Этика разрешения спорных конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 21:42, реферат

Описание работы

Общественная жизнь немыслима без столкновения идей, жизненных позиций, целей, как отдельных людей, так и малых и больших коллективов, других сообществ. Постоянно возникают расхождения и противоречия различных сторон, нередко переходящие в конфликты. Необходимо соответствующее управление этим процессом, задачей которого должно быть предупреждение возникновения нежелательных, негативного плана конфликтов, придание неизбежным конфликтным ситуациям конструктивного характера.
Каждому из нас приходилось сталкиваться с конфликтными ситуациями. Конфликты проявляются в деятельности всех социальных институтов, социальных групп, во взаимоотношениях между людьми и играют ключевую роль в жизни отдельного человека, коллектива, государства, общества в целом.

Содержание работы

Введение …………………………….………………………………………..……3
1.Понятие спора ……………………………………………………………….…..4
2.Подходы к ведению спора………………………………………………….…... 5
3.Техника убеждения ………………………………………………...…….…...…7
4.Принципы ведения спора …………..…………………………………..….........10
Заключение …………………………………………………………………….…..13
Список использованной литературы.......................................................................15

Файлы: 1 файл

РЕФЕРААААТ ЭТИКА.doc

— 79.50 Кб (Скачать файл)

       Принцип корректного ведения спора: чем корректнее будут ваше суждения и действия, тем у вас больше шансов на достойную победу над противником, оппонентом.

       Принцип «отстранения» в процессе ведения спора: давно замечено, что спор выигрывает не только тот, кто эрудированней и аргументированней говорит, а тот, кто, как бы со стороны наблюдая за ходом дискуссии (спора), видит всё происходящее в целом и способен по ходу корректировать свои недостатки и промахи, подняться над личными интересами и преодолеть психологические барьеры. Отстранение означает неожиданно новое направление суждений и действий, которое используется каким - нибудь из участников спора, как человеком оригинальным и творческим.

        Принцип преодоления психологических барьеров в процессе ведения спора: существует целый ряд ложных внутренних установок, состояний, без преодоления которых эффективность вашей аргументации снижается. Например, установка на то, что противоположная сторона лучше подготовлена, чем вы, и поэтому сильнее вас. Или страх выглядеть хуже, чем ваш оппонент, уже сам по себе сдерживает и скрывает ваши суждения и действия.

        Принцип поэтапного продвижения к истине. Суть этого метода заключается в том, что эффективность ведения спора и продвижения к истине прямо зависит от того, насколько четко вычленяются и обозначаются фазы, этапы ведения спора, альтернативные подходы к решению проблемы и каждая из альтернатив отчетливо выдвигает свои аргументы «за» и «против» того или иного подхода к решению проблемы.

         Принцип поэтапного продвижения к истине в процессе ведения спора предполагает следующие стадии:

Вводное информирование. Ведущий, организующий дискуссию, инициатор  встречи заинтересованных сторон информирует  участников о проблеме, целях и  самой ситуации, породившей дискуссию-спор.

         Аргументация сторон. Каждая из сторон, имеющая свою позицию, свою точку зрения на решения проблемы, высказывает и аргументировано отстаивает свою точку зрения.

         Оппонирование, критические суждения. Каждая из спорящих сторон выступает по отношению друг к другу в качестве оппонента, высказывает критические суждения, сомнения, отстаивая свою позицию.

         Активное противоборство сторон. Продолжение дискуссии, спора, поиск дополнительных аргументов и сторонников, подключение всех желающих принять участие в споре. Контраргументация и сопоставление альтернатив.

        Поиск компромиссных вариантов решения проблемы. На этом этапе каждая из противоборствующих сторон должна пойти на приемлемые уступки. Частичный отход от своей позиции, ее активный пересмотр. Анализируются и сопоставляются все возможные варианты решения проблемы.

          Поиск приемлемого решения. Идет активный поиск и обобщение всего конструктивного, позитивного, что было высказано в процессе дискуссии/спора, отслеживаются точки соприкосновения, сближаются позиции, вырабатываются взаимоприемлемые решения.

