Возрастание роли этики на рубеже ХХ и ХХ веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 21:24, реферат

Описание работы

В самом конце ХХ века человечество живет в своеобразной духовной атмосфере. Достижения современной научно-технической революции, с одной стороны, повысили общий уровень образования населения, сделали жизнь в общем более зажиточной, комфортной, а с другой стороны, привели к появлению так называемых глобальных проблем — экологической, демографической, предотвращения мира от термоядерной войны и др., которые нередко создают тягостные ожидания, предчувствия "конца света" (апокалипсические настроения). Пессимизм подогревается и возможностями современной генетики вторгнуться в "святая святых" — в самые сокровенные тайны механизма наследственности, в деятельность психики и т.д.

Файлы: 1 файл

возрастание этики 20 21 веков.docx

— 22.75 Кб (Скачать файл)

Возрастание роли этики на рубеже ХХ и ХХ веков

В самом конце ХХ века человечество живет в своеобразной духовной атмосфере. Достижения современной научно-технической революции, с одной стороны, повысили общий уровень образования населения, сделали жизнь в общем более зажиточной, комфортной, а с другой стороны, привели к появлению так называемых глобальных проблем — экологической, демографической, предотвращения мира от термоядерной войны и др., которые нередко создают тягостные ожидания, предчувствия "конца света" (апокалипсические настроения). Пессимизм подогревается и возможностями современной генетики вторгнуться в "святая святых" — в самые сокровенные тайны механизма наследственности, в деятельность психики и т.д.  
Социальный опыт человечества ХХ века также не очень способствует появлению благостных ожиданий. Две разрушительные мировые войны, унесшие жизнь многих десятков миллионов людей, практика тоталитарных режимов в ряде государств (Германия, Италия, СССР, Чили, Греция и др.), ряд локальных войн (Корея, Вьетнам и др.),могущих перерасти в войны мировые — вот краткий перечень самых драматических, трагических событий нашего времени.  
Все это вместе взятое оказывает давление (не всегда осознаваемое) на психическую жизнь индивида, создает почву для нигилистических установок ("все равно война!", "все равно конец света!"), для срывов и... обращения к основополагающим, глубинным проблемам человеческого существования, к проблемам по сути своей нравственным: "Каково назначение человека? Достоин ли он счастья и что такое счастье? В чем сущность добра и зла, справедливости? В чем заключается долг Человека?". Известный французский философ А. Камю справедливо отметил следующее: "Современное мироощущение отличается от классического тем, что живет моральными проблемами, а не метафизикой".  
В то же время необходимо подчеркнуть, что наше "судьбоносное" время не только усиливает интерес к нравственной проблематике, но приводит к усилению роли морального фактора во всех сферах жизнедеятельности человека. Именно моральные убеждения заставляют миллионы людей выступать против гонки вооружений, против военного разрешения самых разнообразных конфликтов. Именно нравственная ответственность встает на пути не-предсказуемых по последствиям научных экспериментов. Именно потеря морального авторитета политических лидеров привела к уходу их с государственных постов, к смене политических режимов в ряде европейских (и не только европейских) стран. Без реализации элементарной справедливости, порядочности невозможно создать "работающую", эффективную экономику. В этой связи уместно вспомнить слова известного политического деятеля, организатора Римского клуба А. Печчеи о том, что "наиболее важным, от чего зависит судьба человечества, являются человеческие качества — и не качества отдельных элитарных групп, а именно "средние" качества миллиардов жителей планеты".  
К сожалению, не все общественные, государственные деятели современной России понимают, что без морального возрождения, без нравственного просвещения, и прежде всего в системе образования, невозможно оздоровление экономической, политической жизни. К сожалению, приходится констатировать, что курс "Этики" во многих вузах не приобрел необходимого статуса. Так же следует признать, что не ведется целенаправленной работы по становлению новых нравственных идеалов. Получается: старые идеалы утрачены, а новых нет. В итоге низкий уровень нравственной культуры. Государственные органы не координируют деятельность этиков, педагогов, представителей художественной культуры. А между тем, государство по природе своей обязано создать необходимые усл6вия для формирования хотя бы минимума нравственности.  
Конечно, надо отдавать себе отчет в том, что перед обществом в сфере нравственности стоят весьма сложные задачи. А именно: необходимо вечные общечеловеческие нравственные ценности реализовать в конкретных условиях российской действительности. Немалые трудности и в сфере этических исследований. Прежде всего необходимо преодолеть инерцию "однополосного", одностороннего анализа нравственной жизни, рассмотрения морали через призму экономических и политических интересов. Очень важно конструктивно, без эпигонства и наивного подражания ознакомиться с самыми различными направлениями этической мысли, в том числе с теми, которые в недавнем прошлом в лучшем случае недооценивались. Иначе стоит осмыслить и историю этических исследований. Наконец, необходимо иметь в виду, что без должной культуры этических исследований вряд ли возможно моральное возрождение России.  
 

