Феномен лидерства. Теории лидерства. Лидер и руководитель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 21:45, контрольная работа

Описание работы

Рассмотрим понятия «лидер» и «лидерство» в справочной литературе.
«Лидер - авторитетный член организации, малой группы или общества в целом, личностное влияние которого позволяет ему играть существенную роль в социальных процессах, ситуациях. Лидерство - один из механизмов интеграции групповой деятельности, когда индивид или часть социальной группы выполняет роль лидера, т.е. объединяет, направляет действия всей группы, которая ожидает, принимает и поддерживает его действия» .
«Лидер (от англ. leader — ведущий, первый, идущий впереди) — лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия».

Содержание работы

Феномен лидерства. Теории лидерства. Лидер и руководитель.
Феномен лидерства………………………………………..
Теории лидерства…………………………………………
Лидер и руководитель…………………………………….
Cтили руководства. Нормы этичного поведения руководителя. Качества руководителя как личности.
Cтили руководства. ……………………………………………
Нормы этичного поведения руководителя. …………………
Качества руководителя как личности………………………..
Виды и модели отношений и поведения между руководителем и подчиненными. Этичность методов принятия управленческих решений.
Виды и модели отношений и поведения между руководителем и подчиненными……………………………………………………
Этичность методов принятия управленческих решений.
Руководитель как работодатель. Аморальное поведение работодателя………………………………………………………..
Этика служебной карьеры. Карьерные стратегия и тактика. Управление и самоуправление карьерой. Карьера и личная жизнь.
Этика служебной карьеры…………………………………….
Карьерные стратегия и тактика. Управление и самоуправление карьерой……………………………………………………….
Карьера и личная жизнь……………………………………..
Заключение……………………………………………………
Библиографический список…………………………………

Файлы: 1 файл

деловая этика.docx

— 81.35 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ (14)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный  инженерно-экономический университет» (14)

Филиал  ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский  государственный инженерно-экономический  университет» в г. Твери (14)

Кафедра гуманитарных, социально-экономических  и естественно-научных дисциплин

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине:

«ДЕЛОВАЯ ЭТИКА»

 

                                                                            Выполнил:  Леонов В. А.                                                     

студент  1  курса  10 З  группы

специальность: 080200 «Менеджмент (здравоохранение)»

№ зачетной книжки:  2475

Подпись:______________________

                                                                                       Руководитель: Баранова Н.А.

                                                                                             Оценка:      ____________________

Дата:          ____________________

Подпись:   ____________________

  Рег. №  _______________________

                                                                                   Специалист УМО _______________

Тверь 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

    1. Феномен лидерства. Теории лидерства. Лидер и руководитель.
    1. Феномен лидерства………………………………………..
    1. Теории лидерства…………………………………………
    2. Лидер и руководитель…………………………………….
    1. Cтили руководства. Нормы этичного поведения руководителя. Качества руководителя как личности.
    1. Cтили руководства. ……………………………………………
    2. Нормы этичного поведения руководителя. …………………
    3. Качества руководителя как личности………………………..
    1. Виды и модели отношений и поведения между руководителем и подчиненными. Этичность методов принятия управленческих решений.
    1. Виды и модели отношений и поведения между руководителем и подчиненными……………………………………………………
    2. Этичность методов принятия управленческих решений.
    1. Руководитель как работодатель. Аморальное поведение работодателя………………………………………………………..
    1. Этика  служебной карьеры. Карьерные стратегия и тактика. Управление и самоуправление карьерой. Карьера и личная жизнь.
    1. Этика  служебной карьеры…………………………………….
    1. Карьерные стратегия и тактика. Управление и самоуправление карьерой……………………………………………………….
    2. Карьера и личная жизнь……………………………………..
    1. Заключение……………………………………………………
    1. Библиографический список…………………………………
  1. Феномен лидерства. Теории лидерства. Лидер и руководитель.

1. Феномен лидерства

Рассмотрим понятия «лидер»  и «лидерство» в справочной литературе.

«Лидер - авторитетный член организации, малой группы или общества в целом, личностное влияние которого позволяет ему играть существенную роль в социальных процессах, ситуациях. Лидерство - один из механизмов интеграции групповой деятельности, когда индивид  или часть социальной группы выполняет  роль лидера, т.е. объединяет, направляет действия всей группы, которая ожидает, принимает и поддерживает его  действия»1.

«Лидер (от англ. leader — ведущий, первый, идущий впереди) — лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия».

 « Лидерство - это  естественный социально-психологический  процесс в группе, построенной  на влиянии личного авторитета  человека на поведение членов  группы. Лидер не только направляет  и ведет своих последователей, но и хочет вести их за  собой, а последователи не просто  идут за лидером, но и хотят  идти за ним».

