Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 11:59, курсовая работа
Инфляция представляет собой сложное экономическое яв¬ление, которое по-разному объясняют различные научные шко¬лы. Сторонники монетаристского подхода определяют инфля¬цию как снижение покупательной способности денег, их обес¬ценение или как переполнение финансовых каналов бумажны¬ми деньгами, что приводит к их обесценению. Причину они ви¬дят в нарушении макроэкономического равновесия из-за превышения совокупного спроса над предложением или инфляци¬онного разрыва между ними, который вызывает рост цен. В данном случае речь идет о так называемой «инфляции спроса».
Введение  …………………………………………………………………………	3
1. Теоретические основы антиинфляционной политики   ……………………	5
1.1 Понятие и причины инфляции………………………………………………	5
1.2 Последствия инфляции………………………………………………………	12
1.3 Антиинфляционная политика ………………………………………………	17
2. Особенности антиинфляционной политики в Республике Беларусь ……..	23
2.1Особенности инфляционных процессов и антиинфляционная политика в Республики Беларусь………….……………	23
2.2 Инфляция и антиинфляционные меры правительства 
Республики Беларусь на современном этапе …………………………………	27
3. Совершенствование антиинфляционной политики в Республике Беларусь 
на современном этапе……………………………………………………………	35
Заключение ………………………………………………………………………	42
Список использованных источников…………………
Таргетирование инфляции. В рамках государственной денежно-кредитной политики в последнее время стали активно использовать такой прием, как таргетирование инфляции (inflationtargeting). Зарубежный опыт и проблемы ее применения в Беларуси подробно рассмотрены в третьей главе настоящей работы.
Денежные власти страны с учетом тенденций, сложившихся в национальной экономике, определяют прогнозное значение инфляции и сравнивают его с допустимым уровнем (целевой показатель). После этого разрабатывается комплекс мер денежно-кредитной политики, чтобы обеспечить плановое значение инфляции [4; c. 227].
В качестве важнейших предпосылок успешной реализации политики таргетирования инфляции выделяются:
- компетентность органов денежно-кредитного регулирования;
- устойчивость национальной банковской системы;
- сбалансированность государственного бюджета;
- развитие в стране полноценного финансового рынка.
Итак, инфляция выступает как одно 
из наиболее важных проявлений макроэкономического 
неравновесия, как несоответствие между 
совокупным спросом и совокупным 
предложением. Она представляет собой 
результат нарушения ранее 
Взаимная дополняемость 
Обычно позитивный потенциал умеренной инфляции быстро исчерпывается, а сама инфляция превращается в тормоз социально-экономического развития. Инфляция, особенно галопирующая, выступает как четко выраженный дестабилизатор экономических, социальных и политических отношений
В качестве первоочередных антиинфляционных мер можно выделить: совершенствование денежной политики; повышение учетной ставки (ставки рефинансирования), обеспечение ее положительного значения; сдерживание кредитной эмиссии, повышение нормы обязательных резервов в национальной банковской системе; сокращение государственных расходов, обеспечение бездефицитного бюджета; совершенствование налоговой системы и увеличение денежных поступлений в бюджет, повышение степени доходности государственного имущества.
Итак, антиинфляционная стратегия включает четыре основных компонента:
- преодоление инфляционных ожиданий, страха перед обесцениванием сбережений. В мировой практике положительные результаты достигаются при создании конкурентной среды и условий для развития предпринимательства, стимулировании диверсификации производства, проведении антимонопольной политики, ослаблении таможенных и импортных ограничений;
- долгосрочная денежно-финансовая политика, направленная на введение жестких лимитов на ежегодные приросты денежной массы;
- сокращение бюджетного дефицита и перестройка структуры доходов и расходов государственного бюджета в соответствии с требованиями рыночной экономики;
- увеличение совокупного предложения посредством структурного преобразования народного хозяйства, государственное стимулирование научно-технического прогресса, мотивации инвестиционных процессов, конверсии.
Меры антиинфляционной тактики в зависимости от цели условно можно разделить на две группы:
- при необходимости увеличения совокупного предложения без адекватного увеличения совокупного спроса применяются льготное налогообложение, приватизация государственной собственности;
- для снижения текущего спроса без соответствующего падения предложения используются повышение процентных ставок по вкладам и депозитам, развитие акционерных форм собственности, стимулирование приобретения недвижимости, проведение денежных реформ.
 
2. Особенности антиинфляционной
политики в Республике Беларусь
2.1 Особенности инфляционных процессов и антиинфляционная политика в Республики Беларусь
Национальная экономика страны пережила очень сложные потрясения на протяжении 1990-х годов в результате глубокого системного кризиса, вызванного развалом СССР и его народнохозяйственного комплекса. Динамику инфляции можно проследить в рамках четырех периодов.
