Ценообразование в условиях олигополии на рынке автомобилей в Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2015 в 19:08, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение особенностей, моделей, структуры олигополистического рынка.
Предметом исследования является олигополистический рынок. Объектом исследования - ценовая политика автомобилей марки Toyota и Nissan.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть признаки и особенности ценообразования на рынке олигополии;
- дать характеристику моделям олигополии;
- изложить экономику олигополии на конкретных примерах.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………..….…3
1 Ценообразование в рыночной экономике………….……………….4
1.1 Цена, ее функции ………………………………...………..……….4
1.2 Виды цен…………………………………………………………….9
2 Олигополия как модель рынка………………………..……………13
2.1 Основные черты олигопольного рынка ……………..……...…...13
2.2 Модели олигополистического ценообразования….…………….16
3 Ценообразование в условиях олигополии на рынке автомобилей в Японии………………………………………………………………………..21
3.1 Ценообразование в условиях олигополии на рынке автомобилей в Японии…………………………………………………………………….. 21
Заключение…..………..……………………………………………….25
Список использованных источников………….……………………..26

Файлы: 1 файл

Converted_file_547f2d8d — копия.doc

— 111.00 Кб (Скачать файл)

РОСЖЕЛДОР

СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

 

ФАКУЛЬТЕТ МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И ПРАВО

КАФЕДРА  «Экономическая теория и антикризисное управление»

Ценообразование в условиях олигополии на рынке автомобилей в Японии

Курсовая работа

По дисциплине «Микроэкономика»

 

Руководитель                                                                Выполнила

доцент                                                                            студентка гр.ТД-111

_________Р.Н. Шматков                                             ______В.А. Григорьева

  

 

 

Краткая рецензия

 

 

 

 

 

НОВОСИБИРСК

2014

 

Содержание

Введение…………………………………………………………..….…3

1 Ценообразование в рыночной экономике………….……………….4

1.1 Цена, ее функции ………………………………...………..……….4

1.2 Виды цен…………………………………………………………….9

2 Олигополия как модель рынка………………………..……………13

2.1 Основные черты олигопольного рынка ……………..……...…...13

2.2 Модели олигополистического ценообразования….…………….16

3 Ценообразование в условиях олигополии на рынке автомобилей в Японии………………………………………………………………………..21

3.1 Ценообразование в условиях олигополии на рынке автомобилей в Японии…………………………………………………………………….. 21

Заключение…..………..……………………………………………….25

Список использованных источников………….……………………..26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          ВВЕДЕНИЕ

Олигополия является одной из самых важных и самых распространенных структур рынка в современной экономике. Ведь почти все технически сложные промышленные отрасли имеют такую структуру. Такие как металлургия, химия, автомобилестроение, электроника, судо- и самолетостроение и др.

Целью исследования является изучение особенностей, моделей, структуры олигополистического рынка.

Предметом исследования является олигополистический рынок. Объектом исследования - ценовая политика автомобилей марки Toyota и Nissan.

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

- рассмотреть признаки и особенности ценообразования на рынке олигополии;

- дать характеристику моделям олигополии;

- изложить экономику олигополии на конкретных примерах.

Методологической основой работы является диалектический метод познания и анализ рассматриваемых явлений.

В первой главе рассматривается вариации ценообразования в рыночной экономике.

Во второй главе изучаются модели олигополии.

В третьей главе дается характеристика ценообразования в условиях олигополии на примере японских автомобилей.

При написании курсовой работы за основу были взяты монографии, учебные материалы, публикации на страницах периодической печати.

1. Ценообразование в рыночной экономике

1.1.  Цена, ее функции 

Цена - эконмическое понятие, существование и важность которого никому не надо объяснять и доказывать. С раннего детства, как только человеку приходится наблюдать  процесс покупки или самому участвовать в нем, он на бытовом уровне воспринимает, что такое цена и какую роль она играет в его жизни и жизни других людей.

Высокая цена означает то, что та или иная вещь дорога и ее для ее покупки необходимы большие денежные затраты, низкая же цена означает дешевизну товара и меньшую нагрузку на кошелек покупателя. Цена, цены, вся их совокупность представляют собой не только индивидуальную, но и социальную категорию. Они регулируют как экономические процессы, включающие в себя производство, обмен или потребление благ, распределение товаров, оказание услуг, так и отдельные покупки и продажи товаров. Таким образом, все цены в совокупности, с учетом их формирований и изменений действуют как единый, общий и целостный ценовой механизм.

