Анализ и планирование прибыли торгового предприятия, факторы влияющие на них

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 17:56, контрольная работа

Описание работы

Прибыль - это денежное выражение стоимости прибавочного продукта, созданного производительным трудом работников торговли, а также части прибавочного продукта, созданного в отраслях материального производства, передаваемого в торговлю через систему скидок и надбавок в качестве платы за реализацию товаров (продукции, услуг) и закрепляемого за торговой организацией.

Содержание работы

1.Анализ и планирование прибыли торгового предприятия, факторы на них влияющие.
1.1. Понятие и виды прибыли.
1.2.Анализ и планирование прибыли.
Практические задания.
Список используемой литературы/

Файлы: 1 файл

к р по экономике.docx

— 52.95 Кб (Скачать файл)

 

1.Анализ и планирование прибыли торгового предприятия, факторы на них влияющие.

1.1. Понятие и  виды прибыли.

Прибыль - это денежное выражение стоимости прибавочного продукта, созданного производительным трудом работников торговли, а также части прибавочного продукта, созданного в отраслях материального производства, передаваемого в торговлю через систему скидок и надбавок в качестве платы за реализацию товаров (продукции, услуг) и закрепляемого за торговой организацией.

Количественно прибыль представляет собой разность между валовыми доходами, остающимися в распоряжении организации (после уплаты отчислений в целевые  фонды), и расходами на реализацию товаров. В систему прибылей отечественной  торговой организации входят, кроме  прибыли от реализации товаров, прибыль  от операционной деятельности, прибыль  от внереализационной деятельности.

При анализе используются следующие показатели прибыли: прибыль  от реализации, прибыль отчетного  периода – балансовая прибыль, налогооблагаемая, чистая прибыль.

Прибыль от реализации является финансовым результатом, который получен в результате основной деятельности предприятия, осуществляемой в любых видах, которые в свою очередь зафиксированы в его уставе и не запрещены Российским законодательством.

Рассчитать прибыль от реализации продукции можно путем  вычитания из показателя выручки  от продажи готовой продукции  полной себестоимости этой самой  продукции:

Пр = В – Себ пол

где Пр – это прибыль от реализации;

Себ пол – это полная себестоимость проданной продукции;

В – это сумма выручки  от продажи продукции.

Также рассчитать прибыль  от реализации можно следующим образом:

Пр = Ц х Vр – Себд

где Себд – является полной себестоимостью одной единицы продукции;

Vр – это объем проданной продукции;

Ц – представляет собой цену одной единицы продукции.

Балансовая прибыль (убыток) представляет собой сумму прибыли (убытка)

от  реализации  продукции,  финансовой  деятельности  и  доходов  от  прочих

внереализационных  операций,  уменьшенных  на   сумму   расходов   по   этим

операциям.

Балансовая прибыль (Рб) рассчитывается как алгебраическая сумма трех показателей: прибыль от реализации продукции предприятия (Рр), сальдо доходов от внереализационных операций (Рвп) и прибыль от прочей реализации (Рпр). Формулу можно представить в следующем виде:

Рб = Рр + Рвп + Рпр

Налогооблагаемая  прибыль  определяется  специальным расчетом.  Она

равна балансовой прибыли, уменьшенной на сумму:

. отчислений в резервный и другие   аналогичные   фонды,  создание  которых

   предусмотрено законодательством: до достижения размеров  этих  фондов  не

   более  25%  уставного   фонда,  но  не  свыше  50%   прибыли,   подлежащей

   налогообложению;

. рентных платежей в  бюджет;

. доходов по ценным  бумагам и  от долевого участия   в  деятельности  других

   предприятий;

. доходов от казино, видеосалонов  и пр.;

. прибыли от страховой  деятельности;

. прибыли от отдельных  банковских операций  и сделок;

. курсовой разницы, образовавшейся  в результате изменения  курса   рубля  по

   отношению  к   котируемым   Центральным   банком   Российской   Федерации

   иностранным валютам;

.    прибыли    от    производства    и     реализации     производственной

   сельскохозяйственной  продукции.

