Анализ и управление объемами производства и продаж

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2015 в 13:59, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в том, чтобы, проанализировав данные показатели, выявить резервы для их увеличения, а также факторы, влияющие на эти показатели.
Задачами курсовой работы являются:
1. Изучить экономический анализ в управлении объемом производства и продаж.
2. Дать краткую организационно-экономическую характеристику организации.
3. Провести анализ объемов производства и продаж.

Файлы: 1 файл

кур раб.Анализ и управление объемами производства и продаж. Перова.docx

— 109.56 Кб (Скачать файл)

Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении  удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низко рентабельной продукции.

Расчет влияния структуры производства на уровень перечисленных показателей можно произвести способом цепной подстановки, который позволяет абстрагироваться от всех факторов, кроме структуры продукции:

ВПпл = V пл * УД пл * Ц пл

ВП усл1 = V ф * УД пл * Ц пл

ВП усл2 = V ф * УД ф * Ц пл

ВП ф = V ф * УД ф * Ц ф

D ВП D V = ВП усл1 – ВП пл

D ВП D УД = ВП усл2 – ВП усл1

D ВП D Ц = ВП ф – ВП усл2

D ВП = D ВП DV + D ВП DУД + DВП DЦ = ВП ф – ВП пл

V пл – плановый объем производства, шт.

УД пл – плановый удельный вес продукции, %

Цпл- плановая цена продукции, руб.

V ф – фактический объем производства, шт.

УД ф– фактический удельный вес продукции, %

Цф- фактическая цена продукции, руб.

Также расчет можно произвести способом абсолютных разниц:

ВП = V * УД * Ц,

Где ВП – выпуск продукции в стоимостном выражении, тыс. руб.

V- объем производства, шт.

УД- удельный вес продукции, %

Ц- цена продукции, руб.

 

D ВП DV = D V * УД * Ц пл

D ВП DУД = Vф * D УД * Ц пл

D ВП DЦ = V ф  * УДф * DЦ

D ВП DV + D ВП DУД + D ВП DЦ = D ВП,

где D ВП – изменение валовой продукции,

      D V – изменение объема производства,

    DЦ – изменение цены на продукцию.

Расчет влияния структурного фактора на изменение выпуска продукции в стоимостном выражении можно произвести с помощью средневзвешенных цен (если продукция однородная). Для этого сначала определяется средневзвешенная  цена при фактической структуре продукции, а затем при плановой и разность между ними умножается на фактический объем производства продукции в условно-натуральном выражении:

Косвенным показателем качества продукции является брак. Он делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный потребителями). Выпуск брака ведет к повышению себестоимости продукции, уменьшению объема товарной и реализованной продукции, снижению прибыли и рентабельности. В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и удельному весу в общем выпуске товарной продукции, определяют потери от брака [18].

Затем изучаются причины понижения качества и допущенного брака продукции по местам их возникновения и центрам ответственности и разрабатываются мероприятия по их устранению. Основными причинами понижения качества продукции являются плохое качество сырья, низкий уровень технологии и организации производства, квалификация рабочих, аритмичность производства и др.

Оценка выполнения плана по ассортименту продукции обычно производится с помощью одноименного коэффициента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции (продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту).

Таблица 3.5

Выполнение плана за 2004 г. по ассортименту продукции в ООО «ЭМК»

Изделие

Объем          производства продукции    в    плановых ценах,        тыс. руб.

Процент выпол-нения плана

Объем            продукции, зачтенной в выполнение плана по ассортименту

ЯУ8253

ЩЭ-на 3 кв.

ШРУЭ3-8-60

ОЩВ-9

28 800 33 600

 

19 200

14 400

25 200

33 264

 

22 176

20 160

87,5

99,0

 

115,5

 140,0

25 200

33 264

 

19 200

14 400

Итого

96 000

100 800

105,0

92 064


Из таблицы 10 видно, что план по ассортименту выполнен на 95,9% (92 064 / 96 000 х 100). Наибольшее выполнение плана произошло по щиткам ОЩВ-9 (на 140 %), наибольшее недовыполнение плана в 2013 году  в ООО «ЭМК» наблюдается по ящикам ЯУ 8253 (87,5 %)

Таблица 3.6

Анализ структуры товарной продукции ООО «ЭКМ»

Изделие

Оптовая

цена     за

1        шт.,

тыс. руб

Объем

производства

продукции,

шт.

Товарная

продукция    в

ценах плана, тыс.

руб.

Измен.тов

продукц.

за      счет

структу-

ры

тыс. руб

план

Факт

план

факт.

при

пл.стр.

факт

ЯУ8253

ЩЭ-на 3 кв

 

ШРУЭ3-8-60

ОЩВ-9

5 000

5 760

5 040

28 800

29 550

25 200

-4 350

6 000

5 600

5 544

33 600

34 475

33 264

-1211

7 000

2 743

3 168

19 200

19 700

22 176

+ 2 476

7 500

1 920

2 688

14 400

14 755

20 160

+ 5 385

Итого

-

16 023

16 440

96 000

98 500

100800

+ 2 300


Если бы план производства был равномерно перевыполнен по всем видам продукции и не нарушилась запланированная структура, то общий объем производства в ценах плана составил бы 98 500 тыс. руб.

 При  фактической структуре он выше на 2 300 тыс. руб. Это значит, что увеличилась доля более дорогой продукции в общем ее выпуске.

Приведенные данные показывают, что за счет изменения структуры продукции выручка от ее реализации увеличилась на 2 185 млн. руб. Это свидетельствует об увеличении удельного веса более дорогих распределительных шкафов ШРУЭ 3-8-60 и щитков ОЩВ-9 в общем объеме продаж.

