Автомобильная промышленность России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 00:46, реферат

Описание работы

Автомобильную промышленность по праву относят к локомотивным отраслям экономики. Именно она дает импульс к развитию огромного числа разных сфер жизни общества.
Можно выделить четыре мировых центра автомобилестроения в мире: США, Европа, Япония, Южная Корея. Рынки этих стран являются главными сбытовыми центрами в мире.

Содержание работы

Введение...................................................................................................................3
1.История появления автомобильной промышленности Рос-сии........................4
2. Статистические данные о развитии автомобильной промышленности - 2 -
3. Развитие автомобильной промышленности в 90-е годы и по настоящее время - 2 -
4. Проблемы и задачи автомобилестроения.......................................................11
Заключе-ние.............................................................................................................14
Список использованных источни-ков...................................................................15

Файлы: 1 файл

Avtomobilnaya_promishlennost.doc

— 127.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию

Санкт-Петербургский  государственный архитектурно-строительный университет

Автомобильно-Транспортный Факультет

Кафедра экономики

 

Реферат

Автомобильная промышленность

России

 

Выполнил студент гр.1-АХ-III

Шлапоберский А.А.

Принял преподаватель:

Владимирский Е.А.

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2013

Содержание

Введение...................................................................................................................3

1.История появления автомобильной промышленности России........................4

Список использованных источников...................................................................15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Автомобилестроение является одной из ключевых отраслей промышленности, во многом определяющее степень экономического развития страны. Автомобильная промышленность концентрирует в себе последние технические достижения промышленности из разных областей. Этим определяется капиталоемкость и инновационность отрасли. Имея глобальный характер, легковая автомобильная промышленность аккумулирует в себе огромный опыт и знания, накопленные за вековую историю существования автомобиля. Раскрывая колоссальный потенциал отрасли, уместно будет привести ряд статистических данных, которые дадут наиболее полную картину, касательно роли автомобилестроения в сфере мирового экономического хозяйства. Так во всем мире в автопроизводстве заняты почти девять миллионов человек, кроме того, каждый занятый на автомобильном производстве обеспечивает рабочими местами в смежных областях еще 15 человек. Автомобилестроение создает ежегодный прирост ВВП в размере 15%. Суммарное количество ежегодно производимых автомобилей составляет порядка 70 миллионов штук. В автомобилестроении используется более 15% от мировых запасов стали и алюминия, более 10% меди. Кроме того, автомобильная промышленность является крупнейшим потребителем свинца 50%, натурального и синтетического каучука 75% и 35% соответственно, использует более 50% всей добываемой в мире нефти.

Автомобильную промышленность по праву относят к локомотивным отраслям экономики. Именно она дает импульс к развитию огромного  числа разных сфер жизни общества.

Можно выделить четыре мировых центра автомобилестроения в мире: США, Европа, Япония, Южная  Корея. Рынки этих стран являются главными сбытовыми центрами в мире. Говоря о значимости российского рынка, можно утверждать его привлекательность для зарубежных автоконцернов. Россия - это страна, обладающая очень емким рынком с присущей ему высокой динамикой роста. Однако в последнее время экономика России переживает нелегкие времена. Процесс глобализации, о котором появляется все больше и больше разносторонних мнений, вовлекает в себя все новые и новые государства. Перед Россией, как перед экономически слабым в настоящее время государством, существует реальная угроза стать сырьевым придатком высокоразвитых стран. Чтобы этого не случилось, необходимо срочно позаботиться об обеспечении национальной безопасности путем восстановления и форсирования развития различных отраслей промышленности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. История  появления автомобильной промышленности России

 

Автомобильный транспорт  – неотъемлемая  составная часть  единой транспортной системы любой  страны. Эту систему образуют железнодорожный, морской, речной и другие виды транспорта. И в России жизнь немыслима без использования автотранспорта, равно как и в любой другой стране. Однако состояние и рост автотранспорта неразрывно связано с развитием автомобильной промышленности.

Однако после 1985 года в результате распада СССР стали разрушаться хозяйственные связи, что привело к сокращению выпуска и поставок необходимых изделий. У каждого суверенного государства появилось желание организовать собственное производство отдельных, наиболее важных для него машин. Но от желания до его реализации – огромная дистанция. Все эти факторы и привели к застою, а затем и кризису всей автомобильной промышленности России.

До 1917 г. в России автомобильной  промышленности не было. Только на Русско-Балтийском заводе в г. Риге с 1908 по 1915 г. в небольшом количестве производили сборку легковых автомобилей.

