Анализ доходов, прибыли и рентабельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 22:07, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ доходов, прибыли и рентабельности для выявление резервов по оптимизации получения доходов, снижения затрат и получения максимальной прибыли.
Для поставленной цели необходимо раскрыть следующие задачи:
 рассмотреть источники доходов в оптовой торговле;
 раскрыть значение и задачи анализа доходов, прибыли и рентабельности в оптовой торговле;

Содержание работы

Введение
1. Источники доходов в оптовой торговле. Значение и задачи анализа доходов, прибыли и рентабельности в оптовой торговле
2. Организационно-экономическая характеристика организации (предприятия)
3. Анализ доходов в оптовой торговле
4. Анализ прибыли и рентабельности в оптовой торговле
5. Пути повышения доходов, прибыли и рентабельности в оптовой
торговле
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Анализ доходов, прибыли и рентабельности предприятия для выявление резервов по о.doc

— 413.00 Кб (Скачать файл)

 

Факторный анализ изменения  прибыли от продаж показал, что она  увеличилась за счет влияния двух факторов: снижения себестоимости продаж на 562 тыс. руб. и изменения структуры  продаж на 315 тыс. руб.

Остальные факторы повлияли отрицательно: изменение объема продаж в 2008 году по сравнению с 2007 годом на 0,1%, привело к потери прибыли на 75,06 тыс. руб., из-за тенденции снижения выручки от реализации в ценах предыдущего года в размере 6 % рост цен на 6,5% не перекрыл отрицательное значение и повлиял на прибыль негативно в размере (530,1тыс. руб.).

Факторные модели, лежащие  в основе анализа прибыли от реализации, не учитывают различий в характере  зависимости затрат от объема выручки  или выпуска продукции. Предполагается, что увеличение объема продаж (выпуска продукции) связано всегда с ростом издержек, и себестоимость продукции изменяется в меру роста или снижения объема выпуска продукции. Однако в меру роста объема выпуска изменяется только часть затрат, называемых переменными издержками, поэтому увеличение объемов производства приводит к снижению затрат на рубль или единицу продукции (эффект масштаба).

Анализ зависимости  прибыли от переменных и постоянных издержек позволяет расширить возможности  управленческого и финансового анализа.

Методика управленческого  анализа прибыли требует ведения  раздельного учета переменных и  постоянных издержек, прямых и косвенных  расходов. Система учета затрат носит  название «директ-костинг».

Система «директ-костинг» - атрибут рыночной экономики.

В ней достигнута высокая  степень интеграции учета, анализа  и обоснования управленческих решений. Главное внимание в этой системе  уделяется изучению поведения затрат ресурсов в зависимости от изменения  объемов производства.

Разделение затрат в системе «директ-костинг» позволяет определить важный в аналитических расчетах показатель – маржинальный доход.

Маржинальный доход  представляет собой разность между  выручкой от реализации и переменными  затратами, или сумму постоянных расходов и прибыли от реализации:

 

МД = П + С пост, (9)

 

Где: МД – маржинальный доход;

С пост – постоянные затраты.

Факторная модель прибыли  в системе директ-костинг принимает  вид:

 

П = МД – С пост (10)

 

Следовательно предприятие  начнет получать прибыль только после  того, как возместит постоянные затраты за счет дохода от реализации определенного объема выпускаемой продукции. Выручки от продаж должно хватать для покрытия переменных расходов и образования прибыли.

В свою очередь

 

МД= N – С пер, (11)

 

Где С пер – переменные издержки.

Порог прибыли:

 

 (12)

 

Запас финансовой устойчивости:

 

ЗФУ = N-ПП (13)

 

Такая факторная модель позволяет определить влияние количества реализованных товаров, средней  цены, средних переменных издержек на единицу продукции и постоянных издержек на маржинальный доход.

Проведем анализ прибыли  от реализации на основе маржинального  дохода. Воспользуемся для анализа  факторной моделью.

 

Таблица 14

Данные анализа для  факторного анализа прибыли от реализации и расчет порога прибыли (точки безубыточности) и запаса финансовой устойчивости ПО «Промкомбинат»

Показатели

Усл. обозначение

2006 г.

2007 г.

Отклонение (+,-)

Темп изменения %

А

1

2

3

4

5

Выручка от реализации тыс. руб.

N

9190

10723

+1533

116,7

Переменные издержки, тыс. руб.

