Деловой этикет: история и современность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 14:23, реферат

Описание работы

Цель работы - проследить развитие этикета с прошедших эпох по наши дни.
Задачи:
- показать значение этикета;
рассмотреть виды этикета;
сравнить современный и древний этикет;

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 41.32 Кб (Скачать файл)

 

В послепетровское время, когда Российское государство и  его ведущее сословие — дворянское — были уже достаточно крепкими, когда боярские нравы были преодолены, в России установился период относительно спокойной, размеренной и выстроенной  в западной манере жизни дворянства. Пышность, роскошь, сословная замкнутость, преобладание игровой, формальной стороны  этикета над его нравственным содержанием — все это признаки дворянского этикета XVIII в. Законодателем  роскоши и блеска стал императорский  двор. У Петра I не было своего двора, поскольку те средства, которые предназначались  на содержание государя, он ассигновал на общие нужды государства. После  его смерти все коренным образом  изменилось — изобилие и роскошь  русского двора изумляли даже французов. Чтобы быть при царском дворе  на хорошем счету, необходимо было тратить  значительные деньги на наряды и украшения, иначе можно было затеряться в  пестрой раззолоченной толпе, заполнявшей  дворцовые апартаменты.

Культурное своеобразие  русской светской  жизни было надолго потеряно и только к XIX веку удалось воспитать тип человека-интеллигента, сочетающего в себе черты лучших образцов эпохи античности с последующей образованностью.

Интеллигент — человек  образованный, просвещенный, несущий  в себе лучшие, прогрессивные черты  своей эпохи, наполненный идеалами и ценностями Просвещения. Не случайно этот слой людей в России получил  еще одно название — «просвещенный  читатель». Книга в России того времени  часто уподоблялась иконе, отражая  духовный авторитет и духовное руководство. Чтение не было просто интеллектуальным занятием, это была некая нравственная обязанность и одновременно нравственная заслуга. Поэтому вполне естественно, что интеллигент — человек  с книгой, человек, читающий ее, а  тем более пишущий — стал духовным руководителем и авторитетом. А  культура речи, которая вырабатывалась в результате постоянного общения  с книгой, стала отличительной  чертой интеллигентного человека.

Интеллигент был воплощением  идейности, духовности, непрерывного самосовершенствования, личной нравственной ответственности  перед обществом за свои действия и поступки, которые при этом должны были отличаться тонкостью и деликатностью.

В среде интеллигенции  вырабатывались свои каноны приличного и достойного поведения. Этикетный  кодекс интеллигента включал в себя заниженное внимание ко всему внешнему, поверхностному: интерьерам, роскоши  одежды, различным этикетным атрибутам. Демократичность, неброскость, игнорирование  дорогих украшений, обязательное наличие  хотя бы небольшой библиотеки создавали  стиль жизни интеллигента. Для  него главным являлось не внешнее  впечатление, производимое им в обществе, не манеры сами по себе, хотя им всегда отдавалось должное, а нравственное, духовное личностное начало. Кантовский лозунг: «Имей мужество пользоваться собственным разумом!» — становится очень популярным в среде русской интеллигенции. В этой ориентации сознания и нравов на разумность, нравственность, демократизм и служение Отечеству прослеживается преемственность русского интеллигента ХIХ в. с лучшими чертами личностного образца эпохи античности. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Современный деловой  этикет.

На ряду с традиционными  видами этикета в настоящее время  выделяют деловой этике, имеющий  свою специфику в различных сферах профессиональной деятельности. Еще в 1936 г. Дейл Карнеги писал, что успехи того или иного человека в его финансовых делах процентов на 15 зависят от его профессиональных знаний и процентов на 85 - от его умения общаться с людьми.

Деловой этикет — это свод правил поведения в деловых, служебных  отношениях. Он является важнейшей  стороной морали профессионального  поведения делового человека.

Хотя этикет и предполагает установление лишь внешних форм поведения, но без  внутренней культуры, без соблюдения этических норм не могут сложиться  настоящие деловые отношения. Джен Ягер в своей книге «Деловой этикет»  отмечает, что каждая проблема, связанная  с этикетом, начиная от хвастовства  и кончая обменом подарками, должна решаться в свете этических норм. Деловой этикет предписывает соблюдение правил культурного поведения, уважительного  отношения к человеку.

Джен Ягер сформулировала шесть  основных заповедей делового этикета.

1. Пунктуальность (делайте все вовремя). Опоздания не только мешают работе, но и являются первым признаком того, что на человека нельзя положиться.