Эвтаназия — прекращение жизни человека с целью избавления его от боли и страданий при неизлечимой болезни.

Различают пассивную эвтаназию, когда больной прекращает всякие лечебные процедуры и мероприятия, и активную эвтаназию, когда предпринимаются специальные меры для прекращения жизни. Я считаю, что выбор между активной и пассивной эвтаназией – это выбор между убийством и позволением умереть, потому, как  пассивная эвтаназия принимает форму длительного мучительного умирания, когда пациент отказывается от процедур для поддержания обмена веществ.

Поддержание жизни на стадии умирания, осуществляемое с помощью сложных технологий, обходится обществу слишком дорого. Средств, которые тратятся на поддержание жизни в безнадежных ситуациях, хватило бы на то, чтобы лечить десятки, сотни, тысячи людей, которые поддаются лечению. Но этот аргумент является сугубо прагматическим и имеет свое значение в пределах практической организации системы здравоохранения, но не следует его принимать во внимание, когда речь идет о нравственном оправдании эвтаназии. Активная эвтаназия посягает на идею святости человеческой жизни, переходит границу, обозначенную древним законом «не убий». «Не убий» – нормативное выражение самой сути гуманистической морали. И нелогично требовать нравственной санкции на действия, которые направлены против основополагающего принципа самой нравственности. Мораль является одним из последних барьеров, препятствующих посягательству на человеческую жизнь. Если же признать эвтаназию, то этот барьер снимается и тогда общество, в котором пробита брешь в безусловном запрете на убийство, будет совершенно другим.

 

 

Генная инженерия на людях и клонирование  
  Клонирование - это процесс, в ходе которого живое существо производится от единственной клетки, взятой от другого живого существа.

 

Ученые также исследуют возможность создания "наборов для ремонта тела": новорожденные дети дадут запас клонированных клеток, замороженных в национальном банке тканей. Эти наборы позволят получать неограниченные запасы человеческих тканей, которые могут быть созданы для трансплантации и лечения неизлечимых болезней. Пробы тканей будут браться у новорожденных, и храниться до возникновения потребности в них. Органы могут быть клонированы из клеток тела того же человека. Таким образом, исключается риск трансплантационного отторжения. Институт Рослин (Великобритания) и Висконсинский университет (США) работают над этой концепцией. Ученые выступают за то, чтобы правила позволяли терапевтическое человеческое клонирование для создания клеток, которые могут быть использованы, чтобы вырастить, например, новое сердце. 

 

Толерантность (от лат. tolerantia — терпение, терпеливость, добровольное перенесение страданий) — социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию. Она не означает также принятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в представлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением.

 

Как важно сегодня понять друг друга, уметь пойти на сближение, не замыкаться только на своих интересах, на своём образе жизни. Научиться уважать другое мировоззрение, отличное от своего собственного. Наш мир многогранен и разнообразен, идёт процесс глобализации, когда границы между народами стираются, и  разные культуры вливаются друг в друга. Это жизненный процесс, который определён исторически. Ни одно государство  не может законсервироваться  только в своих  рамках  и жить в изоляции от всего мира. Так или иначе, люди заимствуют друг у друга что-либо, начиная от предметов быта и заканчивая нанотехнологиями.  Отсутствие терпимости к другой культуре ведёт к разрушению жизни, к войнам. Напротив, неутомимое познание других культур, сотрудничество, умение видеть  инновационные  веяния в разных областях жизни и следовать им, является залогом успеха для гармоничного  сосуществования на земле разных народностей, государств.

 

Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному:

  • в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;
  • во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
  • в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
  • в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
  • в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
  • в русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

 

Новые формы семьи

 

Когда дело касается экономической выгоды, все остальные соображения отступают на второй план. Сопротивление общества было недолгим. Статистика утверждает, что уже сейчас у 53% американцев однополые брачные союзы не вызывают отрицательной реакции. Задумываются ли американцы, которых убедили в правомерности таких решений, куда это ведет страну и мир?

