Этикет в служебной сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 21:07, курсовая работа

Описание работы

Список информации этой сферы достаточно обширен, и за день другой такой суммой знаний овладеть невозможно. Кроме того, наша жизнь очень динамично меняется, особенно в последнее время, меняются и правила этикета. Нужно постоянно быть в курсе таких изменений, чтобы не прослыть безнадежно отставшим от жизни. На определенном этапе карьерного роста человеку уже мало книг и пособий по этикету, они служат лишь отправной точкой, а дальше ему уже будут необходимы педагоги и консультанты по современному деловому этикету. Самое главное в хороших манерах – постоянное упражнение, если конечно, желаете достичь вершин карьеры, а не застрять на одном уровне.
Цель работы: рассмотрение в данной работе этикет в служебной сфере.
Задачи работы: выявления критериев служебного этикета; виды и формы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
I. История возникновения этикета………………………………………………5
1.1 Где зарождался этикет………………………………………………………..5
1.2 Придворный этикет в России в XVIII в……………………………………..7
1.3 Понятие об этикете………………………………………………………….14
II. Служебный этикет…………………………………………………………..17
2.1 Понятие служебный этикет…………………………………………………17
2.2 Правила вежливости на работе……………………………………………..21
2.3Общение рабочего с подчинёнными………………………………………..26
2.4 Общение между сотрудниками……………………………………………..32
2.5 Работа на новом месте. Правила поведения……………………………….38
2.6 Чего следует избегать на работе……………………………………………41
Заключение………………………………………………………………………45
Список используемой литературы ……………………

Файлы: 1 файл

курсач полностью.docx

— 571.77 Кб (Скачать файл)

Отношения между мужчинами  и женщинами на службе.                                    - Если исходить  из  идеи равенства мужчин и женщин и руководствоваться требованиями обычной вежливости, вопрос о том, как представителям противоположных полов строить отношения на работе, отпадет сам собой. 
- Дверь открывает тот, кто ближе к ней стоит. 
- В лифт первым входит или выходит из него человек, находящийся ближе к двери. 
- Прикурить другому дает тот, у кого под рукой зажигалка. 
- И мужчины, и  женщины  поднимаются  со стула,  чтобы поприветствовать клиента или посетителя, вне зависимости от его пола. 
- И мужчины, и  женщины обмениваются рукопожатиями;  на службе нет правил, предписывающих, кто первым должен подавать другому руку. 
- Независимо от того, кто кого приглашает на ленч, платит приглашающий. 
- Если все сотрудники, находящиеся в кабинете, пользуются общей кофеваркой, и мужчины, и женщины по очереди варят кофе и моют кофеварку. Представление о  том, что  прерогатива  готовить кофе является исключительно женским делом, - один из самых типичных предрассудков, и ведением "домашнего хозяйства" на работе женщины занимаются наравне с мужчинами. 
- Услуги личного характера, такие,  как адресованная секретарше просьба отнести одежду  в химчистку  или  купить подарок для жены начальника, не являются частью  служебных  обязанностей, если  только  их выполнение не оговорено специально  при  найме  на  работу. Если  кто-то действительно очень нуждается  в подобной услуге, то и его просьба выполнить это поручение должна носить личный характер. 
- Ни мужчинам, ни  женщинам  на  работе не следует называть сотрудников уменьшительно-ласкательными именами  и прозвищами. Джоан - не "милочка", а Стэн - не "лапочка". Если кто-то,  тем не менее,  продолжает упорствовать в своем заблуждении, можете просто сказать: "Меня зовут Джоан, а не "милочка", повторяя  это до тех пор,  пока ваши слова не возымеют действия. 
- Даже когда  вы хотели бы вести себя на работе так же, как в нерабочей обстановке,  не позволяйте себе этого. Не забывайте,  что деловой ленч - это не  приглашение  на свидание. Женщина не должна ждать,  пока мужчина галантно подвинет ей стул, чтобы помочь сесть, а мужчине не следует считать себя  обязанным  сделать это. Она вполне сможет сама о себе позаботиться, как и ее спутник.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.5 Работа на новом месте. Правила поведения

