Этика и этикет делового человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 12:49, реферат

Описание работы

Ужесточающаяся конкуренция, борьба за клиента - характерная черта бизнеса в сфере современного сервиса. В этих условиях весьма важным элементом сервисной деятельности становится психологический аспект. Здесь важно и знание психологического портрета клиента, и положительный психоэмоциональный настрой персонала сервисной службы - как показывает мировая и отечественная практика, в мире бизнеса не существует мелочей в вопросах привлечения и закрепления клиентов, тем более в сфере сервисной деятельности. Особую роль отводится этикету специалиста сферы социально-культурного сервиса и туризма

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….…3
Глава 1. Этика и этикет делового человека: общие положения
1.1 Основы деловой этики………………………………………………… .…..4
1.2 Сущность делового этикета……………………………………… ………...6
Глава 2. Деловой этикет и этические основы сервисной деятельности
2.1 Этические основы обслуживания сферы СКСиТ………………………....12
2.2 Деловой этикет специалиста сферы СКСиТ ..………………………….…15
2.3 Конфликтные ситуации, способы их предупреждения и выхода из них..17
Заключение................................................................................................... ......20
Список используемой литературы………………………………………….22

Файлы: 1 файл

мой реферат.doc

— 105.00 Кб (Скачать файл)

- обязательно вставать, когда звучит национальный гимн страны.

- имена следует запоминать.

Важно понимать, что этика делового общения далеко не ограничивается перечисленными составляющими. Для делового человека важно не только правильно вести себя на переговорах, правильно оформлять документы и соответствующе одеваться. Он должен правильно представлять сущность и основные принципы этики делового общения, уважать партнера и клиента, то есть выработать собственную личную этическую систему.

Таким образом, сделаем ряд промежуточных выводов:

- этика делового общения - деловая этика, базирующаяся на честности, открытости, верности данному слову, способности эффективно функционировать на рынке в соответствии с действующим законодательством, установленными правилами и традициями. В основе этики делового общения должна быть координация, а по возможности и гармонизация интересов. Этика деловых отношений является профессиональной этикой, регулирующей систему отношений между людьми в сфере бизнеса.

- деловой этикет, если понимать его как установленный порядок поведения, помогает избегать промахов или сгладить их доступными, общепринятыми способами. Поэтому основную функцию или смысл этикета делового человека, можно определить как формирование таких правил поведения в обществе, которые способствуют взаимопониманию людей в процессе общения. Второй по значению функцией этикета является функция удобства, то есть целесообразность и практичность. Начиная с мелочей и до самых общих правил, этикет представляет собой приближённую к повседневной жизни систему.

- современный этикет играет большую роль в обществе. Он является предупреждением конфликтных ситуаций в межличностном общении, он отражает равенство и неравенство индивидов и групп, отражает общий культурный уровень людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.. Деловой этикет и этические основы сервисной деятельности

2.1Этические основы обслуживания сферы СКСиТ

 

Этические основы сервисной деятельности формируются из тех мировоззренческих представлений, нравственных ценностей, которые определяют профессиональное поведение работников сервиса и регулируют их отношение с потребителями. Этические принципы предписывают работнику сервисного предприятия освоить такие отношения с клиентами, которые считаются в обществе желательными, одобряемыми, стимулируются современной практикой сервиса и тем самым облегчают процесс обслуживания, делают его приятным и эффективным для обеих сторон.

Важнейшие этические и нравственные категории таковы [4 с. 99]:

- честность и порядочность по отношению к окружающим;

- совестливость и открытость в отношении с потребителями;

- уважение и вежливость;

- осознание своего профессионального долга (обязанностей) во взаимодействии с клиентами.

Указанные принципы составляют ту нравственную основу, без принятия которой не имеет смысла браться за работу в сфере сервиса. Конечно, немало работников сферы сервиса способны гораздо глубже продумать этическую основу своей профессии: увидеть в ней такие стороны, которые дают возможность саморазвития, приносят им удовлетворение, наделяют их труд нравственным потенциалом.

В отношениях работник-клиент всегда должна сохраняться определённая дистанция, обусловленная их социально-функциональными ролями в пространстве рыночного обмена. Отбор этических принципов в процессе своих отношений с клиентами работники сервиса совершают, исходя из императивов профессионально-служебной этики.

