Этические и общие нормы и принципы служебной деятельности государственных служащих

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 18:22, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является анализ профессиональной этики, нравственных и моральных норм, регулирующих отношения в сфере государственной службы.
Задачи исследования:
Определить содержание понятий профессиональная этика, мораль и нравственность в системе государственной службы.
Выявить этические и общие нормы и принципы служебной деятельности государственных служащих.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие профессиональной этики, морали, нравственности в системе государственной службы………………………………………………5
1.1 Основные понятия профессиональной этики государственной службы……………………………………………………………………………5
1.2 Морально-нравственные основы гражданско-служебной деятельности……………………………………………………………………..9
Глава 2. Этические и общие нормы и принципы служебной деятельности государственных служащих…………………………………………………….13
2.1. Нравственные принципы служебной деятельности государственных служащих……………………………………………………13
2.2 Этические правила и требования к государственным служащим……………………………………………………………………….20
Заключение…………………………………………………………………… 26
Список использованной литературы ………………………………………28

Файлы: 1 файл

курсач этика.docx

— 54.23 Кб (Скачать файл)

Четвертое требование данного  принципа – это открытый, "прозрачный" характер государственной службы. Принцип  гласности должен стать для нее  основополагающим. Данное требование предполагает, что современная государственная  служба не должна представлять собой  закрытый "черный ящик". Наоборот, она должна быть открытой для гражданского общества в рамках действующего законодательства.

Анализ проблемы показывает, что основными условиями эффективного служения работников госаппарата государству  и обществу являются следующие11 .

Прежде всего,  это строгое проведение в жизнь демократического принципа разделения ветвей государственной власти, то есть разделение федеральной государственной службы на три ветви: государственную службу законодательных органов власти (аппарат Государственной Думы и аппарат Совета Федерации), государственную службу исполнительных органов власти (аппарат Правительства, федеральные министерства и ведомства) и государственную службу судебной власти (аппараты Конституционного суда, Верховного суда, Высшего арбитражного суда и Прокуратуры РФ).

Второе условие – демократизация всей системы кадровой политики и  деятельности в сфере государственной  службы. Это условие предполагает отказ от подбора и расстановки  кадров на основе приоритетности принципов  политической лояльности и личной преданности  и усиления роли коллегиальности  при принятии кадровых решений. Опыт показывает, что этому способствует реализация принципа конкурсного отбора на государственную службу, аттестационная практика, выдвижение на должность  по критериям деловых и нравственных качеств, профессионализма и компетентности.

Третье условие повышения  качества служения государству и  обществу – взаимодействие государства  и гражданского общества, социальный контроль за системой государственной  службы. В демократическом обществе государственная служба не может  не быть институтом, открытым для общественного  контроля. Многолетний отечественный  и зарубежный опыт свидетельствует, что ни государственная служба в  целом, ни каждый чиновник в частности  не могут находиться вне такого контроля.

2.2 Этические правила  и требования к государственным  служащим

Практика служебных отношений  позволяют сформулировать основные правила этического поведения государственных  служащих, которыми они должны руководствоваться  в своей повседневной профессиональной деятельности. В этических правилах гражданских служащих выражаются одновременно и общечеловеческие, и специфические  качества, составляющие нравственный облик современного чиновника. Каких  отношений в процессе общения  служащих требует государственная  служба? Прежде всего, отношений, вытекающих из общечеловеческих норм морали и  нравственности .

Первое – государственная  служба требует от гражданских служащих взаимной честности и правдивости. Это дает моральное право служащему  замещать предоставленную ему должность  государственной службы. Обман, сделка с совестью – это не просто личная слабость чиновника, это нанесение  урона государственному органу. Кроме  того, без точной правдивой информации невозможно принимать адекватные управленческие решения, верно анализировать ситуацию.

Второе – в отношениях служащих должны быть чуткость, доброжелательность, отзывчивость. Ежедневно работники  государственного аппарата сталкиваются с проблемами, жалобами и предложениями  людей. Важно понять человека, учесть мотивы его действий. Часто одной  логики бывает мало, необходимы доброжелательность и отзывчивость. Такие же качества должны проявляться и в отношениях между сотрудниками, внутри служебного коллектива.

