Этические основы деловых отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 11:56, контрольная работа

Описание работы

Цель работы – изучить этические основы деловых отношений.
Для достижения поставленной цели требуется решить ряд задач:
дать понятие этики и морали;
рассмотреть сущность, функции и структуру нравственности;
выявить особенности этики делового общения;
изучить нормы и правила профессиональной этики.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..
3
1. Понятие этики и морали……………………………………………………….
4
2. Сущность, функции и структура нравственности…………………………...
10
3. Особенности этики делового общения……………………………………….
13
4. Нормы и правила профессиональной этики………………………………….
18
Заключение………………………………………………………………………..
27
Список использованной литературы…………………………………………….
29

Файлы: 1 файл

Этические основы деловых отношений.doc

— 158.50 Кб (Скачать файл)

Нравственное сознание является одним из элементов морали, представляющим собой ее идеальную, субъективную сторону. Нравственное сознание предписывает людям определенные поведение и поступки в качестве их долга. Нравственное сознание дает оценку разным явлениям социальной действительности (поступка, его мотивов, поведения, образа жизни и т. д.) с точки зрения соответствия моральным требованиям. Эта оценка выражается в одобрении или осуждении, похвале или порицании, симпатии и неприязни, любви и ненависти.

Нравственное сознание – форма общественного сознания и одновременно область индивидуального сознания личности. В последнем важное место занимает самооценка человека, связанная с нравственными чувствами (совесть, гордость, стыд, раскаяние и т. п.) [23].

Выступая против отождествления нравственности и нравственного  сознания, М. С. Строгович писал: «Нравственное сознание – это взгляды, убеждения, идеи о добре и зле, о достойном и недостойном поведении, а нравственность – это действующие в обществе социальные нормы, регулирующие поступки, поведение людей, их взаимоотношения»[26, с. 7].

Нравственная деятельность представляет собой объективную  сторону морали [35, с. 100].

Рассмотрим структуру  нравственности.

Первичный элемент нравственной деятельности – поступок (или проступок), поскольку в нем воплощаются моральные цели, мотивы или ориентации. Поступок включает: мотив, намерение, цель, деяние, последствия поступка. Моральные последствия поступка – это самооценка его человеком и оценка со стороны окружающих.

Совокупность поступков  человека, имеющих нравственное значение, совершаемых им в относительно продолжительный  период в постоянных или изменяющихся условиях, принято называть поведением. Поведение человека – единственный объективный показатель его моральных качеств, нравственного облика.

Нравственная деятельность характеризует только действия, нравственно  мотивированные и целенаправленные. Решающим здесь являются побуждения, которыми руководствуется человек, их специфически нравственные мотивы: желание совершить добро, реализовать чувство долга, достичь определенного идеала и т. д.

Рассмотрим основные функции нравственности [21]:

- социальный контроль,

- регулирование отношений  в определенной социальной группе, обществе,

- установка человека  действовать в соответствии с принятыми в обществе понятиями о добре и зле.

 

С достаточной степенью уверенности можно утверждать, что  нравственный прогресс непосредственно не зависит от уровня развития производительных сил, материального прогресса или экономического базиса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Особенности  этики делового общения

 

Деловое общение –  это вид межличностного общения, направленного на достижение какой-то предметной договоренности [30, с. 93]. В деловом общении (в отличии, например, от светского) всегда есть цель.

Деловое общение является необходимой  частью человеческой жизни, важнейшим  видом отношений с другими  людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений выступают этические нормы, в которых выражены наши представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности и неправильности поступков людей.

       Под  деловым общением понимается  общение, обеспечивающее успех  какого-то общего дела, создающее условия для сотрудничества людей, чтобы осуществить значимые для них цели. Деловое общение содействует установлению и развитию отношений сотрудничества и партнёрства между коллегами по работе, руководителями и подчинёнными, партнёрами, соперниками и конкурентами [24].

Этика делового общения  основывается на таких правилах и  нормах поведения партнеров, которые в конечном  счете способствуют развитию сотрудничества, т.е. укрепляют сущностную основу деловых отношений. Смысл этих правил и норм – укрепление взаимного доверия, постоянное информирование партнера о своих намерениях и действиях, исключение обмана и дезориентация партнера.

