Деловое общение: понятие, особенности, принципы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 14:37, реферат

Описание работы

В деловом общении восприятие формируют разные психологические механизмы. Если партнеры ранее не контактировали, восприятие осуществляется на основе межгруппового общения, в ином случае — на основе межличностного.
Межгрупповое общение характеризует процесс социальной стереотипизации, то есть образ партнера будет строиться на основе типовых схем. Социальный стереотип — это устойчивое представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы. Наиболее распространены так называемые этнические и национальные стереотипы.

Содержание работы

Введение 3
1. Деловое общение: понятие, особенности, принципы 5
2. Восприятие 8
2.1 Общие положения 8
2.2 Фактор превосходства 9
2.3 Фактор привлекательности 10
2.4 Фактор отношения к наблюдателю 12
3. Ошибки восприятия 14
3.1 Ошибки первого впечатления 14
3.2 Фундаментальные ошибки атрибуции 17
Заключение 20
Список источников 22

Файлы: 1 файл

delovoe_obschenie.docx

— 71.98 Кб (Скачать файл)

Рассмотрим телосложение, как один из составляющих социально одобряемого  типа внешности. Принято выделять три основных типа телосложения:

    • эндоморфное (пикническое) – склонные к полноте люди;
    • мезоморфное (атлетическое) – стройные, сильные, мускулистые;
    • эктоморфное (астеническое) – высокие, худые, хрупкие.

Довольно давно многочисленными  исследователями показано, что тип  телосложения связан с некоторыми психологическими чертами. Так, пикники обычно более  общительны, склонны к комфорту, переменчивы в настроениях. Атлеты характеризуются высоким жизненным тонусом, любовью к приключениям, а астеники обычно более сдержаны, молчаливы, спокойны.

Какие же типы телосложения будут социально одобряться, а  какие нет? Так, в исследовании, проведенном  Бродели, испытуемым предъявляли пять мужских силуэтов разных типов телосложения. Нужно было дать описание возможных психологических свойств людей с предложенными силуэтами. Реакции испытуемых расположились следующим образом. Мускулистый, спортивный (мезоморфный тип) получил в описаниях устойчивые положительные оценки. Эндоморфный тип (низкорослый толстяк) в большинстве случаев характеризовался отрицательно. Силуэты эктоморфного типа (высокие и худые) занимали в оценке испытуемых промежуточное положение. Они не вызывали такой благожелательной реакции, как мезоморфный тип, но и не подвергались уничтожающей критике, как эндоморфный.

В другом исследовании Лоусон предлагал учащимся четвертого и шестого классов выбрать подходящие характеристики для трех изображений сверстников одного и того же пола и возраста – худого, полного и нормального сложения. Включенные в список 56 прилагательных давали возможность выбирать характеристики положительные или отрицательные. На основании того же списка детей просили оценить их сверстников в классе. Как и в других исследованиях, толстяк на фото не пользовался успехом, а предпочтение, оказываемое нормальному телосложению, с возрастом росло. Однако, что для нас очень важно, стереотипные оценки человеческой фигуры никак не связывались с оценками реальных сверстников. С другой стороны, достоверно зарегистрирован факт меньшей привлекательности детей эктоморфного (астенического) телосложения их реже выбирают в качестве товарищей, чаще избегают, причем замечено, что с возрастом эта тенденция усиливается, что и понятно, так как именно с возрастом человек начинает лучше ориентироваться в том, что одобряется группой, а что нет.

Таким образом, привлекателен  тот тип телосложения, который  социально одобряется. Но еще более  привлекательны усилия, затраченные  на его получение. Это заключение может показаться просто неверным, так как тип телосложения как  будто задан и не изменяется. Однако толстяк, который этого не скрывает, и толстяк, который стремится  выглядеть подтянуто воспринимаются  по-разному оцениваем. Таким образом, знаком привлекательности являются усилия, затраченные на приближение к идеалу.

 

    1. Фактор отношения к наблюдателю

Фактор отношения к  наблюдателю регулирует включение схемы восприятия партнера, в основе которой лежит характер отношения к наблюдателю. Ошибка восприятия в этом случае состоит в том, что людей, которые хорошо к нам относятся или разделяют какие-то важные для нас идеи, мы склонны позитивно оценивать и по другим показателям.

Знаком отношения к  нам, запускающим соответствующую  схему восприятия, является все, что свидетельствует о согласии или несогласии партнера с нами.

Психологи Карри и Кенни, выявив мнения испытуемых по ряду вопросов, ознакомили их с мнениями по тем же вопросам, принадлежащим другим людям, и просили их оценить эти мнения5.

