Стилевая манера и выразительность речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 11:02, контрольная работа

Описание работы

Цель нашей работы заключается в анализе эстетических качеств речи. Анализ работ показывает, что до настоящего времени создано солидное количество трудов, в которых проанализировано культура речи, эстетические качества человеческой речи. Например, выполнены диссертационные исследования по проблемам формирования культуры речи специалиста телевидения или по формированию культуры математической речи учащихся и т.д. Имеются монографии, учебники, посвященные логике речи, деловой риторике, основам культуры речи Специалистами создано множество словарей, разъясняющие те или иные стороны, например, русского языка.

Содержание работы

Введение...................................................................................................................2
1. Стилевая манера и выразительность речи........................................................5
2. Основные качества речи.....................................................................................9
Заключение.............................................................................................................17
Список используемой литературы.......................................................................18

Файлы: 1 файл

эстетика.docx.doc

— 38.17 Кб (Скачать файл)

Введение...................................................................................................................2

1. Стилевая манера и  выразительность речи........................................................5

2. Основные качества речи.....................................................................................9

Заключение.............................................................................................................17

Список используемой литературы.......................................................................18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Введение.

Современное социокультурное пространство предполагает наличие у личности высокого уровня коммуникативных способностей, к которым относится и речевое общение. Именно речь, речевое общение являются одним из главных признаков, отличающих человека от животных. В ходе исторического развития и коллективного труда общение, установление контактов между людьми стало постоянной и естественной нормой. Благодаря речи люди обмениваются мыслями, знаниями, рассказывают друг другу о своих чувствах, намерениях, переживаниях. Таким образом, речь является обязательным элементом человеческой деятельности, которая позволяет ему познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, последующим поколениям.

Люди, общаясь друг с другом, употребляют слова и пользуются грамматическими правилами того или иного языка. Таким образом, язык и речь неразрывно связаны, представляют собой органическое единство. Об этом свидетельствует вся история человечества, из которой явно, что язык любого народа создавался и развивался именно в процессе речевого общения. Познание закономерностей окружающего мира, умственное развитие человека совершается путем усвоения знаний, выработанных человечеством в процессе общественно-исторического развития и закрепленных с помощью языка, с помощью письменной и разговорной речи. Язык в этом смысле есть средство закрепления и передачи от поколения к поколению достижений человеческой культуры, науки и искусства.

В современных условиях, несмотря на развитие техногенных процессов, как никогда, стало актуальным значение речи, речевого общения. Культура речи, её эстетические стороны являются предметом обсуждения, изучения. В поддержку языка и речи принимаются законы, создаются научные труды, специальные словари.

3

Цель нашей работы заключается в анализе эстетических качеств речи. Анализ работ показывает, что до настоящего времени создано солидное количество трудов, в которых проанализировано культура речи, эстетические качества человеческой речи. Например, выполнены диссертационные исследования по проблемам формирования культуры речи специалиста телевидения или по формированию культуры математической речи учащихся и т.д. Имеются монографии, учебники, посвященные логике речи, деловой риторике, основам культуры речи Специалистами создано множество словарей, разъясняющие те или иные стороны, например, русского языка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

  1. Стилевая манера и выразительность речи.

Прежде чем раскрыть эстетические качества речи следует отметить, что речь выполняет две важнейшие функции: первое - служит средством общения между людьми; второе - речь является средством мышления, развивает внутреннюю речь человека, тем самым, происходит внутренний беззвучный речевой процесс. С его помощью человек мыслит про себя. В зависимости от формы общения, речевая деятельность делится на устную (процесс говорения и слушания) и письменную (письмо и чтение). А слово «эстетика» в переводе с греческого означает «наука об искусстве». Другими словами, эстетика означает прекрасное в природе, прекрасное в общественной жизни. Под эстетическими качествами речи имеется в виду богатство, выразительность, точность и другие её качества. Речи воспитанной личности присущи именно эти качества.

Речь человека можно подразделить на следующие «виды»: разговорная (обыкновенная беседа между людьми), деловая (например, общение по работе), публичная (выступление с трибуны), художественная (речь на сцене) или приветственная речь, речь прокурора и т.д. При этом каждый из этих «видов» речи должен обладать совокупностью эстетических качеств.

