Анализ и диагностика в оценке эффективности операционной деятельности в антикризисном управлении предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 17:46, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является применение теории и практики для анализа и диагностики результатов операционной деятельности предприятия.
Задачи данной работы:
1) рассмотреть теоретические вопросы анализа и диагностики, основные понятия, цели и принципы в условиях антикризисного управления предприятия;
2) изучить методику анализа и диагностики в оценке эффективности операционной деятельности предприятия;
3) провести анализ операционной деятельности предприятия.

Содержание работы

ВведениЕ……………………………………………………………………...3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ АНАЛИЗА И ДИАГНОСТИКИ
В ОЦЕНКе ЭФФЕКТИВНОСТИ ОПЕРАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В АНТИКРИЗИСТНОМ УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЕМ…………….....5
1.1. Анализ и диагностика, основные понятия, цели и принципы…………...5
1.2. Законодательно-нормативная база анализа и диагностики…………….16
1.3.Особенности анализа и диагностики в антикризисном управлении
предприятием…………………………………………………………………...22
Выводы………………………………………………………………………….28
2. МЕТОДЫ АНАЛИЗА И ДИАГНОСТИКИ В ОЦЕНКЕ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ОПЕРАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………....30
2.1. Характеристика объекта исследования…………………………………..30
2.2. Традиционные методы анализа и диагностики………………………….46
2.3. Методы анализа и диагностики в оценке эффективности операционной
деятельности……………………………………………………………………56
Выводы………………………………………………………………………….65
3. АНАЛИЗ И ДИАГНОСТИКА В ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ОПЕРАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (на примере
МУП «Ивгортеплоэнерго»)…………………………………………………....67
3.1. Анализ и диагностика на основе традиционных методов
МУП «Ивгортеплоэнерго»…………………………………………………….67
3.2. Анализ и диагностика в оценке эффективности операционной
деятельности……………………………………………………………………77
Выводы………………………………………………………………………….82
4. БЕЗОПАСНОСТЬ И ЭКОЛОГИЧНОСТЬ ПРОЕКТА………………….....85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………95
Библиографический список……………………………………….....99
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………..102

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА+++.doc

— 823.00 Кб (Скачать файл)

Коэффициенты ликвидности  позволяют определять способность  предприятия оплатить свои краткосрочные обязательства в течение отчетного периода. Одним из них является: коэффициент общей (текущей) ликвидности.

Коэффициент общей (текущей) ликвидности рассчитывается как частное от деления оборотных средств на краткосрочные обязательства и показывает, достаточно ли у предприятия средств, которые могут быть использованы для погашения его краткосрочных обязательств в течение определенного периода. Согласно общепринятым международным стандартам, считается, что этот коэффициент должен находиться в пределах от единицы до двух (иногда трех). Нижняя граница обусловлена тем, что оборотных средств должно быть, по меньшей мере,  достаточно для погашения краткосрочных обязательств, иначе компания окажется под угрозой банкротства.

Превышение оборотных  средств над краткосрочными обязательствами  более чем в два (три) раза считается  также нежелательным, поскольку может свидетельствовать о нерациональной структуре капитала. При анализе коэффициента особое внимание обращается на его динамик.                            

            Ктл = Оборотные активы – ДЗ/ Краткосрочные обязательства                   (1)

Важнейшим показателем, отражающим конечные финансовые результаты деятельности предприятия, является рентабельность. Рентабельность характеризует прибыль, получаемую с каждого рубля средств, вложенных в финансовые операции, либо в другие предприятия.

Коэффициенты рентабельности показывают, насколько прибыльна    компания. Они рассчитываются как отношение прибыли к затраченным средствам, либо как отношение полученной прибыли к объему реализованной продукции. В процессе анализа определяются их уровень и динамика.

Порядок исчисления различных  финансовых коэффициентов состоит  в следующем:

1) коэффициент рентабельности операционных активов (ROA), который показывает, сколько денежных единиц понадобилось фирме для получения одной единицы прибыли, независимо от источников привлечения этих средств.

