Ценообразование в условиях олигополии на рынке автомобилей в Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2015 в 19:08, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение особенностей, моделей, структуры олигополистического рынка.
Предметом исследования является олигополистический рынок. Объектом исследования - ценовая политика автомобилей марки Toyota и Nissan.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть признаки и особенности ценообразования на рынке олигополии;
- дать характеристику моделям олигополии;
- изложить экономику олигополии на конкретных примерах.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………..….…3
1 Ценообразование в рыночной экономике………….……………….4
1.1 Цена, ее функции ………………………………...………..……….4
1.2 Виды цен…………………………………………………………….9
2 Олигополия как модель рынка………………………..……………13
2.1 Основные черты олигопольного рынка ……………..……...…...13
2.2 Модели олигополистического ценообразования….…………….16
3 Ценообразование в условиях олигополии на рынке автомобилей в Японии………………………………………………………………………..21
3.1 Ценообразование в условиях олигополии на рынке автомобилей в Японии…………………………………………………………………….. 21
Заключение…..………..……………………………………………….25
Список использованных источников………….……………………..26

Файлы: 1 файл

Converted_file_547f2d8d — копия.doc

— 111.00 Кб (Скачать файл)

3. Модель Бертранда. Он выявил альтернативную модель дуополии, которую могут описать следующие предположения. Во-первых, если две какие-либо фирмы продают однородный продукт, то потребители купят его у той фирмы, у которой будет наименьшая цена. Во-вторых, в модели Бертранда объем выпуска определяется рынком, а фирмы определяют цены.

Если придерживаться модели Бертранда, то нужно заметить, что каждая фирма на дуополистическом рынке может устанавливать максимизирующую цену, предполагая, что в цене продукции конкурента не будет изменений. Именно данное предположение двигает рынок к равновесному состоянию, в котором ни одна фирма не хочет менять свою цену. Данное равновесие происходит, когда цена продуктов снижается до предельных издержек фирмы. Таким образом, в модели Бертранда равновесие дуополистичеекого рынка по объему производства, ценам, и прибылям полностью соответствует равновесию рынка совершенной конкуренции, другими словами, две фирмы делят рынок на одинаковые части и получают в итоге нулевые экономические прибыли.

Несмотря на то, что теории равновесия Курно и Бертранда объекты одной и той же концепции, они приводят к совершенно разным результатам. В точке равновесия Курно объем выпуска и цена находятся между общественно-оптимальным и монопольным уровнем, в таком случае равновесие Бертранда выражается в общественно - оптимальных объеме выпуска и цене. Именно по этой причине результат модели Бертранда в итоге не может полностью удовлетворить фирму-производителя на дуополистическом рынке.

4. Данную проблему может разрешить модель дуополии, открытая английским экономистом Фрэнсисом Эджуортом. Придерживаясь его решения проблемы посредством взаимодействия предприятий, можно сделать вывод, что «у нас будет здесь не поддающееся никакому определению пространство, в пределах которого стоимостная величина не будет стоять на месте, колебаться, или, точнее, будет суматошно вибрировать в течение долгого времени.

Следует заметить, что такое решение задачи дуополии, хотя оно и пренадлежит Эджуорту, являясь частью его общей теории конкуренции, на деле никак не совместимо с последней. Так, в предложенном им решении такой проблемы дуополии колебание цен происходит не из-за факта малочисленности продавцов, а из того, что в конкретном  случае, в отличие от собственной теории конкуренции, Эджуорт представляет ценообразование не как процесс конкурентного перебивания  или соглашения. Этот последний процесс не только снижает цену, но она непроизвольно повышается в том случае, когда продавец устанавливает более высокие цены на свое усмотрение, тем самым вынуждая потребителей смириться с возникшими последствиями.

Созданная Эджуортом модель позволяет решать проблемы ценовой конкуренции, при которых цена на продукт не снижается до уровня его предельных издержек. Однако, его модель не имеет ожидаемого состояния равновесия, другими словами, в данном случае не существует пары равновесного объема выпуска и равновесной цены.

Все это случается из-за основного предположения модели Эджуорта о том, что фирмы дуополистического рынка являются ограниченными по мощности, т. е. ни одна из фирм не имеет достаточную мощность чтобы производить такое количество продукции, которое соответствовало бы объему спроса на рынке при равному предельным издержкам производства уровню цены. И именно это предположение гарантирует ситуацию, при которой цены, устанавливаемые фирмами, не могут упасть до уровня предельных издержек и остаются на нем.

Данная модель Эджуорта изображает рынок, на котором цены движутся циклически. Т.е. как только какая-нибудь из фирм попытается максимизировать собственную прибыль, цена вырастет и затем упадет, но никогда не останется постоянной на том же уровне. В случае, если цена достигнет размера предельных издержек, то она всегда возвратится на более высокий уровень. Вследствие этого, отрасли придется пошагово проходить через так называемые периоды падения цен («ценовые войны») и периоды роста цен.

