Защита прав сексуальных меньшинств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 20:33, реферат

Описание работы

Права сексуальных меньшинств в Европе существенно отличаются в разных странах. Семь из десяти стран мира, где узаконен однополый брак, расположены в Европе. Кроме того, в четырнадцати странах Европы признаются гражданские партнёрства. Истории Европы известны преследование и угнетение сексуальных меньшинств начиная со времён Римской империи вплоть до конца XX века.

Файлы: 1 файл

Права сексуальных меньшинств в Европе.docx

— 41.84 Кб (Скачать файл)

 Уголовный кодекс РФ  не рассматривает гомосексуальные  отношения по обоюдному согласию  в частной обстановке с лицом,  достигшим минимального возраста  согласия, в качестве преступления. Уголовному преследованию подвергаются  только гомосексуальные действия  насильственного характера (наравне  с насильственными гетеросексуальными  действиями)(10) (ст. ст. 132, 133, 135). Установлен  единый минимальный возраст согласия  независимо от сексуальной ориентации  — 14 лет (ст. 134).

 Статья 136 УК РФ карает  за нарушение равенства прав  и свобод человека и гражданина  в зависимости от ряда признаков,  сексуальную ориентацию не включающего,  что ведет к незащищенности  сексуальных меньшинств от дискриминации.  Следует добавить, что юристы  отмечают(11) противоречие в тексте  статьи, так как для наличия  в действиях состава преступления  нарушение равенства прав и  свобод человека и гражданина  обуславливается причинением вреда  правам и законным интересам  граждан Российской Федерации.  Возбуждение розни и пропаганда  неполноценности граждан по признаку  их сексуальных предпочтений  не караются. Российский Уголовный  кодекс не преследует разжигание  розни и поношение по признаку  сексуальной ориентации.

 Конституция РФ закрепляет  право каждого на «труд в  условиях, отвечающих требованиям  безопасности и гигиены, на  вознаграждение за труд без  какой бы то ни было дискриминации  и не ниже установленного федеральным  законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы» (ч. 3 ст. 37). Запрещенные основания дискриминации перечислены в ч. 2 ст. 19 Конституции. В этот перечень сексуальная ориентация не входит, но подпадает под определение «других обстоятельств».

 Кодекс законов о  труде(12) запрещает необоснованный  отказ в приеме на работу  и любое ограничение прав или  установление преимуществ при приеме на работу в зависимости от ряда критериев, не связанных с деловыми качествами кандидата на работу (ст. 16). Сексуальная ориентация также не входит в их число, но подпадает под определение «других обстоятельств».

 Таким образом, трудовое  законодательство не содержит  дискриминационных в отношении  сексуальных меньшинств положений.  Однако в нем также отсутствуют  положения по защите сексуальных  меньшинств от дискриминации  в продвижении по службе и  при увольнении. Следует отметить, что в российской судебной практике пока не рассматривались дела, связанные с дискриминацией по признаку сексуальной ориентации в сфере трудовых отношений, что в последнюю очередь следует связывать с отсутствием такой дискриминации, но — прежде всего — со сложностью доказательства факта дискриминации в сфере трудовых отношений, низкой правовой культурой российских граждан (в том числе гомосексуалов и лесбиянок), отсутствием веры в эффективность механизмов по защите прав, нежеланием разглашать гомосексуальность(13).

 В соответствии с  Законом РФ «О милиции» «милиция  защищает права и свободы человека  и гражданина независимо от  пола, расы, национальности, языка, происхождения,  имущественного и должностного  положения, места жительства, отношения  к религии, убеждений, принадлежности  к общественным объединениям, а  также других обстоятельств» (ст. 5). Таким образом, сексуальная  ориентация подпадает под определение  «других обстоятельств», но прямо  не упомянута. В законе отсутствует  прямой запрет дискриминации  при осуществлении правоохранительной  деятельности. Эти обстоятельства  могут приводить к дискриминации  сексуальных меньшинств, отказу  в оказании помощи, унижению и  произволу в отношении лиц  данной категории, нежеланию самих  гомосексуалов обращаться за помощью в правоохранительные органы.

 Семейное и гражданское  право представляют собой область,  в которой гомосексуалы и лесбиянки более всего сталкиваются с непрямой дискриминацией, происходящей из-за отсутствия правового регулирования(14).

 Единственной правовой  формой семейного союза в России  является брак, определяемый как  «союз мужчины и женщины» (ч. 3 ст. 1 Семейного кодекса РФ).