ROAопер.акт. = Рентабельность продаж * Оборачиваемость операционных активов =

                                   по прибыли

                                    от продаж                                                                                                 (2)

= [N - (Материалы + Затраты на оплату труда с начисл. + Амортизация + Пр. затраты)]/ 

                               

/ Выручка* Выручка/Операционные активы                           

                                        

                   


 

 


       


                                            


                                                                                       –                                                                 

                                                                                        

                                                                         


                                                                                        =


              –                                                                                  +

                                                                                                  


     


                                                                                                     +


                                                                                      =              


                                                                                                                                                                                        


                


                  


                                             



                                                               


                                                                  ×



 

                                               ROA операционных активов

 

Рис.3. Рентабельность операционных активов

 

2) коэффициент рентабельности продаж (ROS), показывающий, сколько денежных единиц прибыли принесла каждая денежная единица реализованной продукции.    

                       ROS = Прибыль от продаж / Чистая выручка.                                    (3)

Данный показатель можно  рассчитывать по любой прибыли. Рентабельность продаж, рассчитанная на основе валовой прибыли от реализации отражает изменения в политике ценообразования и способность предприятия контролировать себестоимость реализованной продукции, то есть ту часть, которая необходима для оплаты текущих расходов, возникающих в ходе производственно- хозяйственной деятельности, выплаты налогов и т.п.

Показатели оборачиваемости  имеют большое значение для оценки финансового положения предприятия, так как скорость оборота средств, то есть скорость превращения их в денежную форму, оказывает непосредственное влияние на платёжеспособность предприятия.

 Для успешной работы предприятия важно ускорять скорость оборота активов, что приведёт к увеличению получаемой прибыли от деятельности предприятия и сокращению привлечения заёмных средств. Кроме того, увеличение скорости оборота средств отражает при прочих равных условиях повышение производственно-технического потенциала предприятия.

1. Коэффициент оборачиваемости дебиторов в днях показывает, сколько дней наши продажи фигурируют в счетах дебиторов:

   Коэффициент

           оборачиваемости  = (0,5*(ДЗ н.г. + ДЗ к.г.))* 360 / Выручка (нетто)                        (4)

           дебиторов в днях                                                           от продаж

 

 2. Коэффициент оборачиваемости запасов, который отражает скорость реализации этих запасов:

             Коэффициент

          оборачиваемости =  Выручка (нетто)  / Среднегодовая стоимость                            (5)

                  запасов                 от продаж                        запасов

 

        Чем выше показатель оборачиваемости запасов, тем меньше средств связано в этой наименее ликвидной статье баланса оборотных средств, тем более ликвидную структуру имеют оборотные средства и тем устойчивее финансовое положение предприятия при прочих равных условиях. Однако следует отметить, в некоторых случаях увеличение оборачиваемости запасов отражает негативные явления в деятельности компании, например, в случае повышения объема реализации за счет реализации товаров с минимальной прибылью или вообще без прибыли [5,34].

 

 

 

 

 

 

2.3. Методы анализа  и диагностики  в оценке  эффективности  

операционной деятельности

В процессе управления прибылью предприятия главная роль отводиться формированию прибыли от операционной деятельности.

 Операционная деятельность (или основная деятельность) – это основная (текущая), хозяйственная деятельность, формирующая операционную прибыль.

Для определения оценки эффективности операционной деятельности можно использовать как традиционные методы: горизонтальный и вертикальный анализ так и операционный анализ «затраты — объем —прибыль».

В процессе операционного  анализа «затраты — объем — прибыль» (CVP) реализуется маржинальный подход к управлению прибылью.

Валовая маржа вычисляется  вычитанием из чистой выручки (без НДС, акцизов и других внешних налогов) переменных затрат. Представляет собой такой вклад (Contribution) в бизнес, который фирма должна заработать (изъять из выручки) для покрытия своих постоянных затрат и получения желаемой прибыли.