          Завершение спора, обобщение результатов. На этом этапе подводятся итоги спора, резюмируются результаты, констатируется, что достигнуто и какой ценой.

          Принцип уважения личности оппонента. Суть этого принципа заключается в том, что настоящая свобода мнений, суждений предполагает высокую культуру ведения дискуссий и споров. А для этого, как минимум, необходимо уважительное отношение к инакомыслию, то есть оппоненту. Мыслям, суждениям должны противопоставляться более убедительные, более доказательные суждения и мысли и ни в коем случае не оскорбительные выпады.

          Принцип аргументированной конструктивной критики. Суть этого принципа заключается в том, что критикуя противоположную вашей точку зрения, нельзя ограничиваться только этим, необходимо высказать свои конструктивные предложения, новые подходы или способы решения проблемы.    Другими словами, критика должна включать в себя не голое отрицание, но и конструктивные предложения, альтернативы.

 

                                                        Заключение

      Несмотря на то, что споры являются неотъемлемой частью нашей жизни, мы должны уделять им столь же всеобъемлющее внимание, как и другим психологическим аспектам. Мы сталкиваемся с ними почти повседневно, но часто не отличаем конфликт от обычного взаимодействия людей.     

 Во-первых, большая  часть конфликтов слабы сами по себе или ослаблены стремлением участников к компромиссу, поиском согласия, и потому не воспринимаются как конфликт.      

 Во-вторых, сильно  традиционно  отрицательное  отношение  людей к конфликтам,  велико их желание избежать опасности конфронтации с окружением - и слабые конфликтные взаимодействия большинством оппонентов не расцениваются как конфликты.     

 Между тем трудно провести четкую  грань  между  слабым  и  сильным конфликтом: один и тот же конфликт может пройти незамеченным для одного оппонента и оказать сильное воздействие  на  другого.    

  Следовательно,  любой конфликт достоин внимания,  но это не значит,  что он достоин развития.     

 Есть большое количество  разнообразных конфликтов,  которых можно и необходимо избегать, пока они находятся на стадии формирования конфликтной ситуации,  конфликтов, имеющих отрицательные последствия для всех оппонентов в нем участвующих.     

 Но существуют  и  конфликты,  попытка  избежать которых приводит к снижению,  например эффективности работы,  или даже к  деструктивным последствиям для организации.  Значит, надо уметь не только обходить конфликты, но и управлять ими, прогнозировать их возможное развитие.     

 Таким образом,  с точки зрения организации  есть конфликты желательные и  нежелательные, избегаемые и неизбежные, возникающие вследствие ошибок,  случайностей или с необходимостью вытекающие из объективных обстоятельств.  Во всех случаях человеку разумному надо уметь разобраться и найти верный путь для себя и для окружающих,  путь к эффективной ( но не обязательно к бесконфликтной)     

 деятельности. Количество  конфликтных  ситуаций,  т.е.  потенциальных конфликтов, гораздо больше,  чем число актуализировавшихся конфликтов.    

  Было  бы идеально,  если бы все нежелательные конфликты,  которых можно избежать, исчезали еще на стадии конфликтных ситуаций. Но для этого надо хорошо  изучить  природу конфликтов,  условия порождения и изменения конфликтных ситуаций.     

 Можно попытаться  показать и с теоретической  и с практической позиций, что  зачастую добрая ссора лучше  худого мира, что открытый и  ясный конфликт иногда лучше  попыток избежать неприятностей,  с ним связанных. Но всегда  надо помнить, что конфликт - крайнее, радикальное, хирургическое средство и к нему приходится прибегать при  отсутствии иных, "мирных" выходов.

 

Список использованной литературы

1. Андреев В. И., «Конфликтология (Искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов)», М.: Народное образование, 2002.

2. Петренко А., «Безопасность в коммуникации делового человека», М.: Технология школы бизнеса, 2006.

3. Поварнин С. И., «Спор: о теории и практике спора», СПб.: Наука, 2000.




Информация о работе Этика разрешения спорных конфликтов