Этические и общие нормы и принципы служебной деятельности государственных служащих

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 18:22, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является анализ профессиональной этики, нравственных и моральных норм, регулирующих отношения в сфере государственной службы.
Задачи исследования:
Определить содержание понятий профессиональная этика, мораль и нравственность в системе государственной службы.
Выявить этические и общие нормы и принципы служебной деятельности государственных служащих.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие профессиональной этики, морали, нравственности в системе государственной службы………………………………………………5
1.1 Основные понятия профессиональной этики государственной службы……………………………………………………………………………5
1.2 Морально-нравственные основы гражданско-служебной деятельности……………………………………………………………………..9
Глава 2. Этические и общие нормы и принципы служебной деятельности государственных служащих…………………………………………………….13
2.1. Нравственные принципы служебной деятельности государственных служащих……………………………………………………13
2.2 Этические правила и требования к государственным служащим……………………………………………………………………….20
Заключение…………………………………………………………………… 26
Список использованной литературы ………………………………………28

Файлы: 1 файл

курсач этика.docx

— 54.23 Кб (Скачать файл)

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Понятие профессиональной этики, морали, нравственности в системе государственной службы………………………………………………5

         1.1    Основные понятия профессиональной этики государственной службы……………………………………………………………………………5

          1.2 Морально-нравственные основы гражданско-служебной деятельности……………………………………………………………………..9

Глава 2. Этические и общие нормы и принципы служебной деятельности государственных служащих…………………………………………………….13

         2.1. Нравственные принципы служебной деятельности государственных служащих……………………………………………………13

           2.2 Этические правила и требования к государственным служащим……………………………………………………………………….20

Заключение…………………………………………………………………… 26

Список использованной литературы ………………………………………28

 

 
 


 




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Российская государственность  находится в настоящее время  на сложном переходном этапе развития. С одной стороны, осуществляются демократические преобразования, формируются  рыночные отношения, расширяются гарантии соблюдения прав и свобод человека и гражданина, с другой - идет болезненный  процесс выработки новых нравственных идеалов, которые соответствовали  бы требованиям и духу времени.

Морально-этическая составляющая государственной службы определяет уровень демократичности государства, его целостность и авторитет. В сложившихся условиях особо  пристального внимания государства  требуют вопросы управления таким  институтом, как государственная  служба, потому что негативные проявления общества отражаются и на моральном  облике государственных служащих. Именно институт государственной службы играет заметную роль в жизни общества, и от того, насколько организована его работа, зависит эффективность  государственного управления.

 Ясно, что, как и в любой другой сфере общественного сознания, в государственной службе регуляторами взаимоотношений и поведения выступают право и мораль, причем их влияние осуществляется во взаимосвязи. Для того, чтобы быть эффективной, государственная служба должна основываться на прочном духовно-нравственном фундаменте. Это обусловлено самой ее природой: успешно осуществлять функцию воплощения в обществе государственной воли возможно, только учитывая моральные основы этой воли, общественные требования к исполнителям данной функции.

Цели государственной  службы, ее ведущие принципы, нормы, профессиональные требования к ее кадрам - все содержит нравственный аспект, в решающей степени определяющий ее направленность, ее основные доминанты. Моральная атмосфера в органах  власти, нечистоплотность ответственного чиновника могут серьезно дискредитировать любые благие намерения властей. В общественном мнении авторитет государственных и муниципальных служащих справедливо связывают прежде всего с их порядочностью, справедливостью.

Объект исследования: государственные служащие как носители морально-нравственных качеств.

Предмет исследования: профессиональная этика, нравственные и моральные нормы, регулирующие отношения в сфере государственной службы и влияющие на эффективность управления на современном этапе.

Целью данного  исследования является анализ профессиональной этики, нравственных и моральных норм, регулирующих отношения в сфере государственной службы.

Задачи исследования:

  • Определить содержание понятий профессиональная этика, мораль и нравственность в системе государственной службы.
  • Выявить этические и общие нормы и принципы служебной деятельности государственных служащих.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие профессиональной этики, морали, нравственности в системе государственной службы

1.1 Основные понятия  профессиональной этики государственной  службы

Формирование эффективных  управленческих команд в сфере государственного управления – важнейшая и крайне актуальная задача. Изучая кадровые проблемы, многие ученые, аналитики и политики обращают внимание на отсутствие механизмов, позволяющих на практике осуществлять качественный подбор и рациональную расстановку кадров, в том числе  и с учетом их социальной сущности, нравственных ориентиров, моральности  сознания, этики.

