Теоретические основы корпоративной социальной политики: определение, основные принципы, подходы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 19:25, контрольная работа

Описание работы

В современном обществе этика и мораль являются необходимой предпосылкой благосостояния и функционирования социальных институтов и систем, так как они составляют основание человеческого поведения, в особенности экономического, хозяйственного поведения людей. Под этикой в широком смысле понимается система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в процессе общественной жизни. Этика деловых отношений выделяет одну из сфер общественной жизни. Базируясь на общечеловеческих нормах и правилах поведения, этические нормы служебных отношений имеют некоторые отличительные особенности. В последние годы вопросы социальной ответственности и профессиональной этики в мировом бизнес-сообществе выдвинулись на первый план.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы корпоративной социальной политики: определение, основные принципы, подходы. 5
2. Деловая этика. 14
Заключение 20
Список используемой литературы 22

Файлы: 1 файл

КСО.docx

— 58.89 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

 

«КАЛИНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Институт менеджмента, экономики и предпринимательства

 

 

 

 

Кафедра  управления производством

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

по дисциплине: «Корпоративная социальная ответственность»

 

 

Вопросы: «9. Теоретические основы корпоративной социальной политики: определение, основные принципы, подходы.

105. Деловая этика.»

 

 

 

 

 

 

          Выполнила студентка Кузиленкова Алина Альбертовна

          Учебной группы  011 ВМН,  зач. книжка № 28

 Работу проверил:  к.э.н., доцент   Гегечкори О.Н.

 

 

 

 

 

 

Калининград

2013

Содержание

 

 

 

 

 Введение                             3

1. Теоретические основы корпоративной социальной политики: определение, основные принципы, подходы.                                                                                      5

2. Деловая этика.                                                                                                            14

Заключение                                                                                                                     20

Список используемой литературы                                                                               22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Состояние отечественной экономики  не позволяет государству обеспечить достойную социальную защиту всему  населению, поэтому роль предприятий  в решении данной проблемы трудно переоценить. Некоторые предприниматели  уже сегодня воспринимают социальную сферу как новый и выгодный сегмент рынка, где они могут  действовать оперативнее и эффективнее, чем государство.

В современном обществе этика и мораль являются необходимой предпосылкой благосостояния и функционирования социальных институтов и систем, так как они составляют основание человеческого поведения, в особенности экономического, хозяйственного поведения людей. Под этикой в широком смысле понимается система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в процессе общественной жизни. Этика деловых отношений выделяет одну из сфер общественной жизни. Базируясь на общечеловеческих нормах и правилах поведения, этические нормы служебных отношений имеют некоторые отличительные особенности. В последние годы вопросы социальной ответственности и профессиональной этики в мировом бизнес-сообществе выдвинулись на первый план.

В данной работе деловая  этика будет рассмотрена во взаимосвязи  с корпоративной социальной ответственностью компаний. Смысл концепции социальной ответственности бизнеса заключается в добровольной обязанности бизнесменов проводить такую политику, принимать такие решения и следовать таким направлениям деятельности, которые желательны с точки зрения целей и ценностей общества. Иначе, это своеобразный общественный договор между предпринимателями, населением и государством, цель которого - способствовать благу всего общества.

Современный мир живет  в условиях острых социальных проблем  и в этой связи особенно значима  социальная ответственность бизнеса  – предприятий и организаций, связанных с разработкой, изготовлением  и поставкой продукции и услуг, торговлей, финансами, поскольку они обладают основными финансовыми и материальными ресурсами, позволяющими вести работу для решения стоящих перед  миром социальных проблем. Понимание лидерами бизнеса своего ключевого значения и ведущей роли в такой работе привело к рождению понятия «корпоративной социальной ответственности», которое стало важнейшей частью понятия об устойчивом развитии не только бизнеса, но и человечества в целом.

          С точки зрения государства тщательной проработке подлежат вопросы социальной ответственности, влияющие на различные сферы жизни общества, что влечет за собой не только поиск новых форм и методов совершенствования социальной политики корпораций, но и достижение общего понимания и выработки общих нормативных подходов в реализации различных форм диалога корпораций с внешним миром (наемным персоналом, с государственными и муниципальными органами власти, а также с населением и общественными организациями).  