Концепция маржинальной прибыли занимает важное место в  понимании смысла бизнеса. Без ясного понимания этой концепции трудно разобраться во многих аспектах предпринимательской деятельности и оценке ее эффективности. Валовая маржа рассматривается, прежде всего, как вклад в покрытие постоянных затрат. Только тогда, когда постоянные затраты уже покрыты (достигнута точка безубыточности) — осуществляется вклад в «копилку» прибыли. Эта концепция также позволяет уяснить, как влияют на точку безубыточности снижение постоянных затрат, рост цен, рост валовой маржи.

Процесс планирования затрат и прибыли с использованием операционного анализа накладывает определенные ограничения: 

  1. смешанные затраты должны быть правильно разделены на переменные и постоянные части;
  2. продажная цена единицы, переменные затраты на единицу и общие постоянные затраты неизменны в релевантном объеме продаж и в рассматриваемом периоде времени;
  3. количество продаж является единственным формирователем затрат;

4) зависимость  «затраты—объем—прибыль»  наблюдается  в широком 
диапазоне продаж;

  1. объем производства предполагается равным объему продаж;
  2. анализ безубыточности микс-продукта (ассортимента) проводится при сохранении удельного веса каждого продукта в общей корзине.

             Выручка – Переменные затраты = Постоянные затраты +                                (6)

                                                 + Прибыль от продаж.

Анализ «затраты—объем—прибыль» часто называют анализом безубыточности.

Безубыточность означает такое состояние бизнеса, при котором чистая выручка покрывает все затраты, т.е. нет ни убытков, ни прибыли.

Зная валовую маржу  и постоянные затраты, можно рассчитать силу операционного рычага.

Сила операционного  рычага как характеристика предпринимательского риска показывает, на сколько процентов изменится прибыль при изменении выручки на 1 %. Чем ближе текущие продажи к точке безубыточности, тем сильнее операционный рычаг, тем выше предпринимательский риск.

Важнейшим фактором, влияющим на сумму всех видов операционной прибыли предприятия, является размер доходов, формируемых им в процессе операционной деятельности. Характер операционной деятельности предприятия определяется спецификой сферы или отрасли экономики, к которой оно принадлежит. Основу операционной деятельности большинства предприятий составляет производственно-сбытовая или торговая деятельность.

Под операционными доходами понимают доходы, полученные в результате операционной деятельности предприятия. Они выступают в форме валовых и чистых операционных доходов [23].

Операционные доходы предприятия являются финансовой базой  развития его операционной деятельности, обеспечивающей решение следующих трех важнейших задач:

1. Основная часть операционных  доходов предприятия является  источником возмещения всех текущих затрат (издержек), связанных с осуществлением его операционной деятельности. Реализация этой задачи обеспечивает самоокупаемость операционной деятельности предприятия.

2. Часть операционных доходов предприятия служит источником выплат налоговых платежей, связанных с осуществлением операционной деятельности. За счет этой части операционных доходов обеспечивается формирование средств государственного и местного бюджетов, внебюджетных фондов. Реализация этой задачи обеспечивает выполнение финансовых обязательств предприятия перед государствами.

3. Определенная часть  операционных доходов предприятия  является источником формирования его чистой прибыли. За счет этой части операционных доходов предприятие формирует фонды производственного развития, резервный, дополнительного материального стимулирования персонала, социальных выплат, выплат собственникам предприятия и т.п. Реализация этой задачи обеспечивает самофинансирование развития операционной деятельности предприятия на расширенной основе в предстоящем периоде.

Операционные доходы предприятия подразделяются на два  основных вида:

1. Валовой (общий) операционный  доход. Он представляет собой  общую сумму дохода предприятия от реализации произведенных в процессе операционной деятельности товаров, работ и услуг на протяжении определенного периода, полученного в денежной, материальной и нематериальной формах, как на территории данного государства, так и за его пределами.

2. Чистый операционный  доход. Он представляет собой  разницу между суммой валового (общего) операционного дохода и  суммой налогов, входящих в цену продукции, т.е. уплачиваемых за счет дохода (налог на добавленную стоимость, акцизный сбор и т.п.).

Информация о работе Анализ и диагностика в оценке эффективности операционной деятельности в антикризисном управлении предприятием