Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 11:59, курсовая работа
Инфляция представляет собой сложное экономическое яв¬ление, которое по-разному объясняют различные научные шко¬лы. Сторонники монетаристского подхода определяют инфля¬цию как снижение покупательной способности денег, их обес¬ценение или как переполнение финансовых каналов бумажны¬ми деньгами, что приводит к их обесценению. Причину они ви¬дят в нарушении макроэкономического равновесия из-за превышения совокупного спроса над предложением или инфляци¬онного разрыва между ними, который вызывает рост цен. В данном случае речь идет о так называемой «инфляции спроса».
Введение  …………………………………………………………………………	3
1. Теоретические основы антиинфляционной политики   ……………………	5
1.1 Понятие и причины инфляции………………………………………………	5
1.2 Последствия инфляции………………………………………………………	12
1.3 Антиинфляционная политика ………………………………………………	17
2. Особенности антиинфляционной политики в Республике Беларусь ……..	23
2.1Особенности инфляционных процессов и антиинфляционная политика в Республики Беларусь………….……………	23
2.2 Инфляция и антиинфляционные меры правительства 
Республики Беларусь на современном этапе …………………………………	27
3. Совершенствование антиинфляционной политики в Республике Беларусь 
на современном этапе……………………………………………………………	35
Заключение ………………………………………………………………………	42
Список использованных источников…………………
*Источник [22, c. 17]
В 2011 г. на фоне замедления роста цен и стабилизации инфляционных процессов в Российской Федерации, Казахстане и Украине (темпы инфляции в январе–декабре 2011 г. – 106,1; 107,4; 104,6% соответственно) инфляция в Беларуси составила 208,7%, что сопоставимо с показателем 2000 г., когда индекс потребительских цен был равен 207,5% [8].
В среднем за месяц цены потребительского рынка в стране увеличивались на 6,3%, т.е. больше, чем в России и Украине, и немногим меньше, чем в Казахстане за год.
По составляющим потребительской корзины наибольший рост цен, согласно данным Национального статкомитета, продемонстрировали продовольственные товары – 225,0% (ежемесячный прирост – 7,0%); непродовольственные – 212,0 (6,5%); платные услуги населению – 164,9(4,2%).
Как показано на рисунке 2.2, начиная с апреля 2011 г. цены интенсивно росли, среднемесячный уровень инфляции с апреля по ноябрь составил 8,5%.
Рисунок 2.2 – Изменение индекса потребительских цен
и его составляющих (декабрь 2010 г. = 100%)*
*Источник[22, c. 18]
Ускорила инфляционные процессы майская девальвация белорусского рубля, но несмотря на падение курса рубля более чем на 60%, девальвационный потенциал инфляции выбран не был. В летние месяцы рост цен обусловливали риски, закладываемые в стоимость продукции производителями, импортерами и торговыми организациями. Введение 90-дневного моратория на рост цен по наиболее значимым, в основном продовольственным позициям (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28.05. 2011 г. № 676) не оказало какого-либо ощутимого сдерживающего влияния на рост цен. Не компенсировал его в летний период и сезонный фактор – снижение цен на плодоовощную продукцию.
В сентябре-ноябре 2011 г. продолжился рост цен, вызванный новой волной девальвации национальной валюты и выходом на единый курс. Только в декабре темпы роста потребительских цен в сравнении с уровнем предыдущих восьми месяцев существенно -до 2,3% – замедлились.
Указанное снижение прежде всего было обусловлено исчерпанием девальвационного потенциала инфляции. В декабре же произошло некоторое укрепление белорусского рубля к доллару, российскому рублю и евро. Вместе с тем возрастание сезонного спроса на товары не стало стимулом роста цен для продавцов. Увеличение объемов продаж обеспечивало достаточную прибыль, без какого-либо значительного роста цен, т.е. сказался эффект масштаба продаж – розничный товарооборот через все каналы реализации в декабре по сравнению с уровнем ноября возрос на 24,2% (аналогичный показатель в 2010 году – 13,4%).
Вклад компонентов потребительской корзинки в годовой прирост цен составил: продовольственные товары – 61,4 п.п.; непродовольственные товары – 34 п.п.; платные услуги населению – 13,3 п.п. (таблица 2.3).
