Анализ внешнеэкономической деятельности предприятия (на примере ОАО «НК «Роснефть-Сахалинморнефтегаз»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 19:14, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования определяется тем, что внешнеэкономические связи практически во всех странах мира определяют экономическое и социальное развитие государств, являются составной частью экономики. Цель исследования заключается в изучении теоретических и методических основ внешнеэкономической деятельности предприятия, а также исследовании внешнеэкономической деятельности предприятия (на примере ОАО «НК «Роснефть-Сахалинморнефтегаз»).

Содержание работы

Введение
1.Теоретические и методические аспекты внешнеэкономической деятельности предприятия
1.1.Теоретические аспекты внешнеэкономической деятельности предприятия
1.2.Методические аспекты внешнеэкономической деятельности предприятия
1.3.Актуальные проблемы внешнеэкономической деятельности предприятия
2.Анализ внешнеэкономической деятельности предприятия (на примере ОАО «НК «Роснефть-Сахалинморнефтегаз»)
2.1.Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2.Анализ хозяйственной деятельности предприятия
2.3.Анализ внешнеэкономической деятельности предприятия
3.Пути повышения эффективности внешнеэкономической деятельности предприятия
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ.doc

— 292.50 Кб (Скачать файл)

Предприятие может осуществлять ВТД самостоятельно путем заключения прямых договоров с иностранными партнерами или через посредников, которые оказывают услуги в сфере  ВЭД. Выбор способа ВТД зависит  от стратегии развития предприятия и его организационно-экономических возможностей. [5, c. 283]

Значительная часть  ВТД осуществляется через торговых посредников, работающих по заданиям экспортеров  и импортеров, так как большинство  предприятий не в состоянии создавать  филиалы или дочерние компании в тех странах куда экспортируют или откуда импортируют. [6, c. 103]

Таким образом, развитие ВЭД дает предприятию новые  возможности, такие как использование  преимуществ международной кооперации производства и свобода в принятии решений для осуществления своих производственных задач. Положительно влияя на экономику предприятий, ВЭД имеет огромное значение и для страны в целом: возможность выгодного сотрудничества с отдельными странами, повышение уровня экономики страны за счет успешного развития предприятий, занимающихся ВЭД, дополнительное стимулирование стабилизации национальной экономики – все это является положительными аспектами использования ВЭД на предприятиях.

    1. Методические аспекты внешнеэкономической деятельности предприятия

 

Эффективная и успешная работа предприятия по выходу на внешний рынок предполагает, прежде всего, проведение анализа ВЭД на данном предприятии.

Для систематизации и  анализа ВЭД предприятиям, функционирующим  в рыночных условиях необходимо исследование потенциальных возможностей фирмы, которое включает:

  1. Анализ текущих результатов хозяйственной деятельности предприятия предполагает выяснение его экономического потенциала, общих результатов хозяйственной деятельности, финансового положения, эффективности производственно-хозяйственной и ВЭД за соответствующий период: активы, основной капитал, качество и стоимость произведенной продукции, количество и размещение производственных и сбытовых подразделений предприятия и др.
  2. Анализ показателей эффективности деятельности предприятия: прибыли, фондоотдачи, оборачиваемости оборотных средств, производительности труда, и др. [12, c. 5]

Глубокий и тщательный анализ производственно-хозяйственной  деятельности, в том числе деятельности на внешних рынках, - необходимая  база принятия эффективных управленческих решений.  
Оценка конкурентоспособности товара, планируемого к экспорту, включает следующие этапы:

    • анализ рынка и выбор наиболее соответствующего образца товара в качестве базы для сравнения;
    • определение набора сравниваемых параметров;
    • расчет интегрального показателя конкурентоспособности товара.

Выбор образца является одним из наиболее ответственных  моментов анализа конкурентоспособности. Образец должен принадлежать к той  же группе товаров, что и анализируемое  изделие, быть наиболее представленным для данного рынка, завоевавшим наибольшее число покупательских предпочтений.  
При определении набора подлежащих оценке и сравнению параметров конкурентоспособности товара исходят из того, что часть параметров характеризует потребительные свойства товара, а другая часть - его экономические свойства. Определение набора потребительных параметров товара - ключевой момент анализа его конкурентоспособности. Далее на первый план выдвигают те параметры, которые имеют наибольшую значимость ("вес") для потребителя. Обладающие наибольшим "весом" параметры становятся объектами тщательного исследования.

