Анализ готовой продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 17:29, курсовая работа

Описание работы

Готовая продукция – это изделия и полуфабрикаты полностью законченные обработкой, соответствующие действующим стандартам или утвержденным техническим условиям, принятые на склад или заказчиком. В условиях наступающей экономической стабилизации промышленное производство приобретает все возрастающее значение, так как экономический рост во многом определяется развитием промышленного производства. Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыли и рентабельности.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Основные характеристики и задачи анализа готовой продукции, ее выпуска и реализации 5
1.1. Понятие готовой продукции 5
1.2. Основные задачи анализа готовой продукции, источники информации 9
Глава 2. Комплексный анализ выпуска и реализации готовой продукции ООО «Вента» 12
2.1. Анализ динамики выпуска продукции 12
2.2. Анализ реализации продукции с учетом выполнения обязательств по поставкам продукции 18
2.3. Анализ производственного брака 19
2.4. Анализ ритмичности производства 20
2.5. Анализ качества продукции 22
2.6. Анализ факторов изменения объема выпуска и реализации продукции 28
Заключение 32
Список литературы 34

Файлы: 1 файл

анализ готовая продукция.doc

— 349.00 Кб (Скачать файл)

При этом следует иметь в виду, что данные в балансе по готовой  продукции и товарам отгруженным  отражаются по фактической производственной себестоимости, и для определения их суммы в отпускных ценах необходимо рассчитать коэффициент, характеризующий соотношение остатков нереализованной продукции по отпускным ценам и по фактической себестоимости.

Этот коэффициент на начало года исходя из приведенных ранее данных и баланса товарной продукции составляет 1,123 (529 тыс. руб.: 471 тыс. руб.), а на конец года - 1,116 (587 тыс. руб. : 526 тыс. руб.); 471 тыс. руб. и 526 тыс. руб. - остатки продукции по себестоимости. Затем остатки готовой продукции и товаров отгруженных по данным баланса умножаются на эти коэффициенты.

Большие сверхплановые остатки  нереализованной продукции на начало и конец отчетного года могут  быть результатом увеличения выпуска  продукции к отчетной дате из-за неритмичной работы организации  в течение отчетного периода или следствием скопления на складе продукции, не пользующейся спросом покупателей. Важное значение в этом случае имеет и правильность планирования остатков продукции на начало и конец отчетного периода.

Изменение остатков нереализованной продукции анализируется на основе первичных документов о движении продукции на складах, ведомостей отгрузки продукции и документов по неоплаченным счетам.

Из рассмотрения таблицы 2.3 можно сделать вывод, что на конец года фактические остатки готовой продукции на складе и товаров отгруженных по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил, значительно ниже плановых, что позволило организации увеличить объем реализации продукции на 100 тыс. руб. (29 тыс. руб. + 71 тыс. руб.) против плана.

Остатки товаров отгруженных, срок оплаты которых не наступил, на начало года, расчет по которым осуществлен исходя из объема реализации за прошлый год (10 769 тыс. руб.), составили в среднем 8,7 дня (10 769 тыс. руб. : 360 дн. = 29,9 тыс. руб.; 259 тыс. руб. : 29,9 тыс. руб. = 8,7 дня).

На конец года остатки этих товаров  при среднедневной отгрузке по плану 33,5 тыс. руб. (12 052 тыс. руб. : 360 дн.), а по отчету - 35 тыс. руб. (12 615 тыс. руб. : 360 дн.) соответственно равны 11,4 дня (383 тыс. руб. : 33,5 тыс. руб.) и 8,9 дня (312 тыс. руб. : 35 тыс. руб.).

В этом случае устанавливаются причины  завышения на конец года плановых остатков по товарам отгруженным, срок оплаты которых не наступил.

Наличие остатков товаров отгруженных  по документам, не сданным в банк на инкассо, уменьшило выполнение плана реализации продукции на 54 тыс. руб. При анализе устанавливаются причины, которые вызвали рост этих остатков за год.

