конечным результатом данной работы будет приобретение практического опыта по анализу и расчету обобщающих показателей эффективности использования основных средств: фондоотдачи, рентабельности, фондоемкости, фондооснащенности, фондовооруженности, интегрального коэффициента эффективности АТП. 

Информация о работе Эффективность использования основных фондов АТП,оценка износа