Этикет в служебной сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 21:07, курсовая работа

Описание работы

Список информации этой сферы достаточно обширен, и за день другой такой суммой знаний овладеть невозможно. Кроме того, наша жизнь очень динамично меняется, особенно в последнее время, меняются и правила этикета. Нужно постоянно быть в курсе таких изменений, чтобы не прослыть безнадежно отставшим от жизни. На определенном этапе карьерного роста человеку уже мало книг и пособий по этикету, они служат лишь отправной точкой, а дальше ему уже будут необходимы педагоги и консультанты по современному деловому этикету. Самое главное в хороших манерах – постоянное упражнение, если конечно, желаете достичь вершин карьеры, а не застрять на одном уровне.
Цель работы: рассмотрение в данной работе этикет в служебной сфере.
Задачи работы: выявления критериев служебного этикета; виды и формы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
I. История возникновения этикета………………………………………………5
1.1 Где зарождался этикет………………………………………………………..5
1.2 Придворный этикет в России в XVIII в……………………………………..7
1.3 Понятие об этикете………………………………………………………….14
II. Служебный этикет…………………………………………………………..17
2.1 Понятие служебный этикет…………………………………………………17
2.2 Правила вежливости на работе……………………………………………..21
2.3Общение рабочего с подчинёнными………………………………………..26
2.4 Общение между сотрудниками……………………………………………..32
2.5 Работа на новом месте. Правила поведения……………………………….38
2.6 Чего следует избегать на работе……………………………………………41
Заключение………………………………………………………………………45
Список используемой литературы ……………………

Файлы: 1 файл

курсач полностью.docx

— 571.77 Кб (Скачать файл)

   При Анне Иоановне праздники стали более разнообразными. Вместо шашек и шахмат стало приличным играть в карты. Но в апреле 1782 года Устав благочиния запретил карточные игры.

   Во второй половине  ХVIII века к Высочайшему двору могли быть представлены только те дамы, мужья которых имели чин генерала или светского человека в чине статского советника. Также ко двору мог ли быть представлены женщины, получившие шифр Государыни Императрицы, то есть если они были назначены фрейлинами к Ее Величеству. Если женщина хотела быть представленной ко двору, она могла обратиться к гофмейстерине и статс-даме императрицы.

   В день представления,  если оно назначено утром, следовало  надеть шелковое платье светлого  цвета и шляпку. Если же вечером  — то платье должно быть  нарядным, с вырезом и с короткими  рукавами. Дамы обязательно надевали  головной убор, а для девушек  было обязательным закрепить  в волосах цветы. В процессе  представления с правой руки  снимали перчатку, из уважения  к императрице.

   Выходы императрицы  обычно проходили днем, поэтому  все дамы надевали атласные  платья или платья из фая  светлых, нежных тонов.

   Если женщина вышла  замуж за человека, не имевшего  права быть представленным ко  двору, фрейлины своего права  не теряли и могли продолжать  ездить ко двору. Однако большая часть не выезжала от дельно от мужей.

   Важными элементами  этикета при дворе считались  скромность и вежливость. Часто  при выходах у дверей скапливалось  много народу, и “толкаться вперед”  всегда считалось проступком  против “хорошего тона”. Дамы  накручивали свой шлейф вокруг  левой руки и проходили рядами (по две в ряд) очень медленно, чтобы никого не задеть и  не толкнуть. Приглашенное на бал лицо не имело права уезжать до тех пор, пока на балу останется хотя бы один член императорской фамилии.

   Мы рассмотрели  основные правила придворного  этикета в России в ХVIII веке, который формировался по западному образцу, и вывод его строгий регламентации и отметить, что знание истории этикета позволит нам многое понять о своем собственном по ведении

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Понятие об этикете

 

   Сложившиеся нормы  нравственности являются результатом  длительного по времени процесса становления взаимоотношений между людьми. Без соблюдения этих норм невозможны политические, экономические, культурные отношения, ибо нельзя существовать, не уважая друг друга, не налагая на себя определенных ограничений.

   Этикет - слово французского  происхождения, означающее манеру  поведения. К нему относятся  правила учтивости и вежливости, принятые в обществе.

   Современный этикет  наследует обычаи практически  всех народов от седой древности   до наших дней. В основе своей  эти правила поведения являются  всеобщими, поскольку они соблюдаются  представителями не только какого-то  данного общества, но и представителями  самых различных социально-политических  систем, существующих в современном  мире. Народы каждой страны вносят  в этикет свои поправки и  дополнения, обусловленные общественным  строем страны, спецификой ее  исторического строения, национальными  традициями и обычаями.

