Воспитание толерантности: сущность и средства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 06:36, лекция

Описание работы

Сложные социально-поли¬тические условия совре¬менной российской дей¬ствительности, в том числе об¬разовательной среды с ее внут¬ренним и внешним простран¬ством, актуализировали пробле¬му воспитания толерантности все более остро требующую практического решения, а потому и его научного обоснования.

Файлы: 1 файл

Воспитание Толерантность.doc

— 233.50 Кб (Скачать файл)

В качестве конечных результатов  реализации Программа предполагает создание научной, организационно-методической, информационной и нормативной правовой базы, эффективной системы мониторинга и механизмов выработки мер по своевременному оказанию противодействия экстремизму в обществе, особенно в среде учащейся и студенческой молодежи, внедрению учебных программ во все типы образовательных учреждений, методик по оказанию помощи семье в формировании установок толерантного сознания.

Программа включает в  себя пять разделов: «Личность». «Семья», «Общество, «Государство», «Организационное и информационное обеспечение».

Россия – многонациональная  страна, и проблемы межкультурного, межконфессионального взаимопонимания остро нуждаются в научном осмыслении, создании конкретных рекомендаций для различных регионов с учетом социально-культурных, экономических условий, миграции, психологической напряженности в обществе.

Государственным заказчиком Программы является Министерство образования Российской Федерации, в систему которого входят все типы образовательных учреждений – от детского сада до высшей школы, она охватывает огромную армию педагогов и более 25 млн. детей. То, что основа благополучия общества закладывается именно в этой сфере, накладывает особую ответственность на каждого в отдельности и на всю систему в целом.

Программа призвана систематизировать усилия различных ведомств, выработать критерии для анализа результативности осуществляемой государственной политики органами исполнительной власти, общественными организациями, средствами массовой информации, способствовать обеспечению социальных гарантий гражданам России. 

В содержание

 

Игра «Проявляешь ли ты толерантность?»

По  материалам газеты «ДОГ» 

 

Проявлять толерантность – это значит понимать друг друга, помогать друг другу, относиться друг к другу терпимо, чтобы строить мирное будущее. 

 

Выбери тот  ответ, который ты считаешь правильным, и сосчитай, сколько «б» получилось.  

 

1. Для  того, чтобы не было войны...

а) Нельзя ничего сделать, поскольку войны будут всегда!

б) Нужно понимать, почему они происходят.  

 

2. В  школе говорят о героях, проявивших  толерантность...

а) Это тебя не интересует.

б) Ты хочешь узнать об этих героях. 

 

3. Ты  противостоишь насилию...

а) Насилием.

б) Ты присоединяешься  к другим людям, чтобы сказать НЕТ. 

 

4. Один  товарищ тебя предал...

а) Ты мстишь ему.

б) Ты пытаешься объясниться  с ним. 

 

5. Когда  говорят о детях, пострадавших  от войны...

а) Ты об этом услышал  и забыл.

б) Ты ищешь возможность  для того, чтобы проявить с ними солидарность. 

 

6. Ты  не согласен с кем-то...

а) Ты не даешь ему говорить.

б) Ты все-таки слушаешь его.  

 

7. В  классе ты уже ответил...

а) Тебе хочется отвечать еще.

б) Ты предоставляешь возможность  другим ответить. 

 

8. Тебе  предлагают переписываться с  каким-нибудь иностранцем...

а) Ты не испытываешь ни потребности переписываться, ни потребности делиться мечтами.

б) Ты хочешь переписываться, чтобы поделиться с ним своими мечтами. 

 

Если  у тебя одни «б»: Прекрасно! Ты проявляешь большую толерантность. Ты являешься будущим гражданином мира, ответственным и солидарным, активным проводником мира. Объясни своим друзьям, как тебе это удается.

Если  у тебя от 3 до 7 «б»: Да! Ты не очень толерантен. Ты слишком стремишься навязать свои идеи, но проявляешь любознательность и у тебя хорошее воображение. Используй эти свои качества для борьбы с нетолерантностью.

Если  у тебя менее 3 «б»: Ай-ай-ай! Ты совсем не толерантен! Однако если бы ты был настроен более оптимистично и тебе нравилось дискутировать, ты мог бы стать более счастливым! Давай, приложи еще немного усилий. 

В содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Глава 1. Теоретические  предпосылки воспитания толерантности у подростков сельской школы в условиях                                                                                                                дополнительного образования.

1.1. Толерантность  как социальная, психолого-педагогическая  проблема.

1.2. Сущность  и особенности проявления толерантности  в подростковом возрасте.

1.3. Специфика дополнительного образования в условиях сельской школы.

1.4. Выводы.

Глава 2. Опытно-экспериментальная  проверка условий воспитания толерантности подростков сельской школы в условиях дополнительного образования.

2.1. Критерии  и показатели уровня толерантности  подростков на констатирующем этапе.

2.2. Пути реализации  модели воспитания толерантности подростков сельской школы с учетом специфики дополнительного образования.

2.3. Анализ и  результаты опытно-экспериментальной  работы.

2.4. Выводы.

Введение  диссертации (часть автореферата) На тему "Воспитание толерантности у подростков сельской школы в условиях дополнительного образования"

Актуальность  исследования. В условиях нарастающей  изменчивости современного мира обеспечить социальную стабильность общества может целостная инновационная система поликультурного образования, учитывающая общегосударственные интересы, национально-территориальные и этнокультурные особенности населения.

Актуальность  поставленной проблемы прослеживается на нескольких уровнях. В рамках единого  федерального государственного стандарта  формируется новая образовательная система воспитания российской гражданской идентичности личности, позволяющая рационально и гармонично соотносить этнокультурную, национально-региональную, общероссийскую и общечеловеческую составляющие в воспитании с учетом возрастных психофизиологических особенностей развития ребенка. Вот почему в основу новых федеральных государственных образовательных стандартов положены принципы, предопределяющие надэтническую целостность общества, духовно-нравственную воспитанностьгражданина многонациональной Российской, Федерации и позволяющие формировать такую модель поведения, которая обеспечивает проявление толерантности, культуры межличностных отношений в многонациональной среде и готовность к сотрудничеству и диалогу.

Принимая во внимание реально существующую ситуацию (нестабильность сегодняшнего дня, социальная дифференциация общества, обострение противоречий между ростом национального самосознания и межэтнической интеграции, повышенная агрессивность, возрастание межнационального антагонизма, нетерпимость к людям другой национальности, особенно в молодежной среде) в любом субъекте Российской Федерации (том числе и в национальных округах Восточной Сибири), важно моделировать поликультурную школу, способную на качественно новом уровне и с учетом этнокультурных интересов региона достигать личностных результатов воспитания.

Федеральная целевая  программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001— 2005 годы») активно внедряется в более чем 30 регионов, где проходит апробация общественных проектов по ее реализации. В связи с этим, в психолого-педагогических исследованиях поставлены вопросы поликультурного образования (О.В.Аркелян, М.С.Бережная, В.П.Битуев, В.В.Глебкин, Д.В.Зиновьев, В.В.Макаева, В.Г.Маралов, Л.Л.Супрунова и др.), воспитания культуры межнационального общения (Д.Ю.Ануфриева, Г.С.Батищев, Г.В.Безюлева, Е.П.Белинская, З.Т.Гасанова, Т.Г.Стефаненко, Б.Г.Юдин и др.), этнической социализации, воспитания национального (в том числе и сибирского) характера (А.Д.Карнышев, Р.И.Кусарбаева, В.А.Ситаров, М.И.Шилова и др.). Достаточно подробно раскрыты особенности национального воспитания башкир, татар (К.Ш.Ахияров, Л.И.Ногаева, А.О.Прохоров и др.), чувашей (Г.Н.Волков и др.), нерусских народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (В.Ф.Афанасьев, Т.С.Таюрская и др.), своеобразие народной культуры народов Северного Кавказа (Г.Г.Гамзатов, Ш.А.Мирзоев и др.), бурятов (И.Б.Батуева, Э.А.Кускенова, Ф.Ф.Болонев, И.М.Золотарева, А.Д.Карнышев и др.), сделан анализ традиционных норм поведения и форм общения русских крестьян с людьми других национальностей.

