Этическая ценность смерти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 00:07, творческая работа

Описание работы

Кошмар смерти всегда преследовал людей. Он порождал специфические
представления о трагизме жизни. Конечность человеческого существования
неотвратимо ставит вопрос о смысле земного удела, о предназначении жизни.
Несомненно, проблема смерти относится к числу фундаментальных, затрагивает
предельные основы бытия…
В нашей культуре эта тема до недавнего времени была запретной. В тоталитарном
обществе, где в пыточных подвалах и огненных печах исчезали миллионы людей, не
смолкала здравица жизни.

Файлы: 1 файл

Этическая ценность смерти.ppt

— 2.82 Мб (Скачать файл)

Этическая ценность смерти

 

Выполнила: Шайтор Александра Михайловна

Введение

 

Кошмар смерти всегда преследовал людей. Он порождал специфические

представления о трагизме жизни. Конечность человеческого существования

неотвратимо ставит вопрос о смысле земного удела, о предназначении жизни.

Несомненно, проблема смерти относится к числу фундаментальных, затрагивает

предельные основы бытия…

В нашей культуре эта тема до недавнего времени была запретной. В тоталитарном

обществе, где в пыточных подвалах и огненных печах исчезали миллионы людей, не

смолкала здравица жизни. Само понимание смерти в общественном сознании в

условиях тоталитаризма обретало скорее языческий, нежели христианский, смысл.

Сейчас тема смерти перестала быть запретной  и всё чаще занимает умы

философов, культурологов, психологов. Но при этом учёные и публицисты говорят о

том, что чтобы дополнить изучение традиционных проблем (человеческое

существование, свобода) ещё одной темой - темой смерти, как бы замыкающей

множество других.

ЭВОЛЮЦИЯ ОТНОШЕНИЯ К СМЕРТИ

 

Этическая ценность смерти

Эволюция отношения к смерти

 

 

 

Первый этап

Этап эволюции, обозначающийся выражением “все умрём”. Люди Раннего

Средневековья относились к смерти как к обыденному явлению, которое не

внушало им особых страхов.

  • человек обычно заблаговременно чувствовал приближение конца и готовился к нему
  • захоронения располагались на территории городов и деревень
  • важно поместить умершего поближе к усыпальнице святого в храме Божьем (по мнению людей той эпохи)
  • кладбище оставалось “форумом” общественной жизни

Умерших не ожидали суд и возмездие за прожитую жизнь и они погружались в

своего рода сон, который будет длиться “до конца времён”, до второго пришествия

Христа после чего все пробудятся и войдут в царствие небесное.

Эволюция отношения к смерти

 

 

 

Второй этап

Этап эволюции отношения к смерти, идея Страшного суда.

Суд индивидуальный, который происходит в момент кончины человека.

  • заупокойная месса становится важным средством спасения души умершего
  • значение предаётся погребальным обрядам

Происходит “открытие индивида, осознание в час смерти или в мысли о смерти

своей собственной идентичности, личной истории, как в этом мире, так и в мире

ином”.

В 17 веке создаются новые кладбища, расположенные вне городской черты;

близость живых и мёртвых оказывается нестерпимой, равно как и вид

трупа.

  • во второй период возникает представление о чистилище, промежуточное положение между адом и раем.

Эволюция отношения к смерти

 

 

 

Третий этап

“Смерть далёкая и близкая” – характеризуется крахом механизмов защиты от

природы.

 

Четвертый этап

Новое явление, комплекс трагических эмоций, вызываемый уходом из жизни

любимого человека, супруга, ребёнка.

С ослаблением веры в загробные кары меняется отношение к смерти:

  • отношение к смерти: её ждут как момента воссоединения с любимым существом, ранее ушедшем из жизни
  • кончина близкого человека представляется более тягостной утратой, нежели собственная смерть

Романтизм способствует превращению страха смерти в чувство прекрасного.

Эволюция отношения к смерти

 

 

 

Пятый этап

В 20 веке развивается страх перед смертью в  самим её упоминанием. Вытеснение

смерти из коллективного сознания, как будто вообще никто не умирает и смерть

индивида не пробивает никакой бреши в структуре общества.

  • кончина человека обставлена так,  что она становится делом одних только врачей и предпринимателей
  • похороны проще и короче, кремация сделалась нормой, а траур и оплакивание покойника воспринимаются как своего рода душевное заболевание

Американскому “стремлению к счастью”  смерть угрожает как несчастье и

препятствие, её скрывают и от самого умирающего, дабы не делать его

несчастным.

 

Покойника бальзамируют, наряжают и румянят, с тем, чтобы он выглядел более

юным, красивым и счастливым, чем был при жизни.

 

СМЕРТЬ КАК ЭТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

 

Этическая ценность смерти

Смерть как этическая проблема

 

 

 

 

Известна гипотеза, выводящая из  самого факта смерти, из

сопровождающих ее потрясений  всех чувств человека, происхождение

почти всех видов искусства:

 

  • музыка возникает из печальных песнопений, стонов и жалоб по покойнику - особенно горестных, когда умерший был близким и любимым.
  • литература проистекает из горячего желания рассказать о жизни ушедшего человека, его радостях, горестях, заботах, делах, и успехах
  • скульптура - из желания запечатлеть телесный облик навсегда утерянного
  • живопись - из стремления изобразить его лицо, или отдельные события и эпизоды прошедшей жизни
  • из факта существования смерти как неотъемлемой части жизни во многом проистекает и философия, если понимать ее как размышления о жизни, о судьбе человека, о его месте во вселенной, о смысле его существования

 

Смерть как этическая проблема

 

Исходной моделью и первоисточником  нравственных отношений очень

часто считается взаимоотношение  матери (родителей) и ребенка: забота,

любовь, помощь сильного слабому, воспитание. Но родительские, в том

числе и материнские чувства, существуют и у животных. А  вот осознание

своей смертности и вытекающая  отсюда проблематика смысла жизни  и все

этические рассуждения о том, как надо жить, как жить правильно  и как

неправильно, присущи в полной  мере лишь человеку.

