Акцизы на нефтепродукты: анализ действующей системы и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 19:44, дипломная работа

Описание работы

Целью написания выпускной квалифицированной работы является изучение системы налогообложения акцизов на нефтепродукты, выявление характерных проблем, препятствующих развитию данной системы.
Исходя из этой цели исследования, в выпускной квалификационной работе были поставлены и решены следующие задачи:
Выявить предпосылки возникновения акцизного налогообложения
Раскрыть экономическую сущность акциза
Охарактеризовать основные элементы системы акцизного налогообложения
Изучить этапы реформирования системы акцизного налогообложения
Выделить цели реформы системы акцизного налогообложения

Содержание работы

Введение
1. СУЩНОСТЬ АКЦИЗНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ……………………………………4
История возникновения акцизного налогообложения………………………………..4
Основные характеристики элементов акцизов на нефтепродукты…………………..8
2.система налогообложения акцизами на нефтепродукты ………….29
2.1 Реформа системы акцизного налогообложения………………………………………29
2.2 Сравнительный анализ поступления акцизов на нефтепродукты в бюджеты
различных уровней на примере Ханты-Мансийского
автономного округа Югры…………………………………………………………..41
3. Проблемы и перспективы развития системы налогообложения…49 акцизов на нефтепродукты
3.1 Проблемы развития системы налогообложения………………………………………..49
3.2 Налоговая политика и перспективы развития системы налогообложения акцизов на нефтепродукты…………………………………………………………..57

Заключение……………………………………………………………………………………...65
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Дипломная работа на тему- Акцизы на нефтепродукты- анализ действ.doc

— 673.00 Кб (Скачать файл)

Налогоплательщики обязаны представлять в налоговые  органы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого  своего обособленного подразделения  налоговую декларацию за налоговый период в части осуществляемых ими операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с настоящей главой, в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, а налогоплательщики, имеющие свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином.

Статья 5 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 134-ФЗ "О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" устанавливает переходные положения по порядку уплаты акцизов после 1 января 2007 года по нефтепродуктам, поступившим и (или) отгруженным лицам, имевшим свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, до указанной даты.  
Статья 5 НК РФ приводится без сокращений:

1. Лица, имевшие свидетельство о  регистрации лица, совершающего  операции с нефтепродуктами (за  исключением свидетельства на  переработку прямогонного бензина), до 1 января 2007 года и осуществляющие с 1 января 2007 года реализацию нефтепродуктов, полученных (оприходованных) до 1 января 2007 года и (или) отгруженных им до указанной даты, признаются налогоплательщиками акцизов.  
         2. По нефтепродуктам, полученным (оприходованным) налогоплательщиками до 1 января 2007 года и (или) отгруженным им до указанной даты, применяются положения главы 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на 31 декабря 2006 года, если иное не установлено настоящей статьей.  
        3. Уплата акцизов по нефтепродуктам, указанным в части 1 настоящей статьи (за исключением нефтепродуктов, реализуемых за пределы Российской Федерации), производится не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошла реализация нефтепродуктов.  
         4. По нефтепродуктам, полученным (оприходованным) до 1 января 2007 года, и по нефтепродуктам, полученным (оприходованным) после указанной даты, которые были отгружены налогоплательщику до 31 декабря 2006 года включительно, и реализованным за пределы Российской Федерации, применяются положения главы 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на 31 декабря 2006  года.  
         5. По прямогонному бензину, в том числе произведенному из давальческого сырья (материалов), полученному (оприходованному) налогоплательщиками до 1 января 2007 года и (или) отгруженному им до указанной даты, в дальнейшем реализуемому (передаваемому) лицам, имеющим свидетельство на переработку прямогонного бензина, в части вычетов сумм акциза с 1 января 2007 года применяются положения главы 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на 31 декабря 2006года.  
          6. Уплата сумм акциза производится налогоплательщиком по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого из его обособленных подразделений исходя из доли налога, приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой как величина удельного веса объема реализации нефтепродуктов (в натуральном выражении) указанным обособленным подразделением в общем объеме реализации нефтепродуктов в целом в отношении налогоплательщика.  
          7. Исчисление сумм акциза, подлежащих уплате по месту нахождения обособленных подразделений, осуществляется налогоплательщиком самостоятельно.  
         8. Налоговая декларация представляется налогоплательщиками в налоговые органы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения в сроки, установленные частями 2-5 настоящей статьи.

9. Суммы акциза, исчисленные  по нефтепродуктам, включаются в  стоимость нефтепродуктов.  
          10. Суммы акциза, уплаченные при ввозе нефтепродуктов на таможенную территорию Российской Федерации до 1 января 2007 года, при реализации (передаче) таких нефтепродуктов после указанной даты включаются в стоимость нефтепродуктов.

