Коррупция и бюрократизм как этические проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 22:33, реферат

Описание работы

Все вопросы, связанные с коррупцией, - начиная с того, что такое "коррупция", где она появляется и почему, а завершая тем, каковы последствия этого явления для общества,- канонических ответов в настоящее время не имеют. Чаще всего авторы работ, посвященных коррупции, рассматривают ее "традиционный" вид - государственную (а именно бюрократическую и политическую) коррупцию, которая считается такой же старой, как сама история государственной власти.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Коррупция как следствие бюрократии 4
1.1. Понятие и определение бюрократии 4
1.2. Коррупция. 7
1.3. Коррумпированность в современной России. 8
2. Морально-этическая сторона бюрократизма и коррупции. 10
2.1. Этика государственной и муниципальной службы 10
2.2 Мораль и государственная служба. 12
2.3. Морально-этическая составляющая бюрократизма и коррупции. 13
3. Неоднозначность морально-этической оценки деятельности государственных служащих: на примере отставки Леонида Мостового. 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 18
Список литературы. 19

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ1.docx

— 48.12 Кб (Скачать файл)

Нравственная культура государственного служащего проявляется через отношение к людям, которым он служит. Здесь можно выявить различные уровни служения, начиная от такого социального образования, как государство (фактически абстрактный уровень). Абстрактно служить государству никто не может, поскольку оно выражает интересы своих граждан, и за его политическими партиями и государственными учреждениями стоят реальные люди с их нуждами, интересами и потребностями. Значит, и на этом уровне государственный служащий за всё, что он делает, ответственен перед людьми.

Таким образом, мы можем говорить о моральной составляющей государственной службы.

  

2.2 Мораль и государственная  служба.

В общем виде моралью (лат. moralis — касающийся нравов) называют один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид общественных отношений. Мораль регулирует поступки человека во всех сферах общественной жизни - в быту, в труде, в науке, в семейных и личных отношениях и т. д. 5

Принципы морали, в отличие от специфических требований, предъявляемых человеку в каждой из этих областей, имеют всеобщее значение и составляют ценностный базис общества. Моральные принципы поддерживают и санкционируют определенные общественные устои и формы общения в предельно общей форме.

Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т. д.

В регулировании государственных  и общественных отношений мораль и нравственность взаимодействуют прежде всего с правом. Диалектика их взаимосвязей заключается в том, что какими бы сильными и авторитетными не были нравственные регуляторы, без права не обойтись. Как и наоборот. Это особенно заметно в сфере государственной службы. В целом право соответствует или должно соответствовать моральным нормам.

Следует отметить, что нравственные принципы и нормы служебной деятельности государственных служащих пока не нашли  у нас нормативного установления. Но правила служебного поведения  и требования к нему закреплены в  действующем законодательстве (Федеральный  закон "О государственной гражданской  службе Российской Федерации" от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ.)

    1. Морально-этическая составляющая бюрократизма и коррупции.

В целом общество всегда считало коррупцию "аморальным поведением". По мнению М. Редера, признание поведения коррупционным уже подвергает его моральному осуждению. Непосредственное экономическое следствие этого – снижение оценки полезности любого контакта (преследующего выгоду) с аморальным индивидом, причем это происходит отчасти из опасения подвергнуться совместным репрессиям, а отчасти из-за природного отвращения к аморальности.

Разные проявления коррупции  имеют различную этическую оценку: одни действия считаются преступными, другие всего лишь безнравственными. К последним, как правило, относятся кумовство и покровительство на основе политической ориентации.

Самые опасные формы коррупции  квалифицируются как уголовные преступления. К ним, прежде всего, относятся растрата (хищение) и взятки. Растрата состоит в расходе ресурсов, доверенных должностному лицу, с личной целью. Она отличается от обычного воровства тем, что изначально лицо получает право распоряжаться ресурсами легально: от начальника, клиента и т. д. Взятка является разновидностью коррупции, при которой действия должностного лица заключаются в оказании каких-либо услуг физическому или юридическому лицу в обмен на предоставление последним определённой выгоды первому. В большинстве случаев, если дача взятки не является следствием вымогательства, основную выгоду от сделки получает взяткодатель. К уголовным преступлениям также относится покупка голосов избирателей.