Профессионально-служебная этика сервисной деятельности - это совокупность требований и норм нравственности по отношению к работникам сервисных фирм, которые в обязательном порядке должны быть реализованы в процессе выполнения ими своих служебных обязанностей. Профессиональная этика позволяет конкретизировать те общие этические принципы, которые были указаны выше. Так, принятие честности и порядочности делает невозможным обман потребителей, пренебрежение их интересами; опора на совестливость предостережёт от поступков, причиняющих вред или неприятности клиентам; осознание своего профессионального долга ведёт к тому, что работник чётко представляет свои служебные обязанности, будучи готовым в любой момент оказать профессиональную помощь потребителю.

Основные нормы служебной этики работников сервисной деятельности [4 с. 104]:

- внимательность, вежливость;

- выдержка, терпение, умение владеть собой;

- хорошие манеры и культура речи, развитый вербальный аппарат;

- способность избегать конфликтных ситуаций, а если они возникают, успешно разрешить их, соблюдая интересы обеих сторон.

Работники контактной зоны в дополнение к этим этическим нормам должны также проявлять [4 с. 107]:

- обходительность, любезность;

- радушие, доброжелательность;

- тактичность, сдержанность, заботу о потребителе;

- самокритичность;

- готовность быстро реагировать, удерживая в зоне внимания сразу несколько человек или разные операции, которые осуществляются в процессе обслуживания;

- умение держаться спокойно и доброжелательно даже после обслуживания капризного клиента или напряжённого дня;

- умение избегать неудовольствий клиентов и конфликтов;

- устойчивость к стрессам.

Работнику сервиса абсолютно противопоказаны:

- грубость, бестактность, невнимательность, чёрствость;

- нечестность, лицемерие;

- воровство, жадность, эгоизм;

- болтливость, разглашение приватной информации о клиентах, обсуждение с кем-либо их недостатков и слабостей;

- неуступчивость, желание взять верх над клиентом, подчинить его интересы своим.

Серьёзные ошибки начинающих работников сервиса нередко бывают связаны с обидчивостью, с завышенными эстетическими требованиями по отношению к клиентам, что свидетельствует о личной уязвимости характера таких работников.

Если работник допустил ошибку, он должен найти в себе силы извиниться перед клиентом. Целесообразно к каждому клиенту подстраиваться (но не подлаживаться), развернув своё мастерство и умения навстречу его пожеланиям.

В сфере услуг важность этических норм ощущается не только во взаимодействии работников с потребителями, но и работников между собой. Многих указанных выше нравственных принципов и этических норм работник должен придерживаться и в отношении с коллегами. На сервисном предприятии особое значение приобретает нравственный климат, где отсутствуют конфликты. Исключительно важно создать в сервисном коллективе атмосферу взаимопомощи, умение трудиться совместно и в команде. Всё это помогает общей цели: добиться эффективного обслуживания потребителей.

Перечисленные выше профессиональные и общественные требования к этике сервисной деятельности не должны создавать представления, что в сервисном обслуживании могут работать лишь совершенные в нравственном отношении личности.

В данном случае необходимо учесть стремление самого работника к внутреннему развитию. Человек, который по своим чертам характера и социальным качествам способен и действительно хочет работать в сфере сервиса, рано или поздно придёт к признанию важности высоких этических требований и культурных норм. У него возникнет искреннее желание сформировать у себя аналогичные качества характера и руководствоваться соответствующими принципами поведения. Он не сочтёт для себя зазорным учиться у тех мастеров обслуживания, у которых такие принципы глубоко развиты[4 с. 315].

Процесс овладения принципами профессиональной этики сервиса доступен для большинства работников сферы сервиса. Но чтобы этот процесс был успешным, работник должен приложить немало усилий для формирования у себя соответствующих ценностных ориентиров, качеств характера, привычек. Это нелегко и требует немалых усилий. Во многом облегчает этот процесс неукоснительное следование правилам служебного этикета.

 

2.2 Деловой этикет специалиста сферы СКСиТ

 

Служебный этикет работников сервисной деятельности - это совокупность зафиксированных норм, безальтернативных правил поведения, обусловленных служебным положением сотрудников фирмы, которым работник обязан следовать привычно, почти автоматически.

Этикет работника сервисного предприятия (или фирмы) предполагает наличие следующих профессиональных характеристик их работы [13 с. 164]:

- профессиональной подготовки;

- высокого уровня профессионализма (дисциплины, ответственности, владения профессиональными навыками, мастерства, широкого кругозора и надлежащего общего развития);

- организационно-технологического совершенствования труда.

Важно, чтобы все сотрудники понимали значение совершенствования профессионального мастерства, как для индивидуального развития, так и для эффективной работы фирмы. Профессионализм в работе формирует позитивный имидж фирмы в представлении клиентов, что сопровождается растущими доходами, хорошей репутацией в профессиональной среде.

