Анализ и управление объемом производства и продаж

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 19:39, контрольная работа

Описание работы

Производственная организация - это пространственно-временная структура производственных факторов, обеспечивающая их взаимодействие с целью получения максимальных качественных и количественных результатов в самое короткое время и при минимальных затратах факторов производства (средств производства и живого труда). Ориентиры для деятельности любой организации задают ее планы: план производства и продаж производимых товаров, план развития и т.д. Производственная программа - это основной раздел годового и перспективного бизнес-плана развития организации (предприятия).

Содержание работы

Глава 1. Анализ объема производства и продаж
1.1 Цели и задачи анализа производства и продаж товаров
1.2 Порядок анализа объемов производства и продаж
Глава 2. Обоснование формирования и оценки эффективности ассортиментных программ
2.1 Ассортиментная политика и планирование ассортимента
2.2 Анализ выполнения планов по номенклатуре и ассортименту выпускаемых товаров
2.3 Анализ влияния структуры и структурных сдвигов на производство товаров
Глава 3. Анализ обновления продукции и ее качества
3.1 Критерии оценки новых товаров
3.2 Анализ показателей качества товара
Глава 4. Анализ факторов и резервов увеличения объема производства и продаж товаров
4.1 Анализ ритмичности производства
4.2 Анализ факторов увеличения объема продаж и выполнения договорных обязательств
4.3 Анализ сбыта товаров

Файлы: 1 файл

анализ и управления объем производства.docx

— 112.05 Кб (Скачать файл)

Из  данных таблицы 5.19 следует, что организация  увеличивало производство товаров подекадно, но если в первой декаде было недовыполнение плана на 24,5% (1750 тыс.руб.), то во второй - только на 1,9% (320 тыс.руб.), а затем произошло перевыполнение плана в третьей декаде на 12% (2070 тыс.руб.). По плановым и фактическим данным просматривается положительная тенденция - увеличение выпуска товаров, однако очевидна аритмичность, которая может создать существенные проблемы со складированием и сбытом товаров, поскольку сверхплановое производство не было предусмотрено. Наглядно аритмичность представлена в структуре производства товаров. В плановых показателях обеспечивается большая равномерность по декадам (31,51%, 33,74%, 34,75%), чем в отчетных данных (27,98%, 33,09%, 38,93%).

В заключение анализа  разрабатывают мероприятия  по устранению причин неритмичной работы. Внутренние причины  аритмичности - тяжелое  финансовое состояние  организации, низкий уровень организации, технологии и материально-технического обеспечения производства, а также планирования и контроля, внешние - несвоевременная  поставка сырья и  материалов поставщиками, недостаток энергоресурсов и др. В процессе анализа необходимо подсчитать упущенные  возможности по выпуску  товаров в связи  с неритмичной  работой.

4.2 Анализ факторов  увеличения объема  продаж и выполнения  договорных обязательств

Объем продаж товаров в  плане определяется как стоимость  предназначенных  к поставке и подлежащих оплате в плановом периоде: готовых  изделий; полуфабрикатов собственного производства; работ промышленного характера, предназначаемых к продаже на сторону (включая капитальный ремонт своего оборудования и транспортных средств, выполняемый силами промышленно-производственного персонала), а также как продажа товара и выполнение работ для своего капитального строительства и других непромышленных хозяйств, находящихся на балансе организации.

При расчете объема продажи  товаров учитывается  изменение остатков не проданных товаров на начало и конец планируемого периода.

Для анализа выполнения плана по объему продаж составляется баланс продажи товаров  в двух оценках: по себестоимости и  по отпускным ценам. Если объем продаж в организации  определяется по отгрузке товаров, то балансовое уравнение имеет  вид:

н + Vпл = Sпл + Vзк ,

Sпл = Vзн + Vпл - Vзк (5.21)

где Sпл - плановый объем продаж;

Vпл- объем производства товаров по плану;

н , Vзк - запасы товаров на начало и конец планового периода соответственно.