Величины экономических параметров определяются ценой изделия (С1), расходами  на его транспортировку (С2), установку (С3), обучение персонала (С4), эксплуатацию (С5), ремонт (С6), техническое обслуживание (С7), налоги (С8), страховые взносы (С9) и т.д.. В совокупности эти расходы составляют цену потребления (С) - объем средств, нужных потребителям в течение всего срока службы товара:

                                        (1.1)

где слагаемые (экономические параметры) и их конкретные значения индивидуальны  для каждого товара.

Цена потребления представляет собой один из важнейших показателей  конкурентоспособности, так как  сумма затрат, связанных с эксплуатацией изделий, значительно превосходит покупную цену.

Расчет интегрального показателя относительной конкурентоспособности  предназначенного для экспорта товара, основан на сравнении его параметров с параметрами существующего (или  разрабатываемого) товара, наиболее полно отражающими потребности покупателей.

По этой величине покупатель видит, насколько свойство изделия, выраженное данным параметром, удовлетворяет его  потребность. Степень удовлетворения выражают в форме процентного  отношения фактической величины параметра к той величине, при которой потребность удовлетворяется на 100%. Аналогичный расчет проводят по всем количественным параметрам, получая для каждого параметрический индекс.

Оценку степени удовлетворения потребности покупателя потребительными  свойствами изделия производят с помощью сводного параметрического индекса In, который рассчитывается по формуле:

                                                                                                      (1.2)

где n - число анализируемых  количественных параметров; 
ai - вес j-го параметрического индекса; 
Ij - параметрический индекс j -го параметра

Следует иметь в виду, что ни ij , ни In не должны превышать 100%, так как потребность, удовлетворенная  более чем на 100% - это экономически нецелесообразная растрата ресурсов, не имеющая значения для потребителя.  
Параметрический индекс любого регламентируемого параметра может иметь только 2 значения - 0 или 1, в зависимости от того, соответствует ли данный параметр всем требуемым нормам и стандартам.

После расчета параметрических индексов и "весов" каждого экономического параметра определяют сводный индекс конкурентоспособности по экономическим параметрам (Iэ), который выглядит следующим образом:

                                                                                                    (1.3)

где m - число анализируемых  экономических параметров, 
bj - вес i -го параметрического индекса; 
Ij - параметрический индекс i-го параметра

Сводные индексы конкурентоспособности  по потребительным и экономическим параметрам In и Iэ дают интегральный показатель относительной конкурентоспособности (К) изделия по отношению к образцу. Этот показатель отражает различие между потребительными эффектами сравниваемых товаров:

                                                                                                            (1.4)

Если К>1, анализируемое  изделие превосходит по конкурентоспособности  образец, если К<1 - уступает, если К = 1 - находится на одинаковом уровне. Наша задача - получить К>1. Это можно  сделать целенаправленно, увеличивая In и уменьшая Iэ, улучшая соответствующие потребительные и экономические параметры изделия. [10, c. 385-389]

Конкурентоспособность продукции во многом определяется конкурентоспособностью фирмы. На уровень конкурентоспособности фирмы оказывают влияние следующие основные факторы:

  • уровень технологии производства, использование новейших изобретений и открытий, внедрение современных средств механизации и автоматизации производства;
  • коммерческие условия продаж, применяемые фирмой;
  • легкодоступность и удобство приобретения товара покупателями;
  • эффективность проведения рекламных мероприятий;
  • возможности и применяемые методы ценовой конкуренции;
  • уровень поддержки и содействия. получаемых фирмой со стороны национальных государственных органов и общественных организаций. [29]

Комплексная оценка конкурентоспособности  фирмы достигается сравнением показателей, характеризующих деятельность фирм-конкурентов.

В целом анализ хозяйственной  деятельности предприятия, конкурентоспособности  выпускаемой продукции и самого предприятия необходимы для того, чтобы оценить потенциальные возможности в конкурентной борьбе на том или ином рынке и разработать меры и средства, за счет которых можно повысить конкурентоспособность и обеспечить собственный успех. Управление конкурентоспособностью - это важнейшая задача менеджмента ВЭД предприятия. [33]

Для установления наиболее оптимальной  структуры экспорта предприятий  и принятия обоснованных решений  в области управления ВЭД особое значение имеет оценка эффективности планируемых внешнеторговых операций.

