Деловая этика и уровни её применения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 13:12, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: раскрыть сущность деловой этики и уровней ее применения.
Задачи работы:
Изучить сущность деловой этики.
Рассмотреть уровни применения деловой этики.
Раскрыть специфику деловой этики на микроуровне
Проанализировать управление деловыми отношениями в компаниях
Выявить встречающиеся манипуляции в общении в организации и практику их пресечения
Проанализировать и обобщить правила деловых отношений в компаниях

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………….…3
1. Природа и сущность этики деловых отношений………………………………………4
1.1 Сущность деловой этики и основные принципы этики деловых отношений………4
1.2. Уровни применения этики деловых отношений…………………………………….10
1.3. Специфика деловой этики на микроуровне ……………………………………..…..11
2. Деловая этика в компаниях ..……………………….. …………………………………17
2.1. Управление деловыми отношениями………………………………………………...17
2.2.Манипуляции в общении и правила их предотвращения……………………………18
2.3. Правила деловых отношений ………………………………………………………..19
Заключение……………………………………………………………….…………………22
Используемая литература……………………………………………………….…………23

Файлы: 1 файл

Курсач по менедж-ту.doc

— 163.00 Кб (Скачать файл)

    Стремясь учесть специфику деловой культуры Национальный фонд «Российская деловая культура» разработал документ «Двенадцать принципов ведения дела в России», призывающий предпринимателей к утверждению следующих принципов деловых отношений (см. таблицу). [1;300]

 

Наименование принципа

Состав принципа

ПРИНЦИПЫ ЛИЧНОСТИ

1. Прибыль важнее всего, но честь дороже 
прибыли.

2. Уважай участников общего дела - это основа 
отношений с ними и самоуважения. Уваже- 
ние и самоуважение даются выполнением 
принятых деловых обязательств.

3. Воздерживайся от насилия и угрозы при- 
менения насилия как способов достижения 
деловых целей.

ПРИНЦИПЫ ПРОФЕССИОНАЛА

4. Всегда веди дело сообразно средствам.

5. Оправдывай доверие, в нем - основа пред- 
принимательства и ключ к успеху. Стремись 
завоевать репутацию честного, компетент- 
ного и порядочного партнера. Будь таким, 
каким ты хочешь видеть своего лучшего 
партнера.

6. Конкурируй достойно. Не доводи деловые 
разногласия до суда. Самый надёжный 
партнер - тот, который тоже выигрывает от 
сделки.

ПРИНЦИПЫ ГРАЖДАНИНА РОССИИ

7. Соблюдай действующие законы и подчиняй- 
ся законной власти.

8. Для законного влияния на власть и законот- 
ворчество объединяйся с единомышленни- 
ками на основе данных принципов.

9. Твори добро для людей, а не ради корысти и 
тщеславия. Не требуй за него непременного 
общественного признания.

ПРИНЦИПЫ ГРАЖДАНИНА ЗЕМЛИ

10. При создании и ведении дела как минимум 
не наноси ущерба природе.

11. Найди в себе силы противостоять преступ- 
ности и коррупции. Способствуй тому, чтобы 
они стали невыгодны всем.

12. Проявляй терпимость к представителям 
других культур, верований и стран. Они не 
хуже и не лучше нас, они - просто другие.


 

Общие этические принципы деловых  отношений должны быть использованы для выработки любой организацией и менеджерами собственных этических  систем в различных сферах  профессиональной деятельности.

 

 

1.2 Уровни применения  этики деловых отношений

В настоящее время деловую этику  можно рассматривать на трех иерархических  уровнях:

1. Мировой уровень

2.Макроуровень

3. Микроуровень

     Мировой уровень - гипернормы- основываются на общелогических ценностях. Нормы этого уровня сформулированы  и зафиксированы, например, в «Принципах международного бизнеса»- всемирным этическом кодексе, принятом в 1994г. в Швейцарии представителями ведущих компаний и консультантами бизнеса из США, Западной Европы и Японии.

       Гипернормы, зафиксированы   в указанном документе, носят  обобщенный, декларативный характер  определяют:

  • социальную ответственность предприятия (создания общественных благ, рабочих мест, повышение уровня жизни, клиентов, служащих и акционеров, а также населения в целом);
  • модернизацию технологий, методов производства, маркетинга и коммуникаций;
  • повышения доверия к бизнесу;
  • уважение правовых норм и обеспечение равных возможностей в конкуренции;
  • признание верховенства этических норм (некоторые сделки, разрешенные законом, могут быть неприемлемы с точки зрения морали);
  • содействие  свободе многосторонней торговли;
  • уважительное отношение к окружающей среде;
  • отказ от противозаконных действий (взяточничества, отмывания денег и т.д.)