В данной работе будут рассмотрены  понятия корпоративной социальной политики и деловой этики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретические основы корпоративной социальной политики: определение, принципы, подходы.

Корпоративная  социальная политика компании представляет систему, среди основных элементов которой значительное место принадлежит целям, средствам, направлениям ее формирования и реализации. Данная политика компании должна иметь целевую ориентацию на персонал. Работник, как человек, должен выступать целью и ценностью при формировании и реализации корпоративной социальной политики (КСП) компании. Если исходить из признания человека высшей ценностью, то важнейшими целями КСП должно являться обеспечение работникам достойного уровня жизни, социальных прав, справедливого вознаграждения за трудовую деятельность, социальной защиты.

Важным представляется разделение корпоративной социальной политики  в соответствие с её адресатам  на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя корпоративная социальная политика – социальная политика, проводимая для работников своей компании, а потому ограниченная рамками данной компании. Внешняя корпоративная социальная политика – социальная политика, проводимая для местного сообщества на территории деятельности компании или ее отдельных предприятий.

Внутренняя корпоративная  социальная политика основывается на сложившемся мнении общества о необходимости  компании не только обеспечивать прибыль  и платить налоги, но и заботиться о своих работниках. Однако общество посылает бизнесу не совсем четкие сигналы, относительно своих пожеланий. Поэтому компания зачастую формирует  социальную политику исходя из собственных  представлений о данном процессе.

Обычно программы «внутренних» инвестиций не выходят за рамки следующих  расходов:

  • развитие персонала, повышение профессионально-квалификационного уровня работников;
  • формирование корпоративной культуры;
  • рекреация и оздоровление работников и членов их семей;
  • привлечение и поддержка молодежи, в том числе и в образовательных программах;
  • спортивные программы;
  • оказание материальной помощи;
  • помощь ветеранам;
  • реализация разнообразных детских программ.

Данная политика направлена, как правило, как на развитие социального  капитала, путем укрепления связей, в том числе и неформальных, между работниками, а также между  руководством компаний и работниками, так и на увеличение человеческого  капитала (здоровье, образование) сотрудников.

Все больше компаний участвует  в различных внешних социальных проектах (федеральных и региональных), инициируемых как властью, так и  самостоятельно. Основные направления социального партнерства бизнеса и власти:

  • участие в финансировании инициируемых властью масштабных инвестиций в религиозные, медицинские, спортивные, культурные объекты;
  • содержание объектов ЖКХ (в первую очередь градообразующими предприятиями);
  • поддержка деятельности и формирование базы медицинских, образовательных и культурных учреждений;
  • помощь в организации культурно - досуговой деятельности;
  • проведение образовательных проектов для населения;
  • поддержка инновационных проектов, направленных на развитие местного сообщества;
  • поддержка незащищённых групп населения.

Наибольшее значение и  распространение имеют программы  внешних социальных инвестиций в  моногородах. Проводятся они, соответственно, градообразующими предприятиями, в  основном на дополнительные средства, кроме налоговых платежей в местные  бюджеты. С учетом того, что на градообразующих  предприятиях работает большинство  населения территорий присутствия крупных компаний, происходит фактически смыкание внутренней и внешней социальной политики.

В некоторых случаях внешняя  социальная политика фирмы способствует устранению провалов государства в  определенных направлениях социальной сферы; зачастую муниципальные и  региональные власти согласуют и  даже перекладывают значительную часть  социальной нагрузки на предприятия.

Итак, корпоративная социальная политика предприятия – деятельность работодателей, менеджмента и наемных работников направленная на сохранение и изменение их социального положения. Это деятельность по удовлетворению социальных потребностей, согласованию социальных интересов, реализации социальных прав и социальных гарантий, предоставлению социальных услуг, социальной защите персонала.