Под эстетическими качествами речи понимают стилевую манеру и выразительность речи . Стилевая манера, в свою очередь, имеет ряд элементов разнообразия: это - увеличение или замедление темпа, разнообразные интонационные контуры. Перед выступлением, например, на заседании, написанный текст лучше следует обязательно прочитать вслух или проговаривать «про себя». Таким образом, интонация, ритм речи подскажут, где ограничить объем конструкции или, наоборот, увеличить его, где переставить слова и т.д. Хорошо подготовленное выступление будет цельным, выразительным и будет положительно воспринят аудиторией. Неподготовленное выступление носит монотонный, однообразный ритм и в

5

результате тяжело воспринимается слушателями. Или, например, слишком быстрая манера разговора тоже не способствует лучшему пониманию речи. Поэтому родители, учителя должны понимать серьезность воспитания у детей такого качества, как манера речи.

Выразительность речи, как эстетическое качество речи, состоит из разнообразных изобразительно-выразительных средств. К ним относятся метафора, эпитет, гипербола (преувеличение), сравнение, антитеза (противопоставление), градация, повтор и т.д. Из них, метафора представляет собой перенос свойств одного предмета (явления или события) на другой на основании признака, общего для обоих. Например: «Горячее сердце». Так может сказать человек, обладающий выразительной речью. На самом деле не бывает «горячего сердца». В данном случае слово «горячее» обладает свойством метафоры, то есть, перенесено значение, например, с предложения типа «… горячая пища». «Смотри, солнце встает», «Человек - это дитя природы» и т.д.

Олицетворение - это вид метафоры, означающий перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные. Например: «Стучат дождевые капли», «Стонут верхушки осин» или «Из березы текут прощальные слезы».

Эпитет - это образное определение (метафорическое прилагательное), который подчеркивает в данный момент признак предмета, тем самым, придает речи особую выразительность. Например: «Сибирь наша суровая», «Могучая река Енисей» или «Горячо любить свою Родину».

Гипербола (преувеличение) - это образное выражение, которое придает чрезмерное преувеличение предмету, событию, явлению или действию. Например: «Ехал всю зиму» (типа очень долго ехал), «… собрался весь мир» или «… человечество нас не простит» и т.д.

Существует также противоположное значение гиперболы - это литота

6

(словесное преуменьшение или умаление): « … без году неделя», « … тише воды, ниже травы», « … осиная талия», название сказки «Мальчик - с - пальчик» и т. д.

Следующие средство разнообразия речи - сравнение. В данном случае один предмет, событие, лицо сравнивается с другим предметом, событием или лицом; выявляется у них общий признак. Например: « … пышные облака похожи на взбитые сливки», «… день нам казался бесконечным, как детишкам на карусельных конях кажется бесконечным этот карусельный круг» и т.д.

К эстетическим качествам речи относится также антитеза, означающая противопоставление. Это особенно важно, если человек выступает как оратор. В качестве примеров можно привести: «север - юг», «… я зряч без глаз», «.. страданьем живу, со смехом рыдаю», «… чужбина родная» или название романа М. Твена «Принц и нищий».

Игра в значении слов тоже относится к эстетическому качеству речи. Такое средство называется каламбуром. Например: «Когда-то в Академии наук, возражая академику В. А. Стеклову, обмолвившемуся словами «науки делятся на естественные и противоестественные», С. Ф. Платонов сказал: «Нет, науки делятся на общественные и антиобщественные». И это не было просто шуткой» [6].

Следующим выразительным средством речи является риторический вопрос (или риторическая фигура). Он представляет собой вопрос, ответ на который заранее известен, или вопрос, на который даёт ответ сам спросивший. По сути, риторический вопрос ответ не требуется или не ожидается в силу его крайней очевидности. Например: риторический вопрос «Сколько еще мы будем терпеть эту несправедливость?» не ожидает ответа, а всего лишь хочет подчеркнуть, что «Мы терпим несправедливость, причём слишком долго» и

7

как бы намекает, что «Пора уже перестать её терпеть и предпринять что-то

 по этому поводу». Или  «А судьи кто?» (А.С. Грибоедов. Горе  от ума), «Куда ты скачешь, гордый  конь …» (А.С. Пушкин. Медный всадник), «И какой же русский не любит  быстрой езды?» (Н.В. Гоголь. Николай  Васильевич. Мертвые души)

В целом, можно еще продолжить подобные выразительные средства, украшающие нашу речь (повтор, градация, синтаксический параллелизм и т.д.). эстетический речь качество выразительность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

  1. Основные качества речи.

К другой «группе» эстетических качеств речи относятся её содержательность, точность, понятность, чистота и некоторые другие качества.

