Воспитание толерантности: сущность и средства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 06:36, лекция

Описание работы

Сложные социально-поли¬тические условия совре¬менной российской дей¬ствительности, в том числе об¬разовательной среды с ее внут¬ренним и внешним простран¬ством, актуализировали пробле¬му воспитания толерантности все более остро требующую практического решения, а потому и его научного обоснования.

Файлы: 1 файл

Воспитание Толерантность.doc

— 233.50 Кб (Скачать файл)

Источники соответствующей  информации – фольклорные или литературные персонажи и реальные люди, складывающиеся отношения часто совсем разных людей, идущие от настороженности, недоверия, даже враждебности – ко взаимному принятию. И здесь также ценен собственный опыт ребенка или сообщества, особенно – известные, а потому и убедительные примеры позитивного решения трудных ситуаций.

В связи с последним  отметим организуемую педагогом рефлексию таких решений. Она обладает огромными воспитательными возможностями как совместно переживаемая оценка положительного (хотя и не только!) опыта, составляющего существенную основу дальнейших проявлений толерантности в ценностно и морально значимых границах.

О толерантности  педагога

Толерантность – профессионально необходимое личное качество педагога, диктуемое задачами, содержанием и характером его деятельности. Проблема осложняется тем, что это качество связано с взаимоотношениями не только с детьми (они уже сами по себе весьма непросты!), но и со взрослыми.

Едва ли не самый трудный  для педагога «участок» – толерантность  в отношениях к родителям школьников. Это действительно полисубъектная среда людей, объединяемых общим положением: известной зависимостью от школы, педагогов, данного учителя. В последние годы эта среда становится все более требовательной и агрессивной к школе; впрочем, и педагоги были и остаются весьма разными... Нередки ситуации их противостояния, непонимания, столкновения установок, мнений о детях и школе, а главное – авторитетов в глазах ребят. Но как ни родители, ни дети чаще всего не вольны в выборе образовательного учреждения, так и педагог не выбирает пап и мам своих учеников: зачастую приходится терпеть, приноравливаться, дабы сосуществовать.

Чтобы предупредить, избежать, преодолеть столкновение авторитетов, важно щадить родительское самолюбие при публичных индивидуальных характеристиках детей; сдерживать эмоции, общаясь с «трудными» для себя родителями; больше интересоваться домашними условиями ребят и полнее информировать о различных сторонах жизни детского коллектива (а не только «об успеваемости и посещаемости»); фиксировать внимание пусть на небольших, но успехах ребенка.

Толерантности родителей  к самому себе педагог может достичь, лишь проявляя (во всяком случае -внешне) равно доброе, заботливое отношение ко всем детям, сколь это ни сложно в реальности. Именно так создается основание обоюдной толерантности не только на межличностном уровне, но и на уровне социальном – как средства и условия взаимной толерантности школы и семьи, без которого, с одной стороны, невозможно их разностороннее и плодотворное взаимодействие в интересах ребенка, а с другой – возможны драмы и его, и родителей, и... педагога.

Самая деликатная проблема – толерантность в отношениях между педагогами, прежде и острее всего – между учителями. Это проблема, которая касается специалистов, работающих в общих пространстве и атмосфере, формально – в едином статусе. Однако, будучи специалистами-педагогами, они являются при этом разными людьми, а известная замкнутость этого мира, постоянное нервное напряжение в нем, дефицит мужской сдержанности, стремительная, часто непредсказуемо развивающаяся череда ситуаций обостряют значимость толерантности.

В этих условиях чрезвычайно  важны умение всех и каждого быть снисходительным, мириться с существованием иного мнения, осознанно стремиться к достижению согласия в решении педагогических вопросов, единства (но не одинаковости!) требований.

Человеческая стратегия  проявления толерантности здесь реализуется вектором от познания, понимания другого человека к реальному взаимодействию, сотрудничеству с ним. Это и добрые, не исключающие критики слова после посещения уроков или организованных коллегой дел, и помощь молодым учителям, и способность признать собственные недостатки, и участие в совместном профессиональном творчестве – в рамках ли предметного методобъединения или создания авторской школы. Ведь, в конечном счете, даже худой мир лучше доброй ссоры.

Особая роль принадлежит  усилиям учителя по самовоспитанию толерантности. Оно связано в первую очередь с осознанием своего профессионального достоинства, предполагающего, наряду с самоуважением, способность уважать других – иных людей, в том числе и детей. Такое для любого человека желательно, для педагога же – обязательно, как бы ни было сложно!