В ходе проводимого анализа влияния  изменения остатков нереализованной  продукции на объем реализации продукции рассматриваются причины, вызвавшие изменение сроков нахождения расчетных документов в пути. В анализируемой организации изменились дальность отгрузки продукции покупателям и формы расчетов с ними, в результате чего сроки нахождения расчетных документов в пути увеличились против прошлого года.

Остатки товаров, не оплаченных покупателями в срок, в текущем году практически  не изменились и составили на конец  года 79 тыс. руб. вместо 81 тыс. руб. на начало года. Но наличие фактов задержки оплаты продукции покупателями вызывает необходимость проведения анализа причин такого положения по конкретным товарам и покупателям для выработки мероприятий по устранению этих фактов.

Серьезное внимание уделяется выяснению  причин отказа от акцепта (поставка незаказанной продукции, завышение цен, претензии по качеству продукции и т.д.). Проверяется также, предъявлялись ли финансовые санкции к покупателям, нарушающим условия договора. Скопление продукции на ответственном хранении у покупателей ввиду отказа от акцепта оказывает отрицательное влияние на выполнение плана реализации, и в связи с этим производится расчет упущенной выгоды организации. Согласно приведенным в таблице 2.3 данным объем реализации за счет вышеуказанного фактора сократился на 21 тыс. руб.

В процессе анализа влияния изменения остатков нереализованной продукции на объем реализации продукции выясняется, какие меры были приняты организацией в целях сокращения остатков готовой продукции до установленных нормативов, ускорения отгрузки и расчетов по отгруженной продукции.

На величину запасов готовой  продукции на складах оказывают  влияние следующие факторы13:

- неравномерность выпуска продукции;

- наличие продукции, пользующейся  ограниченным спросом;

- транспортные затруднения;

- отсутствие необходимой тары;

- прекращение отпуска продукции  отдельным неплательщикам;

- другие причины.

При проведении анализа в самой  организации рекомендуется по данным складского учета обратить особое внимание на те виды готовой продукции, которые  лежат на складе длительное время, и выяснить причины задержки реализации.

 

2.2. Анализ реализации продукции с учетом выполнения обязательств по поставкам продукции

 

При оценке объемных показателей работы организации особое внимание должно уделяться анализу объема реализуемой  продукции с учетом выполнения заданий и обязательств по поставкам. При расчете этого показателя следует воспользоваться данными организации по учету выполнения заданий и обязательств по поставкам произведенной продукции в соответствии с заключенными договорами (контрактами).

Для анализа выполнения плана поставок по месяцам и кварталам составляется следующая аналитическая таблица, в которой отражены данные за I квартал  отчетного года и в целом за отчетный год (таблица 2.4).

Таблица 2.4.

Поставка продукции

(тыс. руб.)

Периоды

Общий объем  
реализации  
продукции по 
плану

Стоимость недопоставленной  
продукции с учетом 
недопоставки в  предыдущем периоде и восполнения ее в 
последующие периоды       
(нарастающим   итогом)

Принимается в    
зачет выполнения  
плана по реализации

Сумма

%

Январь   

980

100

880

89,8

Февраль  

960

50

910

94,8

Январь - февраль  

1 940

50

1 890

97,4

Март     

1 000

80

920

92,0

Январь -  март и     
т.д.     

2 940

80

2 860

97,3

Итого    

12 052

120

11 932

99,0


При анализе выполнения плана поставок размеры недопоставленной продукции за отчетный период определяются нарастающим итогом с учетом недопоставки в предыдущем периоде и восполнения недопоставленной продукции в последующих периодах. Кроме того, в покрытие недопоставки продукции одним покупателям не засчитывается продукция, поставленная сверх плана другим получателям, а также не засчитывается продукция одних наименований в покрытие недопоставки продукции других наименований.

Оценка выполнения плана реализации продукции с  учетом выполнения договоров и обязательств по поставкам осуществляется посредством сравнения планового объема реализации продукции за истекший месяц, квартал, год за вычетом из него недопоставленной за отчетный период продукции с общим объемом реализации по плану.

Из рассмотрения таблицы 2.4 о выполнении плана по номенклатуре (ассортименту) продукции можно сделать вывод, что недопоставлено продукции за год на сумму 120 тыс. руб., или на 10,2%, в то время как общий процент выполнения плана реализации продукции с учетом выполнения заданий и обязательств по поставкам за год составил 99% (11 932 тыс. руб. : 12 052 тыс. руб. х 100).