Первый период (1991–1994).Это был самый трудный период, связанный с углублением экономического кризиса из-за разрыва хозяйственных связей с республиками бывшего СССР, разрушением единой рублевой зоны, переходом на национальную денежную систему, построением институтов белорусской государственности. Эти процессы вместе с нарастанием экспансионистской денежной политики обусловили гиперинфляцию в 1993–1994 гг., когда цены вырастали в год более чем в 20 раз (таблица 2.1).
Таблица 2.1 – Индексы потребительских цен (ИПЦ)
и цен производителей промышленной продукции (ИЦПП),%*
| Год | ИПЦ к декабрю предыдущего года | ИЦПП к декабрю предыдущего года | 
| 1991 | 247,5 | 378,3 | 
| 1992 | 1659,1 | 3374,4 | 
| 1993 | 2096,6 | 2415,5 | 
| 1994 | 2059,9 | 1966,7 | 
| 1995 | 344,0 | 221,8 | 
| 1996 | 139,3 | 131,4 | 
| 1997 | 163,1 | 189,3 | 
| 1998 | 281,7 | 300,1 | 
| 1999 | 351,2 | 345,1 | 
| 2000 | 207,5 | 268,0 | 
| 2001 | 146,1 | 139,1 | 
| 2002 | 134,8 | 142,7 | 
| 2003 | 125,4 | 128,7 | 
| 2004 | 114,4 | 118,8 | 
| 2005 | 108,0 | 110,0 | 
| 2006 | 106,6 | 109,0 | 
| 2007 | 112,1 | 116,8 | 
| 2008 | 113,3 | 116,4 | 
*Источник [7]
Реальные процентные ставки на кредитно-депозитном рынке по рублевым инструментам были отрицательными. Уровень монетизации ВВП сократился с 71% в 1990 г. до 7% в 1994 г., а обменный курс за этот же период девальвировал более чем в 64 тыс. раз. В 1994 г. среднемесячная заработная плата (в пересчете на доллары) составляла 20–25 дол. США [8; c. 583].
Второй период (ноябрь 1994–1996).В результате осуществления комплекса антиинфляционных мер монетарной политики была достигнута определенная финансовая стабилизация на макроэкономическом уровне. Темп прироста индекса потребительских цен снизился в 1995 г. до 244%, а в 1996 г. – до 39,3% (в 1994 г. – до 1959%). Изменение ситуации было связано с переходом к жесткой денежно-кредитной политике, которая выразилась в ограничении темпов роста денежной массы путем сокращения объемов прямого централизованного кредитования коммерческих банков, увеличении доли аукционного размещения кредитных ресурсов по рыночным ставкам, в политике положительных реальных процентных ставок. Основным принципом новой депозитной политики стало регулирование месячных ставок в зависимости от уровня инфляции. Поддержание реальных процентных ставок на положительном уровне и стабилизация обменного курса белорусского рубля, связанная с резким снижением денежного предложения в национальной валюте, обеспечили устойчивое преимущество рублевых срочных сбережений по доходности относительно финансовых инструментов в свободно конвертируемых валютах (СКВ). Уровень монетизации ВВП по рублевой денежной массе в 1996 г. вырос до 9%. Однако в конце периода произошел отход от завоеванных позиций, усилились элементы административного регулирования хозяйственной жизни с использованием денежной экспансии с целью поддержки реального сектора экономики. Это ухудшило ситуацию в 1997–1999 гг.
Третий период (1997–1999).Высокая инфляция в республике в 1998–1999 гг. имела ярко выраженный монетарный характер и была обусловлена главным образом экспансионистской денежно-кредитной политикой, в том числе эмиссионным кредитованием государственных программ в области жилищного строительства и АПК, административным поддержанием официального обменного курса белорусского рубля (на завышенном уровне по сравнению с его рыночными котировками). В этот период в течение каждого года существенно превышались утвержденные в Основных направлениях денежно-кредитной политики параметры кредитной эмиссии, прироста чистого рублевого внутреннего кредита Национального банка и роста денежной массы в национальной валюте.
Вместе с административным сдерживанием цен это привело к образованию инфляционного навеса. Несмотря на высокие темпы экономического роста, инфляция в 1999 г. выросла до максимального в данном периоде уровня – 350% за год, а уровень монетизации ВВП по рублевой денежной массе снизился до 6%. Вследствие отрицательного в реальном выражении уровня процентных ставок удельный вес срочных рублевых сбережений в общем объеме рублевой денежной массы сократился до 5,3% [8; c. 584].