Если  выручка определяется после оплаты отгруженных  товаров, то товарный баланс можно записать так:

н + Vпл + Vон = Sпл + Vок + Vзк ,

Sпл = Vзн + Vпл - Vок - Vзк (5.22)

где н , Vок остатки отгруженных товаров на начало и конец периода соответственно.

В целях обеспечения  выполнения плановых заданий осуществляется анализ факторов, влияющих на объем продажи  товаров в результате:

1) роста объема производства  товаров;

2) осуществления мероприятий  технического и  организационного  развития производства, в том числе  выпуска новых  видов товара, повышения  качества выпускаемого  товара, внедрения  новых технологических  процессов, механизации  и автоматизации  производства, экономии  сырья и материалов, прочих мероприятий,  структурных сдвигов;

3) изменения остатков  готовых товаров  на складе;

4) других факторов.

Графически  взаимосвязь между  факторами представлена на Рис. 5.3.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Рис. 5.3. Факторы, обуславливающие изменение объема продаж товаров

Расчет  влияния данных факторов на объем продаж товаров производится сравнением фактических уровней факторных показателей с плановыми и вычислением абсолютных и относительных приростов каждого из них. Для изучения влияния этих факторов анализируется баланс товарной продукции (Таблица 5.20).

Таблица 5.20

Анализ  факторов изменения объема продаж товаров

 
Показатель Сумма в плановых ценах, тыс.руб.  
  план факт +, -  
1. Запасы  товаров на начало периода 30118 68862 +38744  
2. Объем  производства 652711 717416 +64705  
3. Запасы  товаров на конец периода 31595 81472 +49877  
4. Отгрузка  товаров за период (п.1+п.2 - п.З) 651234 702066 +50832  
5. Остаток  товаров, отгруженных потребителю:

5.1. на начало периода

0 0 0  
5.2. на конец  периода 0 461 +461  
6. Объем  продаж (п.4+п.5.1-п.5.2) 651234 701605 +50371  
         

Из  таблицы следует, что организация  начала свою деятельность с избытком запасов  готовой продукции  относительно плана  на начало в 38744 тыс.руб. Организация значительно увеличила объем производства до 717416 тыс.руб. относительно плана 652711 тыс.руб. На конец периода запасы товаров превышали плановое значение на 49877 тыс. Превышение плана запасов на конец периода возросло относительно превышения его на начало периода.

Отрицательное влияние на объем  продаж оказали такие  факторы, как увеличение остатков товаров  на складах на конец  периода, рост остатков отгруженных товаров  на конец года, оплата за которые не поступила  еще на расчетный  счет организации. Следовательно, в процессе анализа  необходимо выяснить причины образования  сверхплановых остатков на складах, несвоевременной  оплаты товаров потребителями  и разработать  конкретные мероприятия  по устранению выявленных недостатков.

Анализ  продажи товаров  тесно связан с  анализом выполнения договорных обязательств по поставкам товара. При этом определяется коэффициент выполнения договорных обязательств (Кд):

, (5.23)

где Sд - плановая отгрузка по договорным обязательствам;

Sн - недопоставка товара по договорам.

Плановая  отгрузка и недопоставка суммируются по всем товарам.

При анализе выполнения договорных обязательств поставки товара потребителям в зачет поставки идет объем товара в пределах плана (Таблица 5.21).

Таблица 5.21

Анализ  выполнения договорных обязательств по отгрузке товара

за  месяц, тыс. руб.

 
Вид

товара

Потре-

битель

План поставки

по договору

Отгружено

по отчету

Недопоставка

товара

Зачетный объем

в пределах плана

 
А 1 1500 1680 - 1500  
  2 450 300 -150 300  
  3 800 850 - 800  
  4 400 400 - 400  
  5 1100 1000 -100 1000  
  6 1650 1970 - 1650  
Б 1 450 400 -50 400  
  2 120 100 -20 100  
  3 350 450 - 350  
  4 760 1350 - 760  
  5 620 700 - 620  
В 1 400 500   400  
  2 320 300 -20 300  
  3 200 150 -50 150  
  4 150 150 - 150  
Итого:   9270 10300 -390 8880  
             

Из  таблицы 5.21 следует, что за отчетный месяц  по договорам недопоставлено товаров на сумму 390 тыс. рублей, или на 4,2% от общей суммы  по договорам. Если проводить  анализ по видам товаров, то по товару А недопоставка составила 250 тыс. рублей, по товарам Б и В - 70 тыс. рублей.

