Теоретические основы корпоративной социальной политики: определение, основные принципы, подходы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 19:25, контрольная работа

Описание работы

В современном обществе этика и мораль являются необходимой предпосылкой благосостояния и функционирования социальных институтов и систем, так как они составляют основание человеческого поведения, в особенности экономического, хозяйственного поведения людей. Под этикой в широком смысле понимается система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в процессе общественной жизни. Этика деловых отношений выделяет одну из сфер общественной жизни. Базируясь на общечеловеческих нормах и правилах поведения, этические нормы служебных отношений имеют некоторые отличительные особенности. В последние годы вопросы социальной ответственности и профессиональной этики в мировом бизнес-сообществе выдвинулись на первый план.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы корпоративной социальной политики: определение, основные принципы, подходы. 5
2. Деловая этика. 14
Заключение 20
Список используемой литературы 22

Файлы: 1 файл

КСО.docx

— 58.89 Кб (Скачать файл)

В связи с переходом некоторых компаний на принципиально новые схемы пенсионного обеспечения сотрудников, существуют корпоративные пенсионные фонды компаний, которые оказывают поддержку вышедшим на пенсию. Так же темп набирает стратегическое партнерство компаний с НПФ.

Нельзя обойти вниманием такой аспект как уровень затрат компании на обучение персонала. Целевое обучение персонала становиться одной из главных и первоочередных задач, которые должна решать компания. Тенденция появления у некоторых компаний собственных центров обучения благотворно сказывается на ее имидже. Кроме того, все активнее обсуждается проект признания корпоративных учебных центров наряду с государственными. Важной тенденцией является появление у компаний собственных центров обучения – корпоративных университетов. Например, свой собственный корпоративный университет был создан в Перми ассоциацией «Сотрудничество», куда вошли около 50 предприятий различного профиля. Свой корпоративный университет есть у группы «Северсталь» (г. Череповец). Имеющийся позитивный опыт в этом направлении достаточно убедителен даже для правительств развитых стран.

Не менее важным аспектом корпоративной социальной политики представляется участие компаний и  корпораций в социальных программах. Внешние социальные инвестиции, участие  в развитии местного сообщества, решение  социально значимых проблем, все  это относится к существенным принципам социально ответственного предпринимательства. Многие компании имеют опыт реализации внешних социальных программ, включая различные благотворительные программы.

Здесь стоит разделить традиционный и современный подход руководства компаний к благотворительным программам. Среди получателей благотворительной помощи в рамках традиционных программ наиболее часто встречаются следующие целевые группы: дети и молодежь (как талантливые, так и нуждающиеся в помощи), пенсионеры, ветераны войны, инвалиды. Таким образом, поддержка в рамках благотворительных программ осуществляется по большей части социально незащищенных групп населения, то есть своими действиями компания снижает риск бедности и социальной напряженности на территориях присутствия. Помощь может носить как разовый характер, так и быть основанной на долгосрочных стратегиях. В основном помощь оказывается бывшим работникам корпораций и членам их семей.

В ряде российских компаний действуют  программы, направленные на поддержку  перспективной молодежи. Чаще всего  они реализуются через выплату  именных стипендий студентам. На протяжении более 5 лет такая программа  действует, например, в АФК «Система».

Изменение подходов к управлению в компаниях приводит к тому, что  инструментарий благотворительных  программ становится все более разнообразным, появляются современные подходы  к благотворительной деятельности, так называемые, новые социальные технологии. На настоящий момент корпоративные  благотворительные программы, работающие в соответствии с новыми социальными  технологиями, можно разделить на следующие основные направления: грантовые конкурсы; целевые и комплексные программы (включая наиболее распространенный вид – стипендиальные программы – которые сегодня имеют в своем арсенале почти 40% компаний); участие сотрудников компании в благотворительных программах (волонтерство, софинансирование).

Для любой компании важны  не только результаты, но и  способы  их  достижения. Рассмотрим ключевые принципы корпоративной социальной политики:

  1. принцип социальной ответственности, который предполагает, что компания

• формирует свою стратегию  с учетом интересов общества в  целом;

• соблюдает законодательство;

• следует общепринятым морально-этическим нормам;

• уважает права человека;

•стремится обеспечить в своей деятельности баланс интересов заинтересованных сторон – акционеров, персонала, потребителей, других социальных групп, которые так или иначе связаны с деятельностью компании;

• учитывает интересы будущих  поколений, стремясь к максимально  бережному использованию природных  ресурсов и к улучшению условий  жизни населения;

• последовательно работает над обеспечением безопасности и  сохранения здоровья персонала Компании.

Следование принципу социальной ответственности обеспечивает устойчивое развитие бизнеса на долгосрочную перспективу, снижает социальные, политические, экологические и репутационные риски.