  Различают несколько  видов этикета, основным из  которых являются:

-придворный этикет - строго регламентируемый порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов;

-дипломатический этикет - правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах с друг другом на различных дипломатических приемах, визитах, переговорах;

-воинский этикет - свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности;

-общегражданский этикет - совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.

   Большинство правил  дипломатического, воинского и общегражданского  этикета в той или иной мере  совпадают. Отличие между ними  состоит в том, что соблюдению  правил этикета дипломатами придается  большее значение, поскольку отступление  от них или нарушение этих  правил может причинить ущерб  престижу страны или ее официальным  представителям и привести к  осложнениям во взаимоотношениях  государств.

   По мере изменений  условий жизни человечества, роста  образований и культуры одни  правила поведения сменяются  другими. То, что раньше считалось  неприличным, становиться общепринятым, и наоборот. Но требования этикета не являются абсолютными: соблюдение их зависит от места, времени и обстоятельств. Поведение, недопустимое в одном месте и при одних обстоятельствах, быть уместным в другом месте и при других обстоятельствах.

   Нормы этикета,  в отличие от норм морали  являются условными, они носят  как бы характер неписаного  соглашения о том, что в поведении  людей является общепринятым, а  что нет. Каждый культурный  человек должен не только знать  и соблюдать основные нормы  этикета, но и понимать необходимость  определенных правил и взаимоотношений.  Манеры во многом отражают  внутреннюю культуру человека, его  нравственные и интеллектуальные  качества. Умение правильно вести  себя в обществе имеет очень  большое значение: оно облегчает  установление контактов, способствует  достижению взаимопонимания, создает  хорошие, устойчивые взаимоотношения.

   Следует отметить, что тактичный и воспитанный  человек ведет себя в соответствии  с нормами этикета не только  на официальных церемониях, но  и дома. Подлинная вежливость, в  основе которой лежит доброжелательность, обуславливается актом, чувством меры, подсказывающим, что можно, а чего нельзя делать при тех или иных обстоятельствах. Такой человек никогда не нарушит общественный порядок, ни словом, ни поступком не обидит другого, не оскорбит его достоинства.

   К сожалению, встречаются  люди с двойным стандартом  поведения: один - на людях, другой - дома. На работе, со знакомыми  и друзьями они вежливы, предупредительны, а дома же с близкими не церемонятся, грубы и не тактичны. Это говорит о невысокой культуре человека и плохом воспитании.

   Современный этикет  регламентирует поведение людей  в быту, на службе, в общественных  местах и на улице, в гостях  и на различного рода официальных мероприятиях - приемах, церемониях, переговорах.

   Итак,  этикет - очень большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности - в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности - в области культуры  материальной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Служебный этикет                                                                                         2.1 Понятие служебного этикета

 

   В понятия служебного (делового) этикета входят нормы и обычаи, регулирующие культуру поведения человека в обществе.

Служебный (деловой) этикет, это и есть совокупность правил, связанных с умением держать себя в обществе, внешней опрятностью, правильностью построения беседы и ведения переписки, грамотностью и ясностью изложения своих мыслей, культурой поведения за столом и в иных ситуациях делового и светского общения.

   Нравственный смысл этикета проявляется, прежде всего, в том, что с его помощью мы получаем, возможность выразить уважение к человеку. «Содержание этикета – признание значимости человека или проявление уважения к нему, выраженное в форме вежливости, учтивости» В зависимости от назначения, социальной принадлежности его носителей этикет может определяться как придворный, дипломатический, военный, деловой и т.п.

   Общая тенденция, характеризующая современный этикет, - его демократизация, избавление от излишней усложненности и вычурности, стремление к естественности и разумности. Эта тенденция, однако, не отменяет всей строгости и обязательности применения этикета, например, в такой сфере, как международное общение, где отступление от общепринятых норм может нанести ущерб и стране, и ее представителям.

   Что касается делового (служебного) этикета, то он основывается на тех же нравственных нормах, что и светский. Белорусский исследователь И. Браим, отмечая взаимосвязь делового и светского этикетов, выделяет следующие общие для них нравственные нормы:

- вежливость, которая является выражением уважительного отношения к человеку. Проявлять вежливость, - значит, желать добра человеку. Суть вежливости – доброжелательность; корректность или умение держать себя всегда в рамках приличий, даже в конфликтной ситуации.