Таблица 2.3 – Вклад компонентов потребительской
корзинки в прирост цен, 2011 г.*
| Компоненты | I квартал | II квартал | III квартал | IV квартал | 12 месяцев | |||||
| 
 | п.п. | % | п.п. | % | п.п. | % | п.п. | % | п.п. | % | 
| ИПЦ | 6,1 | 100,0 | 28,4 | 100,0 | 27,66 | 100 | 19,86 | 100 | 108,7 | 100,0 | 
| Продовольственные товары | 3,0 | 49,18 | 14,18 | 49,9 | 17,04 | 61,6 | 10,9 | 54,88 | 61,4 | 56,5 | 
| Непродовольственные товары | 1,1 | 18,03 | 12,32 | 43,4 | 8,45 | 30,56 | 4,16 | 20,95 | 34,0 | 31,3 | 
| Услуги без ЖКХ | 0,7 | 11,48 | 2,1 | 7,4 | 1,63 | 5,89 | 3,6 | 18,13 | 10,1 | 9,3 | 
| Услуги ЖКХ | 1,3 | 21,31 | -0,23 | -0,8 | 0,54 | 1,95 | 1,2 | 6,04 | 3,2 | 2,9 | 
*Источник [22, c. 19]
В течение года изменялась ценовая структура потребительского рынка страны. В I квартале при относительно небольших значениях инфляции доминирующими составляющими роста цен выступали продовольственные товары и услуги, в частности, услуги ЖКХ; во II квартале за счет девальвационного фактора, инфляционных ожиданий и остававшейся на достаточно высоком уровне платежеспособности населения значительно возросла доля вклада непродовольственных товаров. В III и IV кварталах рост цен на продовольственные товары, которые обладают наименьшей эластичностью спроса по цене, значительно опередил рост цен по другим компонентам потребительской корзины, что предопределило их наибольший вклад в инфляцию.
Базовый индекс потребительских цен в 2011 г. составил 218,1%; индекс цен по регулируемым товарам – 179,4; сезонным – 223,3%. Это свидетельствует о значительном вкладе в инфляцию товаров и услуг, цены на которые свободно формируются под воздействием спроса и предложения. Тем не менее динамика роста цен по данным позициям была неоднородна на протяжении года. Если в январе-апреле рост цен по регулируемой группе товаров опережал базовую инфляцию (индексы 111 и 109,4% соответственно), то в период с мая по август включительно индекс базовой инфляции значительно превосходил рост цен по регулируемой группе товаров и услуг (150,3 и 116%) [8].
В последующие четыре месяца индекс цен на товары и услуги регулируемой группы опережал базовый индекс потребительских цен (139,7 и 132,7%). Сопоставительный анализ показывает, что базовая инфляция, непосредственно связанная с факторами денежно-кредитной и валютной политики, предопределила общий уровень инфляции в 2011 г. Рост цен по регулируемой группе товаров в сентябре-ноябре носил компенсационный характер.
Таким образом, в 2011 г. инфляция в Беларуси имела преимущественно монетарный характер и была обусловлена главным образом проводимой денежно-кредитной политикой, связанной с чрезмерным эмиссионным кредитованием государственных программ в сочетании с поддержанием официального обменного курса белорусского рубля на завышенном уровне.
Инфляционные процессы в 2012 году. Прирост индекса потребительских цен в декабре 2012 г. по сравнению с декабрем 2011 г. составил 21,8% (или 1,7% в среднем за месяц) против 108,7% (или 6,3% в среднем за месяц) годом ранее. В декабре 2012 г. по сравнению с ноябрем прирост индекса потребительских цен составил 1,4% (рисунок 2.3).
Рисунок 2.3 – Динамика индекса потребительских цен
в 2011–2012 годах,в процентах к предыдущему месяцу*
*Источник [16, c. 54]
При этом цены на продовольственные товары увеличились на 1,8%, на непродовольственные товары – на 0,1%, тарифы на платные услуги – на 2,6%(таблица 2.4). Рост цен на продовольственные товары в декабре по сравнению с ноябрем дал 0,9% прироста сводного индекса потребительских цен, на непродовольственные товары – 0,03%, платные услуги – 0,5%.
Таблица 2.4 – Индексы цен и тарифов в 2012 году,%*
| Наименование показателя | Декабрь 2012 г. к | 2012 г. к 2011г. | |
| 
 | ноябрю 2012 г. | декабрю 2011г. | 
 | 
| Индекс потребительских цен - всего в том числе: продовольственные товары непродовольственные товары платные услуги | 101,4 | 121,8 | 159,2 | 
| 
 | 101,8 | 121,1 | 168,0 | 
| 
 | 100,1 | 110,3 | 149,5 | 
| 
 | 102,6 | 136,1 | 153,2 | 
| Индекс базовой инфляции1 | 100,8 | 117,1 | 158,2 | 
| Индекс цен на промышленную продукцию | 101,0 | 121,0 | 176,0 | 
| Индекс цен на сельскохозяйственную продукцию | 100,9 | 129,3 | 195,1 | 
| Индекс цен в строительстве | 101,3 | 135,4 | 185,5 | 
| Индекс тарифов на грузовые перевозки | 100,9 | 143,0 | 193,9 | 
*Источник [16, c. 55]
Прирост индекса цен на продовольственные товары в декабре 2012 г. по сравнению с декабрем 2011 г. составил 25,1% (годом ранее – 125%).