В практике экономического анализа  достаточно широко применяются показатели эффективности торговли отдельными товарами (или их однородными группами).

В частности, показатели валютной эффективности, позволяющие получить относительную (сравнительную) оценку выгодности торговли тем или иным товаром (или группой товаров) путем сопоставления валютной эффективности всех экспортируемых товаров. Затем строятся таблицы (шкалы) относительной эффективности, в которых экспортируемые товары располагаются в соответствии с убыванием показателя их валютной эффективности. Шкала дает необходимый исходный материал для планирования и улучшения структуры внешнеторгового оборота. [12, c. 8-9]

Показатель валютной эффективности  экспорта, используемый для перспективного обоснования включения того или иного товара в экспортный план, рассчитывается по формуле:

Kвал=B / Cэкс+ tэкс                                                                                                (1.5)

где Квал - коэффициент валютной эффективности экспорта товара 
В - валютная выручка от экспорта товара (внешнеторговая цена) 
Сэкс - себестоимость экспортного товара 
tэкс - транспортные и накладные расходы по доставке товара до границы. [10, c. 142]

Главная цель анализа эффективности экспорта – выявить объективные возможности наиболее рационального участия в международном разделении труда, определить на перспективный период оптимальную структуру экспортного производства. Поэтому в расчетах используются прогнозные данные о внешнеторговых ценах и народнохозяйственных издержках. Однако особенно важны при построении и анализе отчетных таблиц (шкал) относительной (валютной) эффективности экспорта показатели, опирающиеся на фактические значения валютных цен и затрат. [11, c. 6]

Для преодоления недостатков расчеты  коэффициентов валютной эффективности  экспорта и импорта дополняются  расчетами показателей абсолютной эффективности.

Показатель абсолютной эффективности  экспорта исчисляется по формуле 

Кабс=В / Зэкс+ V                                                                                                   (1.6)

где Кабс - коэффициент  абсолютной эффективности экспорта; 
V - показатель валютного курса, отражающий народнохозяйственную ценность иностранной валюты, приобретаемой в данном рынке (или валютной зоне); 
Зэкз - полные затраты предприятия на экспорт товара.

Полные затраты  предприятия на экспорт товара (Зэкс) включают в себя производственную себестоимость  экспортного товара (Сэкс) и весь комплекс затрат, связанных с выполнением внешнеэкономической операции (Тэкс).

Если величина показателя Кабс > 1, то экспорт товара экономически целесообразен, а если Кабс < 1, то экспорт  товара приведет к потерям.

Величина абсолютного  эффекта от экспорта отдельного товара (Эабс) может быть определена по формуле:

Эабс=В*V-Зэкс                                                                                                                                                            (1.7)

Чем больше этот показатель, тем эффективнее расширение экспорта рассматриваемого товара.

Оценивая экономическую  эффективность экспорта, практический интерес представляет сопоставление  показателя абсолютной эффективности  экспорта Кабс с показателем эффективности  продажи этого товара на внутреннем рынке (Квн), который рассчитывается по формуле:

Квнэкс/ Сэкс                                                                                                       (1.8)

где Квн - коэффициент  эффективности продажи экспортного  товара на внутреннем рынке; 
Оэкс - объем экспорта во внутренних среднегодовых ценах. [6, c. 245-247]

Экспорт соответствующего товара является для предприятия  экономически выгодным, если Кабс > Квн.

Показатели Квал, Кабс, Квн, Эабс целесообразно рассчитывать при заключении каждой экспортной сделки с целью выбора наиболее оптимальной (по критерию Эабс max, Квал max и при условии Кабс > Квн, Кабс > 1), а также при анализе ВЭД предприятия за прошедший период и при планировании ВЭД на предстоящий период. Уход с рынка в случае недостаточной прибыльности продаж приведет к полному закрытию предприятия, так как сокращение объемов производства автоматически ведет к росту себестоимости за счет условно-постоянных расходов на 1 тонну продукции, которая находится в производстве. Оптимальная программа экспорта предприятия может быть определена при помощи экономико-математической модели, которая имеет вид:

Информация о работе Анализ внешнеэкономической деятельности предприятия (на примере ОАО «НК «Роснефть-Сахалинморнефтегаз»)