 

2. Теории лидерства

Теория черт. Данное направление в исследовании лидерства возникло под влиянием английского психолога и антрополога Ф. Гальтона, который выдвинул идею наследственности в природе лидерства.

Данная теория имела широкое  распространение в науке на протяжении 50 – 60гг. 20в. Основные её положения:

Главная идея «теории черт»  заключается в понимании лидерства  как феномена, порождаемого специфическими чертами лидера, «такими как искусство  убеждения, благородство, любовь к риску, энтузиазм, беспристрастность, сила воли, смелость, честность, справедливость, искренность и т. д.»2.

В рамках теории черт рассмотрим основные черты, характерные для  большинства лидеров.

1) Доминантность (с англ. «господство», «преобладание», «влияние»). Предполагает наличие стремления  лидера влиять на других людей.  Влияние должно находить внутренний  отклик у подчинённых.

2) Уверенность в себе. Уверенный в себе лидер обеспечивает  психологический комфорт членов  группы.

3) Эмоциональная уравновешенность  и стрессоустойчивость. При этом  лидер должен искать средства  эмоциональной разрядки для того, чтобы предотвратить переход  сдерживаемых эмоциональных реакций  в неврозы и развивающиеся  на их основе психосоматические  заболевания.

4) Креативность. Заключается  в способности к творческому  решению стоящих перед группой  задач, способности видеть элементы  новизны, творчества в деятельности  других людей. 

5) Предприимчивость, способность  к риску, ответственности, харизма,  общительность.

6) Независимость. «Главное, чтобы руководитель имел свою  точку зрения на возникающие  проблемы, свое и профессиональное, и человеческое лицо и поддерживал  это свойство в последователях»3.

7) Интеллект лидера должен  быть выше среднего по группе, н6о не выше, так как в таком  случае лидер перестаёт восприниматься  как один «из нас», также лидер  не может обладать интеллектом  ниже среднего по группе, так  как он не сможет управлять  людьми, превосходящими его по  интеллекту.

8) Лидеры как правило  высокого или низкого роста. 

Теория черт» оказалась  несостоятельной, так как многие качества в разных исследованиях  истолковывались по-разному. Ко всему  прочему нет ни одной черты, с  которой были бы согласны все авторы.

Ситуационная  теория. Данная теория получила наибольшее распространение после падения доверия к теории черт. Сторонниками данной теории являются Ф.Фидлер, Т Митчел и Р.Хаус, П.Херси и К.Бланшар. «Ситуационная теория» провозглашает значимость ситуации в процессе выдвижения лидера. В контексте данной теории лидер рассматривается как функция ситуации. Смена лидера в соответствии с данной теории происходит тогда, когда социальна ситуация существования группы кардинально меняется.

Э. Хартли предложил модификацию  ситуативной теории:

  • «если человек становится лидером в одной ситуации, то не 
    исключено, что он может им стать и в другой;
  • в результате стереотипного восприятия лидеры в одной ситуации рассматриваются группой как «лидеры вообще»;
  • став лидером в одной ситуации, индивид приобретает авторитет, который способствует избранию его лидером и в другой ситуации;
  • лидером чаще выбирают человека, который имеет мотивацию к  
    достижению этого статуса.

Несмотря на то, что концепция  лидерства Хартли была более гибкой (по сравнению с предшествующими, ей все же не удалось приобрести четкости и строгости в качестве научной теории лидерства».

«Теория определяющей роли последователей» является одной  из самых популярных теорий. Данный тип теории провозглашал лидерство  «как функцию от экспектаций (ожиданий) последователей»4. Известно, что лидер не может существовать без группы. Последователи могут принимать и отвергать лидера. Лидер будет приниматься группой лишь до тех пор, пока он буде разделять ценности, значимые для группы. При утрате поддержки от своей группы лидер теряет способность влиять на её деятельность. Таким образом, деятельность лидера детерминируется его последователями. В процессе синтеза вышеописанных теорий была разработана комплексная или реляционная теория, сочетающая в себе идеи трёх основных направлений.

Взгляды З. Фрейда относятся  к психоаналитической теории лидерства. В соответствии с данной теорией  лидерство рассматривается как  эффект нереализованных в социальной жизни желаний человека. Подавленные  влечения становятся в последствии  источником высокой социальной активности. Происходит социальная компенсация  психологической неудовлетворённости  за счёт влияния на других.

Лидерство также рассматривается  как следствие комплекса неполноценности, возникающего в детстве и «являющегося универсальной движущей силой в  преодолении препятствий и развития личности.