Вся борьба с коррупцией, как в России, так и в мире в целом, сводится к борьбе с её проявлениями и её следствиями. Все  разговоры на тему коррупции сводятся лишь к выявлению фактов коррупции  и определению (в основном "ужесточению") законодательных мер наказания  за содеянное.

Однако, всё это не решает вопрос искоренения коррупции в принципе. Но стоит только поставить вопрос о причинах коррупции - сразу всё становится на свои места, здесь и кроется главное.

Если одному человеку его нравственность (а точнее безнравственность) позволяет за взятки продавать интересы страны, то это уже предатель. Если другой способен обобрать другого до нитки, сделать его нищим и "пустить по миру", то такой человек не просто вор, но он уже и убийца. А оба они - безнравственные люди. И если мы живём среди безнравственных людей, особенно если эти люди - руководители разного уровня, то мы живём в безнравственном обществе. И не изменив безнравственное общество на общество, где будут жить нравственные люди, и в первую очередь нравственные управленцы, мы ничего не сможем изменить в жизни страны

Не изменив нравственности в обществе, решить задачу искоренения  коррупции не удастся. К счастью, в последние годы все больше внимания уделяется воспитанию нравственности и патриотизма населения страны, а особенное внимание уделяется нравственному облику чиновников. Изменение хода мышления взрослых людей – процесс длительный, но не начав его невозможно рассчитывать на результат.

 

  1. Неоднозначность морально-этической оценки деятельности государственных служащих: на примере отставки Леонида Мостового.

 

Зачастую непросто бывает дать однозначную оценку действиям  государственных служащих: определить, где неукоснительное соблюдение закона превращается в бюрократическую волокиту. Тем более сложным является моральный выбор чиновника при принятии решений.

Примером такой неоднозначности можно назвать сложившуюся в октябре текущего года ситуацию с увольнением Леонида Мостового, ранее занимавшего пост председателя регионального комитета по взаимодействию с общественными организациями и делам молодёжи Мурманской области.

Напомню, 9 октября 2013 г. Леонид Мостовой был отправлен в отставку (по некоторым источникам – уволен по собственному желанию) из-за скандала с отменой финансирования останков павших солдат Великой Отечественной  войны.6

Уже не первый год в Заполярье  действует региональная программа  «Патриотическое воспитание граждан  Мурманской области». В этом году поисковики Мурманской области обнаружили на полях  сражений в Заполярье останки  около 60 советских бойцов. Годом  ранее в 20 километрах от Заозерска удалось найти останки погибшего 13 декабря 1943 года прославленного летчика, Героя Советского Союза Алексея Хлобыстова, именем которого названы улицы в Москве и Мурманске. Были внесены в программу расходы по захоронению павших – 150 тысяч рублей. Однако деньги у них забрали со ссылкой на федеральное законодательство, в котором до сих пор не разработан порядок наделения общественников полномочиями по поиску павших солдат.

Глава области Марина Ковтун отреагировала мгновенно и назвала такие действия председателя комитета бюрократическим подходом и халатным отношением к делу: «Чиновник, не понимающий значения слова «память», не умеющий решать важнейшие для всех нас вопросы и вести диалог с общественностью, не должен отвечать за столь важное направление в работе». Спустя несколько дней появилась новость об увольнении Леонида Мостового.

Однако, у чиновников своя правда, которую им диктуют изменения в федеральном законе «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества», вступившие в силу в 5 апреля этого года: региональные власти теперь не имеют права выделять деньги на захоронение найденных в ходе поисковых операций останков. Контролем деятельности отрядов, финансированием их работ и увековечиванием памяти павших теперь обязано заниматься Министерство обороны. Но, видимо, в военном ведомстве не дошли до этого руки, и до сих пор в министерстве не разработан порядок привлечения общественных объединений к проведению поиска.