- тактичность – чувство меры, превысив которое, можно обидеть человека и не дать ему « сохранить лицо» в затруднительной ситуации; - скоромность – сдержанность – в оценке своих достоинств, знаний и положения в обществе; благородство – способность совершать бескорыстные поступки, не допускать унижения ради материальной или иной выгоды. Точность – соответствие слова делу, пунктуальность и ответственность при выполнении взятых обязательств в деловом и светском общении.

   Дипломатический протокол и служебный (деловой) этикет носят национальный характер и в связи с  этим получили широкое распространение в сфере международного делового общения.

   Основные принципы  протокола соответствуют нравственным  нормам делового и светского общения включают:

  1. Взаимную вежливость;
  2. Такт;
  3. Непринужденность (естественность, раскованность, но не фамильярность);
  4. Разумность (рациональность);
  5. Обязательность.

   Служебная этика – самое широкое понятие в сфере профессиональной этики. Под служебной этикой понимают совокупность наиболее общих норм, правил и принципов поведения человека в сфере его профессиональной, производственной и служебной деятельности. Эти нормы должен соблюдать каждый человек, начавший работать. Количество этих норм невелико. Подавляющая часть их формулируется в предельно общем виде, с тем, чтобы быть детализированными применительно к конкретным видам деятельности.

Требования к служебной этики:                                                                        Дисциплинированность. Конкретизация этого понятия происходит в зависимости от специфики и содержания труда. Например, в животноводстве понятие дисциплинированности будет определяться жизненными циклами тех животных, за которыми ухаживают.

Сбережение материальных ресурсов, предоставляемых работнику для осуществления производственной деятельности. Эти ресурсы могут быть самыми разными. Необходимость восполнять утраченные ресурсы тяжким грузом ложится на прибыль и себестоимость продукции, отсюда требование сводить потери к минимуму. В эту норм входит сбережение тепла, зданий, техники, материалов и т.д.

Корректность межличностных  отношений. Человек в сфере своей трудовой деятельности должен вести себя таким образом, чтобы как можно меньше возникало межличностных конфликтов, и чтобы другим людям было комфортно работать рядом с ним при прямом и косвенном межличностном контакте.

   Все эти требования  делятся на две подгруппы. Первая  подгруппа: включает в себя  требования в межличностных контактах  по горизонтали (подчинённый –  подчинённый, руководитель –  руководитель). Вторая подгруппа:  включает в себя требования  в межличностных контактах по  вертикали (подчинённый – руководитель). Тут главное требование к подчинённому  – признание самого права руководителя  отдавать распоряжение, что включает  функциональные обязанности, принятые  на себя человеком  по трудовому  договору.

   Подчинённый должен, исходя  из этих обязанностей, соответствующим образом строить  своё поведение, и не использовать  различные формы уклонения от  исполнения распоряжений. Уклонение  может быть гласным, публичным, с выставлением определенных условий руководителю. Может быть скрытым, принимать характер тайного (с помощью мимики, жестов, отдельны слов) провоцирования руководителя на открытые действия против подчиненного. В этих ситуациях подчиненный для окружения часто может представляться страдающей стороной, а реакция на него руководителя - неадекватной. Одной из причин подобного поведения подчиненных может быть стремление нажать определенный социальный капитал, выглядеть гонимым, приобрести статус неформального лидера, добиться каких либо льгот для себя и т.д.

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Правила вежливости на работе

 

   Как кому следует обращаться. В каждой фирме существует свой собственный «табель о рангах».  Есть сотрудники, которых называют по имени, к другим обращаются только по имени отчеству. Вновь принятые на работу должны внимательно присматриваться к манере общения сослуживцев друг с другом и следовать их примеру.

   Если вы входите  в число ответственных сотрудников,  к которым обращаются по имени  отчеству, но сами, беседуя с боссом  с глазу на глаз, зовете его  по имени, в присутствии других  служащих следует его называть  по имени отчеству. Когда занимаете  более скромную должность, вам  лучше повременить, пока коллега,  представленный вам, не попросит  называть его по имени.

   Вне зависимости  от того, насколько официален  характер взаимоотношений между  сотрудниками того или иного  учреждения, у каждого из них  есть имя. Никого, даже секретаршу, в разговоре с кем бы то  ни было не стоит называть «моя девочка».

Информация о работе Этикет в служебной сфере