       Гипернормы создаются  как всеобщие, глобальные правила поведения в сфере бизнеса, распространяющиеся на всех без исключения участников процесса производства и реализации товаров и услуг во всем мире. Нормы мирового уровня должны быть главенствующими по отношению к национальным и корпоративным этическим кодексам и нормам.

       Макроуровень- нормы, устанавливаемые в масштабе отрасли или национальной экономике. Этические постулаты этого уровня- также общие предписания, но в отличие от гипернорм реализуются на более низком уровне. Для этого создаются отраслевые или национальные кодексы этики бизнеса. В список этических норм макроуровня могут входить предписания об уважении частной собственности и рыночной конкуренции, достоверности информации, отсутствии  несправедливой дискреминации на рынке труда и др. На макроуровне этические проблемы проявляются в отношениях между организациями (недобросовестная конкуренция), организациями и государством (допустимые границы контроля), производителями продукции и потребителями (недобросовестная реклама, навязанный спрос, утаивание информации о потребительских характеристиках), организациями и окружающей средой (сокрытие истинной информации, перенос производства в менее "строгие" регионы", подкуп чиновников).

      Микроуровень- нормы, устанавливаемые на уровне отдельного предприятия; определяют реализуемый им набор моральных принципов и ценностей. Например,  доверие и отсутствии дискриминации в отношениях работников, честность и обязательность по отношению к поставщикам, клиентам, партнерам.

   Таким образом, этические нормы устанавливаются на различных иерархических уровнях, пронизывают всю экономическую систему общества, регулируют отношения в бизнесе. В то же время наличие этических норм различных уровней вносит определенные трудности в их применении и использовании. Например, встречаются ситуации, когда микроуровневые нормы противоречат макроуровневым и гиперуровневым. При возникновении конфликта между этическими нормами разных уровней его рекомендуется решать по принципу приоритетности. [4;59] 

 

1.3 Специфика деловой этики на микроуровне

В практике сложилась точка зрения на то, как должна вести себя организация, чтобы считаться социально ответственной. Организация социально ответственна, когда получает прибыль, не нарушая  законов и норм государственного регулирования. Организация – это экономическая система, обязанная заботиться об эффективности использования своих ресурсов. С другой стороны, организация – это нечто большее, чем экономическая система. Обществу и человеку совсем не безразлично, какими средствами и по каким правилам достигаются цели организации. Поэтому все острее встает вопрос об этических отношениях внутри организации. Организации принимают разные меры в целях повышения характеристик этичности поведения руководителей и рядовых работников. К таким мерам относятся разработка этических нормативов, создание комитетов по этике и обучение этичному поведению.

       Этические нормативы описывают систему общих ценностей и правила этики, которых, по мнению организации, должны придерживаться ее работники. Этические нормативы разрабатываются с целью описания целей организации, создания нормальной этичной атмосферы и определения этических рекомендаций в процессах принятия решений. [6,60] 

       Некоторые зарубежные организации создают постоянные комитеты для оценки повседневной практики с точки зрения этики. Почти все члены таких комитетов – руководители высшего уровня. Некоторые организации не создают таких комитетов, но нанимают специалиста по этике, называемого адвокатом по этике. Роль такого адвоката - выработка суждения по этическим вопросам, связанными с действиями организации.

Регулирование моральных отношений, которые не регулируются, как правило, законодательством, в организациях происходит при помощи этических  норм.                                     Этические нормы – это ценности и правила этики, которых должны придерживаться работники организации в своей деятельности.

Этический уровень организации  характеризуется степенью ориентации руководителей и рядовых сотрудников  организации в своем поведении и принятии решений на нравственные нормы деловых отношений.

         Разрабатываются этические кодексы, описывающие систему общих ценностей и правил этики организации, которых должны придерживаться ее работники. Этический кодекс выполняет три основные функции:

  • формирование доверия к компании со стороны референтных внешних групп (описание политики по отношению к клиентам, поставщикам, подрядчикам);
  • регламентация поведения персонала в сложных этических ситуациях (регламентация приоритетов во взаимодействии со значимыми внешними группами, определение порядка принятия решений в сложных этических ситуациях, указания на неприемлемые формы поведения);
  • развитие корпоративной культуры (этический кодекс может обеспечить доведение ценностей компании до всех сотрудников, ориентировать их на единые корпоративные ценности и тем самым повышать корпоративную идентичность, с помощью кодекса задаются определенные модели поведения и единые стандарты отношений и совместной деятельности).

