Внешняя политика Индии и воздействие на нее внутренних факторов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 22:05, реферат

Описание работы

С приходом к власти правительства Манмохана Сингха в политике Дели возник проамериканский крен. В свою очередь, недавняя корректировка курса Вашингтона в Южной Азии оказалась позитивной для Индии. Однако на глобальном уровне в ее отношениях с США латентно растет конфликтный потенциал, связанный с принципиальными расхождениями по вопросам геополитики и геоэкономики. Продолжение независимой внешнеполитической стратегии, самоутверждение в качестве признанной великой державы, влияние на решение глобальных проблем - все это «коэкзистенциальные» задачи южноазиатского участника БРИК. Именно здесь наиболее близки позиции различных слоев и классов индийского общества. А национальное согласие в Индии - неотъемлемая часть национальной традиции и культуры.

Файлы: 1 файл

Внешняя политика Индии и воздействие на нее внутренних факто.doc

— 145.00 Кб (Скачать файл)

Во второй половине 1960-х годов  связи Индии со сверхдержавами развивались  довольно успешно, при равноудаленности южноазиатского государства от лидеров биполярной системы. После индийско-пакистанской войны 1971 г. возник определенный «крен» Индии в сторону Советского Союза, хотя уже к 1973 г. произошла нормализация американо-индийских отношений, в соответствии со стремлением обоих сторон. Приход к власти «Джаната партии», победившей на всеобщих выборах в 1977 г., что положило конец монополии ИНК(И) на власть, не привел к радикальным переменам. Были существенно укреплены индийско-американские отношения, но не за счет советско-индийских. Одновременно в Индии пришли к мнению, что очевидный крен в сторону одной из сверхдержав сковывает Республике руки. Негативно на интересах Индии сказался и ввод советских войск в Афганистан. Правительство Индиры Ганди, вернувшейся к власти, отказалось в ООН осудить советские действия, но и не поддержало их.

Основными причинами, требовавшими корреляции позиции в отношении сверхдержав в 1980-х годах, была первостепенность задач по обеспечению нормального внутреннего функционирования. В 1980-е годы существенное ухудшение экономической ситуации в афро-азиатских странах, застойные явления в развитии экономики в бывшем СССР и других социалистических государствах, структурная перестройка экономики в основных капиталистических державах и их монопольное положение на рынке современной технологии предопределили заинтересованность Индии в укреплении экономического сотрудничества со странами Запада. Экономическое и техническое содействие СССР республике, составлявшее в тот период менее 5 % от общей суммы иностранного содействия Индии, не могло заменить производственно-технологические связи с Западом.

Стремление укрепить авторитет  в афро-азиатском мире долгое время входило в число основных коэкзистенциональных задач (обеспечение значительной роли в международной среде) индийской внешней политики. В 1960—1980-е годы Дели постоянно занимал самые активные позиции по проблемам развития освободившихся стран, вел непримиримую борьбу против сохранения остатков колониализма в афро-азиатском мире и агрессивной политики развитых держав в этой зоне, выступал против расовой дискриминации, за достижение реальной политической и экономической независимости развивающимися странами. Индийское правительство неизменно проводило гибкий, динамичный и независимый внешнеполитический курс, направленный на противодействие тем аспектам политики развитых держав, которые негативно влияли на интересы развивающихся стран.

К 1980-м годам Индия превратилась в признанного лидера зоны Юга и фактически имела статус выразителя интересов освободившихся стран. С 1983 г. по 1986 г. Республика была официальным лидером движения неприсоединения. На конференции глав государств и правительств неприсоединившихся стран в Хараре (1986 г.) было подчеркнуто, что именно благодаря конструктивному и динамичному руководству Индией движение неприсоединения смогло существенно укрепить свое политическое воздействие на ход мировой политики.

В 1980-е годы произошел дальнейший существенный рост авторитета Республики на международной арене. Достаточно отметить, например, что в ходе выборов в разные комиссии ООН индийские представители постоянно получали наибольшее количество голосов по сравнению с кандидатами других азиатских стран. По мере превращения в великую мировую державу Индия проявляла все большую заинтересованность в решении глобальных проблем и росте своего влияния на этот процесс. Дели видел возможность укрепления своих международных позиций ив осуществлении совместных акций, выходивших за рамки Движения неприсоединения, вместе со странами Африки и Латинской Америки, занимавшими сходные с Индией позиции.

Дели отводил большую роль развитию экономических связей не только с развитыми, но и развивающимися странами. Хотя в 1980-е годы Республика, как и все Движение неприсоединения, оценивала возможности и перспективы диалога «Юг—Юг»уже не в таких радужных тонах, она принимала наряду с другими освободившимися странами реальные и конкретные решения для его оживления. Так, в 1988 г. Индия подписала соглашение о глобальной системе торговых преференций, первый многосторонний торговый договор освободившихся государств, предусматривавший снижение во взаимной торговле таможенных пошлин и распространение друг на друга принципа наибольшего благоприятствования. Однако экономические связи Индии с развивающимися государствами были в целом недостаточно прочными.

В 1980-е годы Дели по глобальным внешне-экономическим проблемам занимал значительно менее активную позицию, чем по внешнеполитическим, практически не выдвигал новых инициатив. В Республике справедливо полагали, что при существовавших тенденциях политика коллективного давления на Запад могла привести к обратным результатам. Индия стала стремиться решать спорные внешнеэкономические вопросы с развитыми державами (такие, как проблемы задолженности и получения технологии) на двусторонней основе. Попытки отойти от этой обычной позиции ставили страну в сложное положение.