С момента легализации гей-браков прошло очень мало времени, чтобы говорить о цифрах падения рождаемости. Но, если отметить стремительное распространение легализации гомосексуальных отношений по всей Европе, то статистика скоро даст о себе знать. Пока что только психиатры отмечают рост депрессивных явлений у детей, которые воспитываются в однополых семьях, примерно на 5-7 % в год. Поколение будет разбавлено людьми, страдающими психическими расстройствами и не понимающими, зачем вообще кого-то рожать…

На сегодняшний день процессы развиваются так, что корпорации и их подчиненные в правительствах довольны: финансовые потоки направлены в банковское русло. Страховые и наследственные права реализуются, выдаются кредиты, выплачиваются налоги, в том числе и косвенные – от оказанных услуг.

Развитие практики усыновления и суррогатного материнства вполне может создать новый вид индустрии производства детей для легальной продажи гомосексуальным семьям. До легализации такого решения остались буквально считанные шаги, а после него можно будет с уверенностью сказать, что экономика и общество управляемы полностью – в руках финансовой элиты находятся инструменты воздействия на человека через привязанности и инстинкты.

Когда понадобится, можно будет сократить население планеты так, чтобы «золотому миллиарду» было, кем управлять, но не слишком многих кормить.

 

 

 

Исламизация Европы

 

В настоящее время ислам уже является второй по численности последователей (после христианства) мировой религией. 

Особенно стремительно увеличивается количество мусульман в Европе. Самая крупная мусульманская община – во Франции: от 5 до 7 миллионов (до 10% от общего числа населения), ислам стал здесь второй по численности религией страны после католицизма. Многочисленные общины последователей ислама сформировались в Германии (4 млн.), Великобритании (1,7 млн.), Италии и Голландии (по 1 млн.). Значительные мусульманские общины разбросаны по всем без исключения западноевропейским странам.

Мусульманские районы и пригороды появились в Париже, Берлине, Лондоне и многих других крупных европейских городах. Большинство современных французских мусульман составляют потомки выходцев из арабского Магриба (Алжир, Тунис, Марокко). В Германии, Голландии, Австрии и Дании мусульманское сообщество в основном представлено потомками турецких эмигрантов. Британские мусульмане – в большинстве потомки выходцев из Британской Индии (Пакистан и Бангладеш).

Росту численности европейских мусульман способствует поощряемая государственными социальными программами высокая рождаемость. В мусульманских семьях среднее количество детей, как правило, не ниже четырех. Многодетность мусульманских семей контрастирует с малодетностью и кризисом традиционных семейных ценностей у коренных европейцев. 

В течение нескольких десятилетий трудности демографического и экономического характера вынуждали страны Евросоюза легализовать и даже пропагандировать иммиграцию из мусульманских стран.

Ислам превратился в важнейший фактор европейской общественной жизни. Без учета этого фактора невозможен сколько-нибудь серьезный прогноз будущего развития Европы, да и всего современного мира. Значительная часть мусульман Европы не интегрировалась в европейскую действительность и сознательно отказывается принимать западноевропейский образ жизни, мораль и ценности. Отказываясь от европейской идентичности, они делают выбор в пользу "чистого" ислама в его аравийской разновидности и ощущают себя в первую очередь частью всемирной мусульманской общины.

Сложившаяся демографическая ситуация укрепляет мусульман в уверенности, что рано или поздно Западная Европа станет частью исламского мира. Среди них бытует убеждение, что чрево мусульманской женщины превратилось в наиболее эффективное средство исламизации Европы и всего мира. Некоторые аналитики утверждают, что уже в самом ближайшем будущем первой исламской страной Западной Европы станет Франция, из которой ислам начнет свое победное шествие по остальным странам континента.

Европейские государства достигли больших и безусловных успехов в деле защиты демократических прав и свобод своих граждан. Это в полной мере относится к правам проживающих в них меньшинств: религиозных, этнических, сексуальных. Результатом этой либеральной политики стала нарастающая этноконфессиональная раздробленность Европы. Но ведь подобная этноконфессиональная раздробленность всегда была одним их основных признаков развивающихся стран. В большинстве из них подобная мозаичность стала причиной повышенной конфликтности общества. Обусловленная ею внутриполитическая нестабильность до сих пор остается важнейшей причиной социально-экономического застоя, даже общественной деградации, которые наблюдаются во многих развивающихся странах.

Все большее число мусульман предпочитают жить в рамках собственной общины, исключительно по своим законам и даже не говорить на языках стран своего проживания. Именно этим поведение мусульман коренным образом отличается от поведения других меньшинств (китайских, индийских, восточноевропейских и т.п.), которые, сохраняя свои культурные традиции и своеобразие, все же стремятся адаптироваться и интегрироваться в то общество, где они ныне проживают.

 


Информация о работе Возрастание роли этики на рубеже ХХ и ХХ веков