Автомобильная промышленность России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 00:46, реферат

Описание работы

Автомобильную промышленность по праву относят к локомотивным отраслям экономики. Именно она дает импульс к развитию огромного числа разных сфер жизни общества.
Можно выделить четыре мировых центра автомобилестроения в мире: США, Европа, Япония, Южная Корея. Рынки этих стран являются главными сбытовыми центрами в мире.

Содержание работы

Введение...................................................................................................................3
1.История появления автомобильной промышленности Рос-сии........................4
2. Статистические данные о развитии автомобильной промышленности - 2 -
3. Развитие автомобильной промышленности в 90-е годы и по настоящее время - 2 -
4. Проблемы и задачи автомобилестроения.......................................................11
Заключе-ние.............................................................................................................14
Список использованных источни-ков...................................................................15

Файлы: 1 файл

Avtomobilnaya_promishlennost.doc

— 127.50 Кб (Скачать файл)

Главные причины такого положения - это существенное сокращение государственного финансирования научных разработок, а также незаинтересованность предприятий вкладывать деньги в долгосрочные проекты. Была и третья причина: определенная растерянность руководства научно-исследовательских и опытно-конструкторских организаций, их неготовность искать новые формы работ и организации своей деятельности. Правда, затем, многие научно-производственные организации, институты и заводские конструкторские подразделения вместе с вновь созданными государственными и коммерческими структурами начали приспосабливаться к новым, рыночным условиям. Доказательство тому - возобновление в 1993 г. работ по созданию программ развития автомобилестроения в Российской Федерации и ряде других государств СНГ, развитию автобусостроения и других.

По легковым автомобилям  к 1998 году все предприятия, за исключением ИЖМАШ и АвтоЗАЗ улучшили свои показатели: здесь и реанимированный АЗЛК, и АвтоВАЗ, и Красный Аксай (сборка Daewoo), который заработал на полную мощность. Новенькие Волги сходят с конвейера без остановки. Всего за 1997 год Горьковским автозаводом было выпущено 220417 автомобилей (по сравнению с 1996 годом прирост на 5.4%). Лучше всего дела идут у грузового производства (96078 автомобилей – прирост на 13.2%).Отлично расходятся малютки «Ока».

Но происходит августовский кризис 1998 г. И опять нестабильность в стране вызывает сдерживание процессов  производства. Происходит резкий спад инвестиционной активности, свёртывание долгосрочных строительных программ. Договоры, заключенные или почти заключённые с иностранными автогигантами о совместном производстве легковых и грузовых автомобилей, автобусов и двигателей к ним, оказываются «замороженными; от многих из них приходится отказываться.

В настоящее время  правительство будет ежегодно выделять средства на поддержку российских автомобильных  заводов до 2020 года

Власти планируют компенсировать автомобилестроительным компаниям часть затрат по привлеченным до 2014 года включительно кредитам. Кроме того, из бюджета будет субсидироваться часть дохода по облигациям, выпущенным производителями автомобилей до 2014 года.

С 2012 по 2015 год правительство  потратит на поддержку автомобильной отрасли 29,6 миллиарда рублей. Из них 9,8 миллиарда будет выделено в 2012 году, 7,6 миллиарда - в 2013-м, 6,6 миллиарда - в 2014-м и 5,6 миллиарда рублей - в 2015 году. Сколько всего на субсидирование автомобилестроителей будет потрачено до 2020 года, не уточняется.

В течение последних десяти лет правительство России оказывало автомобильной отрасли как прямую поддержку в виде субсидирования и предоставления государственных гарантий по полученным кредитам, так и косвенную. В частности, в 2008 году власти резко повысили пошлины на подержанные иномарки, считающиеся конкурентами отечественных автомобилей. Из-за вступления в ВТО пошлины придется снизить, но правительство решило ввести утилизационный сбор, который будет выше для импортируемых подержанных автомобилей.

Кроме того, в течение  нескольких лет из бюджета субсидировались  льготные кредиты гражданам на покупку новых машин отечественного производства. В 2014 году эта программа заканчивается. В 2012 году на нее планируется потратить 3,3 миллиарда рублей, в 2013 году - 2,1 миллиарда, а в 2014 - миллиард рублей.

Еще в 2010 году объемы производства автомобилей в стране были, как это ни парадоксально на первый взгляд звучит на 25% ниже уровня 1980 года. То есть в советское время машин в стране производили больше, чем теперь. Лишь в 2011 году этот советский уровень был превзойден, и то лишь на 100 тыс. шт. За 30 лет существенного роста объемов производства в России не произошло.  
 
Также, на этом фоне случился гигантский скачок производства автомобилей в развивающихся странах. В 1980 году, когда в Советском Союзе уже существовала достаточная развитая автомобильная промышленность, по объемам производства 1,9 млн шт. страна занимала 5 место в мире, в Южной Корее было произведено 123 тыс. автомобилей, в Китае 222 тыс., в Индии 114 тыс., в Мексике 490 тыс., в Иране 161 тыс., в Таиланде 73 тыс. Иными словами, в этих странах собственной национальной автомобильной промышленности не существовало. За прошедший период, пока отечественная автомобильная промышленность топталась на месте, Китай превратился в ведущего глобального автопроизводителя, 18 млн автомобилей в 2011 году, Индия, Мексика и Бразилия опередили нас по этому показателю, а Иран и Таиланд практически приблизились к российскому уровню. 