Изучение в деталях  порядков, заведенных в компании, куда взяли на работу, помогает в первые недели более эффективно и  с  меньшими  издержками справляться со своими обязанностями. С этими правилами можно ознакомиться, попросив в  отделе  кадров  специальный  информационный буклет для принятых на службу сотрудников, либо на установочном занятии, если таковое проводят на фирме, или просто узнать о порядках у сотрудников. Сразу следует выяснить время начала и окончания работы, обеденного перерыва, продолжительность отпуска,  порядок оплаты по болезни и правила предоставления свободных дней. Кроме того, стоит уточнить, на чье имя и по какой форме надо писать  заявления и служебные записки. И, конечно же, нужно спросить, когда и  с какой периодичностью будут выплачивать зарплату, какие  суммы  будут из нее удерживаться, какие премии могут причитаться и каковы  критерии увеличения жалованья. Начиная работу, важно выяснить, кто из сотрудников  отвечает  за  отдельные элементы производственного процесса, узнать их должности и  имена. Это поможет обратиться по адресу в том случае, если  потребуется помощь, а также передать выполненную работу тому, кто должен  ее принять. Приступив к новой службе, не смущаясь обращайтесь к сослуживцам за помощью. Окружающие скорее извинят незнание, чем простят ошибки.

   Когда в первый  раз придете на работу, начальник  и его секретарь или заместитель  покажут все помещения  офиса,  которые следует знать, и представят вас сотрудникам. Постарайтесь внимательно  отнестись к именам ваших новых сослуживцев, чтобы скорее их запомнить. В этом поможет  повторение  их  имен,  когда  будете приветствовать их. Когда познакомитесь поближе, то,  скорее всего, станете называть коллег по именам, однако сразу же  этого  делать не следует.

Когда будут представлять остальным сотрудникам, пожимайте  им  руки. Если сидели, встаньте, даже в том случае,  когда старше: ведь позже других пришли на эту работу. В том случае, если получили  одну  из  управленческих  должностей, возможно, в первый же день захочется самому пройти по офису и познакомиться с сотрудниками. Когда сидите за письменным столом, а в кабинет вошел кто-то из работников, с которыми еще не познакомились, следует подняться и пожать вошедшему руку. Гораздо  больше  выиграете, проявив вежливость, чем кичась своим чином. Первый день на службе так же непрост, как начало любого нового  дела, он, пожалуй, всегда самый трудный. Когда подойдет  время  обеда,  а никто не пригласит в столовую, может быть, одному лучше туда не  ходить. Пройдитесь вместо этого по улице, подышите воздухом, или съездите домой, выпейте чашечку кофе, если недалеко живете. Совсем ни  к  чему сидеть в одиночестве за письменным столом и сетовать на судьбу. Ближе к концу рабочего дня не следует постоянно поглядывать на часы и первым бросаться к двери, как только выйдет время. Не стоит  также  слоняться по помещению с безразличным видом. Если в первый день на новой службе задержитесь минут на пятнадцать, то сможете понаблюдать, как  будут вести себя отдельные сотрудники перед уходом. Используйте это время, чтобы привести в порядок письменный стол, разложить бумаги и т.п.                      Не стоит спешить сразу же заводить дружбу с кем-то из новых коллег, пока не разберетесь в обстановке на фирме и в политике,  проводимой ее руководством. Будьте вежливы и доброжелательны со всеми сослуживцами, однако воздерживайтесь от установления с ними  тесных личных контактов, особенно на первых порах. Но самое главное  -  не принимайте никакого участия в склоках и сплетнях, а также не задавайте ни о ком из сотрудников вопросов личного характера. Как  человека  нового, все равно не посвятят во внутренние дела и отношения, существующие в сложившемся коллективе, только станут говорить, что суете нос в чужие дела, хотя намерения ваши при этом были самыми искренними, и лишь  хотели получше разобраться в происходящем. Как в светском обществе, так и в деловых кругах этикет дает возможность с легкостью и изяществом решать повседневные  проблемы. И в общественной, и в деловой жизни людям в общем-то нужно одного и того же: превыше всего ценятся взаимное уважение, а также способность  считаться с чувствами тех, кто окружает. Помимо этого есть и другие необходимые условия, которые могли  бы назвать требованиями к деловому общению. Не только следует выполнять те из них, которые облегчают личные отношения, еще  должны  поступать так, чтобы действия соответствовали стандартам поведения,  делающим профессиональные взаимоотношения одновременно и приятными, и  полезными. Одно здесь нераздельно связано с другим, но главная цель соблюдения  таких требований состоит в том, чтобы создать на  работе  благожелательную обстановку, которая способствовала бы личному успеху каждого из  сотрудников. Несмотря на то, что некоторые  установленные  процедуры  могут  показаться вам нелепыми или ненужными, когда начнете  работать  на  новом месте, не спешите настаивать на проведении незамедлительных преобразований. Сначала присмотритесь повнимательнее к тому, как  ведутся  дела,  и попробуйте понять, почему рабочий процесс организован именно так,  а  не иначе. Обратите внимание на то, как сотрудники  отвечают  на  телефонные звонки, одеваются, обставляют свои рабочие места и кабинеты, перекусывают в перерыве, обмениваются служебными записками и т.д. Сначала  определите для себя приоритеты, которыми руководствуются окружающие люди, и только после этого создавайте свои собственные. Любые изменения и новшества, которые решите вводить в  установившийся  распорядок, станут гораздо более целесообразными в том случае,  если  сначала детально познакомитесь с уже существующими процедурами.