Не менее важны рефлексия, самоанализ своего реализуемого отношения  к разным окружающим, честная, не вызванная  эмоциональным возбуждением оценка своих мыслей, отношений, решений, поступков. Ведь каждый имеет право и на удачу, и на ошибку, но нельзя не видеть и последствия той или другой, чтобы развить первую и впредь уберечься от второй.

Наконец, не только самооценка, но (и это, конечно, самое трудное!) стремление владеть собой, сдерживая неприязнь, негативное отношение к кому-то (чему-то) из окружения. Очень непросто в нервной обстановке сдерживать свои нервы, но без толерантности педагог сам, проявляя нетерпимость, провоцирует обострение обстановки отношений. Значит, каждому педагогу важно воспитывать в себе толерантность – одну из существенных черт, характеризующих профессиональное достоинство и мастерство и проявляющихся в бесконечном многообразии школьной или внешкольной среды, ситуаций и условий ее существования.

Несформированность толерантности – профессиональная драма педагога, приводящая его к неотвратимой и быстрой «амортизации сердца и души». И дело многократно осложняется тем, что жертвами такой драмы в конечном счете оказываются дети, с которыми этот педагог работает. Самовоспитание здесь оказывается не только личной, но и социальной проблемой!

Большинство педагогов – школьных, внешкольных, социальных – успешны в работе над собой, побуждаемые условиями профессионального повседневья, стихийно к ним адаптируясь. Однако, естественно, такая работа гораздо эффективней, когда самовоспитание толерантности целенаправленно.

Чтобы воспитывать толерантность  других, надо самому быть примером толерантности. Работа педагога с родителями ребят, с коллегами, как и его работа над собой, – все это во имя детства.

Смысл деятельности педагога – создание условий не только для формирования и проявления толерантности одного (одних), но и преодоления вызывающего негативизм в поведении или общении другого (других). Это явления разные, но единые по воспитывающей направленности: любой негативизм и субъекта, и объекта толерантности имеет свои причины, и важно (хотя и очень непросто!) преодолевать как внешне проявляющиеся следствия, так и их причины.

Средства решения этих задач  могут быть различны. Прежде всего, целесообразно, повторим, организовать жизнедеятельность ребят так, чтобы одни могли проявить, а другие – увидеть хорошее в ком-то или чем-то. Идти таким путем – значит стимулировать, «провоцировать» общие дела, позволяющие лучше узнать друг друга, взаимодействуя, псг^' могая, радуясь удаче, преодолевая трудности.

Гораздо сложнее (по причинам, от педагога не зависящим!) помочь ребятам понять внешкольную среду, противоречивость социального фона их жизни, от непосредственного окружения (семья, приятельские компании) до явлений общественной жизни (социапьное расслоение, материальные трудности, общественное настроение). Особенно актуальным становится знание, постоянное изучение современного детства: его идолов, привязанностей, представлений, и динамики развития каждого школьника. Ведь улавливая новое, легче увидеть причины возникающих трудностей и конфликтов, а следовательно, легче искать способы развития толерантности.

Все это возможно только при доверительности, открытости взаимоотношений педагога и его питомцев. Здесь важна его способность «предъявлять» себя не в маске строгости, надеваемой перед тем, как войти в класс, но человечески – своими эмоциями, иронией, пониманием и т. д. Важно «сравняться» с ребятами на основе человеческих эмоций и эмпатии, интересов и увлечений, показывая пример, образец способности слышать слушая и видеть глядя. Уже само проявление педагогом толерантности – существенный фактор, воспитывающий толерантность школьников.

Как толерантность – в обшей  системе психических. нравственных качеств личности, как воспитание толерантности – в общей системе воспитательной деятельности педагога, так и толерантность педагога – в единой целостности его человеческих и профессиональных особенностей. 

В содержание

 

Дошкольник в мире диалога: воспитание толерантности

Паранонова  Л., Алиева Т., Арушанова А.,

Центр «Дошкольное детство» имени А.В  Запорожца

 

 

Сколь важны условия, когда дети могут свободно выражать свои чувства, потребности, переживания, об этом знают все практики. Ведь постоянное подавление протеста, чувств, постоянное непротивление отрицательным воздействиям – агрессивному поведению сверстников, неуважительному отношению взрослых, терпеливое переживание физического дискомфорта снижают чувствительность и порой даже саморазрушают личность. Отсюда понятно, почему в современном общественном сознании получило широкое распространение понятие толерантности, т.е. терпимости к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

Возникает, разумеется, вопрос: как применить это понятие, которое кроме позитивного аспекта, имеет и отрицательный в контексте воспитательной педагогики? Для этого необходимо– чтобы ребенок овладел принятыми способами донесения до окружающих его людей смысла своих переживаний, т.е. не отвечал агрессией на агрессию, обидой на обиду. Один из способов – диалог, который можно считать механизмом становления и существования толерантного сознания. Именно в ходе диалога устанавливается способность слышать и понимать собеседника, соглашаться с ним или конструктивно возражать, признавать возможность разных точек зрения по одному и тому же вопросу, способность изменить свое поведение в зависимости от условий и ситуации.