Процент выполнения договорных обязательств организацией:

Кд = (9270 -390) / 9270 = 0,958 или 95,8 %.

Аналогично  проводится анализ выполнения договорных обязательств за год (Таблица 5.22).

Таблица 5.22

Анализ  выполнения договорных обязательств за год, тыс. руб.

 
Месяц План поставки

товаров

Недопоставка

товаров

Выполнение, %  
  за месяц с начала

года

за месяц с начала

года

за месяц с начала

года

 
Январь 67452 67452 3972 3972 94,11 94,11  
Февраль 64760 132212 2540 6512 96,08 95,07  
Март 61121 193333 9860 16372 83,87 91,53  
Апрель 53117 246450 1582 17954 97,02 92,71  
Май 49479 295929 0 17954 100,00 93,93  
Июнь 43658 339587 0 17954 100,00 94,71  
Июль 42930 382517 0 17954 100,00 95,31  
Август 43658 426175 0 17954 100,00 95,79  
Сентябрь 50934 477109 7765 25719 84,75 94,61  
Октябрь 52608 529717 2168 27887 95,88 94,74  
Ноябрь 58938 588655 1632 29519 97,23 94,99  
Декабрь 62577 651232 6548 36067 89,54 94,46  
Итого: 651234 651234 36067 36067 94,46 94,46  
               

Результаты  анализа показывают, что сумма недопоставки за весь год составила 36067 тыс. рублей, а план выполнен только на 94,46%.

Невыполнение  плана по договорам  для организации  оборачивается уменьшением  выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме  того, в условиях конкуренции организация  может потерять рынки сбыта товара, что повлечет за собой спад производства. Недопоставка товара отрицательно влияет не только на итоги деятельности данной организации, но и на работу торговых организаций, организаций-смежников, транспортных организаций и т.д.

Анализ  выполнения договорных обязательств ведется  работниками отдела сбыта. В процессе анализа определяется выполнение объема поставок помесячно и нарастающим  итогом с начала года в целом по организации, в разрезе отдельных  договоров, сроков поставки, потребителей и видов  товаров, выясняются причины невыполнения плана и дается оценка деятельности по выполнению договорных обязательств. Особенно большое значение для организации имеет выполнение договоров на поставку товаров для государственных нужд, которые гарантируют сбыт товара, своевременную ее оплату, льготы по налогам, кредитам и т.д.

4.3 Анализ сбыта товаров

Под анализом сбыта товаров  понимают деятельность, включающую детальное  изучение данных о сбыте товара с целью оценки пригодностимаркетинговой стратегии. Объект анализа - объемы продаж на разных рынках (сегментах), цены, категории потребителей и методы продаж.

Основной  источник информации для анализа сбыта - данные по отгрузке товаров. Они содержат информацию о наименовании потребителя, заказанном количестве, цене и  условиях продажи  и транспортировки. Основная цель изучения информации заключается  в умении выделить закономерности из случайных  явлений.

Когда организация производит или продает разнообразные  товары, то часто  можно обнаружить значительную разницу  в объеме продаж и  прибылей, получаемых от продажи различных  изделий (работ, услуг). Для того, чтобы сконцентрировать основные усилия на тех товарах, которые имеют наилучшие возможности для сбыта и получения прибыли, необходимо разбить данные о сбыте по группам потребителей или товаров. Если производитель планирует снять с производства медленно или плохо продающиеся товары, он должен произвести тщательный анализ причины сокращения сбыта, прежде чем принимать какие-либо меры. Товар может все ещё пользоваться большим спросом, но из-за неэффективного сбыта, недостаточной рекламы или ограниченной емкости рынка он может продвигаться медленно. После установления основных причин, организация может принять решение по улучшению своей позиции в сбыте этого товара или снять его с производства.

Информация о работе Анализ и управление объемом производства и продаж