Коррупция и бюрократизм как этические проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 22:33, реферат

Описание работы

Все вопросы, связанные с коррупцией, - начиная с того, что такое "коррупция", где она появляется и почему, а завершая тем, каковы последствия этого явления для общества,- канонических ответов в настоящее время не имеют. Чаще всего авторы работ, посвященных коррупции, рассматривают ее "традиционный" вид - государственную (а именно бюрократическую и политическую) коррупцию, которая считается такой же старой, как сама история государственной власти.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Коррупция как следствие бюрократии 4
1.1. Понятие и определение бюрократии 4
1.2. Коррупция. 7
1.3. Коррумпированность в современной России. 8
2. Морально-этическая сторона бюрократизма и коррупции. 10
2.1. Этика государственной и муниципальной службы 10
2.2 Мораль и государственная служба. 12
2.3. Морально-этическая составляющая бюрократизма и коррупции. 13
3. Неоднозначность морально-этической оценки деятельности государственных служащих: на примере отставки Леонида Мостового. 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 18
Список литературы. 19

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ1.docx

— 48.12 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Коррупция как следствие бюрократии 4

1.1. Понятие и определение бюрократии 4

1.2. Коррупция. 7

1.3. Коррумпированность в современной России. 8

2. Морально-этическая сторона бюрократизма и коррупции. 10

2.1. Этика государственной и муниципальной службы 10

2.2 Мораль  и государственная служба. 12

2.3. Морально-этическая составляющая бюрократизма и коррупции. 13

3. Неоднозначность морально-этической оценки деятельности государственных служащих: на примере отставки Леонида Мостового. 15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 18

Список литературы. 19

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Все вопросы, связанные с  коррупцией, - начиная с того, что  такое "коррупция", где она появляется и почему, а завершая тем, каковы последствия этого явления для  общества,- канонических ответов в  настоящее время не имеют. Чаще всего  авторы работ, посвященных коррупции, рассматривают ее "традиционный" вид - государственную (а именно бюрократическую  и политическую) коррупцию, которая  считается такой же старой, как  сама история государственной власти.

Понятие коррупции тесно связано и частично вытекает из понятия бюрократизма. Бюрократизм выступает неизбежным следствием организации государственного и муниципального управления. О бюрократизме можно говорить тогда, когда государственные и муниципальные служащие перестают ориентироваться на интересы общества и государства, а сосредотачивают свое внимание на удовлетворении собственных потребностей. Его сущность заключается в создании административных барьеров, искусственных затруднений в ходе управления, пренебрежение сутью дела ради соблюдения формальностей и получения выгоды.

Актуальность рассматриваемого вопроса обусловлена пристальным  вниманием и критичностью общественности по отношению к деятельности чиновников, а также неблагоприятным воздействием коррупции и бюрократизма на экономические и социальные процессы в России.

Целью данной работы является рассмотрение явлений коррупции и бюрократизма с точки зрения этики и морали. Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Дать определение бюрократизма и коррупции.
  2. Дать определение морали и этики в сфере государственной службы.
  3. Рассмотреть явления бюрократизма и коррупции с этической и моральной стороны. 
  1. Коррупция как следствие бюрократии

    1. Понятие и определение бюрократии

 

Бюрократия (от французского Bureau – канцелярия и латинского Kratos – власть) – весьма противоречивое понятие и имеет различные толкования, которые подчас носят противоположный характер.

Толковый словарь С. И. Ожегова интерпретирует бюрократию как:

  • систему управления чиновнической администрации, оторванной от народа и защищающей интересы господствующего класса,
  • канцелярщину, пренебрежение к существу дела ради соблюдения формальностей.

С другой стороны, бюрократия рассматривается теоретиками в качестве системы управления, основанной на вертикальной иерархии и призванная выполнять поставленные перед нею задачи наиболее эффективным способом.

В теории государственного управления «бюрократия» означает управление государственным сектором в противоположность  управлению в частных организациях. Делается это с целью подчеркнуть  качественно иной характер системы  государственного управления, в том  числе обязательность ее решений, ее особое отношение к закону, заботу об общественных, а не частных интересах, подотчетность ее деятельности общественному  контролю и т.д.1

Наиболее известный специалист прошлого века по проблемам бюрократии немецкий ученый Макс Вебер считал бюрократию эффективной системой администрации, осуществляемой на постоянной основе специально подготовленными профессионалами в соответствии с предписанными правилами. Он предложил понимать под бюрократией рациональную работу учреждений, в которой каждый элемент работает максимально эффективно.