Речь считается содержательной, если она имеет внутренний смысл. Содержательность речи зависит от степени умственного развития говорящих, от их интеллекта. Это подтверждает и пословица «Красно поле пшеном, а беседа умом».

Содержательные лекции, выступления, романы, статьи доставляют человеку наслаждение, приносят радость, обогащают новыми знаниями. Недаром народ говорит: «Хорошую речь хорошо и слушать», «В чужой беседе всяк ума наберется». В данном случае пословицы имеют в виду не пустословие, а содержательный, умный разговор. Отсюда следуют предупреждения, определяющие отношение к слову, речи, языку: «Когда говоришь -- думай», «Слово не зря молвится», «Не бросай слов на ветер», «Не следует слова тратить попусту», «Коня на вожжах не удержишь, а слова с языка не воротишь». И в этих пословицах выражаются озабоченность о содержательной стороне речи: обдумай то, что хочешь сказать; слова подбирай соответственно смыслу.

Точность речи чаще всего связывают с точностью словоупотребления, а точность словоупотребления зависит от того, насколько говорящий знает

предмет речи, насколько он эрудирован, умеет ли логически мыслить, знает ли законы, например, русского языка, его правила. Таким образом, точность речи определяется рядом положений: знанием предмета, логикой мышления, умением выбирать нужные слова.

Например, когда пароход, катер, причаливает к пристани, то кладут сходни и

9

по ним пассажиры сходят. Когда едем на поезде, электричке, то приходится нам сходить по ступенькам. Поэтому и в том и другом случае принято говорить: «я схожу, вы сходите». В автобусе, троллейбусе, трамвае есть вход (задняя дверь) и выход (передняя дверь), поэтому едущие в городском транспорте входят и выходят. Однако часто задают вопросы типа: «Вы сходите на следующей остановке?». В данном случае имеется в виду смысл «сходить по ступенькам».

К основным качествам речи относится также паронимы. Так называются слова, близкие по звучанию и написанию, но разные по значению. Например: адресант - адресат, экскаватор - эскалатор, кворум - форум, контракт - контакт, факт - фактор, описка - отписка, внеклассный - внеклассовый.

Снижает точность речи незнание о существовании в языке паронимов, также и омонимов, неумение нейтрализовать эти явления в речи. Например, предложения «Назначение председателя всем показалось удачным» и «Характеристика Климова точно соответствовала действительности» заключают в себе двойной смысл. Непонятно: председателя назначили или председатель кого-то назначил; характеристика, данная, Климову или Климовым? По-разному может быть воспринято и предложение «Газеты сообщили об отъезде гостя из Англии (отъезд английского гостя или лица, гостившего в Англии).

Нарушение логической последовательности, отсутствие логики в изложении приводит к неточности речи.

Среди требований, предъявляемых к языку, к речи говорящего или пишущего, выделяется требование понятности. Соблюдение данного требования важно потому, что оно связано с действенностью, эффективностью устного слова. Огромный словарь, в частности, русского языка с точки зрения сферы употребления можно разделить на две большие

10

группы -- лексику неограниченной сферы употребления, в которую входят общеупотребительные, понятные для всех слова; и лексику ограниченного употребления, в которую включены профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы, термины, т. е. слова, употребляемые в определенной сфере - профессиональной, территориальной, социальной .

Из них лексика неограниченной сферы употребления состоит из общеупотребительных слов, которые в определенных социальных условиях должны быть понятны всем носителям данного языка во всех случаях: хлеб, семья, город, сад, тетрадь, школьник, врач, мороз, луна, птица, любовь, сила. Труднее обстоит дело с восприятием слов ограниченной сферы употребления. Она так и названа потому, что ее не могут и не должны понимать абсолютно все. Например, это профессионализмы, то есть, слова и выражения, используемые людьми одной профессии: журналистами, врачами, электронщиками, плотниками, шахтерами и т.д. Так, водители автобусов, грузовиков, легковых автомобилей руль называют баранкой, полиграфисты принятый на письме знак кавычки по их виду образно называют ёлочками, лапками, общий заголовок в газете -- шапкой.

Выделяют также диалектную лексику -- слова, ограниченные в территориальном отношении, входящие в словарный состав отдельных диалектов, понятные лишь жителю данной местности. Например: биспой -- «седой, серебристый» (в говорах Архангельской области); зобать -- «есть» (в рязанских говорах); жварить -- «сильно бить, колотить» (в калужском говоре).

Информация о работе Стилевая манера и выразительность речи