Чистая  прибыль  предприятия,  т.е.  прибыль,  остающаяся  в   его

распоряжении, определяется как разность между балансовой прибылью  и суммой

налогов на прибыль, рентных  платежей, налога на экспорт и  импорт.

Чистая  прибыль  направляется   на   производственное   развитие,

социальное развитие, материальное поощрение работников, создание  резервного

фонда,  уплате  в  бюджет  экономических  санкций,  связанных  с  нарушением

предприятием действующего законодательства, на благотворительные   и  другие

цели.

Формула расчета чистой прибыли  выглядит следующим образом:

Чистая прибыль = финансовая прибыль + валовая прибыль + другая операционная прибыль – налоги. 

1.2.Анализ и планирование прибыли.

В ходе анализа рассчитываются следующие показатели:

1. Абсолютное отклонение: ±ΔП = П1 _ П0,

где П0 — прибыль базисного периода;

П1 — прибыль отчетного периода;

ΔП — изменение прибыли.

2. Темп роста

Темп роста

 

3. Уровень каждого показателя  к выручке от продажи (в %)

Уровень каждого показателя к выручке от продажи 

Показатели рассчитываются в базисном и отчетном периодах.

4. Изменение структуры:

(уровень отчетного периода  — уровень базисного периода).

5. Факторный анализ.

На величину прибыли организации  оказывают влияние разные факторы. По сути это все факторы финансово-хозяйственной  деятельности организации. Одни из них  оказывают прямое влияние, и их воздействие  можно довольно точно определить с помощью методов факторного анализа. Другие оказывают косвенное  влияние через какие-либо показатели. На сумму чистой прибыли влияют все факторы-показатели, определяющие ее:

Это факторная модель аддитивного  вида.

где ПВ — валовая прибыль;

ПП — прибыль от продаж;

ПБ — прибыль бухгалтерская (до налогообложения);

ПОД — прибыль от обычной  деятельности;

ПЧ — чистая (нераспределенная) прибыль.

Анализ прибыли  производится в несколько этапов.

На первом этапе производится анализ динамики прибыли и рентабельности в целом по предприятию и его  подразделениям путем выявления  тенденции изменения массы прибыли  и рентабельности за исследуемый  период. В этих целях исчисляются  темпы (базисные и цепные) роста (снижения) анализируемых показателей и  сравниваются с динамикой аналогичных  показателей конкурентов и со среднегодовой нормой прибыли на вложенный капитал.

На втором этапе оценивается  влияние факторов на прибыль и  рентабельность:

а) изменение объема товарооборота  в текущих ценах, рассчитывается по формуле

АПаq = ((Qп - Qб) x Ртб)/100,

где АПаq - изменение прибыли за счет изменения размера товарооборота; Qп и Qб - объем товарооборота в отчетном и базисном (плановом) периодах, млн р.; Ртб - рентабельность продаж за предшествующий (плановый) период;

б) изменение объема продаж в сопоставимых ценах (физического  объема товарооборота)

АПаq = ((CQ - Qб) x Ртб))/100,

в) для измерения влияния  цен реализуемых товаров на прибыль  можно использовать следующую формулу:

Aвп = (ФТ x (Iп - 1) x Р тб)/100

 

где ФТ - физическая масса  товаров; Iп - индекс цен отчетного периода в сравнении с базисным.

Общее влияние факторов физической массы товаров и изменения  цены должно дать результат изменения  прибыли за счет изменения объема реализации в текущих ценах;

г) влияние изменения уровня валового дохода на прибыль определяятся следующим образом:

AПавд = (УВДф - УВДб) x Qф,

где УВДф - фактический (ожидаемый) уровень валового дохода в текущем году (периоде), %', УВДб - уровень валового дохода в базисном периоде; %, Qф - объем фактического товарооборота;

д) оценка влияния издержек обращения на прибыль может быть измерена с помощью следующего уравнения:

AПаио = ((УИОф - УИОб) x Qф)/100,

где УИОф - фактический уровень издержек' обращения, %; УИОб - уровень издержек обращенияяв базисном периоде, %',Оф - фактический объем товарооборота;

е) влияние на размер балансовой прибыли изменения прочих доходов  и затрат определяется методом пряяого счета. Изменение разницы между доходами и расходами и будет.размером влияния данного фактора на результат;

ж) изменение эффективности  использования ресурсов и капитала предприятия измеряятся с помощью следующей формулы:

П = (Р x Ррп)/100,

где Р -.размер вложенных ресурсов (капитала) в стоимостной оценке; Pрп - рентабельность использования определенного вида ресурсов (капитала), %.

