Детерминация человеческого поведения в деловом обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 15:16, реферат

Описание работы

Актуальность темы исследования связана с радикальными переменами, осуществляемые в нашей стране, где неоднозначное восприятие людьми и сложная динамика общественного развития, предполагает выявление социально-психологических механизмов, лежащих в основе взаимодействий между нашим "Я" и социальной средой личности.

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 49.67 Кб (Скачать файл)

"Неформальные", межличностные  отношения не следует рассматривать  как самостоятельный вид отношений,  поскольку они представляют собой  своеобразную психологическую форму  проявления реально существующих  экономических, политических, правовых  и других отношений между людьми.

Социальная группа — важный элемент микросреды, опосредующий детерминирующее  воздействие общества на личность. Следовательно, макросреда воздействует на личность как непосредственно, так  и в опосредованной форме, через  ее влияние на те социальные группы, в жизни которых индивид непосредственно  участвует. Взаимодействие между личностью  и обществом в рамках микросреды выступает в качестве взаимодействия индивида и социальной группы.

Социальная группа - это более или менее устойчивая конкретно- историческая общность людей, в которой личность реализует свою предметно-деятельную сущность. Участие личности во многих видах социальной деятельности определяет ее принадлежность к самым различным социальным группам. Ее ближайшее социальное окружение составляет семья, учебная группа, трудовой коллектив, соседи, группы по интересам и т.д. Общим для всех этих групп является совместная деятельность людей, направленная на достижение общих целей, предполагающая определенную согласованность действий на основе обмена информацией и существования специальных средств контроля над выполнением отдельных функций. Обусловленность объективно существующей структурой общественных отношений и относительная самостоятельность составляют отличительные черты социальной группы.

С одной стороны, внутренняя структура социальной группы является отражением общих условий социальной среды. Любая социальная группа прямо  или косвенно связана с воспроизводством тех или иных элементов материальной и духовной культуры общества, зависит  от его социально-классовой и  этнической структуры, господствующих политических идеалов и нравственных ценностей.

С другой стороны, ей свойственна  автономность, поскольку общие социальные условия существуют здесь в форме  особенных условий личностного  бытия, преломляются в конкретной идейной  и нравственной атмосфере группы.

Решающая роль в детерминации человеческого поведения в рамках микросреды принадлежит рабочей  группе. Именно здесь происходит разрешение противоречия между индивидуальными  и общественными интересами, устанавливаются  реальные границы и условия социальной деятельности, формируется вполне определенный тип личности. Высокая социальная мобильность, широкие возможности  в обогащении социального опыта  — существенная особенность самореализации личности в рамках современного общества, которой не следует пренебрегать. Как справедливо заметил известный  специалист в области социальной психологии Б.Д. Парыгин, «то, что сегодня для того или иного индивида является макросредой, то есть средой, выходящей за рамки повседневного существования, общения, завтра может превратиться в важнейший фактор его жизненной эволюции...»

Не менее устойчивой тенденцией современного, исключительно динамичного  общества является неуклонный рост непосредственных контактов между личностью и  макросредой. На фоне некоторого снижения общеобразовательного и культурного  уровня значительной части населения  стремительно возрастает роль электронных  средств распространения информации. Российские пресса, радио и телевидение  — эффективное орудие распространения  массовой, потребительской культуры, популяризации наиболее современных  методов личного обогащения и  проявления частной инициативы. Воспринимаемая информация существенно дополняет  сведения, получаемые в процессе делового общения с окружающими людьми. В ряде случаев подобное "замещение" приводит к тому, что некоторые  социальные группы например семья, утрачивают информативные функции в отношении  своих членов. Подобная тенденция  приводит к нивелировке личности, постепенному вытеснению "местных", т. е. профессиональных и групповых  черт из социально-типических черт личности. По мере внедрения рыночных отношений  микросреда личности все чаще становится причиной уже не социальных, а скорее индивидуальных различий, обусловливает  скорее форму проявления социально-типического, а не его содержание.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Подводя итог, можно выделить, что поведение любого индивида определяется не только набором личностных качеств, особенностями конкретной ситуации, но и не всегда учитываемой спецификой той социальной среды, в рамках которой реализуется его деловая активность. Каждый человек как бы формирует свой внешний образ он "считывается" другими людьми и на этой основе формируется определенное отношение. Первые сигналы внешнего вида это одежда, обувь и прическа. От них зависит отношения к человеку при первом знакомстве.Перечисленные внешние индикаторы позволяют выглядеть сильным и привлекательным, позволяют при первом знакомстве сформировать положительный имидж, заложить основу для успешного делового общения в будущем.

Наиболее существенные с  точки зрения ориентации в реальных жизненных ситуациях целостные  образы социальных явлений именуются  знаковыми системами, или значениями (частным видом являются социальные стереотипы). Основной набор поведенческих стереотипов формируется в процессе социализации личности под воздействием макро и микросреды, коллективного и индивидуального опыта, обычаев и традиций. Социальные стереотипы играют огромную роль в повседневном общении благодаря целому ряду своих особенностей.

Любой акт делового общенияможет быть представлен как ролевое  поведение. Бывает, что в течение одного дня деловому человеку приходится "играть" несколько ролей: руководителя, коллеги, подчиненного, партнера по переговорам и т.д. Во всех случаях предпосылкой успеха является не только всесторонний и глубокий анализ деловой ситуации, но и готовность к успеху, обусловленная состоянием и ориентацией нашего "Я". Необходимо постоянно развивать позитивное мышление, чтобы направлять свои усилия на решение стоящих перед нами проблем, а не сетовать по поводу их существования.

Важно отметить, что детерминация может носить как непосредственный, так и опосредованный характер.

Устойчивой тенденцией современного, исключительно динамичного общества является неуклонный рост непосредственных контактов между личностью и макросредой. На фоне некоторого снижения общеобразовательного и культурного уровня значительной части населения стремительно возрастает роль электронных средств распространения информации.

По мере внедрения рыночных отношений микросреда личности все  чаще становится причиной уже не социальных, а скорее индивидуальных различий, обусловливает скорее форму проявления социально-типического, а не его  содержание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология.-СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002.
  2. Дорошенко В.Ю., Лавриненко В.Н, Кузин Ф. А. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов.- М.: ЮНИТИ, 2007.- 379 с. 4.
  3. Зарецкая, Е. Н. Деловое общение : учебник : в т. / Е. Н. Зарецкая – М. : Дело, 2002.
  4. Кибанов А. Я, Захаров Д. К, ГоловановаВ. Г. Этика деловых отношений : учебник для вузов / ИНФРА-М, 2004.
  5. ЛавриненкоВ.Н.  Психология и этика делового общения: Учебник для вузов  /Под ред. проф.— 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
  6. Психология и этика делового общения. Учебник /Под ред. Лавриненко В.Н.- ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
  7. Свенцицкий А.Л. Социальная психология: Учебник.- М.: ООО «ТК Велби», 2003.
  8. http://www.bibliofond.ru - электронная библиотека

 


Информация о работе Детерминация человеческого поведения в деловом обществе