 В процессе становления внутрикорпоративных  социально-трудовых отношений возникли  два противоположных подхода  в понимании корпоративной социальной политики компании. Сторонники первого признают, что компания должна преследовать производственные и экономические цели и его социальная ответственность состоит в получении максимальной прибыли, обеспечении высокого уровня заработной платы для работников и дивидендов для акционеров.

Их оппоненты же полагают, что  одновременно могут решаться как  производственно – экономические, так и социальные задачи, возникающие в процессе деятельности. Иначе говоря, должен быть достигнут определенный баланс в решении производственных, экономических и социальных задач существующих у компании на том или ином этапе. Так же КСП можно охарактеризовать как комплекс мероприятий, направленных на создание определенного уровня социальных гарантий, способствующих привлечению и закреплению квалифицированных кадров, повышению производительности труда и, как следствие, повышению эффективности работы компании в целом.

К числу важнейших социальных гарантий можно отнести:

- достойную заработную  плату

- возможность решения жилищно-бытовых  вопросов

- возможности отдыха и лечения

- заботу о ветеранах предприятия.

Очевидно, деятельность компании и ее корпоративная социальная политика не могут быть не связаны. Практически все бизнес-проекты так или иначе включают в себя стратегию взаимодействия с обществом посредством социально значимых начинаний таких как:

Общая политика и стратегия: показатель того, насколько взаимосвязаны социальная политика и бизнес стратегия компании в каком сочетании они способствуют устойчивому развитию и приносят выгоду всем заинтересованным сторонам;

Организация труда и производственный процесс: несут в себе контроль за выполнением норм и правил техники безопасности труда;

Развитие  человеческих ресурсов и трудовые отношения: условия трудоустройства сотрудников (в том числе представителей меньшинств), охрана и гигиена труда, обучение сотрудников, стратегии преодоления негативных последствий реструктурирования, сокращения штатов.

Если говорить о социальной политике, проводимой в российских компаниях, необходимо рассмотреть практическую часть претворяемых ими в жизнь социальных программ. В настоящее время все больше компаний начинают осознавать важность внутренних социальных программ как свое конкурентное преимущество.  В социальной практике компаний развитие получили следующие достаточно стандартные программы:

- добровольное медицинское страхование

- жилищное кредитование

- негосударственное пенсионное  обеспечение.

Помимо вышеуказанного в  рамках корпоративной политики проводятся программы, направленные на охрану здоровья сотрудников, продвижение здорового  образа жизни и организацию отдыха персонала и членов их семей независимо от отраслевой принадлежности. В области  здравоохранения компании:

- контролируют и стремятся  постоянно улучшать санитарно-гигиенические  условия труда;

- регулярно проводят медицинские  осмотры и вакцинацию сотрудников;

- принимают программы  дополнительного медицинского страхования;

- обеспечивают сотрудников  бесплатным питанием;

- обеспечивают доставку  сотрудников на работу;

- организуют спортивные  мероприятия, спартакиады, формируют  корпоративные спортивные команды.

В крупных компаниях важное место отводится реализации спортивных  проектов. Спортивная   деятельность позволяет руководителям сплачивать коллектив, дает возможность рекреации. Некоторым работникам компании подобные программы обеспечивают выход в  большой спорт. Развернутые спортивные проекты поддерживают, например, компании «Пермрегионгаз», «Илим  Палп Энтерпрайз».

Российские компании уделяют  основное внимание реорганизации системы  охраны и улучшения здоровья работников на своих предприятиях. До сих пор  используются два принципиальных подхода  к организации этой системы: 1) сохранение инфраструктуры медицинского характера на балансе предприятий, при этом проводится перестройка всей работы учреждений; 2) покупка услуг имеющихся в регионе медицинских учреждений; объем услуг определяется в коллективных договорах и регулярно пересматривается. В ряде случаев применяется смешанная система, т.к. согласно действующему законодательству предприятия ряда отраслей обязаны иметь постоянно действующие медицинские учреждения для контроля за состоянием здоровья работников.

Информация о работе Теоретические основы корпоративной социальной политики: определение, основные принципы, подходы