 

 

 

 

2.6  Чего следует  избегать на работе

 

Если соблюдение перечисленных  выше правил поведения на службе может  помочь подняться по служебной лестнице, то нижеследующие поступки могут  навсегда оставить в самом низу.

Сплетни. Не стоит обсуждать с сослуживцами других сотрудников вашей компании ни на работе, ни в дружеской обстановке. Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.

Отсутствие или опоздания. Как можно меньше нужно отсутствовать на службе в рабочее время. Положены три персональных кратковременных отпуска или десять дней, которые можно провести дома по болезни, не нужно пользоваться ими без необходимости. Не следует пребывать на работе в дурном расположении духа: ни насморк, ни головная боль не освободят от служебных обязанностей. А регулярные отсутствия на работе будут занесены в личное дело и станут частью репутации. Приходить на службу нужно за несколько минут до её начала, и пусть это время уйдет на то, чтобы подготовиться к рабочему дню.

Неряшливость. Всегда нужно быть подтянутым и аккуратным - волосы должны быть причесаны, рубашка заправлена в брюки, ботинки начищены, костюм отутюжен. На письменном столе должны царить чистота и порядок. Неряшливость же свидетельствует лишь о том, что относитесь к работе спустя рукава.

Обсуждение личных проблем. Личные проблемы лучше ославлять дома. Даже в том случае, когда коллеги одновременно являются друзьями, вопросы, не имеющие непосредственного отношения к службе, лучше обсуждать не на работе; поэтому правильно поступите, уделяя им внимание в свободное время. Кроме того, в этом случае личная жизнь не станет предметом пересудов всех сотрудников отдела. Продвижению по службе  способствуют профессиональные качества, а попытки решить личные проблемы в рабочее время отнюдь не свидетельствует в пользу деловых качеств.

Разглашение конфиденциальной информации. Когда имеете доступ к информации для служебного пользования, следует заботиться о том, чтобы она оставалась конфиденциальной. Можете быть в курсе ещё не преданных огласке планов, секретных сведений финансового или личного характера; не разглашайте то что известно. Если не знаете, имеет ли определённая информация закрытый характер, спросите об этом у руководства. Не забывайте и о том, что размер зарплаты также относится к сведениям, не подлежащим разглашению; так к этому и относитесь.

Посещения родственников. Несмотря на то что жене (мужу) и детям может быть очень интересно посмотреть, где работаете, удовлетворение их любопытства не ускорит продвижения по службе. Если тем не менее, решите показать им рабочее место, сделайте это в выходные дни, когда никого из сотрудников на работе не будет.

Личные звонки. Проследите за тем, чтобы по вопросам личного характера звонили на роботу только в случаях крайней необходимости. Частые телефонные разговоры, не имеющие отношения к службе, всегда привлекают внимание остальных сотрудников. Такого рода беседы мешают окружающим работать, а вскоре станут относится как к несерьёзному человеку.

Пустая трата времени. Телефонные разговоры - не единственная возможность тратить рабочее время попусту. С таким же успехом его можно убивать, бесцельно слоняясь по помещению, читая журналы или болтая с другими сотрудниками о делах, не имеющих никакого отношения к работе. Лучше заниматься выполнением своих непосредственных обязанностей, а если в данный момент нечего делать, можете помочь кому-нибудь из сослуживцев. Попробуйте представить себе впечатление, которое сложится у вашего начальника, когда он заметит, что тратите в пустую время, на самом деле принадлежащее не вам, а компании.

 Стоит ли одалживаться? Ещё Шекспир писал: «Никогда не берите взаймы и не давайте в долг». Бывает очень нелегко отказать сослуживцу, который просит дать ему клейкую ленту или почтовую марку. Значительно легче самому не просить никого из сотрудников о подобных одолжениях. Постоянное «попрошайничество» не только отнимает время но и истощает запасы их канцелярских принадлежностей. К тому же на самом деле нет в этом необходимости: распланируйте наперёд ваши потребности и сообразно им запаситесь всем, что может понадобиться в работе. Брать в долг деньги ещё более опасно, поскольку это может расстроить уже сложившиеся хорошие деловые отношения. Сейчас, когда в нашем распоряжении имеются круглосуточно работающие банкоматы, сначала следует проверить, сколько денег лежит на вашем собственном счёте, и лишь в том случае, когда они кончились, можете обращаться за помощью к другим. Вместе с тем, не следует забывать, что если нет карточки для банкомата, в случае необходимости можно оплачивать расходы кредитной карточкой. Это лучше, чем брать деньги в долг или одалживать их сотрудникам.