Предъявляемые мнения варьировались  от полного совпадения до совершенного несовпадения с позицией испытуемых. Оказалось, что чем ближе чужое  мнение к собственной точке зрения, тем выше оценка высказавшего это  мнение человека. Это правило имело  и обратную силу: чем выше оценивался некто, тем большее сходство взглядов ожидали. Убежденность в этом предполагаемом «родстве душ» настолько велика, что  разногласий с позицией привлекательного лица испытуемые попросту не склонны  замечать.

Существует огромное количество косвенных признаков согласия. Это  и определенное поведение: кивок, улыбка, слова и манеры. Важна демонстрация согласия, для активации схемы восприятия по фактору отношения к нам.

По своей сути, это стереотип. Здесь действует представление о группах, которые не заданы общественными отношениями, а существуют в нашем сознании. Таким образом, первое впечатление будет определять групповую принадлежность человека, степень его заинтересованности в ней и принадлежность к тем группам, которые важны для нас субъективно, например, умных, толстых, знатоков поэзии и т. д. Все это осуществляется за счет одного механизма стереотипизации.

 

    1. Ошибки  восприятия

 

У людей с развитым эстетическим чувством процесс восприятия сложно опосредован и основан на отборе.

«Капитан дальнего плавания»

 Александр Крон, 1983 г.

 

3.1 Ошибки первого  впечатления

На процессе восприятия и  понимания собеседника, помимо действия стереотипов, накладывают свой отпечаток  и другие факторы, которые способствуют искажению образа и затрудняют взаимопонимание. Таким образом, ошибки восприятия – это искаженные мысленные образы воспринятых некогда событий и фактов, возникающие под влиянием некоторых объективных и субъективных причин. К объективным причинам относятся внешние обстоятельства, затрудняющие восприятие, к субъективным причинам – отклонения в физическом или психическом состоянии лица в момент восприятия.

1. Первое впечатление (гало-эффект). «Какая обаятельная улыбка. Он мне нравится!»

Впечатление формируется при первой встрече, и имеет достаточно длительный эффект. Так как первые контакты довольно короткие, то и впечатление будет основано на ограниченной информации. Другими словами, при оценке человек использует только некоторые факты, а затем поддерживает сложившееся мнение.

Суть «гало-эффекта» заключается в том, что понравившийся с первого взгляда человек будет в дальнейшем восприниматься как приятный и независимо от того, что он будет делать или говорить, его слова и действия буду рассматриваться более благосклонно. При этом необходимо помнить, что положительное восприятие формирует степень схожих черт партнеров или внешняя привлекательность.

  1. Ореол или акцент на одну характеристику. «Я думаю, что у него нет недостатков!»

На общую оценку иногда огромное влияние может оказать  одна характеристика. Эта тенденция называется эффектом ореола, что приводит к ситуации, когда одна или несколько характеристик влияет на оценку собеседника в целом.

Ореол также относится  к самооценке. Например, начальник, который всегда приходит на работу вовремя, скорее всего, будет положительно относиться к подчиненным, которые пунктуальны, и негативно к тем, кто опаздывает.

Таким образом, неблагоприятное впечатление об индивиде препятствует восприятию его положительных характеристик и, наоборот, при общем благоприятном впечатлении негативные факторы не учитываются. В соответствии с этим эффектом восприятия формирует образ собеседника, без учета многогранности проявлений характера и изменений партнера.

  1. Проекция. «Я думаю, что его отец похож на меня!».

Проекция является формой защитного механизма, создания неверных представлений, таким образом,  внутреннее ошибочно воспринимается как приходящее извне. Например, представление об эмоциональном состоянии одного и того же животного будет различно у разных индивидов.

  1. Собственная теория личности. «Он такой скромный. Он никогда не присоединится к нашей команде!»

Большую роль в формировании впечатления о собеседнике играет осознанные или не осознанные представления о характере, темпераменте, способностях, принципах и т.п. 

Попытки создать свою собственную  теорию личности являются худшим проявлением  любительской психологии. Самый безопасный способ сделать вывод о людях  — это связать две характеристики вместе только при условии, что есть доказательство постоянной повторяемости обеих характеристик.

  1. Стереотипы. «У него есть мотоцикл? Когда он покажет свои татуировки?»

В собственной теории личности индивид связывает вместе две или более характеристик собеседника, стереотип же связывает характеристику собеседника с характеристикой определенной группы. Наиболее популярны такие группы как, национальность или профессия. Часто стереотипы формируются на фоне предрассудков, но тем не менее помогают организовать общение.

  1. Атрибуция.  «Что он здесь делает? Наверняка его заставил прийти начальник!»

Атрибуция это механизм объяснения причин поведения другого человека. Например, руководитель дал нежелательное поручение. Можно обвинить его в несправедливости и отказаться выполнять задание или же решить, что у него не было другого выхода, и принять поручение к исполнению.