Четвертый период (с 2000 года). В 2000 г. произошел переход к более взвешенной, умеренно жесткой денежно-кредитной политике, что дало свои положительные результаты. Несмотря на отклонения денежно-кредитных параметров (уровня кредитной эмиссии, роста денежной массы) от их целевых прогнозных значений, имело место снижение темпов инфляции. По итогам 2001 г. рост ИПЦ составил 146,0% , в 2002 г. – 34,8%, в 2003 г. – 125,4%, в 2004 г. – 114,4%. Впервые с 1996 г. было обеспечено поддержание реальных процентных ставок по срочным рублевым депозитам на положительном уровне. К середине сентября 2000 г. был осуществлен переход на единый курс на всех сегментах валютного рынка [8; c. 586].
Таким образом, ситуация в экономике Беларуси по своим характеристикам в целом не только соответствует признакам финансовой стабилизации (в качестве критерия которой международные финансовые организации принимают уровень инфляции, не превышающий прирост цен за год на 40%), но и располагает потенциалом устойчивого развития страны в перспективе.
Тем не менее в экономике сохранились мощные инфляционные факторы структурного, технологического, институционального характера. Медленные темпы структурной перестройки народного хозяйства, технологического переоборудования предприятий, проведения разгосударствления и приватизации, развития рыночных институтов и прочего создают долговременные предпосылки развития инфляционных процессов. В связи с этим исключительно актуальной остается проблема антиинфляционного регулирования экономического развития страны.
Начиная с 2000 г. в стране отмечается положительная динамика снижения уровня инфляции. В 2006 г. достигнут наименьший ее уровень – 6,6%. В 2007 г. прирост цен потребительского рынка составил 12,1%, что значительно превысило прогнозные параметры – 6–8%. Наибольшим в данном случае оказалось влияние роста цен на энергоносители – природный газ и нефть, импортируемые из Российской Федерации, а также на продовольствие на мировых рынках. Следует отметить, что резкий рост цен потребительского рынка произошел не только в Беларуси.В сопредельных с Беларусью странах уровень инфляции значительно возрос по сравнению с 2006 г. Наибольший рост потребительских цен отмечен в Латвии и Украине – 114,1 и 116,6% соответственно. Значительно превышен среднеевропейский уровень инфляции в Польше и Литве. Причем для всех этих стран был характерен резкий рост цен на продовольствие, которое традиционно составляет существенную долю потребительской корзинки именно в странах Восточной Европы [16; c. 8].
В дальнейшем в динамике инфляционных процессов наблюдались две разнонаправленные тенденции – интенсивное, с 14,4 до 6,6%, снижение уровня инфляции в период 2004–2006 гг., затем, в 2007–2008 гг., – резкое увеличение инфляции до 12,1 и 13,3% соответственно (рисунок 2.1) [20; c. 7].
Следует отметить, что в годы увеличения 
уровня инфляции относительные темпы 
роста цен на продовольственные 
товары и потребительские услуги 
для населения (особенно услуги жилищно-коммунального 
хозяйства) существенно опережали 
темпы роста цен 
Рисунок 2.1 – Динамика индекса потребительских цен
и его составляющих в 2004–2008 гг.*
*Источник [20; c. 7]
В 2007–2008 гг. инфляция достигла своих пиковых значенийпрактически во всех странах мира вследствие быстрого роста цен на продовольствие и топливо. Особенно значительно потребительские цены повысились в странах с формирующимся рынком. Ускорение темпов инфляции объяснялось существенным весом продовольствия в потребительских корзинах, достаточно высокими темпами экономического роста и менее действенным по сравнению с развитыми странами контролем за инфляционными ожиданиями.
2.2 Инфляция и антиинфляционные меры правительства Республики Беларусь на современном этапе
Как уже было сказано выше, в период 2007-2010 гг. инфляция в Беларуси была выше, чем в странах Евросоюза, но сопоставима с показателями России, Казахстана и Украины, что характерно для стран с развивающейся экономикой (таблица 2.2).
Таблица 2.2 – Динамика показателей инфляции*
| Страна, объединение стран | Инфляция по ИПЦ | ||||
| 
 | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | 
| Беларусь | 112,1 | 113,3 | 110,1 | 109,9 | 208,7 | 
| ЕС-27 | 103,2 | 102,2 | 101,4 | 102,6 | 103,1 | 
| Страны Еврозоны(17) | 103,1 | 101,6 | 100,9 | 102,2 | 102,8 | 
| Германия | 103,1 | 101,1 | 100,8 | 101,9 | 102,3 | 
| Латвия | 114,0 | 110,4 | 98,6 | 102,4 | 103,9 | 
| Литва | 108,2 | 108,5 | 101,2 | 103,6 | 103,4 | 
| Польша | 104,2 | 103,3 | 103,8 | 102,9 | 104,6 | 
| РФ | 111,9 | 113,3 | 108,8 | 108,8 | 106,1 | 
| Украина | 116,6 | 122,3 | 112,3 | 109,1 | 104,6 | 
| Казахстан | 118,8 | 109,5 | 106,2 | 107,8 | 107,4 | 
Информация о работе Антиинфляционная политика и ее особенности в Республике Беларусь