В ходе анализа реализации продукции  с учетом выполнения обязательств по поставкам продукции выявляются причины невыполнения договоров  и обязательств, нарушения сроков поставок, несвоевременного ввода и освоения производственных мощностей, нарушения сроков подачи транспортных средств, недопоставки сырья и материалов и так далее. При этом выделяются причины, зависящие и не зависящие от деятельности данной организации.

На величину поставки продукции  отрицательное влияние оказывает  производственный брак.

 

2.3. Анализ производственного брака

 

Для анализа производственного  брака используются данные статистической отчетности и внутриорганизационного оперативного учета.

Следует иметь в виду, что потери от брака планируются в организациях отдельных отраслей промышленности в литейном, термическом, вакуумном, стекольном и некоторых других производствах. В организации, по которой приводятся данные для расчета, брак не планируется, но отчеты свидетельствуют о его наличии (таблица 2.5).

Данные таблицы 2.5 показывают, что в общем объеме валовой продукции (по производственной себестоимости) брак составляет 0,18%, что несколько выше этого показателя за предыдущий год (0,15%). При детальном анализе устанавливаются причины увеличения удельного веса брака против отчетных данных за предыдущий год и делаются соответствующие выводы в отношении виновных лиц.

Таблица 2.5.

Анализ производственного брака

(тыс. руб.)

Показатели         

Фактически          

за предыдущий год

за отчетный год

1. Производственная себестоимость произведенной    
продукции                    

9 830      

11 194     

2. Себестоимость    окончательного брака (или      
потери от брака)             

15      

20     

3. Производственный  брак в    процентах к себестоимости   продукции                    

0,15   

0,18  


В этом случае проверкой охватываются и намечаемые мероприятия организации  по сокращению и устранению брака  в производстве.

 

2.4. Анализ ритмичности производства

 

Ритмичность – это равномерный  выпуск продукции в соответствии с планом и графиком в объеме и ассортименте предусмотренных предприятием14.

Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска и  реализации продукции.

Неритмичность ухудшает все экономические  показатели: снижается качество продукции, увеличивается объем НЗП, не выполняются поставки по договорам, перерасходуется фонд заработной платы. Все это приводит к повышению с/с продукции, уменьшению сумма прибыли и ухудшению финансового состояния предприятия.

Для оценки ритмичности используются прямые и косвенные показатели.

К прямым показателям относят15:

1. Коэффициент ритмичности –  определяется путем суммирования  фактических удельных весов за  каждый период, но не более  планового их уровня.

2. Коэффициент вариации – определяется  как отношение средне квадратичного отклонения от планового задания за сутки к средне суточному выпуску продукции.

3. Коэффициент аритмичности –  определяется как сумма положительных  и отрицательных отклонений в  выпуске продукции от плана  за каждый период.

Косвенные показатели: наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине хозяйствующего субъекта, потери от брака, уплаты штрафов и другие16.

В заключении анализа целесообразно  определить упущенную возможность  в связи с неритмичной работой  путем разности между фактическим и возможным выпуском продукции, исчисляют исходя из наибольшего среднесуточного объема производства.

Данные для анализа ритмичности  производства в организации можно  получить из представленной объяснительной записки к годовой бухгалтерской отчетности, оперативной отчетности организации и других данных административного учета организации.

Ритмичность работы организации устанавливается  по данным о выполнении плана выпуска  продукции за каждую декаду. Для  этой цели рекомендуется использовать оперативные данные о выпуске продукции по декадам и сравнить с планом (графиком) (таблица 2.6).

Таблица 2.6.

Ритмичность выпуска  продукции за месяц

(тыс. руб.)

Декады     
месяца

Выпуск продукции

Удельный вес  в %

Засчитывается 
в выполнение плана

по плану

фактически

по плану

фактически

I декада

307

192

30,5

18,2

192

II декада

355

281

35,3

26,7

281

III декада

344

581

34,2

55,1

344

Итого

1006

1054

100,0

100,0

817

Информация о работе Анализ готовой продукции