Под общепринятым понятием "цена" можно выделить множество разновидностей цен: оптовые, контрактные, розничные, прогнозные, регулируемые, договорные, лимитные, свободные, государственные, проектные, рыночные, мировые и множество других.

Цены, непосредственно, представляют собой тонкий и гибкий инструмент, и, в то же время весьма мощный рычаг в управлении экономикой.

В ценовом механизме как правило различают и выделяют две взаимодействующие между собой части. С одной стороны это сами цены, их структура, виды, величина, динамичность изменения, а с другой - ценообразование как способ и правила установления, изменения старых и формирования новых цен. Ценообразование, с которым мы знакомы намного меньше, чем с ценами, выступает главной, задающей  частью ценового механизма в целом. Оно и предопределяет саму величину цены. Но в большинстве случаев ценообразование от нас скрыто, а цены мы можем видеть наяву. Цены и ценообразование в целом составляют единый ценовой механизм.

В экономике разделяют два подхода к формированиям цен: рыночный и производственный. В рыночном подходе основным фактором ценообразования является состояние рынка, спрос и предложение товара. При втором же - в основу установления цены товара заложены прежде всего трудовые, производственные затраты, связанные с созданием и выпуском товара.

В рамках рыночного подхода имеет место следующее определение.

Цена - это некая форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена.

В этой формулировке выделяют два основных акцента. В первую очередь, подчеркивается неразрывная связь между ценой товара и его ценностью, а также полезностью, которой он обладает как предмет потребления. Также, согласно такой трактовке, цена товара выступает как сущность экономического характера, только в условиях его денежного обмена или обменом на другой товар. Таким образом, можно сделать вывод, что вне рынка, без условий о купле-продаже, о цене говорить нет необходимости, цену способен установить исключительно рынок.

Цена – это денежное выражение стоимости товара.

В этом определении акцент падает на слово "стоимость". Пологаясь на трудовую теорию стоимости, которая берет свое начало в трудах А. Смита и Д. Рикардо, а после развивается  К. Марксом, стоимость определяется затратами труда на производство товаров, иными словами имеет трудовую природу. Для того, чтобы преодолеть возникающие трудности количественных измерений стоимости в восприятии труда, К. Маркс ввел понятие "абстрактный" и "конкретный" труд, "общественно необходимые затраты труда", но тем не менее стоимость продолжала быть категорией с теоретическим характером.

Следует отметить, что стоимостный подход к цене в его трудовом определении обладает очевидной ограниченностью из-за его применения только к продуктам труда. В данном подходе представляется невозможным установление цены предметов и вещей, не являющихся результатами человеческого труда, например,  земли, природного богатства. Исследуя производственный подход, можно сделать вывод, что они не обладают трудовой либо меновой стоимостью и, собственно, ценой. В таком отношении рыночный подход более универсален и конструктивен.

Функции цены

Рассмотрим основные функции цен.

1.Функция учета и изменения затрат общественного труда.

Данная функция определяется как сущность цены в качестве денежного выражения стоимости. Цена выступает именно тем экономическим инструментом, который позволяет организовывать стоимостный учет разных хозяйственных процессов, измерения их результатов. Она способна показать, сколько затрачено сырья, труда и материалов на производство и реализацию товаров. Цена определяет не только размер издержек производства и обращения, но и размер прибыли.  Цена может значительно отклоняться от издержек в условиях рынка. Таким образом, производитель заинтересован в наибольшей прибыли от продажи товаров, а покупатель - в наименьшей цене покупки. Для того, чтобы противостоять конкурентам, производитель должен сравнивать их с затратами конкурентов, тем самым постоянно контролировать издержки товара. Не проиграть в конкуренции он сможет благодаря улучшению качества товара и снижению затрат на него. Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод, что учетно-измерительная функция цены очень важна для формирования ценовой и товарной политики предприятия и разработки единой системы маркетинга.

2.Функция сбалансированности спроса и предложения

Именно цена поддерживает связь спроса и предложения, производства и потребления. При появлении несоразмерностей в хозяйстве равновесие может быть достигнуто или изменением цены, или изменением объема производства, или одновременным изменением того и другого. Цена объективно действует на производителя, заставляет его расширять ассортимент товаров и повышать их качество.