 Непризнание российским  законодательством отношений между  однополыми партнерами является  причиной очень большого числа  случаев нарушения равноправия  в сфере гражданского права(15). Так, как отмечают юристы(16), однополый  партнер может наследовать имущество  только по завещанию. При уплате  налога на наследование однополые  партнеры оказываются в ущемленном  положении. Единственным преимуществом,  которым могут пользоваться однополые  партнеры-сожители, является право  наследования жилого помещения  без уплаты налогов в случае  совместного проживания в нем  на день открытия наследства (пункт  13 Инструкции государственной налоговой  службы РФ от 30 мая 1995 г. №  32). В случае дарения налогообложение  также представляется дискриминационным  в отношении однополых партнеров. 

 При прекращении фактического  сожительства партнеров их личные  и связанные с ними имущественные  права не регулируются законодательно. Для заполнения этого правового вакуума некоторые юристы(17) предлагают в качестве альтернативы институту брака или однополого партнерства гражданско-правовой институт простого товарищества или совместной деятельности в соответствии со ст. 1041 Гражданского кодекса РФ, которая гласит: «по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели». В случае, если договором определяются некоммерческие цели товарищества, регистрация в качестве предпринимателя не требуется. Следует заметить, что «режим собственности является единственной областью, в которой однополые партнеры могут получить определенную степень признания»(18).

 Однополые союзы, заключенные  в других странах, не признаются  в России в силу непризнания  такой формы отношений как  таковой семейным законодательством.  Российское законодательство также  не предусматривает каких-либо  льгот в предоставлении долгосрочных  виз, вида на жительство, гражданства  для иностранных однополых партнеров  граждан России.

 Совместное удочерение  или усыновление детей однополыми  партнерами исключается, хотя  законодательство допускает усыновление/удочерение  ребенка одним из партнеров  (ст. 127 Семейного кодекса). Гомосексуальность  де-юре не является препятствием  на пути к усыновлению/удочерению  детей. Но в связи с тем,  что подбор приемных родителей  осуществляется органами опеки  и попечительства с учетом, в  частности, нравственных и иных  качеств потенциального опекуна,  вероятность передачи ребенка  лицу гомосексуальной ориентации  является чисто гипотетической. Доступ к процедуре искусственного  оплодотворения в России законодательно  не определен.

 Непризнание родственных  связей однополых супругов ведет  к дискриминации сексуальных  меньшинств при даче свидетельских показаний в суде, при посещении одним партнером другого в местах заключения, а также в медицинских учреждениях. Круг вопросов, в которых непризнание однополых партнерских отношений ведет к дискриминации гомосексуальных лиц, трудно до конца определить.

 С 1999 г., когда Министерством  здравоохранения РФ была утверждена  новая классификация болезней, российская  психиатрия не рассматривает  гомосексуальность как заболевание. 

 В соответствии с  Законом «О донорстве крови  и ее компонентов» от 9 июня 1993 г. № 5142-1 «донором… может быть  каждый дееспособный гражданин  в возрасте от 18 до 60 лет, прошедший  медицинское обследование» (ст. 1). Гражданин, желающий стать донором,  «обязан сообщить известные ему  сведения о перенесенных им  и имеющихся у него заболеваниях, а также об употреблении им  наркотических средств» (ст. 12). Таким  образом, лица гомосексуальной  ориентации не могут быть лишены  права стать донором крови  и ее компонентов, если состояние  их здоровья и возраст не  являются этому препятствием.

 Однако, в соответствии с п. 4.1.1 «Инструкции по медицинскому освидетельствованию доноров крови, плазмы, клеток крови» от 16 ноября 1998 г. в отношении «лиц, относящихся к группе риска (гомосексуалисты, наркоманы, проститутки)», предусматривается абсолютный отвод от донорства. Этот нормативный акт с очевидностью нарушает право гомосексуалов и лесбиянок быть донорами крови и ее компонентов, закрепленное в соответствующем законе. В конце 2001 г. Инструкция от 16 ноября 1998 г. была отменена, тем не менее, в отсутствие нового аналогичного документа продолжала де-факто применяться. Новый нормативно-правовой документ Министерства здравоохранения по вопросу донорства проходит регистрацию в Министерстве юстиции(20).

 Нарушения прав гомосексуальных  лиц в значительной степени  носят скрытый характер. Стигматизация  сексуальных меньшинств обусловливает  страх огласки и, тем самым,  боязнь усугубить свое положение.  А низкая правовая культура, отсутствие  веры в эффективность правовой  защиты (характерные для россиян  в целом) ведут к отказу от  попыток восстановить нарушенные  права и защитить себя от  дискриминации (когда это возможно). Российские геи и лесбиянки также не склонны сообщать о нарушениях своих прав в правозащитные организации (в том числе — организации, созданные специально для защиты прав геев и лесбиянок)(21). В средствах массовой информации серьезное и непредвзятое освещение этой проблемы до сих пор встречается недостаточно часто(22). Все это скрывает реальный масштаб дискриминации и нарушений прав сексуальных меньшинств.