В период первой мировой войны было начато строительство нескольких небольших автомобильных заводов (в том числе АМО в Москве), но до Великой Октябрьской социалистической революции они не были достроены и не выпустили ни одного автомобиля.

После окончании гражданской войны было положено начало развитию отечественного автомобилестроении: в 1924 г. заводом АМО были выпущены первые 10 советских автомобилей АМО-Ф-15. В 1925 г. начинается выпуск грузовых автомобилей на вновь построенном Ярославском автомобильном заводе. Производство первых советских легковых автомобилей конструкции НАМИ было начато в 1927 г. на московском заводе «Спартак».

Интенсивное развитие автомобильной промышленности в Советском Союзе относится к 1931-1932 гг., когда вступили в действие реконструированный завод АМО (с 1934 г. завод имени Сталина, ныне Московский автомобильный завод имени Лихачева) и вновь построенный Горьковский автомобильный завод (ГАЗ). На этих заводах было организовано массовое производство таких широко известных до Великой Отечественной войны в нашей стране грузовых автомобилей, как ГАЗ-АА, ЗИС-5 и ряд их модификаций.

Благодаря успешному выполнению планов первых двух пятилеток в СССР в  короткий срок была создана автомобильная промышленность. Уже в 1937 г. было выпущено около 200 тыс. автомобилей, в результате чего СССР по производству автомобилей вышел на четвертое место в мире, а по выпуску грузовых опередил Англию, Францию и Германию, заняв первое место в Европе и второе в мире. Развитие автомобильной промышленности продолжалось и в годы Великой Отечественной войны. Были запущены Ульяновский и Уральский (г. Миасс) автозаводы, первоначально выпускавшие автомобили, освоенные заводом ГАЗ и Московским автомобильным заводом имени Сталина. Затем Ульяновский завод стал крупнейшим предприятием по выпуску легковых автомобилей повышенной проходимости и грузовых автомобилей малой грузоподъемности, а Уральский — трехосных автомобилей с колесной формулой 6Х6 и 6X4.

На смену довоенным автомобилям  ГАЗ и ЗИС пришли более совершенные грузовые автомобили ГАЗ-51 н ЗИС-150, легковые ГАЗ-20 «Победа» и ЗИС-110. Было налажено производство автомобилей повышенной проходимости, автомобилей-самосвалов, газобаллонных автомобилей, автобусов, а также нескольких типов специализированных автомобилей. Всего автомобильная промышленность СССР выпускала в 1948-1949 гг. 24 модели автомобилей.

В период 1950-1958 гг. вступили в строй  Кутаисский автомобильный, Львовский и Павловский автобусные заводы. На Кутаисском автомобильном заводе было налажено производство автомобилей-самосвалов и автомобилей-цементовозов. Львовский и Павловский заводы начали выпуск автобусов. Минский автомобильный завод освоил производство 25-тонных автомобилей-самосвалов. Мытищинский машиностроительный завод, выпускавший автомобили-самосвалы, приступил в 1957 г. к производству седельных тягачей и автомобильных полуприцепов. На нескольких заводах (Ирбитском, Сердобском, Челябинском, Саранском, Одесском и др ) было начато или значительно расширено производство автомобильных полуприцепов, прицепов и др.

В период семилетнего плана 1959-1965 гг. заводы перешли к выпуску новых, более совершенных моделей автомобилей. Кроме того, было введено в действие несколько новых предприятий. Увеличился выпуск специализированного подвижного состава, предназначенного для перевозки различных грузов.

Ярославский автомобильный завод  с 1959 г. прекратил выпуск автомобилей и перешел к производству дизельных двигателей для автомобилей большой грузоподъемности, в связи с чем он был переименован в Ярославский моторный завод (ЯМЗ). В настоящее время завод выпускает шести-, восьми и двенадцатицилиндровые V-образние четырехтактные дизельные двигатели для автомобилей Минского, Кременчугского и Белорусского заводов. Производство трехосных дизельных автомобилей было передано с Ярославского на Кременчугский автомобильный завод (КрАЗ). Белорусский автомобильный завод с 1959 г. начал выпускать автомобили-самосвалы большой грузоподъемности, ранее выпускавшиеся на Минском автомобильном заводе.