Сотруднику контактной зоны важно обладать умением входить в контакт с потребителем, способностью ненавязчиво выяснить его запросы и предложить нужный товар или услугу.

Сам работник должен оставаться доброжелательным, вежливым и сдержанным в течение всего периода контакта с клиентом.

Культура обслуживания невозможна без эстетических компонентов. Эстетика обслуживания связана с художественными аспектами услуги, с внешними формами окружающих предметов, которые оцениваются как красивые, гармоничные. Печать хорошего вкуса, удобства и гармонии должна чувствоваться на всех материальных предметах, которые сопровождают процесс обслуживания (на здании и его архитектуры, интерьере помещений, на организации рабочих мест; особое внимание должно уделяться освещению и колориту интерьера).

Эстетическая культура работника сервиса связана с его внешним видом (одеждой, обувью, причёской, аксессуарами). Его внешний вид в целом должен соответствовать служебным целям и согласоваться с интерьером. Поэтому во многих фирмах предпочитают одеть работников в униформу, которая разрабатывается специально и не должна выглядеть уныло или стандартно. Элементы эстетики должны также присутствовать в эмблеме фирмы, отражаться в дизайне оборудования, на упаковке товаров, сопровождающих обслуживание, и т.п. [13 с. 158].

Для специалиста сферы СКСиТ важно не только правильно вести себя на переговорах, правильно оформлять документы и соответствующе одеваться. Он должен правильно представлять сущность и основные принципы этики делового общения, уважать партнера и клиента, то есть выработать собственную личную этическую систему.

 

2.3 Конфликтные ситуации, способы их предупреждения и выхода из них

 

Ни одна сфера жизни человека не свободна от конфликтов. Конфликт — это столкновения, серьезные разногласия, во время которых человека обуревают неприятные чувства или переживания. В конфликтной ситуации всегда есть по крайней мере два пути, два варианта поведения; причем один из них или оба могут оказаться приемлемыми (или неприемлемыми). Конфликты неистребимы, они появляются при любых жизненных обстоятельствах и сопровождают нас от рождения до самой смерти.

Но следует понимать, что любой конфликт несет в себе как минусы, так и плюсы. А есть ли способы разрешения конфликтов? Главное - уметь увидеть положительное, извлечь уроки, научиться управлять конфликтной ситуацией. К сожалению, большинство людей не могут найти достойный выход их спорных ситуаций. Это приводит к разводам, увольнениям сотрудников и самое страшное – к тяжелым болезням. Уже установлено медиками, что большинство болезней имеют психогенное происхождение. Есть люди менее чувствительные к конфликтам, они могут просто недолго попереживать из-за неприятного разговора с начальником, и через некоторое время забыть об этой ссоре. Но большинство людей искренне переживают стычки, особенно с руководством. Если склоки повторяются из дня в день, они постепенно убивают желание работать. Ведь трудно сохранять энтузиазм, бодрость духа, обязательность, когда все внимание отнимают разногласия с коллегами или начальством. Кроме того, воспоминания о конфликтах вызывает только негативные эмоции, неприязнь к человеку, недоверие и нежелание с ним работать или общаться. Постепенно возникает невидимая стена, которая становиться все выше и толще, если не найти выход из сложившейся сложной конфликтной ситуации.

Однако следует осознать, что у конфликта есть и положительная сторона. Именно в споре зачастую мы высказываем эмоциональное мнение к ситуации очень искренне, выговариваем то, о чем до этого предпочитали молчать. Иногда такие эмоциональные всплески помогают найти решение сложного и важного вопроса. Поэтому не надо убегать от конфликтов, избегать их, надо научиться с ними жить, и управлять ими.

Причинами конфликтов и разногласий могут стать и производственные проблемы, а так же и неявные источники претензий. Иногда люди могут вызывать друг у друга раздражение просто манерой своего поведения. Мы не любим тех, кто нас не понимает и не слушает. Мы, начиная разговор, заранее программируем себя на конфликт. В любом коллективе может появиться человек, не похожий на других, отношение к нему сложиться неприязненное, ему будет тяжело в коллективе, где его не понимают. Причинами непонимания могут быть, как и профессиональные заслуги, который выделяют его среди других сотрудников, так и ничем не обусловленная неприязнь, вызванная просто нестандартным внешним видом, к примеру. Если Вам кажется, что добиться взаимопонимания в коллективе уже невозможно, самое время обратиться к основным правилам разрешения конфликтов.

Информация о работе Этика и этикет делового человека