Система норм и правил поведения людей в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2015 в 15:48, реферат

Описание работы

Целью выполнения настоящей работы является анализ различных деловых приемов. В процессе выполнения данной работы следует решить следующие задачи:
 Рассмотреть понятие и различные виды этикета.
 Рассмотреть историю этикета.
 Описать сущность делового этикета.
 Выявить основные требования и принципы делового этикета.
 Раскрыть основную цель и назначение деловых приемов.
 Рассмотреть виды деловых приемов.
 Рассмотреть процесс подготовки проведения деловых приемов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЭТИКЕТА 4
1.1 Понятие и виды этикета 4
1.2 Зарождение и история формирования этикета 6
2 ДЕЛОВОЙ ЭТИКЕТ И ДЕЛОВЫЕ ПРИЕМЫ 9
2.1 Сущность, требования, принципы деловой этики 9
2.2 Цель и назначение деловых приемов 11
2.3 Виды деловых приемов 12
2.3.1 Дневные приемы 12
2.3.2 Вечерние приемы 12
2.4 Подготовка и проведение приёмов 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 21

Файлы: 1 файл

деловые коммуникации.docx

— 36.62 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В процессе повседневной жизни любой человек сталкивается с различными нормами и правилами поведения в обществе. Без соблюдения этих норм невозможны политические, экономические, культурные и семейные отношения, так как мы не можем существовать, не считаясь друг с другом, не налагая на себя определенных ограничений. В настоящее время особую значимость приобретает этикет в деловой сфере, ведь для достижения высокой результативности практически в любом виде коммерческой деятельности необходимо владеть определенным набором сведений, знаний, представлений о правилах поведения, о принципах делового общения.

Культура делового общения содействует установлению и развитию отношений сотрудничества и партнерства между коллегами, руководителями и подчиненными, партнерами и конкурентами, во много определяя эффективность: будут ли эти отношения успешно реализовываться в интересах партнеров или же станут малосодержательными, неэффективными, а то и совсем прекратятся, если партнеры не найдут взаимопонимания.

Целью выполнения настоящей работы является анализ различных деловых приемов. В процессе выполнения данной работы следует решить следующие задачи:

  • Рассмотреть понятие и различные виды этикета.
  • Рассмотреть историю этикета.
  • Описать сущность делового этикета.
  • Выявить основные требования и принципы делового этикета.
  • Раскрыть основную цель и назначение деловых приемов.
  • Рассмотреть виды деловых приемов.
  • Рассмотреть процесс подготовки проведения деловых приемов.

Объектом исследования является система норм и правил поведения людей в обществе Предметом исследования являются нормы и правила проведения деловых приемов. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы.

1 ОСНОВНЫЕ  ПОНЯТИЯ ЭТИКЕТА

    1. Понятие и виды этикета

Термин этикет, т.е. свод правил поведения, обхождения, принятых в определенных социальных кругах (при дворах монархов, в дипломатических кругах к т. п.); в переносном значении - форма поведения, обхождения, правила учтивости, принятые в данном обществе, перешел к нам из французского языка. Корень же слова – греческий (в переводе – обычай), от него происходит слово этика, означающее:

  1. Философское учение о нравственности, морали;
  2. Нормы поведения, совокупность правил, принятых среди членов общества, какой- либо социальном или профессиональной группы, корпорации и т.п. [1, c.2]

Старшим значением этого слова было «билет». Отсюда – «обозначение должности, обязанностей того или иного чина в придворном церемониале» и развилось значение «этикет» как условный кодекс правил поведения. [2]

Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от седой древности до наших дней. В основе своей эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то данного общества, но и представителями самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического строения, национальными традициями и обычаями.