Термин "этика" - древнегреческого происхождения, берущий свое начало от слова "этос" - жилище, логово, гнездо. Термины "этика", "мораль", "нравственность" по своему этимологическому содержанию и истории возникновения однотипны, содержательно перекрещиваются  и в принципе являются взаимозаменяемыми: мы говорим - "этические правила", "моральные принципы", "нравственные нормы", придавая различные смысловые  оттенки общему понятию1.

Любой вид профессиональной деятельности человека формирует корпоративную  профессиональную этику, которая своими моральными нормами регулирует поведение  работника. Особенно важна профессиональная этика для управленческих структур и, прежде всего, государственной службы.

Этика государственной службы, как один из видов профессиональной этики, представляет собой систему  морально-нравственных норм, предписывающих определенный тип человеческих взаимоотношений  на государственной службе. Этика  государственной службы включает в  себя принципы, правила и нормы, выражающие моральные требования к нравственной сущности чиновника, к характеру его отношений с государством, государственными служащими, гражданским обществом.

Под профессиональной этикой понимается совокупность норм, принципов, идеалов, а также форм практического  поведения и механизмов, способствующих их передаче (ритуалы, обычаи, обряды, традиции и т.п.).

Термин "этика" здесь  употребляется в смысле "мораль", скорее всего, такое словоупотребление  связано со спецификой формирования профессиональной морали и тем, что  с ранних этапов её становления многие нормы фиксировались в письменной форме, вводились в право, поддерживались благодаря различным профессиональным предписаниям2.

Профессиональная этика  государственного служащего помогает конкретизировать, реализовать моральные  ценности в условиях, подчас весьма сложных, необычных. Профессиональная этика не формирует новые принципы и понятия морального сознания, она  как бы "приспосабливает" уже  известные принципы, понятия к  специфическим сферам жизнедеятельности  человека.

Профессиональная этика  и профессиональное нравственное сознание для своего функционирования должны иметь свои специфические понятия. Кратко рассмотрим те из них, которые  будут интересовать нас больше всего. Исходным понятием профессиональной этики  является понятие "профессионального  долга", в котором фиксируются  достаточно подробно служебные обязанности. Именно осознание своего служебного долга побуждает представителей целого ряда профессий относиться к  своему делу с наибольшей ответственностью, учитывая многие конкретные нюансы взаимоотношения  личности и общества, личности и  коллектива. Профессиональный долг стимулирует  самоотдачу, именно в нём находит  конкретное выражение долг Человека.

Следует выделить и такие  понятия как "профессиональная честь" и "профессиональное достоинство". В понятии профессиональная честь  выражается оценка значимости той или иной профессии в жизни общества. Осознание этой значимости очень важно для государственного служащего и составляет основу профессионального достоинства, самооценку своей деятельности. Важно отметить, что понятия "честь" и "служба" как общественные явления тесно связаны между собой. Не случайно в былые времена под честью понималось высокое звание, должность. В ней заключается нравственное достоинство человека, его доблесть, честность, благородство души, чистая совесть, стремление следовать возвышенному идеалу правды, справедливости, добра, служения своему отечеству3.

Честь не только нравственная, но и историческая категория. Она  производная от условий эпохи, в  которой живут люди, является частью их сознания, ориентирована на ту или  иную систему ценностей, норм поведения  и т.д.

Честь вместе с тем и  категория деятельная. Она проявляет  себя в поступках людей, в их отношениях друг с другом. В зависимости от характера отношений, в которых  может находиться человек по отношению  к другим людям, выделяется несколько  видов чести. Немецкий философ XIX века А. Шопенгауэр выделял, например, такие виды чести, как гражданская, служебная, военная, рыцарская, мужская и т.д.

Профессиональная нравственность для государственного служащего  включает в себя и понятие "профессиональной справедливости". Быть справедливым не так просто. Государственному служащему  требуется затратить много усилий, чтобы досконально исследовать  ту или иную ситуацию, объективные  обстоятельства. Оценить по шаблону, по совету начальства – гораздо  легче. Но именно профессиональная справедливость, профессиональная совесть и побуждает  государственного служащего быть справедливым, не поддаваться давлению «свыше». Справедливость, конечно, важна и в отношениях с коллегами. Двойные, тройные стандарты в оценках "своих" и "чужих", удобных и не удобных разрушают и моральное сознание самого специалиста, и морально-психологический климат коллектива. Так как общение с конкретным человеком составляет большую часть рабочего времени основного числа государственных служащих, можно с полной уверенностью говорить о таком понятии профессиональной нравственности, как "профессиональный такт"4.