Таким образом, у региональных властей нет законных оснований и возможностей оказать помощь поисковикам.  Следовательно, если Л. Мостовой направил бы деньги на нужды поисковиков, его действия можно было бы трактовать как нецелевое использование бюджетных средств, а чиновника обвинить в коррупции.

В итоге мы имеем крайне неоднозначную ситуацию, когда соблюдение чиновником законов формальных приводит к серьезному нарушению морально-этических норм, а соблюдение нравственных законов может быть расценено как коррупция. С одной стороны, имело место неуважение к памяти героев, погибших в Великой Отечественной войне, поступок непатриотичный, недостойный звания государственного служащего – бюрократизм в наихудшем его проявлении. И реакция Губернатора - соответствующая. Но с другой стороны, незаконное расходование бюджетных средств – грубейшее нарушение законодательства, что карается по всей строгости.

Ситуация, конечно, нетривиальная, и государственным служащим нечасто приходится сталкиваться с таким сложным выбором, однако, пример показателен. И рассматривая формализм бюрократического подхода как негативную сторону устройства государственного аппарата, мы должны помнить о том, что законодательство является обязательным для соблюдения всеми. Поэтому очень важно его совершенствование с точки зрения морально-этических норм, ориентация на гуманизм и интересы каждого гражданина страны.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

С точки зрения морали и  этики коррупция – уродливое  проявление бюрократии, опасное явление  с губительными последствиями для  экономической и социальной ситуации в стране. Моральный облик государственного служащего является основой для  искоренения данного явления, и  антикоррупционная деятельность государства, кроме разработки методов выявления коррупции, инструментов пресечения незаконной деятельности и наказания чиновников, преступивших закон, должна включать в себя меры повышения нравственности, патриотизма и гуманизма как в рядах госслужащих, так и в целом у населения.

Зачастую чиновники сталкиваются с ситуациями, где приходится принимать  не очень удобные и однозначные  решения, и в таком случае необходимо определить, где проходит граница  между законностью и нравственностью, где бюрократия превращается в коррупцию. Именно поэтому совершенствование  законодательства в сторону соблюдения нравственных норм – приоритетная задача государства.

 

Список литературы.

 

  1. Конституция Российской Федерации. - М., 1993.
  2. Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ.
  3. Федеральный Закон № 273-фз "О Противодействии Коррупции"‎ от 25 декабря 2008 г.
  4. Беголипецкий В.К., Павлова Л.Г. Этика и культура управления.М. – Ростов на Дону. 2004. -с.267
  5. Кабашов С.Ю. Противодействие коррупции на государственной гражданской и муниципальной службе: термины и определения. Уфа: БАГСУ, 2010. - 184 с.
  6. Магомедов К. Конфликт интересов в системе государственной гражданской службы // Государственная служба. 2005. № 6.
  7. Степанов П.П. Этические нормы государственных служащих.М. 2000. -с.327.
  8. Фролова И. Т. Философский словарь,-Москва. Политиздат, 1986
  9. Шувалова Н.Н. Служебное поведение государственного гражданского служащего: Моральные основы. – Ростов-н/Д: Феникс, 2006. -с.360.
  10. ВЦИОМ. Коррупция в России: мониторинг. – 23 октября 2013 г.
  11. Портал Мурманской области. «Отставка» Мостового: Почему в Заполярье убирают чиновников, следующих букве закона?» – 09 октября 2013 г.

 

1  Степанов П.П. Этические нормы государственных служащих.М. 2000. -с.327

2 Федеральный Закон № 273-фз "О Противодействии Коррупции"‎ от 25 декабря 2008 г.

3 ВЦИОМ. Коррупция в России: мониторинг. – 23 октября 2013 г.

4 Степанов П.П. Этические нормы государственных служащих.М. 2000.

5 Фролова И. Т. Философский словарь,-Москва. Политиздат, 1986

6 Портал Мурманской области. «Отставка» Мостового: Почему в Заполярье убирают чиновников, следующих букве закона?» – 09 октября 2013 г.


Информация о работе Коррупция и бюрократизм как этические проблемы