Из самого наличия факта смерти  в человеческом бытии вытекают две

важнейшие особенности  нравственности, определяющие само ее

содержание.

 

Первая особенность нравственности

Переживание факта смерти (шире  болезней, страданий) - близкого,

родного и любимого человека  породили в человеческой психике  такие

чувства как жалость, сострадание, милосердие. Когда же речь идет

о сфере взаимоотношений "родители-дети", то здесь присоединяется еще

одно чувство –чувство вины.(не смогли спасти, сохранить, защитить)

Можно утверждать, что именно эти чувства составляют специфику

нравственности, ее подлинную суть. И это утверждение вовсе не дань

моде сегодняшнего дня, когда  все вдруг громко заговорили  о сострадании.

 

Смерть как этическая проблема

 

Наличие этих чувств по-настоящему гарантирует нравственное

поведение человека по отношению  к другим людям. Человек, в котором

развиты жалость и милосердие, никогда не станет ни убийцей, ни вором, и

не совершит многих других  безнравственных поступков.

Первая и главная заповедь  морали - "не убий" - представляет  собой не

что иное, как табу смерти. Эта  моральная заповедь послужила  основой и

первых юридических законов:

  • право на жизнь
  • суровое наказание, назначаемое нарушившим это право

В этом смысле, смерть и борьба  против нее в различных ее  проявлениях

оказываются первоначалом и  источником не только морали, но и

права тоже.

 

Смерть как этическая проблема

 

Вторая особенность нравственности.

Часть нравственности - позитивная, конструктивная - вытекающая из

первой, из наличия факта смерти  и необходимости выработать формы  и

нормы, защищающие от смерти, предохраняющие  от нее, как бы

практически разъясняющую каждому  человеку, как он должен себя  вести,

чтобы реализовать свои чувства  жалости и сострадания в виде  конкретных

дел и поступков.

Это такие важнейшие нравственные  нормы, которые определяют сферу

должного:

  • трудиться
  • выполнять свои обязанности
  • заботиться о других
  • помогать
  • соподчинять свои потребности и интересы с потребностями и интересами других
  • не быть себялюбцем и эгоистом
  • относиться к другому человеку как к самому себе
  • любить ближнего (и дальнего)

 

Все эти нормы возникли и  родились как бы "перед лицом  смерти", "в виду

ее", "памятуя о ней". Ей  мы ими и обязаны.

В современной биоэтике, которая возникла в последние  десятилетия двадцатого

века на Западе и  буквально на наших глазах  оформилась в качестве новой

самостоятельной науки, проблема  смерти активно и глубоко анализируется.

Предметом теоретического  анализа стали, например, следующие  три вопроса,

связанные с проблемой  смерти:

1) эвтаназия - ее природа,  ее этическая допустимость, различия  между активной и пассивной  эвтаназией

2) критерий смерти -  допустимость нового критерия  смерти - смерти мозга - с  моральной точки зрения

3) аборт - оценка с  этической точки зрения.

В наше время развитие  медицинской науки и техники  пошло в таком направлении

и такими темпами, что  ставит в тупик самих медиков. Им самим все чаще требуется

помощь со стороны - юристов, социологов, политиков, этиков.

И это движение изнутри  медицины совпало с встречным  движением со стороны

общественности, представляющей  всех заинтересованных лиц - пациентов, их

родственников и знакомых, испытавших на себе шоковую  терапию современной

медицины. Именно в результате  совпадения этих встречных движений  и возникла

биоэтика.

В больницах и госпиталях  многих экономически развитых  стран мира за последние

годы накопилось значительное  количество больных, физиологическое  состояние

которых обозначается  как промежуточное между жизнью  и смертью.

Как положить конец  такому существованию, и кто должен  взять на себя функцию

его осуществления?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В ходе обсуждения такого  типа ситуаций специалистам в  области биоэтики удалось

проделать большую аналитическую  работу по вычленению самых  различных аспектов

эвтаназии и тончайших аспектов смысла этого понятия.

 

в силу клятвы Гиппократа, а  также принципиальному запрету  убийства, не могут быть принуждены  к выполнению процедуры отключения  больного от аппаратуры

 

любой, кто самовольно возьмет  на себя роль такого "убийцы  из милосердия", то есть, руководствуясь  соображениями сострадания, осуществит  эвтаназию, поможет умирающему умереть, подлежит наказанию по существующим  юридическим законам

Первое уточнение было  внесено в понятие "убийство", было проведено различие

между двумя неравнозначными  значениями, содержащимися в этом  слове: "убить" и

"дать умереть". Известно,  что юридически наказуемо только  первое деяние, оно

квалифицируется как убийство, тогда как второе может быть  квалифицированно

иначе, например, как халатность, и часто не влечет за собой  строгого юридического

Информация о работе Этическая ценность смерти