Таблица 3.7

Расчет влияния структуры реализованной продукции на сумму выручки

Изделие

Опт. цена 1 шт., тыс. руб.

Объем  реализации продукции, шт.

Выручка по     плановым

ценам, тыс. руб.

Изменения

выручки    за

счет     струк-

туры продук.

тыс. руб.

план

факт

план

фактич. при   пл. структуре

факт

ЯУ8253

5,0

5 700

4 850

28 500

28 250

24 250

-4 000

ЩЭ-на 3 кв

6,0

5 600

5 300

33 600

33 305

31 800

-1 505

ШРУЭ3-8-60

7,0

2 700

3 050

18 900

18 735

21350

+ 2615

ОЩВ-9

7,5

1900

2 560

14 250

14 125

19 200

+ 5 075

Итого

-

15 900

15760

95 250

94 415

96 600

+ 2 185


Как видно из таблицы 12, за отчетный год на предприятии ООО «ЭМК» проделана определенная работа по улучшению качества продукции и повышении ее конкурентоспособности, о чем свидетельствует увеличение удельного веса продукции высшей категории качества и экспортируемой продукции.

В общем объеме  выручка увеличилась за счет структуры на 2185 тыс. руб. Наибольшее повышение выручки произошло за счет  увеличения производства щитков ОЩВ -9 (наблюдается увеличение выручки за счет структуры на 5075 тыс. руб.) и производства шкафов ШРУЭ3-8-60 (на 2615 тыс. руб.).

Таблица 3.8

Анализ обобщающих показателей качества продукции за 2012-2013 г.г.в ООО «ЭМК»

Показатель

 

2012

2013

год

план

факт

Средневзвешенный балл качества

     

Продукции

0,70

0,75

0,74

Удельный вес, %

     

продукции высшей категории качества

75

76

78

Экспортируемой продукции

12,5

15,6

15,7

Забракованной продукции

0,55

0,40

0,50

Зарекламированной продукции

0,30

0,25

0,20

Потери от брака, тыс. руб.

450

350

420


Из таблицы 3.8 видно, что в 2013году качество продукции повысилось (средневзвешенный балл качества продукции повысился на 0,04 в отчетном году), удельный вес продукции высшего качества также увеличился на 4%. Потери от брака снизились на 30 тыс. руб., что говорит о том, что предприятие ООО «ЭМК» заботится о качестве своей продукции.

Таблица 3.9

Анализ качества ящиков управления ЯУ 8253

Сорт продукции

Цена за 1     шт., руб.

Выпуск    продукции, шт.

Стоимость выпуска, тыс.руб.

 

 

план

Факт

план

Факт

по цене 1 сорта

 

 

 

 

 

 

план

факт

1

2

3

6 000

5 000

2 500

2 880 1 728 1 152

3 528 1008 504

17 280

8 640

2 880

21 168

5 040

1260

17 280

10 368

6 912

21 168

6 048

3 024

Итого

5 000

5 760

5 040

28 800

27 468

34 560

30 240


Из таблицы 3.9 видно, что коэффициент сортности: по плану - 0,833 (28 800 / 34 560), фактически - 0,908 (27 468 /30 240). Выполнение плана по качеству - 109% (0,908 / 0,833). Средневзвешенная цена по плану - 500  руб., фактически - 545  руб., что по отношению к плану также составляет 109%.

Таблица 3.10

Влияние сортового состава продукции на объем выпуска ящиков управления ЯУ 8253 в стоимостном выражении

Сорт продукции

 

Оптовая цена 1 шт, руб.

 

Структура продукции, %

Изм. сред. цены за счет структ., руб.

 

План

факт

+,-

1

2

3

6 000

5 000

2 500

50

30

20

70

20

10

+ 20

-10

-10

+ 1200

-500

-250

Итого

5 000

100

100

X

+ 450


 

На основании таблицы 3.10 можно сделать вывод, что в связи с улучшением качества продукции (увеличением доли продукции 1 сорта и уменьшением соответственно доли продукции 2 и 3 сортов) средняя цена реализации по ящикам управления ЯУ 8253 выше плановой на 450 руб., а стоимость всего фактического выпуска - на 2 268 тыс. руб. (450 руб. х 5 040 шт.). Для определения потерь товарной продукции необходимо знать фактический уровень рентабельности. На ООО «ЭМК» стоимость товарной продукции в действующих ценах составляет 104 300 тыс. руб., а ее себестоимость - 84 168 тыс. руб. Отсюда фактический уровень рентабельности равен + 23,9% (104 300 - 84 168) / 84 168 х 100). Это означает, что фактический уровень цены выше себестоимости продукции в 1,239 раза. Потери же товарной продукции равны 420 х 1,239 = 520,4 тыс. руб., или 0,5% от стоимости фактического выпуска. Один из наиболее распространенных показателей - коэффициент ритмичности. Величина его определяется путем суммирования фактических удельных весов выпуска за каждый период, но не более планового их уровня: Критм = 30 + 33,33 + 33,34 = 96,67%.

Таблица 3.11

Ритмичность выпуска продукции по декадам

Декада

Выпуск продукции за год, тыс. руб.

Удельный    вес продукции, %

Вып.пл., коэфф.

Доля прод, зачт. в вып.пл.по ритм, %

 

план

факт

План

факт

 

 

Первая Вторая Третья

32 000

32 000

32 000

30 240

34 272

36 288

33,3 33,3 33,4

30 34 36

0,945 1,071 1,134

30,0

33,33 33,34

Всего за год

96 000

100 800

100

100

1,05

96,67

Информация о работе Анализ и управление объемами производства и продаж