В течение 1960—1970 гг. вступили в строй Могилевский (МоАЗ) и Брянский (БАЗ) автомобильные заводы, которые  начали выпуск автомобилей большой грузоподъемности. С 1968 г. начато производство легковых автомобилей «Москвич-412», с 1971 г. — фургонов ИЖ-2715 и с 1973 г. — легковых автомобилей ИЖ-2125 на Ижевском машиностроительном заводе.

В 1970  г. на   одном   из крупнейших   в   Европе  Волжском    автомобильном заводе   (г. Тольятти)   началось  массовое  производство  автомобилей  «Жигули» модели  ВАЗ-2101, а затем моделей 2102, 2103, 21011, 2106, 2121 «Нива» и 2105.

В 1976 г. на Камском автомобильном  заводе (КамАЗ) начато производство грузовых трехосных автомобилей, а на Красноярском и Ставропольском заводах прицепов и полуприцепов к ним. С 1955 г. выпускаются одноосные прицепы к легковым автомобилям.

2. Статистические  данные о развитии автомобильной  промышленности

 

Развитие автомобильной промышленности в России характеризуется таблицами I, II и III.

 

Таблица 1.

 

Развитие автотранспорта СССР в  период 1932-1980 гг.

 

Год

Грузовой транспорт

Пассажирский транспорт общего пользования

Грузооборот,

млрд. т/км

Объём перевозок, млн. т

Автобусный

Таксомоторный

Пассажирооборот, млрд. пасс-км

Объём перевозок, млн. чел.

Платный пробег, млн. км

1932

1940

1950

1960

1970

1973

1974

1975

1976

1977

1978

1979

1980

1,1

8,9

20,1

98,5

220,8

283,8

312,3

338

355

373

395

418

431

100

858

1859,2

8492,7

14622,8

18243,5

19617

21225

21600

22200

23100

24023

24101

0,7

3,4

5,2

61

202,5

253,9

279,1

303,6

325,3

344,5

361,5

376

389,9

305

590

1053

11316

27344

32133

34252

36501

37857

39200

40400

41273

42175

 

89,3

160,1

1576

5951

7695

8444

9291

10097

6870

6395

7239

8154


 

Таблица 2.

Выпуск автомобилей в СССР

 

Годы

Производство  автомобилей, шт.

Всего

В том числе

Автобусов

грузовых

Легковых

1925

1930

1935

1940

1945

1950

1955

1960

1965

1970

1975

1980

116

4 226

96 716

145 390

74 657

362 895

445 268

523 591

616 312

916 118

1 963 849

2 199 300

-

47

893

3 921

1 114

3 939

9 415

22 761

35 507

47 363

66 860

85 300

116

4 019

76 8554

135 958

68 548

294 402

328 047

362 008

379 630

542 507

695 779

787 000

-

160

18 969

5 511

4 995

64 554

107 806

138 822

201 175

344 248

1 202 210

1 327 000


 

Таблица 3.

 

Производство автомобильной продукции

 

 

1970

1975

1980

1985

1990

Троллейбусы, шт.

Грузовые автомобили, тыс.шт.

   В т.ч. с дизельными  двигателями

Легковые автомобили, тыс.шт.

Автобусы, тыс. шт.

Прицепы и полуприцепы  тракт., тыс.шт

Мотоциклы и мотороллеры, тыс.шт.

  В т.ч. мотоциклы с боковыми  прицепами

Велосипеды (без детских), тыс.шт.

  В т.ч. велосипеды складные

Подростковые велосипеды, тыс.шт.

Детские велосипеды, тыс.шт

2083

445

 

257

35,1

189

632

143

2153

121

235

1671

1820

591

 

1066

46,4

203

772

193

2485

153

285

2315

1929

663

 

1166

55,1

223

788

365

2868

311

307

2737

2416

688

135

1165

59,9

249

818

395

3247

588

362

3276

2308

65

151

1103

51,9

213

765

415

3871

955

421

3708


 

3. Развитие  автомобильной промышленности в  90-е годы и по настоящее евремя

 

Общая нестабильная экономическая  и политическая обстановка, сложившаяся в стране в последние годы, привела вначале к замедлению темпов роста, а в 1991 - 1994 гг. - и к существенному сокращению производства автомобильной техники, объема выполняемых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Эта проблема стала особенно острой в научно-исследовательских институтах отрасли: они практически полностью прекратили поисковые исследования и разработку перспективных концептуальных машин, их узлов и систем, что в ближайшем будущем, безусловно, отразится на техническом уровне наших автомобилей.

Информация о работе Автомобильная промышленность России