Деловой этикет: история и современность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 14:23, реферат

Описание работы

Цель работы - проследить развитие этикета с прошедших эпох по наши дни.
Задачи:
- показать значение этикета;
рассмотреть виды этикета;
сравнить современный и древний этикет;

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 41.32 Кб (Скачать файл)

Введение.

Этикет имеет очень  широкую историю, начиная с древних  времен и заканчивая нашим временем. И всегда он играл решающую роль в общении и поведении людей, диктуя нормы и правила. Таким  образом, человек ограничивался  от необдуманных поступков и облегчал общение.

Этикет — слово французского происхождения, означающее манеру поведения. Родиной этикета считается Италия. Этикет предписывает нормы поведения  на улице, в общественном транспорте, в гостях, в театре, на деловых  и дипломатических приемах, на работе и т.д.

Актуальность работы состоит в том, что этикет является очень важной частью жизни человека и в настоящее время. Особенно в настоящее время, когда все решается дипломатически начиная торгово-экономическими отношениями и заканчивая конфликтами между странами. И что бы быть успешным в жизни и в делах человеку необходимо знать все правила этикета и вести себя в обществе в соответствии с ними.

Цель работы - проследить развитие этикета с прошедших эпох по наши дни.

Задачи:

- показать значение этикета;

рассмотреть виды этикета;

сравнить современный  и древний этикет;

рассмотреть особенности  этикета в России.

Объектом работы является общее представление об этикете, его общие нормы, понятия, виды.

Предметом данной работы является особенности развития истории этикет, и его изменения по мере развития общества.

 

 

1.Основные понятия этикета

 

Современный человек то и  дело оказывается в ситуациях, которые  требуют от него специфических навыков  поведения и общения. Он бывает за границей, вступает в деловые и  личные отношения; посещает дипломатические  приемы, презентации и вернисажи; он ведет образ жизни, который  побуждает его налаживать контакты с людьми, говорящими на иных языках и связанных с далекими, подчас экзотическими культурами. Все это  предъявляет новые требования к  его поведению и внешнему виду, к его языку и культурному  кругозору.

Под этикетом понимают обычно совокупность правил поведения, в которых  так или иначе проявляется  отношение человека к другим людям. Этикет имеет ярко выраженный ситуативный  характер. Необходимость выбора того или иного слова, жеста или  какого-либо еще этикетного знака  в первую очередь обусловлена  специфической ситуацией. Этикетные  ситуации могут быть связаны или  с повседневным общением, или с  праздничными событиями, совершением  определенных ритуалов, или с особыми  обстоятельствами наподобие приема гостя или званого ужина.

Слово «этикет» заимствовано из французского языка, в котором  имеет два значения:

1) «ярлык», «этикетка», «надпись»

2) «церемониал», «этикет».

В свою очередь оно заимствовано из голландского, в переводе с которого означает «колышек», «шпенек», а первоначально  обозначало колышек, к которому привязывалась  бумажка с названием товара, позднее - и сама бумажка с надписью. На основе значения «надпись» развилось  более узкое значение - «записка с обозначением последовательности протекания церемониальных действий»  и далее - «церемониал». Еще в начале 20 века слово «этикет» имело значение в русском языке «ярлык, наклеиваемый на бутылки и обертки товаров, с обозначением названия фирмы, торговца и производителя», однако закрепилось с этим значением все же слово «этикетка». Слова «этика» и «этикет» воспринимаются нами как близкие по своему значению, однако исторически они восходят к разным языкам (слово «этика» заимствовано из латыни), и сблизились друг с другом сравнительно недавно.

Ученые выделяют четыре основных подсистемы этикета:

  1. речевой, или вербальный этикет.

Речевой этикет регламентирует словесные формулы приветствия, знакомства, поздравления, пожелания, благодарности, извинения, просьбы, приглашения, совета, предложения, утешения, сочувствия, соболезнования, комплимента, одобрения; к речевому этикету относят также манеру разговаривать (в том числе и по телефону) и искусство вести беседу;

2) мимика и жесты. Многие народы имеют свои специфические жесты приветствия, прощания, согласия, отрицания, удивления, причем эти жесты могут иметь различную окраску: нейтральную, ритуально-торжественную, фамильярно-вульгарную. Отношение к собеседнику и теме беседы выражается также с помощью мимики, улыбки, направления взгляда;

  1. организация пространства в этикете (или этикетная проксемика).