Особенно стоит выделить основные принципы профессиональной этики  государственного служащего. Прежде всего, исходным для профессиональной этики  государственного служащего является принцип гуманизма, т.е. уважительного отношения к каждой человеческой личности, понимания её неповторимости, самодостаточной ценности. Принцип гуманизма противостоит чисто утилитарному отношению к личности, рассмотрению её, главным образом, как средства достижения каких-то иных, пусть и достаточно важных целей.

С принципом гуманизма  пересекается принцип оптимизма (профессионального). Так, государственному служащему не просто выполнять свои обязанности  без веры в то, что его усилия, его труд, как принимаемые, так  и выполняемые им решения способствуют развитию государства, укреплению принципов  демократии, законности и правопорядка. Эта вера возвышает и помогает развить доброе начало в человеке.

Любая деятельность, особенно та, которая непосредственно направлена на человека, должна быть осенена, одухотворена высокой идеей. Поэтому профессиональная этика государственного служащего  должна включать в себя принцип патриотизма. Очевидно, что любовь к Родине не может сочетаться с пренебрежительным  отношениям к другим странам, другим народам. Если вспомнить рассуждения  Аристотеля о золотой середине, то патриотизм можно представить как  середину между двумя крайностями: между национальной кичливостью  и приниженностью, заискиванием перед  всем иностранным. Истинный патриотизм включает в себя конструктивное отношение к достижениям других народов.

Основные понятия и  принципы профессиональной этики государственного служащего образуют её каркас, который  наполняется "плотью и кровью" в различных житейских ситуациях.

1.2 Морально-нравственные  основы гражданско-служебной деятельности

Государственная служба представляет собой не только правовую, социальную и организационную систему, но и  этическую. Государственная служба выступает носителем должной  морали, нравственных ценностей, ориентирует  людей на соблюдение моральных норм. Давно замечено, что стабильность и надежность государственной службы зависят не только от профессиональной подготовки, но и морального состояния  государственных служащих, их нравственных качеств. Значимость нравственной составляющей определяется тем, что реальное влияние  государственного аппарата на общественную жизнь заметно превышает его  удельный вес в структуре общества5.

Анализ вопроса показывает, что цели, приоритеты и принципы кадровой политики содержат в себе большой морально-нравственный заряд, в значительной степени определяющий характер и направленность этого  явления. Поэтому нравственная составляющая кадровой политики и кадровой деятельности имеет первостепенное значение для  формирования персонала государственной  службы. Кадровая работа в значительной степени субъективна и в ней  всегда есть варианты личного усмотрения. А это поле действия не только правовых, но и моральных факторов.

В результате реформ, проводимых в России, коренным образом изменились структура и содержание деятельности органов государственной власти и управления. Это вызвало трансформацию  нравственных требований к государственной службе. Сегодня жизнь предъявляет руководителям государственных органов, всем государственным служащим новые, более высокие требования к их нравственному уровню, к их служебному поведению. Служение государству и обществу, неподкупность, честность, принципиальность, ответственность за свои действия – эти и другие нравственные качества имеют решающее значение для государственных служащих, являются ведущими критериями в оценке их профессиональной деятельности.

Для понимания проблемы необходимо, прежде всего, остановиться на сущности и особенностях понятий "мораль" и "нравственность".

В человеческом обществе существуют так называемые "вечные вопросы" - что такое добро и зло, справедливое и несправедливое, что из себя представляют общечеловеческие жизненные ценности? В ответах на эти вопросы –  суть морали. Мораль зародилась раньше политической и правовой форм сознания. Обычаи, мораль регулировали отношения  людей в далекой древности. Нормы  морали, как продукт исторического  развития, зародились и сформировались в борьбе со злом, за утверждение  добра, справедливости, счастья людей. Большую роль в утверждении общечеловеческих норм морали оказывала и оказывает  религия, особенно христианство.

Информация о работе Этические и общие нормы и принципы служебной деятельности государственных служащих