С пер

1375

1186

-189

86,5

Переменные издержки на 1 руб. выручки от реализации

С пер

0,150

0,111

-0,039

74,0

Маржинальный доход, тыс. руб.

МД

7815

9537

+1722

122,0

Маржинальный доход  на 1 руб., выручки

мд

0,850

0,889

+0,039

104,6

Постоянные издержки, тыс. руб.

С пост

6638

8312

+1674

125,2

Прибыль от реализации, тыс. руб.

П

1170

1225

+55

104,7

Рентабельность продаж %

Р пр

12,73

11,42

-1,31

х

Порог прибыли, тыс. руб.

ПП

7809

9349

+1540

119,7

Запас финансовой устойчивости, тыс. руб.

ЗФУ

1381

1374

-7

99,5

% к выручке от реализации

 

15,02

12,81

-2,21

х


 

Как видно из таблицы 14 в предыдущем году необходимо было реализовать продукцию на сумму 7809 тыс. руб., чтобы покрыть все  затраты. При такой выручке рентабельность равна нулю. Фактическая выручка  в прошлом году составила 9190 тыс. руб., т.е. запас финансовой устойчивости составил 1381 тыс. руб. или 15,02%.

В отчетном году запас  финансовой устойчивости в абсолютной сумме снизился на 7 тыс. руб., или на 0,5%, что связано с разнонаправленным влиянием изменения порога прибыли и постоянных издержек обращения : при росте порога рентабельности на 19,7%, постоянные затраты выросли на 25,2%.

Вместе с тем относительная  величина запаса финансовой устойчивости снизилась на 2,21 пункта, что связано  с возрастанием суммы и доли маржинального дохода в результате снижения переменных затрат на 13,5%. ПО «Промкомбинат» необходимо постоянно следить за уровнем запаса финансовой устойчивости, выяснять величину порога прибыли, меньше которого не должна снижаться выручка от реализации продукции предприятия.

  • Изменение прибыли под влиянием выручки составило

 

П = N * МД 0 = (1533) * 0,850 = +1303 тыс. руб.;

 

  • Изменение прибыли в результате снижения удельных переменных затрат:

П = - С пер * N 1 = (-0,039)* 10723 = +418 тыс. руб.,

  • Влияние постоянных издержек на прибыль определяется величиной абсолютного отклонения постоянных издержек, но с обратным знаком.

 

П (С пост) = - С пост = 1674 тыс. руб.

 

  • Общее отклонение составит:

 

1303 + (418) + (-1674) = -371 тыс.  руб.

 

Анализ в системе  директ-костинг раскрывает, за счет каких видов издержек снижается прибыль. По полученным данным прямые переменные издержки из расчета на 1 руб. продукции снизились, что способствовало росту прибыли на сумму 55 тыс. руб. Рост постоянных затрат связанных с содержанием основных фондов и служебного персонала оказал отрицательный эффект на результат в размере 1674 тыс. руб.

Углубление анализа  в направлении изучения факторов увеличения издержек и структурных  сдвигов номенклатуре реализации продукции  позволит установить причины снижения прибыли и разработать конкретные управленческие решения по формированию ассортиментного портфеля и повышению эффективности использования экономического потенциала.

Основным фактором повышения  эффективности производственного  потенциала является рост объема выпуска  и реализации от единицы используемых ресурсов.

Влияние прироста объема реализации на прибыль зависит от соотношения переменных и постоянных издержек и измеряется с помощью  показателя, который носит название «эффект операционного рычага».

Эффект операционного рычага показывает, на сколько процентных пунктов увеличивается прибыль при изменении выручки на 1 процентный пункт, т.е.:

 

ЭОР = П / П 0 (14)

N / N 0

 

Выразив прибыль через  маржинальный доход и постоянные издержки, получим:

 

П = МД – С пост, (15)

 

В свою очередь

 

МД = N * мд, тогда П = N *мд – С пост. (16)

 

Считая удельный маржинальный доход и постоянные издержки неизменными, получим

 

П = мд * N. (17)

 

Таким образом 

 

ЭОР = МД 0 / П 0, т.е. (18)

 

операционный рычаг  равен отношению маржинального  дохода к прибыли.

 

ЭОР = 7815 / 1170 = 6,68%

 

Полученный результат  показывает, что при росте выручки  от реализации на 1 процентный пункт  прибыль увеличивается на 6,68 %.