Альфред Адлер полагал, что  стремление к власти порождается  страхом. Адлер считала, что личности, боящиеся людей, стремятся к властвованию над ними.

В бихевиоризме лидерство  изучалось как результат борьбы за выживание, которая в большинстве  случаев происходит на неосознанном уровне. В это теории лидерство  связывали с такими качествами человека, как доминантность, инициатива, напористость и агрессивность.

 «Теория кредита доверия» (Idiosyncrasy Gredit) была разработана Е.Холландером в рамках личностно-ситуативной концепции. «Теория имеет дело с определением степени свободы лидера в инициировании им изменений в группе. Лидер может сделать это лишь в том случае, если последователи осознают его компетентность и оценивают его поведение как соответствующее нормам, принятым в группе, что порождает лояльность и доверие к действиям лидера.

По мнению Холландера, в  результате совместной деятельности происходит определенное накопление позитивных впечатлений  по отношению к индивиду, претендующему  на роль лидера, а это, в свою очередь, определяет то, насколько индивид в своих поступках может отойти от ожиданий группы. Каждый ее член при решении общих задач набирает определенное количество «заслуг» перед группой, которая выдает ему кредиты на нестандартное поведение без применения каких-либо санкций, то есть дает определенную свободу отклонений от принятых правил, что было бы невозможно для тех, у кого такого доверия нет. Эти кредиты доверия позволяют использовать их для обновления действий, ожидаемых в рамках роли лидера. Неиспользованные кредиты могут быть «съедены» неудачей лидера в осуществлении ролевых ожиданий последователей. Причины ее включают бездействие (инертность), работу «на себя», слабую мотивацию его действий, некомпетентность в решаемом вопросе и другие, отрицательно воспринимаемые тоны поведения. Если лидер не совершает ничего такого, что могло бы поколебать веру последователей в его целенаправленность, способность компетентно решать поставленные задачи, лояльность и надлежащее с его стороны отношение к группе, вероятнее всего, стремление провести какие-либо реформы в организации будут восприняты терпимо» 5.

 

3. Лидер и руководитель

Для начала сравнения рассмотрим трактовки обоих понятий в  психологических словарях.

«Лидер – это авторитарный член организации или малой группы, личностное влияние которого позволяет  ему играть главную роль в социальных процессах, ситуациях. Авторитет и  повседневное влияние лидера имеют  неформальный характер, складываются стихийно и поддерживаются неофициальными средствами группового контроля»6.

 «Руководитель - лицо, на которое официально возложены  функции управления коллективом  и организации его деятельности.

Руководитель несёт юридическую  ответственность за функционирования группы (коллектива) перед назначавшей (избравшей, утвердившей) его инстанцией и располагает строго определёнными  возможностями санкционирования –  наказания и поощрения подчинённых  в целях воздействия на их производственную (научную, творческую и пр.) активность»7.

Оба процесса рассматриваются  в социальной психологии как групповые, связанные с социальной властью  в группе.

И лидер, и руководитель оказывают  ведущее влияние на дела группы, но способы осуществления данного  влияния различны. В большинстве  исследований, которые касаются теорий лидерства данные понятия рассматриваются  в одном контексте, однако лидерство  отмечается в системе неформальных отношений, а руководство в системе  формальных отношений.

Таким образом, феномены лидерства  и руководства являются близкими по своей психологической сущности, но не совпадают полностью.

В зависимости от ориентации лидеров и руководителей выделяют два аспекта власти: формальный и  психологический. Формальный (инструментальный) аспект всегда связан с правовыми  полномочиями руководителя и личностными  возможностями руководителя воздействовать на членов группы. В отличие от лидерства  руководство всегда содержит правовую основу. Инструментальный руководитель ориентируется, главным образом, на задачу, стоящую перед группой, а  психологический руководитель на людей  и их интересы.

Рассмотрим различия между  лидером и руководителем, которые  традиционно выделяются в социальной психологии:

 «Во-первых, лидер регулирует  межличностные отношения, а руководитель  – формальные. Кроме того, лидер  связан только с внутригрупповыми  отношениями, руководитель же  обязан обеспечить определённый  уровень взаимоотношений своей  группы в микроструктуре организации (учреждения), т. е. вне группы»8. Мы склонны поспорить с данным утверждением, так известно, что в большинстве случаев лидеры девиантных подростковых групп и военные лидеры (в прошлом) представляют (-ли) интересы своих групп в процессе взаимодействия с другими группами.

Информация о работе Феномен лидерства. Теории лидерства. Лидер и руководитель