 

Описывая идеальную бюрократическую  организацию, Вебер выделил несколько  ее типичных особенностей. Важнейшими из них являются :

  1. Специализация и разделение труда. Каждый сотрудник имеет определенные обязанности и сферу деятельности, которые не могут дублировать сферу полномочий других членов организации.
  2. Вертикальная иерархия. Структуру бюрократической организации можно сравнить с пирамидой: большинство находится в ее основании, а меньшинство – в верхней части. Каждый человек, входящий в эту вертикальную иерархию, руководит нижестоящими людьми и в свою очередь, подчиняется вышестоящим, благодаря чему осуществляется контроль деятельности каждого элемента организации.
  3. Четкие правила. Деятельность каждого члена организации регламентирована правилами, цель которых – это рационализация всего процесса управления. В идеале эти правила должны сделать предсказуемой деятельность каждого работника и всей организации. Хотя правила и могут видоизменяться, в целом они должны быть устойчивы в течение долгого времени.
  4. Обезличенность взаимоотношений. В идеальной бюрократии личные симпатии, чувства и предпочтения не играют роли. Этот принцип является единым для взаимоотношений внутри организации, и в ее отношениях с внешними для организации партнерами. Условием идеальной бюрократии также является то, что набор новых сотрудников проводится на основе соответствия определенным объективным критериям вне зависимости от личных знакомств и привязанностей.
  5. Доминирование специальных знаний. Чиновники отбираются на основе способностей, получают необходимую подготовку и контролируют доступ к служебной информации.

Однако, несмотря на многочисленные достоинства разработанных Вебером принципов, считается, что он не осознавал в полной мере противоречивого характера бюрократии. Дело в том, что существует опасность преобразования бюрократических систем управления, когда они не повышают, а тормозят эффективность своей деятельности.

Ученые выделяют три основные проблемы, порождаемые бюрократической  организацией управления:

  1. Отчуждение от человека. Бюрократия призвана решать проблемы людей. Обезличенность подхода к клиентам помогает соблюдать их равноправие, однако лишает при этом людей их уникальности. Любая проблема подстраивается под единый для всех шаблон и решается принятым ранее образом. В результате происходит дегуманизация и превращение человека в стандартное «дело» на столе у чиновника.
  2. Ритуализм. Стандартная процедура принятия решений зачастую, проходя все необходимые инстанции и согласования, занимает столько времени, что само решение становится уже устаревшим и ненужным. Для описания этой ситуации Р.Мертон ввел специальный термин – «бюрократический ритуализм», обозначающий такую поглощенность правилами и установлениями, которая ставит под угрозу достижение целей организации.
  3. Инерция. Хотя бюрократия создается для решения определенных проблем, это не означает, что когда эти проблемы будут решены, то организация перестанет существовать. Как и любая другая организация, бюрократия стремится к самосохранению, но в отличие от других структур, бюрократическая имеет больший опыт и большие возможности для того, чтобы не допустить свой роспуск. В результате бюрократическая организация может функционировать уже вне зависимости от ранее поставленных перед ней целей.

Опираясь на несовершенство бюрократического аппарата, недобросовестные чиновники зачастую ставят личные либо коммерческие интересы выше интересов общества, нарушая при этом закон. Таким образом мы подходим к определению понятия «коррупция».

    1. Коррупция.

 

Чиновники часто преднамеренно  создают препятствия с целью  увеличения спроса на их услуги. Часть  управленцев, обладая властными, экономическими и финансовыми ресурсами решает за соответствующее вознаграждение проблемы богатых членов общества вместо того, чтобы заниматься вопросами  общественного развития. Все многообразие бюрократических проявлений, к числу  которых относятся волокита, злоупотребление  документальностью, административная пассивность, трудоустройство «по  знакомству» порождают коррупционные  отношения в обществе.

Коррупция – это извлечение выгоды из своего служебного положения. Наиболее полное, целостное определение  коррупции представлено в Федеральном  законе от 25.12.2008г. №273-ФЗ «О противодействии  коррупции». В соответствии с ним коррупция представляет собой злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. 2

В настоящее время проблема коррупции превратилась в одну из основных проблем общества и государства.