Балансирующей функцией являются все виды цен на рынке. В условиях свободного рынка и естественной конкуренции цена предстает в виде стихийного регулятора общественного производства. Как результат постоянного колебания цены в рамках жизненного цикла товара (рост, внедрение, насыщение, зрелость, спад) происходит и приток капитала из одних сфер в другие. Прекращается производство той продукции, которая вообще не пользуется спросом спросом потребителей, а ресурсы уходят на повышение производства нужных рынку услуг или товаров. Использование данной функции цены возможно исключительно при приведении в действие всех возможностей современного маркетинга, включающего в себя совокупный анализ рынка, прогноз состояния рынка, формирование и утверждение политики цен и товаров.

Спрос представляет собой потребность в том или ином товаре со стороны покупателя,  основываясь на его возможности. В жизни мы можем наблюдать этот процесс следующим образом: устанавливается возвратная зависимость ценой на рынке и величиной покупаемых товаров. При других равных условиях от уровня цен зависит количество покупаемых потребителями товаров или услуг. Таким образом, чем выше цена и максимальнее стремление к росту этой цены, тем меньше товаров и услуг будет куплено потребителями. Как следствие, объем продаж товара снижается. Когда цена уменьшается, все идет в обратной направленности. А в случаях дефицита, когда идет нехватка каких-либо услуг и товаров, цены на них растут с максимальной скоростью. Но когда на рынок приходит внушительное количество товаров и услуг этого вида, их удачная продажа в большинстве случаев возможна исключительно при снижении цен.

Характерно также и поэтапное убывание спроса по мере концентрирования рынка потребителей. Изменение спроса на товары всегда вызывает вполне равнозначную трансформирование рыночного предложения данных товаров. Итак, под предложением чаще всего понимают уже имеющиеся возможности производства,

потенциал ускоренного увеличения значительности по выпуску товаров, которые пользуются высоким спросом на рынке. Предложение означает прямую зависимость между количеством товаров, производимых и предлагаемых к продаже ,и ценой на них. С увеличением цены увеличивается объем производимых товаров, и наоборот.

Именно бaлaнсирующaя фyнкция цены является главным фактором регулирования предложения товара. Для каждого товара цена говорит о необходимости, либо сокращении его выпуска (в случае снижения спроса), либо повышения производства (если существует спрос). Уровень цен предлагаемых на рынке товаров может предопределять уровень прибыли. Таким образом, чем они выше, тем быстрее увеличивается предложение товаров. При неудовлетворительных ценах или возможности к их снижению происходит переориентация ресурсов, изменяются технологии, меняются объемы выпуска и продажи товара. Единое взаимодействие предложения и спроса, обеспечение их равновесия на ценовой основе возможно исключительно на свободном рынке.

3.Стимулирующая функция цены

Стимулирующая функция цены может характеризоваться ее непосредственным воздействием на производство и потребление товаров. Цена в данной функции стимулирует производителя через уровень помещенной в ней прибыли. Так, в результате, цены способствуют или, наоборот, препятствуют росту выпуска товара и их потребление.

С помощью цен можно обеспечивать общую экономию затрат, стимулировать научно-технический прогресс, улучшать качество производимой продукции, изменять конструкцию производства и потребления. Это стимулирование достигается путем варьирования уровня прибыли в цене, скидками с цены, надбавками.

4.Функция распределения и перераспределения

Данная функция цены непрерывно связана с ее отклонением от стоимости в пределах действия факторов рынка. Цены здесь являются рычагом распределения и перераспределения общенационального дохода между регионами, отраслями экономики, ее секторами, фондами накопления и потребления, разными формами собственности, разными социальными слоями населения. Данная функция цены может отражаться через акцизы на какие-либо конкретные группы товаров, через налог на добавленную стоимость и иные формы изъятия, имеющие налоговый характер, поступающие в бюджет.

Функция цены как система более разумного размещения производства. Именно благодаря механизму цен происходит перераспределение капитала в те секторы экономики и в развитие таких производств, где существует большая норма прибыли, что может осуществляться исключительно под действием конкуренции и спроса. Официально предприятиям предоставлено право самостоятельно решать, в какую именно сферу, область деятельности, в какую область или отрасль экономики инвестировать свой капитал.

Таким образом, из вышеизложенного материала можно сделать следующий вывод: цену как основную и единую категорию рынка должны рассматривать в тесной связи с рынком – его условиями, особенностями и закономерностями.

1.2.  Виды цен

Информация о работе Ценообразование в условиях олигополии на рынке автомобилей в Японии