Наиболее существенно из продовольствия подорожали алкогольные напитки (на 62,3%), мука пшеничная (на 43,4%), хлеб и хлебобулочные изделия (на 42,2%), говядина, кроме бескостного мяса, (на 31,8%), масло животное и соль (на 31,1%). В то же время по отдельным позициям произошло снижение цен. Так, в наибольшей степени снизились цены на крупы (на 3%), в том числе на крупу гречневую (на 19,1%) и крупу пшенную (на 11,1%).
Прирост индекса цен на непродовольственные товары в декабре 2012 г. по сравнению с декабрем 2011 г. составил 10,3% (годом ранее – 112%). В наибольшей степени подорожали медикаменты (на 27,8%), письменные принадлежности (на 25,1%) и бензин (на 23,3%).
Прирост тарифов на услуги населению в декабре 2012 г. по сравнению с декабрем 2011 г. составил 36,1% (годом ранее – 64,9%). При этом наиболее существенно выросли тарифы на санаторно-оздоровительные услуги (в 1,9 раза), услуги высшего образования (в 1,7 раза), учреждений культуры (в 1,6 раза), бытовые (на 50,2%) и медицинские услуги (на 41,6%).
По данным Национального статистического комитета, базовая инфляции в декабре 2012 г. по сравнению с декабрем 2011 г. выросла на 17,1% (годом ранее – на 118,1%) и дала, по оценке Национального банка, 11,5% прироста сводного индекса потребительских цен (удельный вес данного фактора составил 52,6% против 71,1% годом ранее). Регулируемые цены и тарифы, включая цены на плодоовощную продукцию, дали 10,3% прироста сводного индекса потребительских цен (удельный вес составил 47,4 и 28,9% соответственно), увеличившись с начала года на 31,3%.
За январь-декабрь 2012 г. цены производителей промышленной продукции выросли на 21% против 149,6% за аналогичный период 2011 г. При этом цены на инвестиционные товары выросли на 26,6%, промежуточные товары – на 16,4%, потребительские товары – на 26,5%. В горнодобывающей промышленности цены выросли на 32% (годом ранее – на 112,9%), обрабатывающей промышленности – на 24,2% (годом ранее – на 150,4%), производстве и распределении электроэнергии, газа и воды – на 3,6% (годом ранее – на 148,8%).
Индекс цен производителей сельскохозяйственной продукции за январь-декабрь 2012 г. увеличился на 29,3% (годом ранее – в 2,7 раза). При этом цены на продукцию растениеводства возросли на 62,6% (годом ранее – в 3 раза), на продукцию животноводства – на 20,8% (годом ранее – в 2,6 раза).
Индекс цен в строительстве в 2012 году составил 135,4% (годом ранее – 213,8%), в том числе на строительно-монтажные работы – 142,2% (годом ранее – 197,6%). Индекс тарифов на грузовые перевозки в рассматриваемый период составил 143% (годом ранее – 250,3%) в основном за счет повышения тарифов на грузовой железнодорожный транспорт внутриреспубликанского сообщения (в 2,1 раза) и трубопроводный транспорт в 1,8 раза [16, c. 55].
Согласно  полученным  в  декабре  
2012 г.  в  рамках  мониторинга  
предприятий Национального 
 Цены на жилую недвижимость. 
Анализ изменения цены одного 
квадратного метра общей 
Таблица 2.5 – Динамика изменения цены одного квадратного метра жилья
общей площади в долларовом выражении в IV квартале 2012 г., процентов*
| Всего | Первичный рынок | Вторичный рынок | ||||
| 
 | к III кварталу 2012 г. | к IV кварталу 2011г. | к III кварталу 2012 г. | к IV кварталу 2011г. | к III кварталу 2012 г. | к IV кварталу 2011г. | 
| Все квартиры | 103,7 | 97,1 | 98,3 | 111,6 | 104,3 | 95,3 | 
| из них: 1 -комнатные | 106,5 | 99,2 | 102,2 | 104,5 | 107 | 98,8 | 
| 2-комнатные | 104,5 | 95,9 | 94,8 | 102,8 | 105,7 | 94,9 | 
| 3-комнатные | 99,6 | 97 | 94,1 | 137,9 | 100,2 | 92,0 | 
| 4- и более комнатные | 103,6 | 96,8 | 130,3 | 97,8 | 100,8 | 97,7 | 
Информация о работе Антиинфляционная политика и ее особенности в Республике Беларусь