  1. Стратегическая и экономическая обоснованность – решение вопросов социального характера должно быть согласовано со стратегическими приоритетами компании, рассматриваться в контексте повышения ее конкурентоспособности и обеспечиваться финансовыми результатами ее деятельности.
  2. Системность – решение социальных вопросов интегрируется в систему управления компанией на стратегическом уровне и системы управления текущей деятельностью, в том числе в систему принятия инвестиционных решений, систему управления рисками; Наличие приоритетных направлений реализации социальных программ.
  3.   Адресность и гибкость – учет реальных потребностей заинтересованных сторон, дифференцированный подход в зависимости от конкретных условий при следовании базовым принципам общекорпоративной социальной политики;
  4. Активность – активное продвижение современных подходов к решению социальных задач
  5. Эффективность – использование современных технологий социального менеджмента с учетом лучшей мировой и российской практики; затраченные на реализацию программ средства должны ощутимо помогать в решении проблем, при этом результаты программ подлежат регулярной оценке и учету.
  6. Справедливость – объективная оценка профессиональных качеств, вознаграждение добросовестного и результативного труда, существенного вклада в реализацию стратегии компании;
  7. Честность – не следует давать  обещаний, которые не возможно выполнить;
  8. Сотрудничество –объединение усилий всех заинтересованных сторон в работе над решением социальных задач, сотрудничество с органами государственной власти, профессиональными союзами, общественными организациями;
  9. Прозрачность – цели социальной политики, система управления ее реализацией и достигнутые результаты должны освещаться в публичных корпоративных документах и в системе корпоративных средств информации; социальная политика строится на основе ведения диалога со всеми заинтересованными сторонами, обязательно наличие обратной связи с адресатами социальных программ; ведение социальной политики, социальные программы и механизмы их реализации должны быть четкими и понятными.
  10. Минимизация социальных и репутационных рисков – учет социальных последствий всех проводимых  корпоративных и производственно-технических преобразований, сопровождение их программами, которые минимизируют  социальные риски.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Деловая   этика.

 

Деловая этика – совокупность моральных  принципов и норм предпринимательской  деятельности. Внимание к этим вопросам может показаться преждевременным  при наличии множества иных проблем, рисков и непредсказуемости, с которыми приходится сталкиваться при ведении  бизнеса в России. Что заставляет все большее число российских компаний внедрять деловую этику  в практику деятельности своих компаний?

Понятие деловой  этики  тесно взаимосвязано понятием социальной ответственности корпорации. Организация, которая приветствует инновации  и независимость мышления, не может  позволить, чтобы работа ее сотрудников  расходилась с положениями корпоративного этического кодекса или других стандартов деятельности. 

В литературе по менеджменту один из самых дискутируемых вопросов -вопрос о том, являются ли корпорации морально ответственными субъектами. Социальная ответственность, в отличие от юридической, подразумевает определенный уровень добровольного отклика на социальные проблемы со стороны организаций. Этот отклик имеет место по отношению к тому, что лежит вне требований, определяемых законом или регулирующими органами, или же сверх этих требований. К проявлениям социально ответственного поведения коммерческих организаций относят: благотворительность; развитие социальных программ, направленных на поддержку местного сообщества; дополнительное (т.е. сверх предусмотренного законом) информирование заинтересованных лиц о продукции компании; добровольное снятие своей продукции в случае ее возможной опасности для потребителя и т.п.

Исследования показывают, что использование корпоративной  социальной ответственности в деятельности организации положительно влияет на важнейшие финансовые показатели в  среднесрочной и долгосрочной перспективе (рост и доходность продаж, доходность капитала и др.), снижает или предотвращает некоммерческие риски, повышает инвестиционную привлекательность организации, способствует ее устойчивому развитию.

Сегодня все нормы и  правила поведения в бизнесе  оцениваются с точки зрения общественной морали и права, а сам бизнес несет  ответственность перед различными общественными группами: потребителями  и инвесторами, партнерами и собственным  персоналом. Бизнес несет социальную ответственность перед обществом, то есть перед населением и окружающей средой в части: обеспечения свободы предпринимательства; предоставления равных возможностей трудоустройства для женщин и национальных меньшинств и эмигрантов; защиты окружающей среды и методов ее контроля, защиты прав потребителей, особенно в проблемных секторах потребительского рынка.

В основу сформулированных принципов ведения бизнеса в  современных условиях положена концепция  устойчивого развития организации, согласно которой стабильно, длительно  и успешно присутствовать на рынках и в обществе может только компания, достигшая оптимального соотношения  между тремя группами целей: экономическими, экологическими и социальными, формирующими ключевые области устойчивого развития компании. В каждой из ключевых областей формируются сферы ответственности, которые принимает на себя менеджмент конкретной организации.