Внутри этого  направления особую значимость для  науки и практики приобретает  проблема толерантности подростков. Именно в этом возрасте многими учеными (Р.Т.Байярд, О.И.Разина, Д.И.Фельдштейн и др.) отмечено возрастание базового стереотипа «Мы - Они» («свои - хорошие, чужие - плохие») и обобщенность эталонов межличностного восприятия в оценивании окружающих людей, отсюда повышенная агрессивность, межнациональный антагонизм, нетерпимость к людям другой национальности в любом субъекте Российской Федерации (в том числе и в национальных округах Восточной Сибири). На этой особенности, в основном, и играют разного рода экстремисты.

Можно выделить работы Е.В.Головинской, О.Ю.Межиной, Т.М.Мищенко Л.Б.Можейкиной, Т.С.Таюрской О.А.Овсянниковой, О.И.Юдиной и др., посвященные изучению проблемы воспитания толерантности подростков в процессе межкультурного и межэтнического общения. Несмотря на теоретическую и практическую значимость перечисленных исследований, проблема целенаправленного воспитания толерантности подростков в условиях сельской школы, расположенной на территории национального округа, требует дополнительного изучения.

Анализ научной  литературы дает основание сделать  вывод, что в исследованиях по проблеме толерантности больше внимания уделено образовательному процессу. Но опыт показывает:воспитательная сила ситуаций урока не может гарантировать успех толерантного отношения междушкольниками. Нельзя не учитывать и того фактора, что корни межобщинных и межнациональных противоречий закреплены в привычках людей исторически и передаются от поколения к поколению. Главным источником формирования понятий о толерантности в целом является действительность во всем ее многообразии, поэтому важно создать такую среду, где сложившиеся стереотипы межличностных и межнациональных отношений проявлялись бы в неформальной деятельности и общении. Актуальной становится проблема осмысления значимости блока дополнительного образования, базирующегося на иной функциональной модели деятельности, связанной с индивидуальным развитием ребенка в культуре.

Дополнительное  образование в России стало предметом  специального исследования после введения этого термина в Закон РФ «Об образовании». Потенциал дополнительного образования раскрыт в работах таких ученых, как А.А.Андреев, Л.Н.Буйлова, Е.Б.Евладова, А.К.Костин, О.Е.Лебедева, Л.Г.Логинова, С.Б.Серякова, А.Б.Фомина и др. При значительном количестве работ, отражающих сущность дополнительного образования, еще недостаточно теоретически осмыслена специфика этой образовательной среды в условиях сельской школы.

В процессе теоретического исследования и изучения реального  состояния обозначенной проблемы выявлено наличие противоречий:

- между социальным  заказом общества на воспитание толерантной личности, способной к диалогу, и малоэффективными способами, позволяющими решить эту задачу в условиях сельской школы;

- между потребностью  школы в теоретическом обосновании,  научно-методическом обеспечении  эффективности процесса воспитания толерантности подростков и недостаточной разработанностью методико-педагогических аспектов дополнительного образования, обеспечивающих эту потребность;

- между возможностями  дополнительного образования удовлетворять  запросы толерантного общения  подростков в многонациональной среде и готовностью сельской школы предоставить социально значимые программы, обеспечивающие педагогическую поддержку их реализации.

Необходимость разрешения данных противоречий определила проблему исследования: каковы условия дополнительного образования в сельской школе, и способствуют ли они повышению эффективность воспитания толерантности у подростков?

Актуальность, теоретическая и практическая педагогическая значимость данной проблемы, а также  ее недостаточная разработанность обусловили выбор темы исследования: «Воспитание толерантности у подростков сельской школы в условиях дополнительного образования».

Цель исследования: разработать, обосновать и экспериментально проверить модель воспитания толерантности подростка сельской школы в условиях дополнительного образования

Объект исследования - воспитание толерантности подростков сельской школы.

Предмет исследования - воспитание толерантности у подростков сельской школы в условиях дополнительного  образования.

Гипотеза исследования основана на предположении, что воспитание толерантности подростков сельской школы будет эффективным, если:

- ценностно-целевым  ориентиром дополнительного образования  в сельской школе в условиях  национального округа будет межэтническое взаимодействие культур, национальные культурные традиции региона;

- дополнительное  образование рассматривается как  специфический вид занятости  подростков в свободное время  социально значимой деятельностью,  предполагающей межнациональное общение;

- обеспечена подготовка педагогов дополнительного образования сельской школы к деятельности по воспитанию толерантности подростков.

Объект, предмет  и гипотеза обусловили выдвижение следующих  задач исследования:

Информация о работе Воспитание толерантности: сущность и средства