Феномен лидерства. Теории лидерства. Лидер и руководитель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 21:45, контрольная работа

Описание работы

Рассмотрим понятия «лидер» и «лидерство» в справочной литературе.
«Лидер - авторитетный член организации, малой группы или общества в целом, личностное влияние которого позволяет ему играть существенную роль в социальных процессах, ситуациях. Лидерство - один из механизмов интеграции групповой деятельности, когда индивид или часть социальной группы выполняет роль лидера, т.е. объединяет, направляет действия всей группы, которая ожидает, принимает и поддерживает его действия» .
«Лидер (от англ. leader — ведущий, первый, идущий впереди) — лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия».

Содержание работы

Феномен лидерства. Теории лидерства. Лидер и руководитель.
Феномен лидерства………………………………………..
Теории лидерства…………………………………………
Лидер и руководитель…………………………………….
Cтили руководства. Нормы этичного поведения руководителя. Качества руководителя как личности.
Cтили руководства. ……………………………………………
Нормы этичного поведения руководителя. …………………
Качества руководителя как личности………………………..
Виды и модели отношений и поведения между руководителем и подчиненными. Этичность методов принятия управленческих решений.
Виды и модели отношений и поведения между руководителем и подчиненными……………………………………………………
Этичность методов принятия управленческих решений.
Руководитель как работодатель. Аморальное поведение работодателя………………………………………………………..
Этика служебной карьеры. Карьерные стратегия и тактика. Управление и самоуправление карьерой. Карьера и личная жизнь.
Этика служебной карьеры…………………………………….
Карьерные стратегия и тактика. Управление и самоуправление карьерой……………………………………………………….
Карьера и личная жизнь……………………………………..
Заключение……………………………………………………
Библиографический список…………………………………

Файлы: 1 файл

деловая этика.docx

— 81.35 Кб (Скачать файл)

Противостояние  успешной карьеры и личной жизни  вечно. Кто-то готов пожертвовать всем ради любимого дела, кто-то ищет золотую  середину, тщетно пытаясь распределить время между профессией и семьей, кто-то довольствуется минимальными трудовыми  успехами, поставив на первый план свои увлечения. Как разрешить конфликт между работой и личной жизнью? Чем больше времени человек проводит на работе, тем меньше времени у него остается на семью. Неудивительно, что в некоторых организациях созданы специальные службы и введены особые льготы (гибкий график, дистанционная работа, распределение обязанностей, услуги нянь, химчистки). Благодаря таким льготам организации удерживают у себя талантливых людей — как штатных сотрудников, так и внешних специалистов, привлекаемых к определенным проектам.

Подобный новый подход, подчеркивающий ценность семьи и личной жизни, поможет  вам успешно продвигаться по карьерной  лестнице без ущерба для семьи. Ведь компания предоставляет нам возможность  решать ряд бытовых проблем непосредственно  на работе. Если вы специалист высокого класса и работаете в солидной организации, то сможете сделать  карьеру — и даже не одну, —  о которой всегда мечтали, и вам  не придется решать извечную дилемму  — "семья или работа". Обратная сторона альтернативного подхода к организации труда состоит в том, что руководитель не всегда может самостоятельно контролировать работу подчиненных: кто-то работает дистанционно, кто-то — по гибкому графику, кто-то находится в офисе постоянно. Поэтому эффективность труда будет определяться не вашими персональными достижениями, а способностью повышать производительность и качество работы в людей, работающих на вас.

Заключение

Не только подчиненные, но и руководители должны отвечать определенным требованиям. Руководящие органы должны обладать определенным набором личных, профессиональных и деловых качеств. Также они  должны выполнять ряд функций: стратегическую, административную, организационную, направляющую, кадровую и другие. На разных этапах существования организации нужны  различные типы руководителей -  в период создания или перестройки организации - руководители-предприниматели и руководители-лидеры. В период стабильного развития - руководители-плановики, а также руководители-администраторы. При этом задачи руководителей разных звеньев имеют свою специфику. Различают пассивный и активный виды руководителей. Разные виды руководителей используют разную политику и методы влияния.

Существует множество форм власти и влияния. Можно выделить 5 основных форм влияния: власть, основанная на принуждении, власть, основанная на вознаграждении, экспертная власть, эталонная власть и законная власть. Также существуют такие способы влияния, как убеждение  и участие.

Выделяется несколько подходов к теориям лидерства. Поведенческий  подход к лидерству рассматривает  различные стили руководства: автократичное  и демократичное руководство  по теории «Х и У» Дугласа МакГрегора, руководство, сосредоточенное на работе и на человеке, четыре системы Лайкерта (эксплуататорско- авторитарная, благосклонно- авторитарная, консультативно- демократическая  и основанная на участии). Также рассматриваются  двухмерная трактовка стилей лидерства,  разработанная группой в Университете Огайо, которая классифицировала поведение руководителя по  структуре и вниманию к подчиненным. Далее Блэйк и Мутон разработали управленческую решетку, выделившую 5 основных стилей руководства (страх перед бедностью, дом отдыха, авторитет – подчинение, организация, команда).

