Этические и общие нормы и принципы служебной деятельности государственных служащих

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 18:22, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является анализ профессиональной этики, нравственных и моральных норм, регулирующих отношения в сфере государственной службы.
Задачи исследования:
Определить содержание понятий профессиональная этика, мораль и нравственность в системе государственной службы.
Выявить этические и общие нормы и принципы служебной деятельности государственных служащих.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие профессиональной этики, морали, нравственности в системе государственной службы………………………………………………5
1.1 Основные понятия профессиональной этики государственной службы……………………………………………………………………………5
1.2 Морально-нравственные основы гражданско-служебной деятельности……………………………………………………………………..9
Глава 2. Этические и общие нормы и принципы служебной деятельности государственных служащих…………………………………………………….13
2.1. Нравственные принципы служебной деятельности государственных служащих……………………………………………………13
2.2 Этические правила и требования к государственным служащим……………………………………………………………………….20
Заключение…………………………………………………………………… 26
Список использованной литературы ………………………………………28

Файлы: 1 файл

курсач этика.docx

— 54.23 Кб (Скачать файл)

Что такое мораль? Мораль – это правила нравственности, а также сама нравственность6. Это особая форма общественного сознания и вид общественных (моральных) отношений, в том числе и в сфере государственно-служебных отношений. В принципе мораль, нравственность, этика – понятия тождественные.

Повсюду и каждодневно  человек вступает в сложную систему связей с другими людьми. При этом он руководствуется теми или иными принципами, нормами поведения. Это моральная практика, которая возникла из объективной необходимости регулирования взаимоотношений в человеческом обществе.

В регулировании государственных  и общественных отношений мораль и нравственность взаимодействуют  прежде всего с правом. Диалектика их взаимосвязей заключается в том, что какими бы сильными и авторитетными  не были нравственные регуляторы, без  права не обойтись. Как и наоборот. Это особенно заметно в сфере  государственной службы. Понять взаимодействие морали и права – значит понять сущность морали.

В целом, право соответствует  или должно соответствовать моральным  нормам. Хотя бывают и противоречия между законами и моральными требованиями. Это, как правило, характерно для  авторитарных, недемократических государств.

Вместе с тем, мораль и  право имеют существенные различия:

  • исторически мораль появилась раньше государства и права;
  • право состоит из норм, установленных государственными органами и зафиксированных в юридических актах. Нормы морали складываются в общественном сознании и мнении;
  • требования морали выполняются людьми добровольно в силу личной убежденности и понимания их общественной полезности. Внутренний гарант морали – совесть человека, внешний – общественное мнение. Закон в качестве гаранта исполнения имеет силу государства, меру государственного принуждения;
  • моральные нормы не регламентируют заранее конкретные меры и формы воздействия. Мерами морального воздействия могут быть осуждение коллектива, нравственное порицание. Случаи же правонарушений влекут за собой обязательную юридическую ответственность, вплоть до уголовной;
  • мораль охватывает область отношений более широкую, чем право. Многие повседневные отношения людей в быту, в семье, на службе регулируются нормами морали, а не права.

Особенностями и характерными чертами морали являются:

  • всеобщность ее функционирования;
  • опора на традиции, привычки;
  • опора на общественное мнение;
  • субъективно-личностный характер;
  • повелительная роль, определяющая ее особую значимость в общественных отношениях.

Моральные правила и нормы, связанные с государственной  службой, находятся в тесном единстве с моралью всего общества. Попытки  пренебречь этой связью завершаются  либо подменой профессиональных моральных  требований внеморальными установками, либо абстрактными декларациями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Этические и общие нормы и принципы служебной деятельности государственных служащих

2.1 Нравственные  принципы служебной деятельности  государственных служащих

Практика государственной  службы свидетельствует, что служебное  поведение государственных служащих должно основываться на прочных нравственных принципах.

Под нравственными принципами государственной службы понимается совокупность норм, выражающих требования государства и общества к нравственной сущности служащего, к характеру  его взаимоотношений с государством, на службе у которого он находится, с гражданским обществом, которому он служит, обеспечивая взаимодействие государства и его граждан  в защите их прав, свобод и законных интересов. Это система общих  ценностей и правил, регулирующих взаимоотношения государственных  служащих между собой в процессе их совместной профессиональной деятельности с целью создания надлежащего  морально-психологического климата  в коллективе и повышения эффективности  государственной службы.