2. Конфиденциальность (не болтайте лишнего). Смысл этого принципа в том, что вы обязаны хранить секреты учреждения или конкретной сделки так же бережно, как и тайны личного характера. Никогда никому не пересказывайте того, что вам приходится иногда услышать от сослуживца, руководителя или подчиненного об их личной жизни.

3. Будьте любезны, доброжелательны  и приветливы. Ваши клиенты, заказчики,  покупатели, сослуживцы или подчиненные  могут сколько угодно придираться к вам, это неважно: все равно вы обязаны вести себя вежливо, приветливо и доброжелательно.

4. Внимание к окружающим (думайте о других, а не только о себе). Внимание должно проявляться не только в отношении клиентов или покупателей, оно распространяется на сослуживцев, начальство и подчиненных. Всегда прислушивайтесь к критике и советам коллег, начальства и подчиненных. Не начинайте сразу огрызаться, когда кто-то ставит под сомнение качество вашей работы, покажите, что цените соображения и опыт других людей. Уверенность в себе не должна мешать вам быть скромным.

5. Внешний облик (одевайтесь, как положено). Необходимо выглядеть самым лучшим образом, то есть одеваться со вкусом, выбирая цветовую гамму к лицу. Важное значение имеют тщательно подобранные аксессуары.

6. Грамотность (говорите и пишите хорошим языком). Внутренние документы или письма, направляемые за пределы учреждения, должны быть изложены хорошим языком, а все имена собственные переданы без ошибок. Нельзя употреблять бранных слов. Даже если вы всего лишь приводите слова другого человека, окружающими они будут восприняты как часть вашего собственного лексикона.

 

 Деловой этикет базируется на следующих принципах:

 

1. Здравый смысл: нормы делового  этикета не должны противоречить  здравому смыслу, а здравый смысл  подсказывает, что деловой этикет  в целом направлен на поддержание  порядка, организованности, экономию времени и другие разумные цели. 
Нормы этикета, нарушающие деловые взаимоотношения, устоявшиеся правила общения, здравым смыслом поддерживаемы быть не могут.

2. Свобода: имеется в виду  то, что правила и нормы делового  этикета, хотя и существуют  и весьма ревностно исполняются,  тем не менее не должны препятствовать  свободному волеизъявлению каждого  делового партнера, свободе выбора партнеров по бизнесу, свободе подбора методов и способов исполнения договоренностей между сторонами.

Свобода предполагает также терпимое отношение к проявлению национальных особенностей, культурных национальных традиций, лояльность к свободно проявляемой  точке зрения, к различным деловым  позициям. Однако такой принцип делового этикета, как свобода,  ограничен: 
•здравым  смыслом; 
•климатическими  условиями; 
•традициями; 
•национальными  особенностями; 
• политическим режимом и др.

3. Этичность: весь комплекс норм, стандартов,требований, рекомендаций, составляющий деловой этикет, самой своей сутью и содержанием просто обязан быть этичным, моральным, т.е. деловой этикет целиком и полностью ориентирован на добро. Но как трактовать эту главную категорию морали, другими словами, что считать добром и что считать злом, в сфере бизнеса - вопрос сложный и неоднозначный. Все содержание данной области знаний, а также учебной дисциплины "Деловой этикет" имеет своей главной целью "окружить" бизнес множеством "этических фильтров", оставляющих аморальное поведение и поступки людей за рамками сферы деловых отношений.

4. Удобство: нормы делового этикета  - не путы, не оковы, не кандалы  на руках и ногах партнеров  по бизнесу, они не должны  сковывать деловых людей, мешая  тем самым деловым отношениям  и тормозя развитие экономики.

Удобным для делового человека должно быть все - от планировки служебного помещения  до размещения оборудования в нем, от деловой одежды до правил проведения презентации и требований, предъявляемых  к деловым переговорам, причем эти удобства должны быть обеспечены в равной степени для всех участников деловых  отношений. 

5. Целесообразность: суть этого  принципа в том, что каждое  предписание делового этикета  должно служить определенным  целям. Виды деловых отношений  - презентация, деловая беседа, ведение  переговоров и т.п. - имеют разнообразные  цели, и каждый аспект делового  этикета должен им соответствовать.

6. Экономичность: этика деловых  отношений не должна обходиться  слишком дорого; высокая "стоимость"  моральности в делах сама по себе не этична, поскольку представляет собой вычет либо из прибыли организации, либо из доходов отдельного  сотрудника.

