Анализ доходов, прибыли и рентабельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 22:07, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ доходов, прибыли и рентабельности для выявление резервов по оптимизации получения доходов, снижения затрат и получения максимальной прибыли.
Для поставленной цели необходимо раскрыть следующие задачи:
 рассмотреть источники доходов в оптовой торговле;
 раскрыть значение и задачи анализа доходов, прибыли и рентабельности в оптовой торговле;

Содержание работы

Введение
1. Источники доходов в оптовой торговле. Значение и задачи анализа доходов, прибыли и рентабельности в оптовой торговле
2. Организационно-экономическая характеристика организации (предприятия)
3. Анализ доходов в оптовой торговле
4. Анализ прибыли и рентабельности в оптовой торговле
5. Пути повышения доходов, прибыли и рентабельности в оптовой
торговле
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Анализ доходов, прибыли и рентабельности предприятия для выявление резервов по о.doc

— 413.00 Кб (Скачать файл)

 

Горизонтальный анализ абсолютных показателей, приведенных в таблице 10, показывает, что предприятие в отчетном году добилось высоких финансовых результатов в хозяйственной деятельности, так в 2007 году по сравнению с 2006 г выручка от реализации выросла на 1533 тыс. руб., или на 16,6 %, в 2008 году по сравнению с 2007 годом наблюдается рост, но незначительный на 10 тыс. руб. или 0,1%.

Себестоимость реализации в абсолютных величинах имеет  тенденцию к росту, так в 2007 г  по сравнению с 2006 г рост составил 1452 тыс. руб. или 18,1%, в 2008 г по сравнению с 2007 г. наблюдается снижение на 263 тыс. руб. или 2,8%.

Если сравнивать тенденцию  роста выручки и себестоимости, то в 2007 году тенденция роста выручки, ниже, чем себестоимость на 1,5%, в 2008 году ниже на 2,9%.

Если рассматривать  удельный вес себестоимости в выручке от реализации, то наблюдается такая же ситуация, а именно в 2006 году в общем объеме выручки, себестоимость составила 87,27%; в 2007 г. – 88,33%; в 2008 г. – 85,80%, т.е. в целом снижение себестоимости за 2 года составило 1,47%.

Вследствие роста выручки и небольшого снижения себестоимости происходит рост валовой прибыли в 2007 г. по сравнению с 2006 г. на 81 тыс. руб. или 6,9% и в 2008 г. по сравнению с 2007 г. на 273 тыс. руб. или на 21,8%.

Коммерческие расходы в потребительском обществе наблюдаются только в 2007 году в сумме 26 тыс. руб.

Результат прочих операций выполняемых потребительским обществом  имеет отрицательный результат  на протяжении всех трех лет. Так расходы  превышали доходы в 2006 и 2007 годах - на 677 тыс. руб.; в 2008 г. – на 637 тыс. руб.

Отрицательный результат  прочих операций уменьшил прибыль от продаж, соответственно прибыль до налогообложения стала занимать меньше долю в выручке от реализации, так на ее долю приходится в 2006 г  – 5,47%; в 2007 г. – 5,20%; в 2008 г. – 8,26%, что меньше доли прибыли от продаж на 7,26%; 6,22%, 5,93% соответственно.

Уплата единого налога по упрощенной системе налогообложения  и налог на прибыль уменьшают чистую прибыль, которая стала составлять в 2007 г. 422 тыс. руб. что больше на 35 тыс. руб. или на 9% чем в 2006 году, в 2008 году по сравнению с 2007 г. рост составил 306 тыс. руб. или 72,5%.

Из всего выше сказанного потребительское общество «Промкомбинат» имело прибыль на 1.01.2007 г. – 387 тыс. руб.; на 1.01.2008 г. – 422 тыс. руб.; и на 1.01.2009 г. – 728 тыс. руб.

Показатели рентабельности характеризуют относительную доходность, или прибыльность, измеряемую в процентах  к затратам средств или имущества. В международной практике вся  предпринимательская деятельность корпораций, и др. образований четко подразделяется на три вида:

- операционная (основная);

- инвестиционная –  вложение средств в акции, др. ценные бумаги, капитальные вложения  и т.п.;

- финансовая – получение  (уплата) дивидендов, процентов.

В соответствии с этим в практике анализа применяют следующие группы показателей относительной доходности, прибыльности товаров, продукции, работ, услуг, производственных фондов совокупных и чистых активов предприятия, вложений (инвестиций), собственного капитала и ценных бумаг. Доходность товаров, продукции, работ, услуг характеризуется такими показателями, как рентабельность реализации или оборота и отдельных изделий.

 

Таблица 11

Динамика показателей  рентабельности потребительского общества «Промкомбинат» за 2006 – 2008 годы (сумма тыс. руб.)