Следует отметить, что нравственные принципы и нормы служебной деятельности государственных служащих пока не нашли  у нас нормативного установления. Но правила служебного поведения  и требования к нему закреплены в  действующем законодательстве7.

Наука и практика показывают, что общими нравственными принципами служебной деятельности государственных  служащих являются следующие принципы.

1. Принцип служения государству и обществу, требующий бескорыстной и безупречной службы на благо государства и гражданского общества.

2. Принцип законности. Это важнейший этический принцип, обязывающий должностных лиц, всех государственных служащих неукоснительно соблюдать букву и дух законов, в том числе о государственной службе и кадровой деятельности. В любой правовой системе все правовые нормы имеют свой нравственный смысл, каждый правовой акт имеет свою нравственную ценность. Важно, чтобы в законе право и мораль соответствовали друг другу. Этот принцип требует верховенства Конституции РФ, федеральных законов над иными нормативно-правовыми актами, положениями и инструкциями. Для чиновников должно стать правилом, что неисполнение, попрание закона не только противоправно, но и глубоко аморально. К сожалению, у нас еще низок уровень правовой культуры государственных служащих, весьма распространены правовой нигилизм, скептическое отношение к праву. Отсюда проистекают правовая противоречивость и слабость государственной власти, двойные стандарты в правоприменительной практике, безответственность и безнаказанность, правовая безграмотность ряда служащих8.

3. Принцип гуманизма, предписывающий признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Этот принцип требует от чиновника уважать каждого человека, признавать суверенитет личности и ее достоинство, быть вежливым, тактичным, толерантным. Причем, это должно проявляться не только внешне, но должно стать внутренним императивом чиновника. Данный принцип показывает то, что чиновник существует и действует для человека, а не человек для чиновника.

4. Принцип ответственности, обязывающий государственных служащих нести не только юридическую, но и нравственную ответственность за принимаемые управленческие и кадровые решения. Такой подход не в традициях российской ментальности. Но его надо использовать, брать на вооружение, чтобы чиновники чувствовали моральную ответственность за свое служебное поведение и деятельность.

5. Принцип справедливости, требующий разумного использования властных полномочий, защиты прав и законных интересов граждан. Удовлетворение потребности в справедливости властей – самое важное из моральных ожиданий общества. Любая несправедливость, допускаемая чиновником, наносит моральный ущерб авторитету власти. Этот принцип требует внимательного и справедливого подхода при назначении служащих на новую должность, учета всех его достоинств и заслуг.

6. Принцип лояльности, означающий осознанное, добровольное соблюдение служащими установленных государством, отдельными его структурами правил, норм, предписаний своего служебного поведения. Он предполагает верность государственной службе, уважение и корректность по отношению к государственным и общественным институтам. Он требует, чтобы государственный служащий не наносил вред имиджу государства, всячески способствовал укреплению его авторитета.

7. Принцип политической нейтральности, который требует, чтобы государственная служба и кадровая деятельность были вне политики, вне непосредственной борьбы за власть. Проявление политико-идеологических пристрастий, ориентация на какие-либо политические группировки в системе государственной службы неуместны и вредны.

8. Принцип честности и неподкупности, требующий категорического неприятия таких явлений, как коррупция и бюрократизм. На коррумпированность и интенсивную бюрократизацию госаппарата обращает внимание подавляющее большинство граждан (до 78%) и ученых-экспертов (до 76%).

Нынешняя организация  госаппарата и его непрозрачность способствуют коррупции. По сути, любые  административные барьеры преодолеваются взятками. Коррупция и бюрократизм  властей создают угрозу демократическим ценностям, разрушают веру людей в государство, подрывают авторитет власти.

Признаками коррумпированности государственного служащего являются: незаконность получаемых служащим материальных и нематериальных выгод; злоупотребление  властью, использование служебного положения вопреки интересам  государственной службы; умышленное использование служебного положения  и авторитета занимаемой должности  для личного обогащения; наличие  личной корысти и личной заинтересованности.