     

 

В России процесс развития корпоративной социальной ответственности  находится на начальном этапе  и происходит в условиях господствующих позиций государства, крайне слабого  развития институтов гражданского общества, олигархического развития бизнеса  и правил взаимодействия этих институтов, роль отдельных сторон и меры их участия в социальном развитии только формируются. Социально ответственное  поведение корпорации должно проявляться  в выборе приоритетов и механизмов развития производства товаров и  услуг, обеспечения занятости, поддержания  социальных стандартов и охраны окружающей среды. Основное внимание при реализации социально ответственного поведения  уделяется трем направлениям:

- экономическая деятельность (устойчивый рост и производство  качественной продукции);

- экологическая деятельность (защита и возобновление ресурсов  природной среды);

- социальная деятельность (активная социальная политика).

В качестве примера приведем одну из ведущих сетей кофеен «Старбакс» (Starbucks Coff ee Co.), которая включает политику социальной ответственности во все аспекты своей работы. Это касается подходов к выбору поставщиков кофе (соблюдение прав человека, норм охраны труда компаниями-производителями кофе), отношения к окружающей среде, к персоналу. С 1998 г. «Старбакс» поддерживает организацию Conservation International, выступающую за устойчивые технологии в сельском хозяйстве, защиту биоразнообразия через изменение подходов к производству кофе. Результатами программы стало увеличение на 60 % доходов фермеров, выращивающих кофе по новой технологии, и на 220 % – числа кофейных плантаций, расположенных в зоне тропических лесов без повреждения биоразнообразия.

Подобные компании обычно не ограничиваются включением принципов КСО в регламенты и создают внутренние комитеты по этике, которые участвуют в подготовке стратегических планов предприятия  в части, касающейся социальной ответственности, оценивают с этой точки зрения текущую работу компании, дают советы и рекомендации руководству по соблюдению принципов социальной ответственности. При отсутствии таких комитетов  данные функции выполняют советы директоров. Отношение организации  к работникам занимает важное место  в общей политике КСО. Социальная ответственность перед персоналом определяет содержание таких документов, как должностная инструкция и  трудовой договор, влияет на систему  оценки качества работы людей, их продвижение  по службе, политику начисления премий и повышения оплаты труда. Кроме  того, социально ответственная компания вкладывает ресурсы в информирование персонала о принципах социальной ответственности (через корпоративные  печатные издания, интернет, информационные стенды и т. п.), включает эти вопросы в программы внутреннего обучения. Ответственность перед потребителями и партнерами определяет отношение предприятия к качеству своей продукции. 

Например, ЗАО «ТПК «ДМ Текстиль Менеджмент» на каждом этапе производства осуществляет не менее чем тройной контроль качества сырья и готовой продукции. Ежегодно проводится добровольная сертификация товара независимыми организациями: производство имеет сертификаты ISO и ЭКОТЕКС (высший сертификат для текстильной продукции, позволяет поставлять ее в ЕС), особое внимание уделяется товарам для детей – все сырье (хлопок, красители и др.), а также продукт на выходе сертифицируются. Об успешности применяемых мер говорит тот факт, что 98 % продукции присваивается первый сорт. Компания активно проводит работу с покупателями по каждому каналу сбыта, все рекламации и претензии рассматриваются в кратчайшие сроки. 

В последнее время российские  компании стали внедрять этические кодексы, пока преимущественно это относится к крупным компаниям. В качестве примера можно привести: ОАО «Российские железные дороги», «Лукойл», «Газпром», ОАО «Ростелеком», различные банки. Общепринятые этические кодексы имеют следующие преимущества и недостатки:

Преимущества:

  • Показывают приверженность организации высоким стандартам этики поведения.
  • Устанавливают параметры, в пределах которых должны действовать индивидуумы.
  • Дают служащим уверенность в том, что никого не заставят делать что-нибудь аморальное, неэтичное или незаконное.
  • Обеспечивают служащих правовой основой, позволяющей информировать высшее руководство о неэтичном поведении и бороться с ним.
  • Кодекс может помочь служащим разрешить реальные или потенциальные этические дилеммы.

 

Недостатки:

  • Могут предписывать, как следует поступать, однако часто не способны помочь людям осознать и пережить последствия их собственного выбора.
  • Руководство компании может пренебречь кодексом, что снизит его эффективность.
  • Управляющие могут повести себя неэтично в таких ситуациях, как увольнение, неприязнь коллег и потеря денежных доходов.
  • Управляющие должны представлять последствия своих собственных решений и взвешивать возможные варианты при принятии сложных этических решений. Кодекс не сделает этого за них.
  • Кодекс не охватывает все ситуации, которые могут возникнуть.
  • Кодекс может быть неудачно составлен и соответственно непонятен большинству сотрудников и может не включать соответствующих процедур, то есть дисциплинарные взыскания за неэтичное поведение.

Информация о работе Теоретические основы корпоративной социальной политики: определение, основные принципы, подходы