Показатели

Годы

Отклонение (+,-)

2006

2007

2008

2007 к

2006

2008 к 2007

1

2

3

4

5

6

1. Прибыль от продаж

1170

1225

1524

55

299

2. Прибыль до налогообложения

503

558

887

55

329

3. Прибыль чистая

387

422

728

35

306

4. Средняя величина активов

4849

5146

6377

297

1231

5. Выручка от продажи

9190

10723

10733

1533

10

6. Средняя величина собственного капитала

4298,5

4511,5

5056

213

544,5

7. Средняя величина оборотных активов

1681,5

1822,0

2291,0

140,5

469

8. Рентабельность всего капитала (совокупных активов) по бухгалтерской прибыли (2/4*100%),%

10,4

10,8

13,9

0,4

3,1

9. Общая рентабельность  собственного капитала, (коэффициент  убыточности) (2/6*100),%

11,7

12,4

17,5

0,7

5,1

10. Рентабельность продаж по чистой прибыли (коэффициент убыточности) (3/5*100%),%

4,2

3,9

6,8

-0,3

2,9

11. Рентабельность продаж по прибыли от реализации, (коэффициент убыточности) (1/5*100%),%

12,7

11,4

14,2

-1,3

2,8

12. Рентабельность продаж  от прибыли до налогообложения, %

5,5

5,2

8,3

-0,3

3,1

13. Рентабельность оборотных активов (2/7*100%0, %

29,9

30,6

38,7

0,7

8,1

14. Рентабельность собственного капитала по чистой прибыли

9,0

10,0

14,4

1

4,4

15. Коэффициент оборачиваемости активов (5/4), об

1,89

2,08

1,68

0,19

-0,4

16. Коэффициент оборачиваемости оборотных активов (5/7) об

5,46

5,88

4,68

0,42

-1,2

17. Коэффициент финансовой зависимости (норма до 0,5)

0,129

0,118

0,264

-0,011

0,146


 

По всем трем показателям  рентабельности продаж сложился положительный  результат. При расчете рентабельности продаж используя прибыль от продаж на 1.01.2009 составил (14,2%); рентабельность продаж используя прибыль до налогообложения (8,3%), рентабельность продаж по чистой прибыли соответственно (6,8%). Все показатели рентабельности имели тенденцию роста, который составил (2,8%; 3,1%; 8,1%) соответственно.

На рост рентабельности повлиял наибольший рост прибыли по отношению к росту выручки от продаж, так (прибыль от продаж увеличилась на 24,4%, прибыл до налогообложения на 58,9%, чистая прибыль на 72,5%, а выручка на 0,1%)

На положительный финансовый результат, а именно рентабельность работы на 1.01.2009 г. повлияло ускорение оборачиваемости активов на 0,4 оборота и ускорение оборачиваемости оборотных активов на 1,2 оборота.

Вследствие этого рентабельность оборотных активов увеличилась  с 30,6% до 38,7% на 1.01.2009 г. Рентабельность собственного капитала выросла на 4,4% (с 10% до 14,4%). Рентабельность всего капитала также выросла на 3,1% с (10,8% до 13,9%).

Собственный капитал  в 2007 году по сравнению с 2006 годом  вырос на 213 тыс. руб., а в следующем периоде на 544,5 тыс. руб.,

В целом по потребительскому обществу «Промкомбинат» можно сказать, что на все отчетные даты оно финансово  не зависимо, это подтверждает коэффициент  финансовой зависимости, который составил 0,129; 0,118; 0,264 соответственно (норма 0,5).

Таким образом, потребительское  общество «Промкомбинат» эффективно ведет  хозяйство, и это не случайно, так  как реализация изготовленной продукции  осуществляется не только в г. Курске, ну и за пределами Курской области, а именно в Московской, Калужской, Тульской, Орловской областях.

 

 

5. Пути повышения  доходов, прибыли и рентабельности  в оптовой торговле

 

Предыдущий структурный  анализ прибыли до налогообложения  показал, что основным источником ее формирования в рассматриваемой  организации ПО «Промкомбинат» является прибыль от продаж, продукции, работ, услуг. Она представляет собой конечный результат деятельности предприятия не только в сфере производства, но и в сфере обращения. Формализованный расчет прибыли от реализации продукции проводится по формуле:

 

P = N – S – KР - УР (8)

 

где N – выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС);

S – Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг;

КР – коммерческие расходы;

УР – управленческие расходы.

Важнейшими условиями роста прибыли от реализации являются увеличение объема, обеспечение ритмичности производства и отгрузки продукции, снижение ее себестоимости, повышение ее качества и конкурентоспособности, оптимизация запасов готовой продукции на складах, своевременная оплата покупателями заказанной ими продукции, применение прогрессивных форм расчетов за продукцию (факторинг, овердрафт).

Фактически полученная в отчетном периоде в процессе реализации прибыль может отличаться от прибыли за прошлый период или  плановый в результате воздействия ряда внешних и внутренних факторов. В связи с этим при анализе важно дать не только общую оценку динамики и выполнения плана по прибыли от реализации товаров, продукции, работ услуг и прибыли, но и всесторонне изучить факторы, на нее влияющие, определить степень влияния каждого из них. Для ознакомления с основными показателями, характеризующими динамику реализации товаров, продукции, работ, услуг и прибыли, следует обратиться к данным формы №2 (таблица 12).