Третье – скромность гражданского служащего и искренность, исключающие  высокомерие, зазнайство, двойные стандарты  в отношениях с людьми. Скромный человек никогда не выпячивает своё "Я", не признает за собой никаких  исключительных достоинств и особых прав. Он проявляет толерантность, необходимую  терпимость к окружающим, критически относится к своим заслугам и  недостаткам. Для гражданского служащего  недопустимы самоуверенность, нетерпимость и хамство к подчиненным и  посетителям. Искренний человек  верит в то, что говорит и  что делает. Это одно из главных  требований нравственности современного управленца.

Четвертое – вежливость и корректность в обращении. Данное правило предъявляет следующие  требования. Гражданский служащий на службе и в быту должен быть тактичен, уважителен, деликатен. Его речевое  поведение должно быть направленно  на предотвращение возможных конфликтов интересов на службе и конфликтных  ситуаций в коллективе. Необходимо проявлять сдержанность и уравновешенность в дискуссиях, стараться понять оппонента. Человека нельзя считать профессиональным госслужащим, если он постоянно прерывает  партнера по диалогу, не умеет слушать, позволяет себе агрессивный тон  и неуместные замечания. Следует  спокойно и выдержанно реагировать  на критику. Золотое правило - чем  критичнее вопрос, тем корректнее на него надо отвечать.

Специфическим правилами  этики гражданских служащих являются правила субординации, доступности, паритетности 12.

Служебная субординация –  одно из основных этических и организационных  правил взаимоотношений в органах  государственной власти. Субординация с латыни означает "приведение в  порядок". Это система строгого служебного подчинения младших старшим, основанная на нормах служебной дисциплины. Данное правило предполагает подчинение вышестоящим руководителям в соответствии с иерархией должностей гражданской службы, точное и своевременное выполнение их распоряжений и поручений.

Доступность гражданского служащего  – важное нравственное правило государственной  службы. Быть доступным для людей  – значит быть постоянно готовым  к общению с ними, готовым выслушать  их вопросы, предложения, пожелания. Несмотря на свою занятость гражданские служащие, особенно руководители, должны находить возможность встречаться со своими подчиненными и посетителями. Не следует  чрезмерно формализовать процедуры  приема посетителей.

Паритетность - этическое  правило, нацеленное на демократизм  общения между служащими и  повышение эффективности их коммуникативного общения. Паритет означает равенство. Паритетный диалог предполагает свободное  высказывание сотрудниками собственных  мыслей и идей, конструктивный и  доброжелательное обсуждение всех поступивших  предложений в коллективе, учет их при выработке общего решения. Даже расхождения в политических взглядах не должны переходить в личную неприязнь, мешающую находить верные решения. Тем  более не стоит применять метод "конструирования противника", когда взгляды собеседника умышленно  искажаются с целью представить  его как некомпетентного человека.

Нравственные требования, предъявляемые к государственным  служащим можно разделить на 4 группы:

  • Эта группа требований связана с наличием у чиновников властных и распорядительных полномочий. Требования к служащим, находящимся на уровне, где принимаются решения, переходят в этику управления (решительность, профессионализм, способность к лидерству и т.д.);
  • Исполнительская дисциплина. В основе этого требования лежит тот факт, что от государственного служащего порой зависит и жизнь человека, так как в профессиональную функцию чиновников входит оформление документов на человека с момента его рождения. Дисциплинированность, внимательность, исполнительность, пунктуальность, педантичность и законопослушность – эти качества характеризуют исполнительскую дисциплину;
  • Такие качества, которые определяются тем, что сегодня в структуре профессиональной деятельности чиновников возрастает объём общения. Здесь важно то, что общение не только возрастает количественно, но и становится более разнообразным, разнохарактерным. В это общение включаются новые слои населения, которые различаются интересами, социальным статусом, уровнем доходов и т.д. Чиновнику должны быть присущи такие качества как коммуникативность, открытость, уважение к чужой точке зрения, умение слушать и слышать, сдержанность, тактичность, воспитанность, владение словом, умение себя подать;
  • Качества, объясняемые "Эффектом аквариума". Это особое положение государственного служащего в обществе: к нему приковано обострённое внимание людей (даже к личной его жизни). Из этого следует, что государственная служба – это не только профессия, но и образ жизни. Сдержанность, аскетизм, ощущение ответственности за отступление от стандартов, личное поведение – это те качества чиновника, которые отвечают за то, какое мнение сложится у населения о государстве 13.