Таким образом, мы рассмотрели теоретические модели олигополистического рынка в исторической последовательности их возникновения, различающиеся лишь по одной переменной. Возникает вопрос, что то же более предпочтительно для какой-либо конкретной фирмы, которая действует на рынке? Очевидно, что в случае взаимозаменяемости(однородности) товаров разных продавцов, фирма примет решение по устанавливанию объема выпуска, что выразится в меньшем объеме выпуска товаров, но уже при более высокой цене и высокой прибыли.

 

 

 

         3. Ценообразование в условиях олигополии на рынке автомобилей в Японии

3.1 Ценообразование в условиях олигополии на примере автомобилей марки Nissan

            Автобизнес — типичная олигополия. Большинство автодилеров в финансовом отношении здоровы. Конечно, некоторые испытывают трудности с оборотными средствами, но отсутствие кредитного предложения — это миф. Другое дело, что деньги перестали выдавать кому попало, и на несколько пунктов увеличились процентные ставки. Но ведь инфляция тоже выросла. Вполне рабочая ситуация — законы экономики придуманы не нами.

Действительно, на рынке были безумцы, совершавшие непредсказуемые действия: продавали товар ниже себестоимости, платили зарплаты выше среднерыночных, занимали больше, чем мог позволить их бизнес. Об этом знали все и ждали, когда же у них закончатся заемные деньги. Бизнес таких компаний будет «умирать» по стандартному в таких случаях сценарию: вначале попытка вывода активов, затем судебные разбирательства, банкротства и, наконец, уголовные дела...

            Рассмотрим  улучшение финансовых показателей Nissan. При подсчете результатов за основу был принят обменный курс 98.9 йен к доллару США и 130.0 йен к евро, средние показатели курса за прошедший период 2013 финансового года:

- Чистая выручка составила 5.2154 триллионов йен (52.7 миллиарда долларов США, 40.1 миллиарда евро);

- Операционная прибыль 264.7 достигла показателя миллиардов йен (2.68 миллиарда долларов США, 2.04 миллиарда евро);

- Прибыль от обычной деятельности составила 232.0 миллиардов йен (2.35 миллиарда долларов США, 1.78 миллиарда евро);

- Чистый доход составил 189.8 миллиардов йен (1.92 миллиарда долларов США, 1.46 миллиарда евро).

Несмотря на то, что чистая выручка выросла на 14.7% и достигла 5.2154 триллионов йен, а чистый доход увеличился на 6.5% до показателя 189.8 миллиардов йен, ввиду слабой экономической активности на европейском рынке и более низкому спросу на ключевых развивающихся рынках, компания Nissan пересмотрела прогноз на весь финансовый год. Кроме того, было объявлено о ряде организационных изменений направленных на усиление деятельности компании с целью достижения 8% операционной прибыли согласно задачам среднесрочного бизнес-плана Power 88.

"Результаты деятельности компании Nissan демонстрируют улучшение спроса на наши новые модели в Японии и Америке", - сказал Карлос Гон, Президент и Старший Исполнительный Директор компании Nissan. "При этом мы наблюдали сложные рыночные условия в Европе, нестабильный спрос на нескольких развивающихся рынках и более высокие затраты на отзывные кампании. Тем не менее, деятельность компании в течение финансового года позволит нам достичь положительных показателей по итогам года и обеспечить доход нашим акционерам», добавил он.

Компания Nissan представила следующий обновленный прогноз на полный финансовый год, который закончился 31 марта 2014 года:

- Чистая выручка составит 11.2 триллионов йен (114.40 миллиарда долларов США, 86.15 миллиарда евро) по сравнению с 9.6296 триллионов йен в 2012 финансовом году;

- Операционная прибыль составит 600 миллиардов йен (6.13 миллиарда долларов США, 4.62 миллиарда евро), по сравнению с 523.5 миллиардов йен в 2012 финансовом году;

- Прибыль от обычной деятельности 545 миллиардов йен (5.57 миллиарда долларов США, 4.19 миллиарда евро), по сравнению с 529.3 миллиардов йен в 2012 финансовом году;

- Чистый доход 355 миллиардов йен (3.63 миллиарда долларов США, 2.73 миллиарда евро), по сравнению с 342.4 миллиардов йен в 2012 финансовом году.