Предметом коррупции могут  быть: приватизация государственной  собственности, распределение бюджетных  средств, предоставление льгот и  лицензирование, налогообложение и  таможенная сфера, здравоохранение  и образование, призыв на военную  службу.

Коррупция – это системное  явление, требующее не только уголовно-правовых мер борьбы, но и целенаправленной кадровой работы, нравственного воздействия.

То есть, нравственные принципы государственной службы понимаются как совокупность норм, выражающих требования государства и общества к нравственной сущности государственной  службы, к кадровой политике и деятельности, к характеру взаимоотношений  служащего с государством, обществом  и другими служащими.

9. В ряду морально-этических принципов и норм, составляющих нравственные основы государственной службы современной России, особо выделяется принцип служения государству и обществу. Его актуальность и практическая значимость определяются тем обстоятельством, что этот принцип имеет для нас не только теоретическое, но и практическое значение. Будучи близким по своему содержанию с принципами политической нейтральности и лояльности, он имеет свою специфику, обусловленную историческими традициями, менталитетом, политическими, культурными, психологическими и иными факторами. "Служить" по В.И. Далю – это состоять на государственной или общественной службе, при должности, занимать место с известными обязанностями, быть при месте.

Становление и развитие отечественной бюрократии на всём протяжении нашей истории было связано с идеей служения государственной власти, верховному правителю государства, государственным органам, а не самому государству, не населяющему его народу, не гражданскому обществу.

Государственная служба в  современной России нацелена на служение государству и обществу, народу. Это вытекает из конституционного положения  о том, что "носителем суверенитета и единственным источником власти в  Российской Федерации является ее многонациональный  народ"9. Безусловно, государственный чиновник в любом государстве служит, прежде всего, своему государству. Данный вывод вытекает уже из самого его названия – "государственный служащий", то есть служащий государству. Кроме того, именно государство, а не общество нанимает гражданина на государственную службу, заключая с ним служебный контракт, и выплачивает ему денежное содержание.

Для современной государственной  службы принципиально важны ее цели и приоритеты. Это актуально не только в правовом, но и нравственном отношении. Для человека, находящемуся на государственной службе, чрезвычайно  важна нравственная установка – "кому я служу? ". Он должен понимать, что главная цель для него –  это безупречное служение государству. Но чиновник должен также понимать, что через государство он служит обществу, поскольку служение гражданскому обществу - это стратегический приоритет  государственной службы любого демократического государства.

Смысл и главный принцип  современной государственной службы – власть для людей. Служа государству, государственный служащий одновременно служит людям, обществу как главному, согласно Конституции РФ, источнику власти в стране. Это и конституционная, и нравственная норма.

В государственной службе интегрируются политическая, административная и социальная составляющие системы государственного управления. Но здесь имеется и нравственный аспект – кому служить и как служить государственному служащему. Это нравственная установка, которая есть у каждого человека, в том числе и у человека, состоящего на службе у государства10.

Какие требования предъявляет  принцип служения государству и  обществу к государственным служащим?

Первое - исходя из сказанного, это позиция политической нейтральности, сознательной лояльности и на этой основе добросовестного служения государству  и его суверену – народу, обществу. Это должно проявляться в верности госаппарата конституционному строю, в поддержке общеполитического  курса государства, определенного  в федеральных законах, указах Президента РФ, его ежегодных посланиях Федеральному Собранию и других нормативно - правовых и концептуальных документах.

Второе требование принципа служения государству и обществу – служение не конкретным государственным  органам, не лицу, замещающему руководящую  государственную должность и  не своей корпоративной группе, а  только Конституции, государству и  через него народу. То есть, это некорпоративный, неличностный и высокоморальный  подход к организации государственной  службы и ее кадровому обеспечению.

Третье требование этического принципа служения государству и  обществу – это публичность государственной  службы, то есть придание ей характера  публичной, а не "государевой службы", которая бы обеспечивала общий, совокупный интерес государства, общества и  личности. При таком подходе государственная  служба должна максимально полно  отвечать критериям профессионализма, социальности, нравственности, духовности.

Информация о работе Этические и общие нормы и принципы служебной деятельности государственных служащих