Разумная стоимость - вот то соображение, которым следует руководствоваться  протокольному отделу организации.

7. Консерватизм: этот принцип является  само собой разумеющимся, так  как корни делового этикета  - в этикете государственном, имеющем  многовековую историю, в этикете  воинском, (столь же почтенного  возраста), в светском (общегражданском)  этикете, который хотя и не  столь давно существует, однако  его концепции завоевали прочное  место в жизни общества и  стали  классическими.

Консерватизм во внешнем облике делового человека, в его манерах, склонностях, приверженности к тем  или иным традициям невольно вызывает ассоциации чего-то незыблемого, прочного, надежного; а надежный партнер в  делах - предел желаний для каждого  делового человека.

Можно понять многих российских бизнесменов, поспешивших, как только Россия вошла  в мировую систему рыночных отношений, принять внешний облик дореволюционных  финансистов, банкиров, купцов - борода, усы, неспешные движения, старинные  речевые обороты и т.п.

Надежность, фундаментальность, стабильность - весьма привлекательные в деловом  мире черты (и не только в деловом!), и они имеют содержательную связь  с  консерватизмом.

8. Непринужденность: нормы делового  этикета должны быть таковы, чтобы соблюдение их не превращалось в нечто навязываемое, отторгаемое психологически; они естественны, исполняемы с легкостью и без напряжения. (Внимание! Не путать непринужденность с  бесцеремонностью, расхлябанностью, невниманием к окружающим, невоспитанностью!)

9. Универсализм: это значит, что  следует стараться, чтобы каждая  рекомендация или норма делового  этикета была направлена на  многие стороны деловых  взаимоотношений.

10. Эффективность: суть этого  принципа в том, что стандарты  деловых отношений должны способствовать  сокращению сроков исполнения  договоров, заключению большего  числа договоров, уменьшению количества конфликтов в коллективе и т.д.

Принципы  этики  деловых отношений должны служить  основанием  для выработки  каждым  сотрудником  любой фирмы собственной  личной этической системы. Перечень принципов может быть   продолжен  с учетом  специфики деятельности той или иной  организации. В конечном счете использование деловой этики является экономически выгодным. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Деловая этика и этикет, культура деловых отношений имеют большое  значение для успеха всех начинаний  в деловой сфере: будь то управление, бизнес, политика, образование или  искусство. Как оптимизировать общение  во всех сферах человеческой жизнедеятельности, как сделать бизнес благородным, а успех достижимым и постоянным, как подняться по лестнице карьеры  самым честным и эффективным  путем, как преуспеть на любом  деловом поприще без высокой  культуры общения, без знания элементарных, но столь важных норм и правил этикета.

Деловой этикет - это установленный  порядок поведения в сфере  бизнеса и деловых контактов. Этикет, если понимать его как установленный  порядок поведения, помогает избегать промахов или сгладить их доступными, общепринятыми способами. Этикет является одним из главных “орудий” формирования имиджа. В современном бизнесе  лицу фирмы отводится немалая  роль. Те фирмы, в которых не соблюдается  этикет, теряют очень многое. Там, где  присутствует этикет, выше производительность, лучше результаты. Поэтому всегда нужно помнить один из главнейших постулатов, который знают бизнесмены всего мира: хорошие манеры прибыльны. Гораздо приятнее работать с той  фирмой, где соблюдается этикет. Практически во всём мире он стал нормой деятельности. Это потому, что этикет в силу своей жизненности создаёт  приятный психологический климат, способствующий деловым контактам.

«Хорошие манеры откроют перед  вами двери, которые не сможет открыть  и самая высокая образованность»  — утверждают мудрые.

Нужно запомнить, что этикет помогает только тогда, когда нет внутреннего  напряжения, рождающегося из попытки  сделать по правилам этикета то, что раньше мы никогда не  делали. 

 

Список использованной литературы.

 

1) Алехина И.В. Имидж и этикет делового человека/И.В.Алехина. - М.: ЭЭН, 2006.- 126с

2) Берингова Н.В. Деловое общение: учебное пособие / Н.В. Берингова. – Томск,, 2010. - 160 с.

3) Деловой этикет. Учебное пособие/под ред. И.Н. Кузнецова.-ИНФРА-М,2011.-352с.

4) Деловой этикет и деловое общение: Учебное пособие/Под ред. Кузнецов И.Н.– М:ЮНИТИ, 2005.-128с

Информация о работе Деловой этикет: история и современность