К сожалению, педагогическая практика в основном ориентирована на монологическую трансляцию знаний и культурных норм без установки на инициативное, вопрошающее и активно ответное отношение ребенка. Иными словами, без выстраивания содержательного межличностного диалога, без учета того, что ребенок даже тогда, когда он молча внимает обращенную к нему речь взрослого или слушает музыку, смотрит фильмы, рассматривает картинки, наблюдает за сверстниками, фактически ведет внутренний диалог – соглашается или отвергает наставления взрослого, сопереживает героям сказок, мысленно поддерживает их действия или протестует. Примеров из педагогической практики можно привести множество. Один из них – история трехлетнего Даника. Собираясь на прогулку, малыш постоянно выходил последним. Воспитатель, помогая ему одеться, также постоянно сокрушался: «Все дети уже гуляют, а ты опять последний». Но в этот день Даник в ответ на эти слова прокричал: «А зато у моего папки теперь железные зубы (накануне отец малыша посетил дантиста), и он может грызть все, что хочет проволоку, шкафы, батареи, окна, скамейки...» сказав, ребенок весело выбежал во двор, тогда как обычно плелся понурый. Очевидно, все предшествующие этому случаю ситуации одевания ребенок вел молчаливый диалог с педагогом и лишь на этот раз смог выразить свой протест.

Ведущий принцип педагогики, основанной на философии диалога, – принцип позитивности. По отношению к дошкольному возрасту как начальному этапу формирования личности человека принцип этот характеризуют:

– позитивная установка  на широкое общее культурное развитие ребенка, всех его потенциальных  возможностей и способностей;

– раскрытие перед  ребенком его собственных возможностей в различных видах деятельности.

Под этими принципами следует понимать рекомендательный, а не запретительный стиль организации активности детей, т.е. обсуждение предстоящих дел, желаний, интересов, создание развивающей предметной среды, условий для экспериментирования с различными материалами, уход от жестко регламентированной деятельности репродуктивного характера, признание права ребенка на самостоятельный выбор занятий, материалов, партнеров, способов, на просьбу о помощи или оказание помощи кому-то другому, на уединение, на индивидуальные занятия. Так, обсуждая предстоящие дела, дети должны иметь возможность высказывать предложения, а задача воспитателя – обсудить их совместно, не отмахиваясь. Мнение каждого ребенка должно быть услышано и взрослым, и детьми, а реакция на любое предложение – доброжелательной, заинтересованной.

Педагогический процесс  должен быть построен с учетом возрастных особенностей детей дошкольного  возраста, отличающихся, с одной  стороны, высоким уровнем активности, любознательности, с другой – ограниченными возможностями, слабо развитой произвольностью поведения, чувством безопасности. Ошибки, промахи, нарушение принятых норм поведения, негативные проявления – упрямство, чувство ревности, попытки сломать, разрушить ценные для взрослых вещи, обследовать розетки, электроприборы – объяснимы именно ограниченным опытом и возможностями, закономерным для дошкольника поведением. Взрослые: родители и воспитатели – должны признавать право ребенка на такое поведение и правильно реагировать – не порицать постоянно, формируя тем самым отрицательный образ самого себя и снижая порог чувствительности к воспитательным воздействиям вообще или вызывая негативизм и ответную агрессию.

Педагогика диалога  предлагает, прежде всего, либо предупреждение нежелательных поступков, либо отсроченное во времени спокойное обсуждение того, как лучше было бы поступить.

Особого обсуждения требует  проблема запретов, конкретных и неизменных, которые вводятся постепенно, в ограниченном количестве (вначале не более двух), сопровождаемые доступными пояснениями. Будем помнить, что постоянное «нельзя» в условиях, провоцирующих неправильное и небезопасное поведение ребенка, приводит к возникновению у одних пассивности, а у других – усиление агрессивности, деструктивных тенденций. На ранних этапах возрастного развития ребенка запреты как таковые бессмысленны. Поэтому основная задача взрослых – создание условий для свободного и безопасного поведения. Такую возможность предоставляет функционально правильное пространство, не провоцирующее на отрицательные действия.

Информация о работе Воспитание толерантности: сущность и средства