Важное значение в этикете  имеет и взаимное расположение собеседников в пространстве, выбор определенной дистанции, наличие или отсутствие между ними физического контакта. Необходимо знать, какое место в  доме или за столом считается почетным, какие позы допустимы в той  или иной ситуации;

  1. этикетная атрибутика (или мир вещей в этикете).

К этикетной атрибутике относятся  прежде всего одежда, украшения и  головной убор, а также подарки, цветы, визитные карточки.

Различают несколько видов  этикета:

  • Придворный этикет - строго установленный порядок и формы обхождения при дворах монархов. В настоящее время применяется при дворах и в светском обществе стран с монархической формой правления.
  • Воинский этикет - свод общепринятых в данной армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их жизни и деятельности в частях, на кораблях и в общественных местах.
  • Дипломатический этикет - правила поведения дипломатов и других официальных лиц в отношениях друг с другом и на различных официальных дипломатических мероприятиях (приемы, визиты, презентации, переговоры, встречи делегаций и т.д.).
  • Общегражданский этикет - совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых в общении между собой частными лицами данного общества.

Большинство правил общегражданского и дипломатического этикета идентичны  или совпадают в той или  иной мере. Однако в кругу дипломатических  и официальных лиц строгому соблюдению правил этикета придается большое  значение.

Представители деловых кругов должны не только хорошо знать правила  этикета, но и неукоснительно соблюдать  их в практической деятельности.

Многие аспекты дипломатического протокола имеют значение не только для профессиональной дипломатической  деятельности, но и для тех случаев, когда его применение может быть полезным для общения как в  различных сферах деятельности, так  и в неофициальных контактах.

Можно выделить несколько  основных принципов этикета. Именно на них должно строиться поведение  истинно воспитанного человека:

1) Принцип гуманизма и  человечности – выдвигает ряд  моральных требований к процессу  общения – это вежливость, тактичность,  скромность и точность.

Тактичность – это умение не поставить собеседника в неприятное положение. Способность сглаживать  неловкие ситуации; Тактичность –  это чувство меры, которое следует  соблюдать в отношениях с окружающими;

Скромность – это способность  сопоставить самооценку с мнением  окружающих. Умение, осознавая свои достоинства, не афишировать их. Она  предполагает отсутствие театральности  и позерства;

Точность – это умение ценить свое слово и выполнять то, что обещано, вовремя;

Вежливость- это умение уважительно и тактично общаться с людьми, готовность найти компромисс и выслушать противоположные точки зрения

2) Принцип целесообразности действий – говорит о тех ситуациях, для которых не существует конкретных правил поведения, и в этих ситуациях следует руководствоваться удобством, но удобно должно быть не только вам, но и окружающим, даже окружающим в первую очередь.

3)Принцип эстетической привлекательности поведения - предполагает единство формы и содержания поступка. Даже хорошее отношение к людям должно быть красиво оформлено.  Пожать руку, приветливо поклониться, пропустить человека в дверях, подать оброненную вещь — все это надо уметь... Это умение достигается постоянными тренировками. Лучше всего такое умение вырабатывается в детстве, но начать никогда не поздно.

 4) Принцип народных традиций. Этот принцип лежит в основе норм и правил, которые трудно объяснить с позиции уже названных принципов. Некоторые нормы возникли так давно, что сейчас уже утратили свой первоначальный смысл, и современному человеку трудно объяснить их с точки зрения практической полезности и нравственных основ этикета. Это, например, традиция пожимать при встрече руку, и многие другие традиции, уходящие корнями в глубокую древность.

 

 

 

 

2. История этикета в России

2.1. «Допетровская» эпоха

В России, не пережившей классического  европейского средневековья, культура этикета распространилась значительно  позднее, чем в Западной Европе, в  первой половине XVIII века.