4. Проблемы  и задачи автомобилестроения

 

Основная проблема, без  решения которой не может быть ни стабилизации экономики, ни всего остального, это увеличение производства нужных обществу товаров. С ней в автомобильной промышленности сейчас переплелась и другая: сохранить (точнее, спасти от разрушения) производство, как самой отрасли, так и имеющийся у поставщиков комплектующих и материалов. Другими словами, проблема сохранения пока еще не распавшихся, но уже ослабленных коллективов, научной и инженерной инфраструктуры, без которых восстановление (а в последующем - и развитие) отрасли, как бы ее ни стали называть в будущем, растянется на многие годы.

Это необходимо для решения  основных задач отрасли, таких как:

  1. Восстановление и увеличение объемов производства.
  2. Создание предпосылок для освоения требуемых покупателями изделий.

В 2007 году Минпромэнерго  России совместно с ОАО «АВТОВАЗ»  разработало «Межотраслевую программу работ по освоению новых видов химических и нефтехимических материалов, улучшению качества и увеличению объемов производства для ОАО «АВТОВАЗ» на период до 2015 года». Данная программа должна стать основой для расширения и увеличения объемов химических материалов на всю автомобильную отрасль, с учетом вновь создаваемых автомобильных производств.

Ситуация складывающаяся в автопроме показывает, что в  ближайшем будущем и среднесрочной  перспективе в качестве первоочередных мер, стимулирующих развитие автопрома, следует рассмотреть:

1. Создание благоприятных  условий для организации производства автомобильных комплектующих изделий, в первую очередь, мерами тарифно-таможенного регулирования (в части упрощения процедуры вынесения классификационных решений в отношении автокомпонентов и их частей, ввозимых для дальнейшей переработки на территории Российской Федерации).

2. Корректировку ставок  ввозных таможенных пошлин на  новые легковые и грузовые автомобили экологического класса ниже Евро 5.

3. Корректировку ставок  ввозных таможенных пошлин на  сырье и материалы, с учетом наличия или отсутствия их производства в России.

4. Стимулирование выбытия  из эксплуатации автомобильной  техники старше 10 лет, особенно для перевозки пассажиров.

5. Принятие правовых  норм по обеспечению утилизации  автомобильной техники и защиты окружающей среды от несанкционированного захоронения отходов утилизации.

6. Создание научно-технического  задела по перспективной автомобильной технике и технологиям её производства.

7. Создание равных  конкурентных условий для производителей  автомобильной техники и компонентов, работающих на территории Российской Федерации.

По прогнозам рост покупательной способности населения  России, приведет к дальнейшему увеличению спроса на легковые автомобили до 4,7-5,2 млн. шт. в 2020 году, в т.ч. до 3,0-3,2 млн. шт. в 2010 г. и до 3,5 млн. шт. в 2015 г.

Перспективная потребность  в грузовых автомобилях, рассчитанная на основании прогноза развития грузоперевозок, установленного в «Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года» составит 520-550 тыс. шт. в 2020 году, в т.ч.400-420 тыс. шт. в 2010 г. и до 440-470 тыс. шт. в 2015 г.

Оптимизация грузоперевозок приведет к некоторому изменению  структуры рынка грузовых автомобилей. Возрастет доля на рынке автомобилей с полной массой 3,5-12 тонн с 10,4% до 19,1%.

Прогнозируемый, в «Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года», рост подвижности населения позволяет ожидать увеличения спроса на автобусы 120-125 тыс. шт. в 2020 году, в т.ч. до 97-100 тыс. шт. в 2010 г. и до 105-110 тыс. шт. в 2015 г

Оптимизация пассажироперевозок приведет к изменению структуры рынка автобусов. Доля автобусов особо большого класса увеличится с 0,2% до 3,2%, среднего класса - с 3,7% до 6,4%.

Принятие мер, стимулирующих  организацию и расширение выпуска  автомобильной техники и автокомпонентов, переоснащение действующих отечественных предприятий, создание новых перспективных модельных рядов автомобильной техники, создание новых производств должно обеспечить удовлетворение потребности страны в автомобильной технике.

При этом стоимость выпускаемой  продукции в основном должна быть произведена на территории Российской Федерации, а экспорт занимать весомую часть в объеме производства.

И только реализация поставленных амбициозных задач интенсивного развития автомобильной промышленности России позволит ей не только выжить, но и перейти от удовлетворения потребностей растущего внутреннего спроса к экспортной экспансии.

Заключение

В заключении хочется  отметить, что России жизненно необходима автомобильная промышленность.

Наша автомобильная промышленность живет в условиях жесткой конкуренции, и от того, какую стратегию поведения выберет бизнес, и какие условия мы ему создадим, зависит будущее отрасли: либо мы сдадим позиции импорту, либо будем производить современные отечественные автомобили. Представленный в данной работе краткий обзор состояния дел в автомобилестроении позволяет сделать главный вывод, что следует активизировать работу по преодолению тенденции снижения деловой активности и падения объемов производства. Тем более что традиционные связи предприятий автомобилестроительного комплекса и их смежников из других отраслей становятся все слабее.

Задачи, стоящие перед  автомобильной промышленностью  Российской Федерации сложны, требуют усилий под стать военным. И здесь уместно вспомнить Рузвельта, советовавшего своему окружению: "Если вам везет - продолжайте, если не везет - тоже продолжайте". Другого пути, кроме как работать сначала над сохранением, а потом и над развитием отрасли, у России нет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованных источников

 

  1. Статистический справочник за 1990-1999 годы.
  2. «Автомобильный справочник», учебное пособие.
  3. http://www.aae-press.ru
  4. http://nobel.org.ru
  5. http://www.i-mash.ru

 




Информация о работе Автомобильная промышленность России