 

3.2 Ценообразование в условиях олигополии на примере автомобилей марки Toyota

Корпорация при определении уровня цены на товар всегда оценивает его качество. Высокое качество в большинстве случаев означает для корпорации высокую цену. Уровень цены может служить базой оценки качества предлагаемого товара. Цена нередко используется фирмой как средство выделения товара модели «люкс» из обычных моделей. Разница между ценами на такие модели должна быть намного выше, чем разница в затратах. Высокая цена на товары может служить инструментом создания репутации товара большинства корпораций, выпускающих широкий ассортимент, а также быть одним из источников получения дополнительной прибыли. Некоторые крупные корпорации, ценовая стратегия которых направлена на проникновение на рынок своих качественных товаров, устанавливают разумные цены. Вместо привлечения потребителя к товару высокого качества высокой ценой они работают над снижением накладных расходов, ищут эффективные пути закупок сырья и материалов, совершенствуют организацию производства.

Если необходимо установить цены на группу товаров, то руководство корпораций-производителей должно определить ценовые зависимости между товарами, формирующими соответствующий ассортимент или номенклатуру. Следовательно, корпорации нужно установить фактические цены для каждой товарной позиции. Эти товары могут предназначаться разным целевым сегментам. Корпорации зачастую устанавливают цены таким образом, чтобы получить прибыль в целом, а не достичь определенных показателей по отдельным товарным позициям. Интересным примером ценовой зависимости является стратегия ценообразования компании «Toyota» для двух ее автомобилей - «Lexus ES 300» и «Toyota Camry». «Lexus ES 300» позиционируется как автомобиль среднего класса. Притом, что оба автомобиля имеют практически идентичный кузов, «Lexus ES 300» значительно превосходит «Toyota Camry» по своей цене. Безусловно, «Lexus ES 300» отличается некоторыми характерными особенностями, например кожаными сидениями, однако разница цен двух марок в значительной степени обусловлена их имиджем, а не конструктивными различиями. Примечательно, что объемы продаж обеих марок довольно значительны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

     Таким образом, можно сделать вывод, что олигополия - это рыночная структура, в которой действуют немногочисленные продавцы. Основные барьеры препятствуют присоединению в отрасль новых фирм. На рынке реализуются не только стандартизированные, но и дифференцированные продукты конкретных отраслей.

Олигополистические фирмы используют в основном методы неценовой конкуренции. Существуют доказательства, что во многих олигополистических отраслях цены оставались стабильными в течение длительного периода времени.

Фирмы, действующие в рамках олигополистической структуры рынка, стремятся к созданию системы связей, которая позволила бы координировать поведение в общих интересах. Одной из форм такой координации является так называемое лидерство в ценах. Оно состоит в том, что изменения в справочных ценах объясняются определенной фирмой, которая признается лидером всеми остальными, следующими в ценовой политике за ней. Различают три типа ценового лидерства: лидерство доминирующей фирмы, тайный сговор о лидерстве и барометрическое лидерство.

 

Теория олигополистического ценообразования  указывает, почему фирмы избегают ценовой конкуренции при борьбе за рынки. То есть, производитель, повысив цену, потеряет часть рынка, и она достанется сопернику; снижая же цену, он вызывет контрдействия и снова ничего не выиграет. Поэтому олигополист и применяет такие методы, которые соперникам не по силу и они уже не смогут воспроизвести их быстро и полно. Доля фирмы на таком рынке главным образом определяется неценовой конкуренцией. Это включает в себя повышение качества товаров, их разграничение, использование различной рекламы, предоставление кредитов, улучшение послепродажного обслуживания. Сама модель конкуренции становится сложнее, а ее методы становятся все более разнообразнее.

Подводя итог, необходимо сказать, что, несмотря на некоторые недостатки олигополии, такие как применение рыночной власти для ограничения конкуренции и повышения цен, у олигополии существует большое количество преимуществ и является одной из самых распространенных структур рынка в современной экономике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Котерова Н.П. Микроэкономика: Учеб. пособие.- М.: ACADEMIA, 2003.

2. С.Л.Брю, К.Р. Макконелл  Экономикс : принципы, проблемы и политика // Учебник 1, Москва ИНФА-М 2001.

3. Кузьмин С.А. Микроэкономика: социальные функции и параметры развития // Народонаселение.- 2005.- № 1

4. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика, - М.: Экономика; Дело, 2002.

5. Вэриан Х.Р. Микроэкономика учеб. пособие для вузов. – М., 2003.

6. В. Некрасовский // Управление собственностью: теория и практика.- 2006.- № 4.

7. Дюсуше О.М. Статичное равновесие Курно - Нэша и рефлексивные игры олигополии // Экономический журнал Высшей школы экономики.- 2006.- № 1

8. Показатели ценообразования марки автомобилей Nissan http://www.autoconsulting.com.ua/article.php?sid=28972

9. Олигополия на автомобильном рынке автомобилей Toyota http://kursiv.kz/freshkursiv/details/deistvujushie-lica-weekly/oligopoliya-na-avtomobilnom-rynke-razbavlyaetsya-bolee-melkimi-igrokami/

 



Информация о работе Ценообразование в условиях олигополии на рынке автомобилей в Японии