Согласно теории атрибуции (Рис. 1) поведение собеседника определяется не только личностными качествами, но и ситуацией. Однако склонность сторонних наблюдателей переоценивать роль диспозиционных (личностных) факторов и недооценивать роль ситуационных факторов приводит к фундаментальным ошибкам атрибуции.

 

 
Рис. 1. Модель теории атрибуции

 

    1. Фундаментальные ошибки атрибуции

Условия возникновения фундаментальной  ошибки атрибуции (по Л. Россу):

«Ложное согласие» – это  переоценка сторонним наблюдателем своих чувств, верований, убеждений, и как следствие восприятие диспозиционной точки зрения, как единственно верной.

«Неравные возможности» –  это отвержение особенностей ролевой позиции собеседника.

«Игнорирование информационной ценности не случившегося». Информация о «не случившемся» – о том, что человек «не сделал», может быть основанием для оценки поведения, но именно она часто опускается, поскольку наблюдатель поверхностно воспринимает только «случившееся».

«Большее доверие к  фактам, чем к суждениям». Изначально рассматривается личность, и позже определяется ситуация.

«Легкость построения ложных корреляций». Этот феномен положен  в основу имплицитных (скрытых) теорий личности и состоит в том, что наивный наблюдатель произвольно соединяет какие-либо две личностные черты, как обязательно сопутствующие друг другу. Особенно часто осуществляется произвольная связка внешних черт и психологических свойств, что ускоряет и упрощает процесс атрибуции (например, все полные люди – добрые, все мужчины руководители невысокого роста – властолюбивы и т.д.).

Фундаментальную ошибку атрибуции провоцируют следующие условия:

  1. Собеседник имел возможность выбора, но не воспользовался им. В таком случае его действия считаются преднамеренными.
  2. Действия имеют большое значение для индивида, таким образом, имеются скрытые мотивы определенного поступка. Во избежание фундаментальной ошибки атрибуции, необходимо идентифицировать реальную причину поведения человека.
  3. Выводы о собственном поведении и предвзятая позиция. В неудачах обвиняются внешние факторы (невезение, нечестные условия, недостижимые цели), когда удачи присваиваются (упорный труд, способности, правильно сделанные выводы).

Каузальная атрибуция (от лат. causa — причина) – феномен межличностного восприятия, представляет собой механизм интерпретации действий другого человека в условиях дефицита информации о действительных причинах его действий.

Степень каузальной атрибуции  напрямую зависит также и от степени участия стороннего наблюдателя в определенном событии. Например, оценка непосредственного участника события носит более субъективный характер.

Искаженное представление  о личности собеседника формируется под действием установок, неосознанной готовности к определенному поведению партнера и готовности положительно или отрицательно реагировать на определенные факты и события.

Установки формируются как на основе личного опыта стороннего наблюдателя, так и под влиянием внешних факторов. Например, в эксперименте американского психолога Г. Келли двум группам студентов представили нового лектора. В одной группе его предварительно охарактеризовали как очень сердечного, расположенного к людям человека, а в другой — как замкнутого и холодного человека. И хотя он держался совершенно одинаково и излагал идентичный материал, в первой группе он был воспринят благожелательно и высоко оценен в профессиональном плане, во второй — менее благожелательно, а уровень его знаний был оценен более низко.

Восприятие зависит от самоуважения. Психолог Ф. Фидлер рассмотрел, какое влияние оказывает самоуважение и самооценка на восприятие собеседника. Психотерапевты с высоким уровнем профессиональной квалификации и, следовательно, с адекватной самооценкой и самоуважением рассматривали своих пациентов как себе подобных. Психотерапевты, работающие неэффективно, рассматривали пациентов как отличных от себя. Учителя с низким уровнем самоуважения, страдающие вследствие профессиональной несостоятельности, агрессивно относятся к ученикам, считая их ленивыми и т.д. У руководителей с низкой профессиональной самооценкой часто наблюдается аналогичное восприятие подчиненных.

Неравные возможности  ролевого поведения искажают процесс восприятия, так как социальные роли способствуют демонстрации преимущества и сокрытию недостатков.

 

 

Заключение

 

Задачей первого впечатления  является быстрое ориентирование в ситуации, решение вопроса о групповой принадлежности партнера. Таким образом, первое впечатление будет всегда верно. Ошибка восприятия заключается в стереотипизации и вызывает определенную оценку неизвестных свойств и качеств. Это может привести к неадекватному общению в будущем.

Результаты первого впечатления  действуют и в постоянном общении. Однако длительное общение не может удовлетворять ограниченный список свойств партнера, сформированный при первом впечатлении. Таким образом, важность приобретает объективное понимание собеседника, актуальное эмоциональное состояние, намерения и отношения к наблюдателю. Психологическими механизмами восприятия и понимания при межличностном общении являются идентификация, эмпатия и рефлексия.

Информация о работе Деловое общение: понятие, особенности, принципы