         На сегодняшний день отсутствует единый методологический подход к созданию этических кодексов. Этические кодексы ведущих зарубежных и отечественных компаний очень не похожи друг на друга, отличаясь по своему содержанию, стилю и объему (от кодекса на одну страницу "Формулировка деловой этики" корпорации "Эксон Корпорейшн" до "Этического стандарта компании "Ситикорп", изложенного более чем на 60 страницах). Очевидно, что невозможно охарактеризовать в кодексе любую этическую проблему, с которой могут столкнуться сотрудники, однако письменные инструкции могут помочь разрешению встречающихся довольно часто этических вопросов. В то же время, как показывает практика, этические кодексы содержат порой слишком расплывчатые формулировки правил поведения и с их помощью трудно решить конкретную этическую проблему.

     Разрабатываются "карты этики"— набор этических правил и рекомендаций, конкретизирующих этический кодекс организации для каждого ее сотрудника. Они содержат также имя и телефон консультанта организации по этическим вопросам. Данный метод активно применяется в японских компаниях.

     Создаются комитеты по этике, обычно имеющие определенный набор функций, к которым относят следующие: внесение этических вопросов для обсуждения правлением или представителями высшего менеджмента; доведение основных требований этического кодекса до сведения всех менеджеров и рядовых сотрудников; анализ и пересмотр кодексов на основе ежегодных внутриорганизационных отчетов и в зависимости от изменения внешних условий функционирования; поддержка кодекса путем разработки системы санкций; обеспечение высшего уровня менеджмента консультациями по этическим вопросам. Одни организации создают постоянные комитеты по этике для оценки повседневной практики с точки зрения этики, почти все члены таких комитетов — руководители высшего уровня; другие не создают таких комитетов, но нанимают специалиста по этике бизнеса, называемого адвокатом по этике. Роль такого «адвоката» — выработка суждения по этическим вопросам, связанным с действиями организации, а также выполнение функции "социальной совести" организации.

      Проводится этическое консультирование тогда, когда возникающие проблемы не могут быть решены силами самой организации (или в ней отсутствуют соответствующие структуры) из-за сложности и противоречивости ситуации, связанной с конкретными моральными дилеммами, для чего приглашаются компетентные независимые специалисты по этике деловых отношений со стороны. [1;70]

Этические нормы выступают в роли регулятора отношений в коллективе, который или будет способствовать успешной деятельности организации по достижению ее целей, или будет создавать препятствия, вести к распаду организации.

Система регулирования поведения  работников в трудовом коллективе достаточна сложна. Работодатель, наняв наемных  работников, должен учитывать всю систему регуляторов, которая действует в организации.

      Важнейшими из них являются следующие: распоряжения работодателя, трудовое законодательство, моральные нормы, традиции, убеждения работников, религиозные ценности, которые разделяют работники, общечеловеческие ценности, групповые ценности и др.

Умение разбираться в людях  – одно из важных качеств сильного руководителя. Руководителю необходимо знать тех людей, с которыми он находится в контакте, которыми он управляет. Большое значение в деятельности любого руководителя имеет умение убеждать, т.е. умение добиваться желаемых изменений во взглядах и убеждениях других людей.

        Руководитель – это не только хороший специалист, но и организатор труда своих подчиненных. Этичное поведение руководителя, умение слушать людей. Руководителю следует знать и понимать, что разные люди — будь то один человек или группа — в разное время могут реагировать совершенно по-разному на одинаковые воздействия, которые выражаются посредством указаний, приказов, просьб, наставлений и т.п. Часто это происходит от того, что руководитель может избрать способ воздействия на сотрудников, не соответствующий их способностям, мотивации и свойствам, а подчиненные выбирают в качестве средств защиты любые способы, которые могут оградить их собственное достоинство и самоуважение.

       Следует подчеркнуть, что ущемление чувства собственного достоинства, самоуважения и личного статуса человека — прямой путь к конфликтам и стрессам. Это, в частности, требует, чтобы в ряде случаев руководитель в корректной и ненавязчивой форме давал разъяснения своим сотрудникам по поводу того, что лежит в основе его письменных и устных указаний, наставлений и просьб.Кроме того, руководителю следует четко помнить, что в процессе управленческой деятельности находит свое проявление закономерность искажения смысла информации. Язык, на котором передается управленческая информация, является естественным языком, понятийный состав которого обладает возможностями различного толкования одного и того же сообщения. При этом люди, которые участвуют в процессе передачи и обработки информации, могут различаться по интеллекту, образованию, физическому и эмоциональному состоянию, что сказывается на понимании тех или иных сообщений. Четкость и однозначность трактовок, необходимые пояснения, передача указаний без посредников, контроль восприятия информации — это те шаги, которые помогут руководителю избежать обострения отношений между участниками информационного процесса.  [4;66] 

Информация о работе Деловая этика и уровни её применения