11. Организации и индивидуальные  предприниматели вправе начиная  с 1 октября 2006 года представить  в налоговые органы заявление  и копии соответствующих документов в соответствии со статьей 179.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) для получения свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином. Впредь до определения Министерством финансов Российской Федерации порядка выдачи свидетельств в соответствии с пунктом 3 статьи 179.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) указанные свидетельства выдаются в порядке, определенном Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 179.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации. [59]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 система налогообложения  акцизами на нефтепродукты 

 

 

2.1 РЕФОРМА СИСТЕМЫ АКЦИЗНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

 

 

           Налоговая система России в настоящее время находится на завершающем этапе своего реформирования. Основные меры по совершенствованию налоговой системы, направленные на ее упрощение, повышение справедливости и экономической обоснованности взимаемых налогов и сборов, а также на снижение налоговой нагрузки были   осуществлены в 2001-2005 гг.  В частности, за эти годы приняты и вступили в действие 17 глав второй части Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), регулирующих порядок уплаты конкретных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, а также специальных налоговых режимов. Окончательно оформилась структура налоговой системы России. Реформирование налоговой системы осуществлялось в тесной увязке с проведением бюджетной реформы и существенными изменениями в системе  межбюджетных отношений.

Поэтому главное  внимание в 2007 г. должно быть уделено  мерам по совершенствованию налогового администрирования, направленных, с  одной стороны, на пресечение имеющейся практики уклонения от налогообложения путем использования имеющихся недоработок в законодательстве о налогах и сборах, и, с другой стороны, на  безусловное обеспечение законных прав  налогоплательщиков,     повышение их защищенности от неправомерных требований налоговых органов, а также создание для налогоплательщиков  максимально комфортных условий для уплаты налогов и сборов.

Уже сегодня  как по количеству  существующих налогов, так и по размеру налоговых ставок Российскую Федерацию можно отнести к странам с наиболее низким уровнем налогообложения.

В период  с 2003 года и до начала 2007года произошли  существенные изменения в система  обложения акцизами операций, совершаемых  с нефтепродуктами.

Поговорим об изменениях 2003 года и  сравним их с изменениями 2007 года: В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" вступила в действие с 1 января 2003 г. новая система обложения акцизами операций, совершаемых с нефтепродуктами.

Новый порядок  налогообложения вышеуказанных  операций основывался на том, что  возникновение объекта налогообложения  поставлено в зависимость от наличия  у организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающихся производством и реализацией нефтепродуктов, соответствующего документа, определенного законом как свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами.

Таким образом, плательщиками акцизов на нефтепродукты с 2003 года  являлись лица, имеющие вышеуказанные свидетельства (за исключением не имеющих свидетельства производителей нефтепродуктов из давальческого сырья, являющихся налогоплательщиками при передаче этих нефтепродуктов собственнику сырья, не имеющему свидетельства).

Соответственно, количество налогоплательщиков зависит  от того, сколько лиц - участников российского  рынка нефтепродуктов имеют это  свидетельство.

В средствах  массовой информации такой порядок  налогообложения получил название "фискальное лицензирование". Однако, этот термин не вполне точно выражает суть понятия, так как организации и индивидуальные предприниматели получают свидетельства на добровольной основе и осуществление операций с нефтепродуктами без свидетельства законом не запрещено.

Данная система  обложения акцизами нефтепродуктов построена таким образом, что  каждый имеющий свидетельство продавец этих товаров, начисливший при их получении акциз, имел право на налоговый  вычет уплаченной суммы акциза при  условии подтверждения факта  уплаты акциза покупателем, имеющим свидетельство.

Так, при получении (оприходовании) нефтепродуктов лицо, имеющее свидетельство, исчисляет  акциз применительно ко всему  полученному объему этих товаров. Затем  при реализации (передаче) этих нефтепродуктов другим лицам, имеющим свидетельство, исчисленная сумма акциза (при условии представления в налоговый орган документов, определенных ст.201 НК РФ) уменьшается на сумму, приходящуюся на фактически реализованные нефтепродукты.

Внесение этих существенных изменений в порядок налогообложения операций с нефтепродуктами было вызвано целым рядом причин.

Во-первых, в  связи с отменой с 1 января 2003 г. налога на пользователей автомобильных  дорог и налога с владельцев транспортных средств необходимо было компенсировать выпадавшие доходы бюджетов субъектов Российской Федерации.