Различают несколько видов этикета, основным из которых являются:

  • придворный этикет – строго установленный порядок и формы обхождения при дворах монархов. Применяется в настоящее время при дворах и в светском обществе стран с монархической формой правления;
  • дипломатический этикет – правила поведения дипломатов и других официальных лиц в отношениях друг с другом и на различных официальных дипломатических мероприятиях (приемы, визиты, презентации, переговоры, встречи делегаций и т.д.);
  • воинский этикет – свод общепринятых в данной армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их жизни и деятельности в частях, на кораблях и в общественных местах;
  • Общегражданский этикет –   совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых в общении между собой частными лицами данного общества. [1, c. 6]

Большинство правил дипломатического, воинского и общегражданского этикета в той или иной мере совпадают. Отличие между ними состоит в том, что соблюдению правил этикета дипломатами придается большее значение, поскольку отступление от них или нарушение этих правил может причинить ущерб престижу страны или ее официальным представителям и привести к осложнениям во взаимоотношениях государств.

По мере изменений условий жизни человечества, роста образований и культуры одни правила поведения сменяются другими. То, что раньше считалось неприличным, становиться общепринятым, и наоборот. Но требования этикета не являются абсолютными: соблюдение их зависит от места, времени и обстоятельств. Поведение, недопустимое в одном месте и при одних обстоятельствах, быть уместным в другом месте и при других обстоятельствах.

Современный этикет регламентирует поведение людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных мероприятиях - приемах, церемониях, переговорах.

    1. Итак, этикет - очень большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности - в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности - в области культуры материальной. 
      Зарождение и история формирования этикета

Основоположником этики был Аристотель, который в IV в. до н.э. создал фундаментальные трактаты о добре и зле, нравственности, достойных и аморальных поступках человека. Он образовал понятие «этический» для обозначения особых качеств человека – этических добродетелей – особых свойств характера человека. 

В древности международным эталоном считался греческий этикет. По свидетельству историка Полибия, первые римские послы в эллинистических государствах поражали мягких и деликатных греков грубостью, неумением сдерживать свои чувства. По правилам этикета посол не должен был прерывать речи того лица, с которым разговаривал.

Из античной истории к нам перешли и правила ведения бесед. Было не принято во время переговоров публично обвинять третьих лиц.

Древние египтяне и другие народы Древнего Востока вели между собой устные и письменные переговоры, направляли и принимали послов, объявляли войны и заключали перемирия, размечали границы, обменивались пленными. Все эти международные действия совершались в соответствии с определенными обычаями, в торжественном обстановке и освящались, как правило, «божественными силами».

Первый известный трактат о поведении «Дисциплина клерикалис», изданный в 1204 г., был сочинен испанским священником Педро Альфонсо. Книга была предназначена для духовенства. На ее основе позднее вышли пособия по этикету в Англии, Голландии, Франции, в германских и итальянских землях. В них преобладали правила поведения за столом. Затрагивались и другие вопросы – порядок ведения бесед, приема гостей. Эти правила считались приемными и для дипломатов.

Постепенно сфера применения этикета в международном общении расширялась, распространяюсь не только на дипломатических представителей, но и на коронованных особ, дворян, купцов, ученых и странствующих студентов. Законодателем правил этикета в начале и середине средневековья была церковь, а в позднее средневековье – королевские дворы Парижа, Лондона и других европейских столиц.

Длительное время законодателями норм этикета считались англичане. Английский писатель XVIII в. Оливер Голдсмит в книге «Гражданин мира, или Письма китайского философа», размышляя о том, что следует считать истинной учтивостью, писал, что, хотя в каждой стране существуют свои церемонии, истинная учтивость повсюду одинакова, и порождается она здравым смыслом и добросердечием. «Наделенный этими качествами человек, - подчеркивал он, - всегда приятен».

В Древней Руси в начале XII в. Было широко известно «Поучение к детям» князя Владимира Мономаха. В «Поучении» излагались нормы, в соответствии с которыми надлежало поступать детям князей и дружинников.

Первым сводом правил поведения людей по отношению к светской власти, к церкви, семье, слугам был знаменитый «Домострой», написанный в XVII в. Его авторство связывают с именем попа Сильвестра, ближайшего сподвижника первого русского царя Ивана Васильевича IV – Ивана Грозного. Изложенные в «Домострое» правила охватывали главные стороны жизни горожан – домоводство, различные бытовые обряды, воспитание детей, ведение торговых дел, обхождение с гостями и т.д.