Но предшествовавшие этикету  формы регламентации, подкрепленные  обычаями и нормами православной морали, были достаточно широко представлены в среде высших слоев России в XVI-XVII вв. Убедительным примером этого служит «Домострой» — свод правил поведения, получивший свою законченную форму к середине XVI века. Этот кодекс поведения, представлял собой «обрядник всего, что делать и как жить», устанавливал строгую иерархию в отношениях между людьми и требовал точного соблюдения определенных циклов в организации жизненных процессов как семьи, имения, так и города, государства. Домострой охватывал практически все стороны жизни помещиков и крестьян. В нем имелись указания по воспитанию детей, ведению хозяйства, приготовлению пищи, приему гостей, свадебным ритуалам, торговле.

 

2.2.Россия времен реформ Петра 1

Уклад жизни российского  дворянства начал быстро меняться в  бурную эпоху Петра I, с которой и связаны основные моменты в формировании светского этикета в России.

Поставив своей задачей  европеизацию жизни России, Петр I стал с невиданным размахом вводить различные  новшества в повседневную жизнь  и быт российского дворянства. Он преследовал три основные цели: приобщение русской женщины к  общественной жизни по примеру западных стран; приучение высших классов  русского общества к формам обхождения, принятым в Европе; слияние различных  классов и их смешение с иностранцами; Как известно, последняя цель не была достигнута — русские дамы упорно выбирали своими кавалерами только соотечественников, зато две другие во многом реализовались.

Реформы, проведенные Петром I, оказали значительное влияние  на жизнь дворянства. Молодые люди — отпрыски вельмож, высших чиновников и офицеров — получили возможность  обучаться в высших учебных заведениях, где они овладевали светскими  приличиями, учились танцам, фехтованию, искусству красноречия, танцам. Обучение во многом базировалось на специальных  руководствах, повествующих о том, как  вести себя в обществе.

Ведущее место среди них  принадлежит книге «Юности честное  зерцало или показания к житейскому обхождению».  Эта книга была впервые  напечатана 4 февраля 1717 года и затем  переиздавалась еще 3 раза. Она была предназначена для дворянского  сословия и интересна тем, что  нормы поведения, заимствованные из европейской жизни в ней были адаптированы к отечественной действительности:

  • «Отрок должен быть весьма учтив и вежлив, как в словах, так и в делах: на руку не дерзок и не драчлив. Также, встретив знакомого, за три шага должен шляпу приятным образом снять, а не мимо прошедши и назад оглядываясь приветствовать его. Ибо быть вежливым на словах, а шляпу держать в руках неизбыточно, а похвалы достойно. И лучше когда про кого говорят: он вежливый, смиренный и молодец, нежели когда скажут про которого, он есть спесивый болван».
  • «Младые отроки должны между собой всегда говорить на иностранных языках, дабы тем навыкнуть могли: а особенно, когда им что тайное говорить случится, чтобы слуги и служанки дознаться не могли и чтобы можно было их от других не знающих болванов распознать».

Еще одна интересная особенность  этой книги заключалась в том, что последние ее главы были посвящены  девицам, которым надлежало иметь  значительно больше добродетелей, нежели юношам: смирение, трудолюбие, милосердие, стыдливость, бережливость, верность, чистоплотность и так далее. Особенно же ценилось у девиц умение краснеть, которое считалось признаком нравственной чистоты и смирения. 

Социальные и экономические  реформы Петра I сыграли свою положительную роль в развитии культуры тем, что разрушили затворнический образ жизни, характерный для допетровской эпохи. Увеличился круг общения, и само общение, в том числе мужчин и женщин, стало более раскрепощенным. Этикет приобрел действительно светский характер, во многом противоречащий моральным нормам православной церкви. Изменилось отношение к красоте, была признана ценность внешней красоты, и идея о том, что красота должна быть открытой, чтобы приносить радость и удовольствие.

2.3 Россия в «послепетровскую» эпоху

Информация о работе Деловой этикет: история и современность