 

    1. Коррумпированность в современной России.

 

Согласно исследованию ВЦИОМ, проведенному в октябре 2013 г., в целом  по оценкам россиян, уровень коррупции  в местах их непосредственного проживания продолжает расти. При этом именно местные  власти респонденты признают самым  коррумпированным институтом. Всероссийский  опрос ВЦИОМ проведен 5–6 октября 2013 года. Опрошено 1600 человек в 138 населенных пунктах в 46 областях, краях и  республиках России. Выборка репрезентирует городское население России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

Следует отметить, что аналогичный  блок вопросов задавался респондентам в предыдущие годы. Как показали результаты нынешнего исследования, степень коррумпированности общества, по мнению россиян, остается высокой (80%) и продолжает расти (в 2012 году так считали 75% опрошенных). На эту проблему указывают, прежде всего, жители крупных и средних городов (86–89%).

Наиболее коррумпированной сферой, как и прежде, россияне признают власть на местах, причем с каждым годом  респонденты все чаще указывают  на подверженность местной власти этой проблеме (рост с 28% до 39% за пять лет). Вторая группа наиболее коррумпированных, с  точки зрения опрошенных, сфер —  ГАИ (ГИБДД) и федеральная власть. Но, если о коррумпированности ГАИ (ГИБДД) говорят все реже (с 33% до 27%), то федеральную  власть упоминают, напротив, чаще (в 2008 году — 15%, сейчас — 26%). Третья группа наиболее коррумпированных институтов включает полицию (за исключением ГАИ (ГИБДД) и медицину — их считают коррумпированными по 19% опрошенных, причем в случае с правоохранительными органами, реже, чем прежде (с 26% до 19%), а также судебную систему и крупный бизнес (по 18%). Следующая группа — ЖКХ (14%) и образование (13%). Реже упоминаются военкоматы и армия в целом (6% и 4% соответственно), Парламент (5%) и другие сферы.

Анализ публикаций, результатов  исследований по проблеме коррупции  позволяет к числу причин коррупции  отнести следующие. Во-первых, рост коррупции обусловлен несовершенством  нормативной правовой базы, ориентированной  на регулирование отношений в  данной сфере. В-третьих, причиной превращения  коррупции в повсеместное, массовое явление стало отсутствие системных  мер, направленных на минимизацию ее последствий. Ну и основной причиной можно без сомнения назвать падение  как в обществе в целом, так прежде всего в органах государственной власти и местного самоуправления морали, нравственности и этических представлений.3

 

  1. Морально-этическая сторона бюрократизма и коррупции.

    1. Этика государственной и муниципальной службы

 

Профессиональная этика  в любой сфере деятельности не формирует новые принципы и понятия  морального сознания, она как бы «приспосабливает» уже известные  принципы, понятия к специфическим  сферам жизнедеятельности человека.

Исходным понятием профессиональной этики является понятие «профессионального долга», в котором фиксируются достаточно подробно служебные обязанности. Профессиональный долг стимулирует самоотдачу, именно в нём находит конкретное выражение долг Человека.

Следует выделить и такие  понятия как «профессиональная  честь» и «профессиональное достоинство». В понятии профессиональная честь  выражается оценка значимости той или  иной профессии в жизни общества. Осознание этой значимости очень  важно для государственного служащего  и составляет основу профессионального  достоинства, самооценку своей деятельности.

Профессиональная честь  и профессиональное достоинство, взаимно  дополняя друг друга, помогают поддерживать определённый, достаточно высокий уровень  нравственности. Профессиональная честь  и профессиональное достоинство  государственного служащего будут  выражаться в принятых решениях и  различных поступках.4

Профессиональная нравственность для государственного служащего  включает в себя и понятие «профессиональной  справедливости». Государственному служащему требуется затратить много усилий, чтобы досконально исследовать ту или иную ситуацию, объективные обстоятельства. Оценить по шаблону, по совету начальства – гораздо легче, но именно профессиональная справедливость, профессиональная совесть и побуждает государственного служащего быть справедливым.

Информация о работе Коррупция и бюрократизм как этические проблемы