Грубая брань. Избегайте на работе крепких выражений. Неважно, употребляет их в своем лексиконе кто-то из сослуживцев, или нет. В том, чтобы продвинуться по службе, они не помогут. Хотя конечно, если работаете в коллективе, где все матерятся, то на этот совет можно внимание не обращать…

Жевательная резинка. Оставьте это удовольствие для дома. На работе оно отвлекает от дела, иногда при этом люди неприятно чавкают, нередко такая привычка вызывает неприязнь у нанимателя.

Курение. Старайтесь не курить на рабочем месте. Если же - заядлый курильщик, можете выходить в специально отведенное для курения место и там устраивать перекур.

Пьянство. Рюмочка за ленчем, если с клиентом решили побеседовать о делах в ресторане, не принесёт большого вреда, но если переусердствуете, последствия могут быть просто катастрофическими. Пить на работе не следует никогда.

Служебный этикет предполагает не только внешнюю вежливость, но и деловую обязательность, точность. Неэтично, неуважительно по отношению к товарищам опаздывать на совещания, небрежно делать какую-то часть совместной работы, сваливая ее на других, забывать о мелких поручениях, обещаниях что-то выяснить, кому-то помочь,

Иными словами — соблюдение служебного этикета помогает эффективной работе. личному успеху и авторитету, успеху всего коллектива.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

   Современный этикет  – это своеобразный кодекс  хороших манер и правил поведения.  Каждый культурный человек должен  не только знать и соблюдать   основные нормы этикета, но  и понимать необходимость определенных  правил и взаимоотношений. Манеры  во многом отражают внутреннюю  культуру человека, его нравственные  и интеллектуальные качества. Умение  правильно вести себя, в обществе  имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов,  способствует достижению взаимопонимания,  создает хорошие, устойчивые взаимоотношения.

   Трудно представить  себе человека, который не хотел  бы держаться уверенно, раскованно, свободно в любом обществе  и компании. Каждый мечтает, нравится, привлекать к себе окружающих  манерами, внешностью, умением чувствовать  себя свободно в самой сложной  ситуации. Как добиться этого?  Очень просто – овладеть искусством  этикета общения. Его основные  правила раскрыты в настоящей  работе.

Практическое значение этикета  состоит в том, что он дает возможность  людям без особых усилий использовать уже готовые формы общепринятой вежливости для общения с различными группами людей и на различных  уровнях.

Современный деловой этикет является эффективным инструментом менеджмента и маркетинга. Его  правильное использование помогает гладкому ходу деловых операций, и  преуспевающие компании и бизнесмены это хорошо знают и активно  используют. Хорошие манеры прибыльны!

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Веселов П.В. Аксиомы делового письма культура делового общения и официальной переписки. – М.: ИВЦ “Маркетинг”, 2006. 74 с.
  2. Головин Б.Н. Основы культуры речи: Учеб. Пособие. – М.: Высш. школа, 2008. 330с.
  3. Захаров Д.К., Кибанов А.Я., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений. Учебник. – М.: Инфра – М, 2007. – 367 с.
  4. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. Учебное пособие – 4-е издание:Флинта: Наука, 2001. 496 с.
  5. Лавриненко В.Н.  Психология и этика делового общения. Учебник  – М.: ЮНИТИ, 2007. – 415с.
  6. Лаппо А.В. Самоучитель хороших манер. Все, что необходимо для успеха в карьере и личной жизни . – М.:ЭКСМО, 2007. – 496 с.
  7. Охотский Е.В. Культура поведения и деловой этикет. Учебное пособие. – М.:РАГС, 2008.- 206 с.
  8. Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Справочное пособие. Серия “Высший балл”. Ростов н/Д.: Феникс, 2008 – 350 с.
  9. Современный этикет: Золотые советы и правила – (Полная карманная энциклопедия). – М.: ЭКСМО, 2008. – 288 с.
  10. Формановская И.И. Вы сказали: «здравствуйте» (Речевой этикет в нашем общение) изд.2-е.-М.: Знание,2007. 160 с.
  11. Этикет от А до Я www.etiket.ru
  12. Современный этикет // www.sovetiket.ru

Информация о работе Этикет в служебной сфере