Установления «Домострой» существовали до времен Петра I, который впоследствии стал вводить различные западноевропейские обычаи. Петр I позаботился о том, чтобы правила нового этикета стали достоянием подрастающего поколения. В 1717 г. по его указу была издана специальная книга, содержащая сведенные воедино выдержки из различных западноевропейских руководств по светскому этикету, переведенные на русский язык. Есть основания полагать, что при составлении этой книги была проявлена известная забота о сохранении тех норм сложившегося русского национального этикета, которые диктовались целесообразностью и специфическими условиями России и являлись национальной гордостью русского народа.

После Петра I, придерживавшегося преимущественно обычаев, распространенных в германских землях, при дворе и в дворянстве постепенно стало усиливаться влияние французского этикета.

После Отечественной войны в 1812 г. Французское влияние в этикете, моде, жизненном обиходе высших кругов ослабло, уступая место английскому.

Лучшие традиции национального этикета развивались в XIX в. в среде так называемой разночинной интеллигенции, вышедшей из демократических слоев населения. Вырабатывались принципы новых отношений между людьми, отвергались, высмеивались бессмысленные условности как дворянского этикета, так и мещанско-купеческой манерности, пропагандировалась естественность и простота в общении людей между собой. [1, c. 2- 4]

 

2 ДЕЛОВОЙ ЭТИКЕТ И ДЕЛОВЫЕ ПРИЕМЫ

2.1 Сущность, требования, принципы деловой этики

Деловая этика – одна из самых молодых и стремительно развивающихся отраслей науки. Курсы по этой дисциплине читаются на Западе, в США не только в школах бизнеса, но и в солидных университетах, став неотъемлемой частью подготовки экономистов, менеджеров, специалистов в области управления общественными организациями и государственной службы. Постепенно интерес к деловой этике возникает и в России.

Деловая этика в широком смысле — это совокупность этических принципов и норм, которыми должна руководствоваться деятельность организаций и их членов. Она включает явления различных порядков: этическую оценку как внутренней, так и внешней политики организации в целом; моральные принципы членов организации, т.е. профессиональную мораль; моральный климат в организации; нормы делового этикета и т.п. Деловой этикет – это собой свод правил и норм целесообразного поведения партнеров по совместному делу, обеспечивающий уважение человеческой личности и неукоснительное соблюдение правовых, финансовых и этических обязательств.

Интересным является тот факт, что общей основой деловой этики служит понимание труда как нравственной ценности. А труд становится моральной ценностью, если воспринимается не только как источник средств существования, но и как способ формирования человеческого достоинства. При этом решаются традиционные этические проблемы: проблема морального выбора превращается в проблему выбора профессии, так называемую проблему призвания; проблема смысла жизни становится проблемой смысла профессиональной деятельности; моральный долг рассматривается как долг профессиональный; моральная ответственность преломляется через профессиональную ответственность, профессиональные качества личности получают моральную оценку.

Профессор Э.А. Уткин выделяет основные требования делового этикета:

  1. Вежливость и корректность.
  2. Тактичность и деликатность.
  3. Скромность.
  4. Пунктуальность и обязательность.

Грубое несоблюдение любого из этих требований обязательно приводит к серьезным проблемам в деловых отношениях.

Выделяют пять основных принципов бизнес-этикета:

  1. Принцип разумного эгоизма – выполняя свои рабочие функции, не мешай другим выполнять свои.
  2. Принцип позитивности – если нечего сказать приятного или положительного, лучше молчать. А вот другие проявления этого принципа:
    1. Не сплетничайте и не передавайте слухи. Вы думаете, что Вы запускаете копье, на самом же деле Вы запускаете бумеранг;
    2. Не допускайте обсуждения физических достоинств или недостатков кого бы то ни было, а также дискриминации по полу или расовой принадлежности. Помните: то, что Петр говорит о Павле, больше говорит о Петре, чем о Павле;
    3. Если Ваше остроумие унижает других – воздержитесь от такого остроумия.
  3. Принцип предсказуемости поведения в различных бизнес-ситуациях.
  4. На работе нет мужчин и женщин, есть только статусные различия.
  5. Принцип уместности: определенные правила в определенное время, в определенном месте, с определенными людьми. [3]

Информация о работе Система норм и правил поведения людей в обществе