В ситуационных походах к эффективному лидерству рассматриваются: модель руководства Фидлера, которая предлагает факторы, влияющие на поведение руководителя - отношения‚ между руководителем  и членами коллектива, структура  задачи, должностные полномочия. Подход “путь — цель” Митчела и  Хауса предлагает некоторые приемы, с помощью которых руководитель может влиять на пути или средства достижения целей. Теория жизненного цикла  Поля Херси и Кена Бланшара утверждает, что самые эффективные стили  лидерств зависят от “зрелости” исполнителей. А согласно Модели принятия решений  руководителем Врума — Йеттона, имеется пять стилей руководства, которые  может использовать руководитель в  зависимости от того, в какой степени  подчиненным разрешается участвовать  в принятии решений.

Персонал, несомненно играет важную роль в любой организации. По Категориям персонала можно выделить: рабочих,  служащих и специалистов. При большой загруженности руководителя не маловажную роль играет штатный заместитель. В настоящее время необходимо уделять внимание возникающим в организации конфликтам. По природе конфликты можно разделить на неконструктивный и продуктивный.

По широте конфликта выделяют 4 основных их типа: внутриличностный, межличностный, конфликт между личностью и группой, межгрупповой конфликт. Причины конфликтных  ситуаций классифицируются в менеджменте  на внешние, внутренние, функциональные, вытекающие из неправильной критики  во время споров и дискуссий, и  как последствия ошибок руководителя в межличностном общении. Способы  устранения конфликтов условно можно  разделить на две категории: структурные  и межличностные. Существует пять основных структурных способов устранения конфликтов: на основе четкого описания рабочих  мест, путем введение жесткой системы  единоначалия, на основе установления общих оценочных показателей, на базе использования системы поощрения  бесконфликтной работы, разрешение с  учетом целей конфликтов. Выделяют несколько стратегий предупреждения и разрешения конфликтов: уход от конфликта, приспособление, примирение через компромисс, решение конфликт силой, стратегия окончательного разрешения и предупреждение конфликта.

Несмотря на множество теорий, способов, методов влияния, невозможно выделить один универсальный управленческий подход. Невозможно также определить границы, различающие «зоны» различных  стилей руководства. Поэтому руководитель должен уметь использовать различные  методы влияния, учитывая особенности  персонала, его профессионализм, «зрелость», личные качества. Он должен правильно  выбирать стиль руководства в  соответсвии с ситуацией. Немаловажна  способность руководителя разрешать  конфликтные ситуации, понимать причины  возникновения и предвидеть их.  Для этого руководитель должен обладать определенным набором качеств, позволяющим ему осуществлять эффективное управление. Все это отражается на качестве работы подчиненных, а главное, на степени сотрудничества их руководством, что в конечном счете отражается на эффективности работы организации в целом и степени достижения поставленных целей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список:

1. Е. В. Андриенко. Соц. психология. М. 2003г.

2.Т. В. Бендас. Психология  лидерства. Спб., 2009г.

3. Ж.А.Дедерихс, Марио Р.. Хиллари.  Клинтон и власть женщин. М. 1995г.

4. Ж. А. Ермакова. Лидерство  как социально-психологический феномен  М. 2002

1. Аверченко Л. К. Управление  общением: Теория и материалы  и практикумы для специального  работника: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, Новосибирск: НГАЭиУ, 1999.

7. Блинов А. О., Василевская  О.В. Искусство управления персоналом: Учеб. пособие для экономических  колледжей и вузов. — М.: ГЕЛАН, 2001.

1.    Дятлов В.А., Кибанов А.Я,, Пихало В.Т. «Управление персоналом»: - М.:»Издательство ПРИОР» 1998

2.    Десслер Г. «Управление персоналом» : - М.:»БИНОМ» 1997

3.    Поляков В.А. «Технология карьеры. Практическое руководство»: - М.: «Наука» 1989

4.    Цветаев В.М. «Управление персоналом»: -С-П.: «ПИТЕР» 2000

2 Социальная психология под ред. А.Л.Журавлева М., 2002г.

3 Лидерство как социально-психологический феномен Ермакова Ж. А. М. 2002г.

4 Социальная психология под ред. А.Л.Журавлева М., 2002г.

5 Кричевский Р.Л. Если Вы – руководитель (элементы психологии менеджмента в повседневной работе). – М. 1998.

6 Краткий словарь по социологии М. 1988г.

7 Психология, словарь. М. 1990г.

8 Пырыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. М. 1971г.

9 Пырыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. М. 1971г.

10 Пырыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. М. 1971г.

11 Пырыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. М. 1971г.

12 Е. В. Андриенко. Соц. психология. М. 2003г.

13 Е. В. Андриенко. Соц. психология. М. 2003г.

14 Е. В. Андриенко. Соц. психология. М. 2003г.

15 Е. В. Андриенко. Соц. психология. М. 2003г.


Информация о работе Феномен лидерства. Теории лидерства. Лидер и руководитель