 

Таблица 12

Исходная информация для расчета влияния факторов на изменение (прирост) прибыли от продаж ПО «Промкомбинат» (сумма тыс. руб.)

№ п/п

Показатель и его  условное обозначение

Предыдущий

2007 год

Реализация отчетного  года по ценам и затратам предыдущего  года

Отчетный

2008 год

 

1

2

3

4

1

Выручка от продаж, товаров, продукции (работ, услуг),(N)

10723

10077,9

10733

2

Себестоимость проданных  товаров, продукции (работ, услуг), тыс. руб. (S пер)

9472

8647

9209

3

Коммерческие расходы, тыс. руб. (КР)

26

0

0

4

Управленческие расходы, тыс. руб. (УР)

0

0

0

5

Прибыль (убыток) от продаж (Р)

1251

1431

1524

6

Темп роста выручки  от продаж, рассчитанный в ценах  предыдущего (базисного) года, %

10723

10077,9

94


 

Исходя, из данных таблицы 12 рассчитаем влияние факторов на изменение (прирост) прибыли от продаж, который составил (+273 тыс. руб.)

Проведем методику расчета  влияния факторов на прирост прибыли  от продаж.

Первый шаг. Расчет прироста прибыли от продаж

 

(N) : 1524 – 1251 = +273 тыс. руб.

 

Второй шаг. Расчет темпа  роста объема продаж в сопоставимых ценах

 

(10077,9 / 10723 * 100) = 94%.

 

Третий шаг. Расчет прироста прибыли в связи с сокращением  объема продаж на (- 6%) = (94% – 100%)

 

Р (N) = -6 % * 1251 / 100 = -75,06 тыс. руб.

 

Итак, влияние первого  фактора – изменение объема продаж на прирост прибыли от продаж составил (-75,06 тыс. руб.).

Четвертый шаг. Расчет изменения  себестоимости проданных товаров, продукции и услуг:

 

(9209 – 8647 = 562 тыс. руб.)

 

Это означает, что прибыль  от продаж вырастит на эту сумму  в связи с сокращением себестоимости товаров, продукции (работ, услуг), т.е.

 

Р (S) = 562 тыс. руб.

 

Пятый шаг. Расчет влияния  на изменение прибыли от продаж увеличения цен на продукцию, услуги. Сравним  два объема продаж отчетного периода, рассчитанных по ценам предыдущего  и отчетного годов:

 

10077,9 – 10733 = (-530,1 тыс.  руб.).

 

Это свидетельствует  о том, что продавали продукцию, услуги по низким ценам и получили в связи с этим убыток Р(ц) на сумму 530,1 тыс. руб.

Шестой шаг. Расчет влияния  изменения структурных сдвигов  в реализации продукции (в сторону увеличения или уменьшения продаж более рентабельных товаров, продукции) на изменение прибыли от продаж.

Для этого выполним расчет:


 

1431 – (1251 * 0,94) = 315 тыс.  руб. 

 

Расчеты показывают, что в потребительском обществе «Промкомбинат» увеличилась прибыль от продаж на 255 тыс. руб. в связи с изменением структуры продаж в частности, за счет увеличения объема продаж рентабельной продукции Р (стр) = 315 тыс. руб.

Для проверки правильности выполненных расчетов составим баланс отклонений по общему объему прибыли от продаж и факторов, оказывающих влияние на ее изменение в отчетном периоде по сравнению с предыдущим годом:

 

273 тыс. руб. = (-75,06) + (+562) + (- 530,1) + (315) = 273 тыс. руб.

 

Обобщим результаты факторного анализа прибыли от продаж в табличной форме таблица 13.

 

Таблица 13

Расчет влияния факторов на изменение прибыли от продаж товаров, продукции (работ, услуг) исходя из данных таблицы 12 (сумма тыс. руб.)

Факторы изменения прибыли  от продаж

Порядок расчета по данным таблицы 14

Результаты расчета, тыс. руб.

Оценка влияния фактора  на изменение прибыли от продаж, тыс. руб. (+,-)

1

2

3

4

Общее изменение прибыли  от продаж

П.5, гр.3 – П.5, гр.1

1524 – 1251 = + 273

-

В том числе за счет факторов:

     

1. Изменение объема продаж

П.5, гр1 * Прирост продаж, % / 100

1251 * (94 – 100) / 100 = - 75,06

-75,06

2. Изменение себестоимости

П.2, гр.3 – П.2, гр. 2

9209 – 8647 =

+562

+562

3. Изменение цен на  проданные товары, продукцию (услуги)

П.1, гр.2 – П1, гр.3

10077,9 – 10733 = -530,1

-530,1

4. Изменение структурных  сдвигов в объеме продаж

П.5,гр.2 – П.1.гр1 * 128,8 / 100

1431 – (1251* 0,94) = 315

+315

Совокупное влияние  факторов на изменение прибыли от продаж

В гр.3 табл.15 сложить рассчитанные результаты влияния факторов

-

(-75,6) + (562) + (-530,1) + (315) = 273 тыс. руб.

Информация о работе Анализ доходов, прибыли и рентабельности предприятия