Деловой этикет – важнейшая  сторона морали профессионального  поведения делового человека, предпринимателя. Знание его – необходимое профессиональное качество, которое надо приобретать и постоянно совершенствовать. Почти 70% выгодных для отечественных деловых людей сорвавшихся сделок не состоялись из-за того, что российские бизнесмены не знают правил делового общения и не владеют культурой поведения. Еще Дейл Карнеги писал: «Успехи того или иного человека в его финансовых делах на 15% зависят от его профессиональных знаний и процентов на 85% – от его умения общаться с людьми» [27, с. 116]. Японцы тратят на обучение хорошим манерам и консультациям по вопросам этикета, культуры поведения сотни миллионов долларов в год [27, с. 123]. Знание этикета, культура поведения – вот ключевые условия для успешной работы в любой организации – таково мнение ведущих специалистов фирм. К сожалению, российские деловые люди до сих пор не придают серьезного значения этим аспектам своей деятельности.

Этику делового общения следует  учитывать в различных ее проявлениях: в отношениях между предприятием и социальной средой; между предприятиями; внутри одного предприятия – между руководителем и подчиненными, между подчиненными и руководителем, между людьми одного статуса. Между сторонами того или иного вида делового общения существует своя специфика. Задача состоит в том, чтобы сформулировать такие принципы делового общения, которые не только соответствовали бы каждому виду делового общения, но и не противоречили общим нравственным принципам поведения людей. Вместе с тем они должны служить надежным инструментом координации деятельности людей, вовлеченных в деловое общение.

Применительно к деловому общению  основной этический принцип можно  сформулировать таким образом: в деловом общении при принятии решения о том, какие ценности следует предпочесть в данной ситуации, поступай так, чтобы максима твоей воли была совместима с нравственными ценностями других сторон, участвующих в общении, и допускала координацию интересов всех сторон [34].

Таким образом, в основе этики делового общения должна быть координация, а по возможности и гармонизация интересов. Несмотря на всю проблематичность и трудность выбора нравственной позиции, в общении имеется ряд таких положений, следуя которым можно в значительной степени облегчить деловое общение, повысить его эффективность и избежать промахов в процессе взаимодействия с другими в бизнесе [17]:

- в морали нет абсолютной истины и высшего судьи среди людей;

- когда речь идет об этических промахах других, следует быть снисходительным, когда речь идет о промахах своих, следует поступать наоборот;

- следует хвалить других, а предъявлять претензии к себе;

- нравственное отношение окружающих к нам зависит, в конечном счете, только от нас самих;

- когда речь идет о практическом утверждении норм морали, основной императив поведения – «начни с себя».

Особое внимание следует  обратить на золотое правило этики  общения: «Относитесь к другим так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам» [8]. Это правило применимо и к деловому общению, но по отношению к отдельным его видам «сверху-вниз» (руководитель-подчиненный), «снизу-вверх» (подчиненный-руководитель), «по горизонтали» (сотрудник-сотрудник) требует конкретизации.

В деловом общении «сверху-вниз», т.е. в отношении руководителя к подчиненному золотое правило этики можно сформулировать следующим образом: «Относитесь к подчиненному так, как вы бы хотели бы, чтобы к вам относился руководитель». Искусство и успех делового общения во многом определяются теми этическими нормами и принципами, которые использует руководитель по отношению к своим подчиненным. Под нормами и принципами имеется в виду то, какое поведение на службе является этически приемлемо, а какое – нет. Эти нормы касаются, прежде всего, того, как и на основе чего отдаются распоряжения в процессе управления, в чем выражается служебная дисциплина, определяющая деловое общение. Без соблюдения этики делового общения между руководителем и подчиненным большинство людей чувствует себя в коллективе дискомфортно, нравственно незащищенными. Отношение руководителя к подчиненным влияет на весь характер делового общения, во многом определяет его нравственно-психологический климат. Именно на этом уровне формируется в первую очередь нравственные эталоны и образцы поведения.

В деловом общении  «снизу-вверх», т.е. в отношении подчиненного к своему начальнику, общее этическое  правило поведения можно сформулировать следующим образом: «Относитесь к своему руководителю так, как вы бы хотели, чтобы к вам относились ваши подчиненные».