При практическом применении понятия и принципы профессиональной этики государственной службы обретают форму этических требований. Из них  основные, которые должны предъявляться  к государственному служащему как  при поступлении на государственную  службу, так и при исполнении государственно-служебных  полномочий:

  • приверженность высшим нравственным принципам, верность государству; государственный служащий должен ставить государственные интересы выше индивидуальных, частных интересов, целей и задач политических партий, других общественных объединений;
  • соблюдение принципов государственной службы;
  • постоянная готовность выступить на защиту Конституции, федеральных законов и законов субъектов федерации, никогда не нарушать положений принятой присяги на верность государству и не отказываться от законных требований по государственной должности;
  • честная служба государству;
  • стремление найти и использовать наиболее эффективные и экономичные способы выполнения государственных задач и функций;
  • отсутствие в деятельности государственного служащего элементов дискриминации одних субъектов, с одной стороны, предоставления особых благ и привилегий другим субъектам, за особое вознаграждение или без него, с другой;
  • никогда не принимать для себя и членов своей семьи никаких благ и преимуществ, используя при этом свои служебные полномочия;
  • не делать никаких личных обещаний, связанных с обязанностями государственной службы;
  • никогда не использовать никакую информацию, полученную конфиденциально во время исполнения своих должностных обязанностей, как средство получения личной выгоды;
  • не заниматься предпринимательской деятельностью;

Проступком, позорящим честь  и достоинство государственного служащего, может признаваться такое  действие или бездействие, которое, хотя и не является преступным, но по своему характеру несовместимо с  высоким званием государственного служащего и делает невозможным  дальнейшее выполнение им своих служебных полномочий: грубое нарушение общепринятых норм и правил поведения, умаляющее авторитет государственной службы; умышленные нарушения закона; недобросовестность, повлёкшая существенные негативные последствия; систематические действия или бездействие, свидетельствующие о преднамеренном нарушении государственным служащим данной им присяги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Формирование эффективных  управленческих команд в сфере государственного управления – важнейшая и крайне актуальная задача. Изучая кадровые проблемы, многие ученые, аналитики и политики обращают внимание на отсутствие механизмов, позволяющих на практике осуществлять качественный подбор и рациональную расстановку кадров, в том числе  и с учетом их социальной сущности, нравственных ориентиров, моральности  сознания, этики.

Термин "этика" - древнегреческого происхождения, берущий свое начало от слова "этос" - жилище, логово, гнездо. Позднее это понятие приобретает  другой смысл – устойчивая природа  какого-либо явления, в том числе  характер, внутренний нрав человека. Термины "этика", "мораль", "нравственность" по своему этимологическому содержанию и истории возникновения однотипны, содержательно перекрещиваются  и в принципе являются взаимозаменяемыми: мы говорим - "этические правила", "моральные принципы", "нравственные нормы", придавая различные смысловые  оттенки общему понятию.

Профессиональная этика  государственного служащего помогает конкретизировать, реализовать моральные  ценности в условиях, подчас весьма сложных, необычных. Профессиональная этика не формирует новые принципы и понятия морального сознания, она  как бы "приспосабливает" уже  известные принципы, понятия к  специфическим сферам жизнедеятельности  человека.

Рост социальной значимости этического момента в деятельности государственных служащих современной  России обусловлен многими причинами  политического, экономического и социального  характера.

Трансформация социально-политической системы, экономических отношений, переоценка ценностей создают множество  нестандартных ситуаций, которые  не регулируются правовыми нормами  ввиду их отсутствия или устаревания. От профессионализма и уровня нравственности государственных служащих как проводников политики государства во многом зависит не только авторитет власти, эффективность реализации стратегических целей и конкретных решений на всех уровнях управления, но и социальное самочувствие общества.

Этические принципы и нормы  в наиболее общей форме выражают требования к нравственной сущности государственного служащего, назначению его деятельности, к характеру  его взаимоотношений с государством, доверенным лицом которого он выступает, и с обществом, обеспечивая взаимодействие между государством и его гражданами.

Информация о работе Этические и общие нормы и принципы служебной деятельности государственных служащих