Для этого поступления  от акцизов на нефтепродукты стали  распределяться следующим образом: 60 - 40% в пользу регионов с одновременной  индексацией ставок акцизов на нефтепродукты  на 45%. Новый порядок обложения акцизами операций, совершаемых с нефтепродуктами, был призван перенести налоговую нагрузку с производителей (нефтеперерабатывающих организаций) на организации, осуществляющие оптовую и розничную торговлю этими товарами, что, как предполагалось, должно было позволить распределять уплату акцизов по нефтепродуктам между территориальными бюджетами пропорционально объемам потребления этих продуктов на данных территориях. Прежний порядок обложения акцизами операций, совершаемых с нефтепродуктами, позволял собирать акциз только в тех субъектах Российской Федерации, где имелись крупные нефтеперерабатывающие заводы, а их не так много.

Во-вторых, новый  порядок налогообложения операций с нефтепродуктами должен был  решить существующую в сфере потребления  и реализации подакцизных нефтепродуктов проблему налоговых потерь в результате значительных объемов реализации автомобильного бензина, находящегося в нелегальном обороте. Технология производства автомобильного бензина позволяет получать его не только на нефтеперерабатывающих заводах, но и посредством смешения прямогонного бензина (представляющего собой бензиновые фракции, полученные в результате переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья, а также продуктов их переработки) с необходимыми химическими присадками. В результате такого смешения получается некачественный бензин, недоступный для налогообложения. Новый порядок, позволяющий отследить всю цепочку от производителя до потребителя, должен был вывести и этот нефтепродукт из тени.

В-третьих, при  осуществлении контроля налогообложения  нефтепродуктов по всей цепочке "производитель - посредники  - продавец" налоговые органы имеют возможность администрировать не только акциз, но также НДС и налог на прибыль, так как отслеживаются объемы оборота нефтепродуктов и прибыль, получаемая от их перепродажи.[39]

С 1 января 2003 г.  прямогонный бензин признан подакцизным товаром. Данное нововведение было призвано решить проблемы налоговых потерь в сфере потребления и реализации подакцизных нефтепродуктов, связанные прежде всего со значительным количеством реализуемого в Российской Федерации автомобильного бензина, находящегося в нелегальном обороте.

Как показывает практика, источником этого нелегального оборота горюче-смазочных материалов является широко распространенная на АЗС, нефтебазах и в ряде других организаций  сферы снабжения нефтепродуктами практика получения и реализации автомобильного бензина, вырабатываемого в результате осуществления процесса смешения автомобильных бензинов различных марок с высокооктановыми либо иными добавками. При этом акциз по объемам реализации автомобильного бензина, полученного в результате вышеуказанного смешения, в большинстве случаев этими организациями не начислялся и не уплачивался.

Представленные  с мест налоговыми органами материалы  камеральных проверок организаций - плательщиков акциза по бензину автомобильному, проведенных в 2001 - 2002 гг. УМНС России по субъектам Российской Федерации, свидетельствуют о том, что в Российской Федерации способом смешения вырабатывается порядка 10% общего объема производства автомобильного бензина.

Вместе с  тем этот показатель, так же как и количество организаций, производящих автомобильный бензин посредством изменения его октанового числа, может быть и значительно выше, поскольку далеко не все организации, занимающиеся "доработкой" автомобильного бензина, считали нужным продекларировать объемы его реализации в налоговых органах. Как правило, такие производители могли быть выявлены только в ходе проведения выездных налоговых проверок.

В то же время  жертвами такого направления в деятельности организаций, занимающихся реализацией нефтепродуктов, был не только федеральный бюджет (поскольку такой вид бизнеса предоставляет неограниченные возможности реализации "левой" низкосортной продукции), но и непосредственные потребители полученной смеси, так как искусственно повышенное октановое число нестабильно, держится всего лишь несколько дней и, как правило, приводит к неисправности автомобильных двигателей.

Действовавшая до 1 января 2003 г. система налогообложения  подакцизных нефтепродуктов, приравнявшая получение подакцизных нефтепродуктов посредством смешения к производству и, следовательно, признавшая реализацию таких нефтепродуктов объектом обложения акцизами, позволила осуществлять более эффективный контроль за правильностью исчисления и полнотой уплаты акцизов по подакцизным нефтепродуктам, выработанным таким способом. Вместе с тем создать единый законченный цикл жесткого и повсеместного контроля за производством и реализацией подакцизных нефтепродуктов, обеспечивавший пресечение всех "утечек" налога по этим товарам, в полной мере не позволяла продолжавшаяся реализация некачественных автомобильных бензинов, нелегально производимых на АЗС и нефтебазах кустарным способом посредством смешения приобретаемых нелегальными путями "безакцизных" стабильных прямогонных бензиновых фракций с высокооктановыми добавками. При этом материалы камеральных проверок показали, что в ряде случаев эти фракции либо производятся, либо поставляются под другими названиями (например, дистиллят газового конденсата, стабильный газовый конденсат, фракция прямогонного бензина, бензин газовый стабильный или углеводородное сырье).

Информация о работе Акцизы на нефтепродукты: анализ действующей системы и перспективы развития