Знать, как следует  обращаться и относиться к своему руководителю, не менее важно, чем  то, какие нравственные требования следует предъявлять к своим подчиненным. Без этого трудно найти «общий язык»  с начальником, и с подчиненными. Используя те или иные этические нормы, можно привлечь руководителя на свою сторону, сделать своим союзником, но можно и настроить его против себя, сделать своим недоброжелателем.

Общий этический принцип  общения «по горизонтали», т.е. между коллегами (руководителями или рядовыми членами группы), можно сформулировать следующим образом: «В деловом общении относитесь к своему коллеге так, как вы хотели бы, чтобы он относился к вам». Если вы затрудняетесь, как вести себя в той или иной ситуации, поставьте себя на место вашего коллеги.

Применительно к коллегам-управляющим  следует иметь в виду, что найти  верный тон и приемлемые нормы  делового общения с равными по статусу сотрудниками из других подразделений – дело весьма непростое. Особенно если речь идет об общении и отношениях внутри одного предприятия. В этом случае они нередко являются соперниками в борьбе за успех и продвижение по службе. В то же самое время это люди, которые вместе с вами принадлежат к команде общего управляющего. В рассматриваемом случае участники делового общения должны чувствовать себя равными по отношению друг к другу.

Существуют различные  средства и способы повышения  уровня моральности делового общения. В качестве примеров повышения показателей этичности поведения, как руководителей, так и рядовых работников можно привести следующее: разработка этических нормативов на предприятии, создание комитетов и комиссий по этике, проведение социально-этических ревизий, обучение этическому поведению.

Задача повышения норм и стандартов этики делового общения, как и вообще этики бизнеса, во многих странах сегодня выдвигается как одна из важнейших. Проблема стоит достаточно остро. Так, согласно опросам общественного мнения, среди широких слоев населения США господствует убеждение, что ценности этического поведения неуклонно снижаются [9]. В России, как это признается повсеместно, положение с этим еще хуже. Поэтому организации, фирмы, руководители и предприниматели всех уровней должны приложить максимум усилий для повышения этичности делового общения, используя для этого различные способы и средства, в том числе и обучение этике делового общения.

Итак, знание делового этикета, умение культурно вести себя –  основа предпринимательского успеха.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Нормы и  правила профессиональной этики

 

Культура этического мышления, культура чувств, культура поведения, этикет в своей совокупности образуют целостную систему нравственной культуры личности. Каждый из этих элементов  непосредственно воплощается в профессиональной этике. В данном случае имеют в виду, как правило, специфические требования нравственности, связанные с особенностями различных профессий.

Профессиональная этика  представляет собой, во-первых, кодексы  поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми, занятыми в какой-либо одной сфере профессиональной деятельности, во-вторых, определенные способы обоснования этих кодексов, толкование культурно-гуманистического назначения той или иной профессии.

Каждому роду человеческой деятельности (научной, педагогической, художественной и т.д.) соответствует определенные виды профессиональной этики. Каждому из видов профессиональной этики присущи свои специфические требования в области морали. Например, этика ученого предполагает в первую очередь такие моральные качества, как научная добросовестность, ответственность, личная честность. Судебная этика требует честности, справедливости, гуманизма (даже к подсудимому), верности закону [7].

Возникновение первых профессионально-этических  кодексов относится ко времени появления ремесленного разделения труда в средневековых цехах в ХI-ХII веках. Именно тогда в цеховых уставах впервые появился ряд нравственных требований применительно к той или иной профессии  и характеру труда. У российского купечества миллионные сделки заключались лишь кивком головы, купеческое слово было дороже золота, и гарантом этого слова была честь. Сегодня во всем мире рыночные связи во многом основаны на доверии между партнерами, на их добропорядочности, повышенной требовательности к себе и другим, чувство долга [7].

Формами выражения профессиональной этики торгового работника являются как принятые им самим стереотипы поведения, так и различные уставы, положения и предписания [37]:

  • нормативные акты общего характера;
  • правила поведения работников магазинов, реализующих продовольственные товары;
  • правила поведения работников магазинов, реализующих промышленные товары.

Аналогичные предписания  предусмотрены и применительно  к продаже некоторых специфических  товаров. Помимо того, имеется значительное количество санитарных предписаний и правил осуществления контроля над выполнением вышеперечисленных правил. Всего нормативных актов, формулирующих торговую этику, столько, что человек их не в состоянии запомнить.

Информация о работе Этические основы деловых отношений