Темп прироста выручки  составил 16,7 %, прибыль под влиянием этого фактора увеличивается  в 1,11 раза = 16,7% * 6,67% / 100

Изменение прибыли под  влиянием выручки составляет 1170 * 1,11 / 100 = 1303 тыс. руб. Полученный результат  тождествен результату, рассчитанному  методом цепной подстановки (способом разниц).

Рассмотренный метод  расчета (директ-костинг) влияния выручки на прибыль позволяет оценить изменение прибыли в результате изменения объема выпуска и реализации продукции при неизменном соотношении переменных и постоянных издержек, как за отчетный период, так и при составлении бюджета по прибыли на планируемый период. С помощью операционного рычага оценивается «чувствительность» прибыли к изменению выручки. Чем выше значение операционного рычага, тем выше чувствительность, т.е. больший прирост прибыли, обеспечивает один процент прироста выручки. В то же время операционный рычаг является одним из показателей предпринимательского риска. Чем выше значение рычага, тем выше степень предпринимательского риска, так как при высоком значении операционного рычага снижение объема продаж на один процент приводит к многократному понижению прибыли.

Величина операционного  рычага зависит от соотношения переменных и постоянных издержек. Чем выше доля постоянных затрат, тем больше разница между маржинальным доходом  и прибылью, тем соответственно выше соотношение между этими показателями.

Таким образом, ПО «Промкомбинат», имеющее в составе затрат высокую  долю материальных затрат (на 1.01.2008 – 863,9%), относящиеся к переменным затратам подвержено не сильно высокому риску. Причем чем ближе к точке безубыточности работает ПО, тем значительнее будет влияние изменения продаж на прибыль, что вызывает необходимость постоянного контроля за масштабом производственной деятельности.

В данной сложившейся  обстановке ПО «Промкомбинат» следует  продолжать систематическую борьбу за получение прибыли, что является условием укрепления хозяйственного расчета и финансовой дисциплины.

Рентабельность в первую очередь зависит от соблюдения режима экономии, от упорядочения издержек обращения. Поэтому осуществление мер по экономии затрат будет способствовать еще большему росту прибыли.

Одновременно в процессе анализа изыскиваются пути повышения  рентабельности, к которым для  ПО «Промкомбинат» можно отнести:

1. Рост объема выпуска  продукции на производстве.

2. Оптимальное укрепление  дисциплины и контроля на ПО.

3. Рациональное использование  площадей и производственной  мощности предприятия. Непрерывный  рост оборота и прибыли на  каждый квадратный метр используемых  помещений.

4. Ускорение оборачиваемости  всех оборотных средств – готовой  продукции, денежных средств.

5. Выбор наиболее эффективных  вариантов рекламы продукции,  обслуживания юридических и физических  лиц и других хозяйственных  работ в целях повышения окупаемости  вложенных средств.

6. Ликвидация всех  непланируемых потерь, возникающих  в результате бесхозяйственности и неудовлетворительного руководства хозяйством.

7. Рационализация товародвижения  и установления прямых договорных  связей ПО с промышленностью.

8. Систематический рост  производительности труда в производстве, опережающими темпами ее роста по сравнению с темпами изменения средней заработной платы.

9. Улучшение экономической  работы во всех отраслях деятельности.

10. Своевременное взыскание  с поставщиков пени и неустойки  за нарушение условий договоров.

 

 

Заключение

 

Прибыль от реализации продукции является основным ее видом в ПО «Промкомбинат», непосредственно связанном с отраслевой спецификой его деятельности. Аналогом этого термина выступает термин «прибыль от основной деятельности». В обоих случаях под этой прибылью понимается результат хозяйствования по основной производственно-сбытовой деятельности предприятия.

Факторный анализ изменения  прибыли от продаж показал, что она  увеличилась за счет влияния двух факторов: снижения себестоимости продаж на 562 тыс. руб. и изменения структуры  продаж на 315 тыс. руб.

Остальные факторы повлияли отрицательно: изменение объема продаж в 2008 году по сравнению с 2007 годом  на 0,1%, привело к потери прибыли  на 75,06 тыс. руб., из-за тенденции снижения выручки от реализации в ценах  предыдущего года в размере 6 % рост цен на 6,5% не перекрыл отрицательное значение и повлиял на прибыль негативно в размере (- 530,1тыс. руб.).

Информация о работе Анализ доходов, прибыли и рентабельности предприятия