(Совокупное влияние на  формирование прибыли размера  используемых ресурсов и эффективности  их использования рассчитывается  следующим образом:

AПар = ((Рп - Рб) x Ррб)/100;

Aпаррп =(Рп x (Ррп - Ррб))/100,

На втором этапе анализа  по рекомендациям отдельных экономистов  предлагается также рассчитать удельный вес валовых доходов в товарообороте, удельный вес в валовых доходах  чистой продукции (заработная плата  плюс прибыль), удельный вес в чистой продукции прибыли, а затем на основании этих показателей построить  график их взаимосвязи и определить достаточность доходов и прибыли  для решения основных задач.

На третьем этапе выявляются резервы увеличения прибыли и  возможности их использования в  перспективе.

Анализ прибыли и рентабельности завершается обобщением неиспользованных резервов для их роста- Таковыми являются ускорение оборачиваемости оборотных средств, повышение эффективности затрат живого труда, сокращение издержек обращения, рост производительности труда, коэффициентов эффективности использования торговых площадей, рост продажи товаров в натуральных единицах измерения.

В процессе разработки прогнозов прибыли могут быть использованы следующие методы:

-метод определения прибыли  на вложенный капитал;

-технико-экономических расчетов (нормативный);

-расчетно-аналитический;

-прямого счета;

-экономико-статистический (метод скользящей средней, уравнение  простой регрессии, метод удвоенной  средней, метод экстремумов, производственная  функция, логарифмический);

-экономико-математический (множественная корреляционно-регрессионная модель);

-метод оптимизационных  моделей;

-метод, основанный на  использовании в расчетах маржинального дохода.

В основе любого из вышеуказанных  методов планирования прибыли лежит  имеющая место взаимосвязь между  прибылью, объемом реализации и издержками обращения. Расчет нормы прибыли, на вложенный капитал основан взаимосвязях между оборотом производственного  капитала и рентабельностью продаж.

Размер прибыли (минимальной, максимальной, необходимой) как целевая  функция зависит от выбранной  предприятием стратегии.

По мере развития рыночных отношений основным методом прогнозирования  становится метод обеспечения соответствующей  прибыли на вложенный капитал. При  прогнозировании с помощью данного  метода решается задача сохранения достигнутого уровня рентабельности на вложенный  капитал и его увеличения (если это предусмотрено принятой стратегией). Средствами для увеличения уровня рентабельности на вложенный капитал могут быть увеличение объема реализации товаров  за счет ввода в действие дополнительных торговых площадей, изыскания дополнительных источников товарных ресурсов, ускорения  товарооборачиваемости, оказания дополнительных услуг, разумной тактики в области ценообразования и управления финансовыми ресурсами, сокращение издержек обращения.

Исходными данными для  прогнозирования прибыли по этому  методу служат: информация о сумме  вложенного капитала (по данным последнего отчетного баланса); прогнозируемый уровень рентабельности на вложенный  капитал, штатное расписание по предприятию, прогнозируемые величины фонда оплаты труда, всех издержек и материальных затрат, действующие ставки налогов  и др.

При определении минимального или необходимого размера прибыли  как целевой функции предприятие  исходит из прогнозной величины его  капитала: прогнозов процентной ставки банков и нормы прибыли на капитал (средняя рентабельность капитала).

Прогнозируемая величина капитала зависит от его состава  и факторов (источников), которые  содействуют его росту (уменьшению). Таковыми могут быть кредиты банков, выпуск облигаций и их стоимость, продажа акций и их цена, уровень  инфляции.

Информация о работе Анализ и планирование прибыли торгового предприятия, факторы влияющие на них