 В 2001 г. в российском  обществе наблюдались довольно  высокий уровень нетерпимости  к сексуальным меньшинствам, проявления  стигматизации этой группы. Тем  не менее, нет оснований опровергать наметившуюся ранее тенденцию к постепенному повышению терпимости к гомосексуалам. В этом отношении наблюдается значительное различие между крупными городами и особенно Москвой и Санкт-Петербургом, с одной стороны, и прочими населенными пунктами — с другой, что, впрочем, характерно не только для России. Условно старшее и младшее поколения людей также демонстрируют резко отличающийся уровень терпимости(23).

 Государство проявляет весьма незначительную активность по повышению терпимости к сексуальным меньшинствам. 25 августа Правительством РФ была принята Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)».(24) Цель Программы — «формирование установок толерантного сознания, определяющего устойчивость поведения в обществе отдельных личностей и социальных групп, как основы гражданского согласия в демократическом государстве»(25). Достичь этой цели планируется посредством решения трех задач: (1) «разработка и реализация комплекса эффективных мер по формированию у граждан толерантного поведения…»; (2) «разработка и внедрение в практику таких методов, как мониторинг, диагностика и прогнозирование социально-политической ситуации в стране…»; (3) «разработка и реализация системы мер, стимулирующих толерантное поведение, противодействие экстремизму во всех его проявлениях, в том числе: разработка системы учебных программ для всех ступеней и форм образования; разработка эффективных социокультурных технологий распространения норм толерантного поведения…»(26) Программа специально не выделяет толерантность к сексуальным меньшинствам, поэтому остается лишь предполагать, будут ли предприняты какие-либо меры по стимулированию терпимости в этой сфере. Однако, давая оценку действиям государственных органов в этой области в 2001 г. и ранее, известный российский сексолог Игорь Кон отмечает «пассивность нынешних властей, не предпринимающих никаких шагов в поддержку сексуального образования в школе или для обучения некоторым базовым принципам и воспитания терпимости в отношении сексуальных меньшинств и альтернативных стилей жизни»(27).

 Организации геев и лесбиянок не оказывают заметного влияния на органы власти по лоббированию законопроектов, которые могли бы улучшить положение российских гомосексуалов(28). А их действия по объективному информированию общественности по проблемам сексуальных меньшинств и повышению уровня терпимости носят весьма ограниченный характер.

 Недостатки российского  законодательства, злоупотребления  в сфере правоприменения, низкая правовая культура и общее интолерантное отношение к сексуальным меньшинствам создают благоприятную почву для неединичных нарушений прав и дискриминации гомосексуальных лиц. Выше был отмечен во многом скрытый характер проблемы. Тем не менее, часть подобных случаев попадает в поле зрения правозащитных организаций и средств массовой информации.

 Московской мэрией  было отказано в проведении  так называемого Парада любви  инициативной группе по организации  мероприятия, состоящей из ряда  общественных организаций, предпринимателей  и творческих деятелей, в частности  продюсерской компании «Прокос», фирмы Odin Art Trading, компании BG Records, немецкого благотворительного фонда Manner und AIDS, Радикальной партии и других. Инициативная группа неоднократно подавала соответствующие заявки в мэрию. Последняя из них касалась проведения Парада в рамках Дня города. Как говорится в сообщении пресс-центра мэрии г. Москвы, распространенном 23 июля 2001 г., правительство города «не допустит проведения этого шествия ни в День города, ни в любой другой день», так как в мэрии полагают, что «подобные акции вызывают возмущение основной массы жителей столицы, по сути, являются пропагандой распущенности и навязывают обществу в целом неприемлемые нормы поведения, не соответствующие традиционным моральным ценностям большинства россиян, а также канонам основных действующих в городе религиозных конфессий»(29). Вице-премьер московского правительства Любовь Швецова позднее разъяснила, что это шоу «не отвечает духу праздничных мероприятий, проводимых в столице, и традициям, сложившимся в городе». «Москвичи вряд ли воспримут идеологию и формы проведения этого шествия», в котором «активно афишируется участие молодежи с нетрадиционной сексуальной ориентацией, пропагандируется свобода сексуальных отношений»(30).

 По замыслу организаторов,  в соответствии с идеологией  подобных мероприятий (Love Parade, проходящий в Берлине с 1989 г., а в последнее время и в других городах мира) московский Парад любви должен был стать международным молодежным фестивалем современной электронной музыки под открытым небом. Гомосексуалы, безусловно, активно участвуют в шоу подобного рода — наравне с другими людьми и не скрывая своих сексуальных предпочтений. Также планировалось участие в уличном шествии отдельной группы геев и лесбиянок. Однако организаторы Парада любви не планировали его как гей-парад — карнавальное шествие гомосексуалов под лозунгами отстаивания своих прав. Таким образом, московское правительство ошибочно приняло одно культурное мероприятие за другое(31).

Информация о работе Защита прав сексуальных меньшинств