Воспитание толерантности: сущность и средства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 06:36, лекция

Описание работы

Сложные социально-поли¬тические условия совре¬менной российской дей¬ствительности, в том числе об¬разовательной среды с ее внут¬ренним и внешним простран¬ством, актуализировали пробле¬му воспитания толерантности все более остро требующую практического решения, а потому и его научного обоснования.

Файлы: 1 файл

Воспитание Толерантность.doc

— 233.50 Кб (Скачать файл)

2. Исходя из  необходимости уточнения специфики  возрастных изменений у подростков, мы рассмотрели этот возраст  с психологической точки зрения  и выявили внутренние (связанные  с самоуправлением), и внешние  (связанные с само проявлением в общении с другими) индивидуальные процессы, соматические изменения, затрудняющие гармоничное вхождение на новый уровень развития. Качественные и количественные изменения в психо сексуальной, интеллектуальной областях, изменения характера мышления оказывают влияние на эмоциональное восприятие мира, на аффективные переживания и соответствующее поведение, вызывает психологический дискомфорт, утрату чувства привычной детской защищенности. С социологической точки зрения подростковый возраст можно определить как время борьбы за свои права, постоянное отстаивание своей позиции, постоянное стремление к независимости. Но при этом подросткам не хватает аргументированности, терпения и умения вести конструктивный диалог.

Исходя из особенностей подросткового возраста, уточнено содержание понятие «толерантность подростка сельской школы», которое характеризуется наличием определенного уровня мировоззренческих оснований для общения (понимание важности терпения и уважения к позиции и образу жизни других людей, к национальным традициям, внешним данным, ориентациям на ценности других людей), доброжелательности в решении возникающих проблем, стремления и способности к конструктивному взаимодействию на основе равноправия и взаимоуважения в условиях национального округа.

В число основных компонентов толерантности включены: эмоционально-коммуникативный и деятельностный. Каждый компонент содержательно расширяет представление о толерантности подростка сельской школы. Разработаны критерии и показатели по каждому из компонентов толерантности, позволяющие определить уровень их сформированности («низкий», «средний», «высокий»). Для построения интегрированных показателей использовался метод количественной и качественной оценки. Каждый из выделенных уровней имеет свое содержание.

3. Для того  чтобы раскрыть смысл дополнительного  образования и обосновать его  возможности в воспитании толерантности  подростков сельской школы мы  рассмотрели основные подходы  к сущности дополнительного образования  в нашей стране. Анализ работ  разных исследователей, официальных документов, касающихся модернизации образования; позволил рассматривать дополнительное образование как пространство свободного выбора для творческого самовыражения и самореализации детей, подростков и взрослых, как инновационную образовательную область, позволяющую повысить результативность основной образовательной деятельности и расширить сферу влияния в социуме. Важно отметить, что дополнительное образование.

 

рассматривается сегодня как специфическое государственно-общественное образовательное пространство досуга, как средство выявления и развития индивидуальных особенностей; обучающегося в специфической; образовательной деятельности, отвечающей: возрастным и личным запросам, это инновационная^ среда социального развития, во многом определяющая дальнейшее становление человека. Важно иметь в виду, что это область образовательной«деятельности, которая находится за пределами общеобразовательного стандарта.

Это дало нам; основание  для,того, чтобы* рассматривать дополнительное образование в сельской» школе как составную часть образовательного и социокультурного пространства, где школа является центром предоставления (вне рамок образовательных стандартов) свободного выбора образовательных услуг в сфере свободного времени (организация содержательного: досуга, творческого труда, активных форм познавательной, спортивной и художественно-эстетической деятельности), что способствует расширению сфер межэтнического общения детей и подростков. При этом школа координирует иметодически обеспечивает деятельность самодеятельных, творческих объединений в сфере свободного времени, участниками которых являются ученики, учителя, жители национального округа. Роль дополнительного образования в условиях сельской школы проявляется в том , что оно способствует интеграции усилий школы и социума в социально-воспитательной работе с детьми и подростками, создавая сельскую образовательную среду и условия для развития детей в соответствии с их жизненными планами, интересами, национальными культурными традициями региона, компенсируя дефициттолерантного общения-. Нами уточнено теоретическое представление о возможностях проектирования дополнительного образования;

4. Чтобы процесс  воспитания толерантности подростков  сельской школы был эффективным,  нами разработана и апробирована модель, дающая представление о целостности и законченности цикла изменения уровня всех компонентов, перехода с низкого (нейтрально-конфликтного) на более высокий (рефлексивный) уровень. Модель включает в себя целевой (осознание цели толерантности как качественного изменения отношений к другим людям); мотивационный (стремление к активному межличностному и межнациональному взаимодействию и сотрудничеству); деятельностный (умения преодолевать толерантность, вступать в контакты на основе уважительного отношения к другому); оценочно-регулятивный (умение признавать свои ошибки, способность к самооценке, сдержанность в отношении к людям другой национальности и других взглядов) компоненты.

5. Выявлены и  научно обоснованы условия воспитания  толерантности у подростков сельской школы: готовность организаторов дополнительного образования к толерантному взаимодействию с подростками; дополнение и обогащение кружков учебным материалом, раскрывающим ценности межэтнического взаимодействия культур; организация активной и социально значимой деятельности подростков в системе дополнительного образования, позволяющей развить опыт толерантного поведения. Разработаны и апробированы: программа «Толерантный учитель», обеспечивающая готовность педагогов к воспитанию толерантности, и комплексная программа дополнительного образования «Малая Родина» способствующая развитию толерантности подростков в условиях сельской школы, куда вошли темы краеведческой, культурологической, художественно-эстетической, военно-патриотической направленности («Национальная культура», «История народов округа»,

Диалог национальных культур », «Обрядовая кухня исконных бурят», «Народные промыслы нашего села» и др.) и система творческих проектов (история нашей школы, организация музея села, составление хронологической карты развития национального округа, родословной семьи, проведение дней национальной культуры разных народов, проживающих на территории округа, и т.д.), стимулирующих активность и проявление толерантности подростков.

 

 

 

 

 

 

Что же такое  толерантность?

Толерантность (от латинского "толеран") - терпение, переносимость, снисходительность. Словарь иностранных языков трактует ее как терпение к чужим мнениям и верованиям. На сегодняшний день толерантность рассматривается в контексте таких понятий как признание, принятие, понимание.

Признание - это  способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения.

Принятие - это  положительное отношение к таким  отличиям.

Понимание - это  умение видеть другого из нутрии, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.

Толерантность являет собой новую основу педагогического  общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам воспитания, которые создают оптимальные условия для формирования у учащихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа.

Толерантность в новом тысячелетии - способ выживания  человечества, условие гармоничных  отношений в обществе.

Не зря этому уделяется  большое внимание: по предложению  ЮНЕСКО первое десятилетие нового века было объявлено «Десятилетием мира и ненасилия в интересах детей  планеты», правительство Российской Федерации утвердило федеральную  целевую программу “Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма”, 2003 год был объявлен ЮНЕСКО «Годом толерантности».

Проблему толерантности  можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения  — одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что дети все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, но дети не всегда ведут себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» — те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Воспитание толерантности: сущность и средства