В 1960—1980-е годы еще большее внимание Индия уделяла проблемам региональной безопасности. После индийско-пакистанской войны 1971 г. Индия стала полностью доминирующей силой в Южной Азии. Правда, Пакистан, потерявший 15 % территории, треть ВВП и половину населения (и обладавший уже лишь восьмой долей экономического и демографического потенциала соседа), оставался достаточно мощной державой и потенциальным соперником Индии в регионе. В 1980-е годы Индия превратилась уже в одну из основных региональных держав Азии, а ее армия по качественному и количественному показателю стала реальной военной силой.

Разрушение биполярного устройства мира привело к тому, что Индия  потеряла возможность играть на промежуточном положении между Западом и Востоком и использовать противоречия между двумя системами, что в прошлом приносило ей существенную выгоду. Движение неприсоединения оказалось не в состоянии играть прежнюю роль, сколько бы глав правительств не участвовало в общих форумах. Индия первоначально прилагала существенные усилия хотя бы для сохранения позиций Движения неприсоединения, которое всегда было одним из краеугольных камней внешней политики Республики, и Индия до краха биполярного мира рассматривала его как главный механизм повышения уровня своего воздействия на решение глобальных проблем. Поэтому довольно долгое время индийские политики выступали с заявлениями о важности данной организации, и во многом благодаря Республике был организован и относительно успешно проведен Х форум Движения неприсоединения (Джакарта, октябрь 1992 г.). Постепенно Дели осознал, что перспективы этого коллективного органа дипломатии развивающихся стран значительно сузились, что усиление позиций в зоне Юга недостаточно для вхождения в «высшую мировую лигу», а резко обострившаяся дифференциация среди развивающихся стран препятствует организации какого-либо единого политического или экономического образования. В результате значительно ослабло стремление Дели укреплять свой авторитет среди развивающихся стран, а Индия фактически потеряла статус выразителя их интересов. В связи с этим активность республики в международной жизни снизилась, и больший акцент был сделан на внутриэкономической деятельности.

Индийская дипломатия стала намного  более «точечной». Об этом свидетельствуют  сотрудничество Индии с АСЕАН, ее участие в других структурах Ассоциации, создание БИМСТЕК (Организация сотрудничества стран Бенгальского залива), и «Форума диалога Индия—Бразилия— ЮАР». В последнем случае речь идет о региональных державах, к которым сейчас относится очень небольшое количество стран. В эту группу можно отнести Индию, Китай, Австралию, Бразилию и в какой-то степени Южную Африку (возможности формирования региональных держав в Африке все-таки еще весьма ограничены). В конце ХХ века ряды региональных держав пополнились Россией. Представляется, что время для формирования региональных держав в Европе и Северной Америке уже ушло.

Произошедшие перемены привели  к снижению активности Дели в международной  жизни, и больший акцент был сделан на внутриэкономической деятельности. Крах социалистической системы и биполярного устройства мира, развал Советского Союза и фактический распад Движения неприсоединения привели к определенной переориентации внешнеполитической стратегии Индии, но она касалась, в первую очередь, механизмов и способов достижения макроцелей, а не самих стратегических задач.

В настоящее время Республика продолжает уделять особое внимание дальнейшему  повышению своей роли в Южной Азии, при этом учитываются как проблемы национальной безопасности, так и необходимость усиления позиций в регионе в целях обеспечения адекватного своему политическому весу места в мировом сообществе. Индия в целом (если не брать во внимание отдельные слои населения и штаты) мало заинтересована в укреплении экономической подсистемы отношений со своими соседями, но, понимая ее важность для других стран, стремится к укреплению экономических взаимосвязей для достижения политических целей. На 9-ом форуме СААРК (Мале, май 1997 г.) началось обсуждение возможности создания к 2005 г. зоны свободной торговли в Южной Азии, что может позволить резко увеличить торговый оборот и взаимные инвестиции.

Дели стремится к тому, чтобы  статус страны как азиатской державы, а не просто региональной, был признан  всем мировым сообществом. Многие в  Индии стали включать в понятие регион не только Южную Азию, но и весь бассейн Индийского океана. Уже в 1980-е годы Индия стала придавать большое значение развитию взаимоотношений со всеми прибрежными странами, используя, в частности, индийскую диаспору, которая в ходе всех трех волн миграции заселяла именно эту часть мира.

Индийские правящие круги неизменно  связывают постоянное членство в СБ ООН с обладанием ядерного оружия и средств его доставки. Это обстоятельство, наряду с опасениями по поводу ядерной политики Китая и ядерной программы Пакистана, и было основным фактором, повлекшим за собой испытание Индией ядерных устройств в 1998 г. (следует отметить, что известие об этом было встречено в стране с ликованием). Республика сейчас согласна идти почти на любые уступки по данной проблеме, если ее ядерный статус будет официально признан.

Определенные изменения произошли  в сфере внешнеэкономической  деятельности. Всемерное расширение экономических взаимосвязей с Севером стало одним из главных направлений с начала 1990-х годов. Политика либерализации, проводимая в Индии, привела к различным уступкам иностранному капиталу в сфере финансов и страхования, деятельности совместных предприятий и открытия чисто иностранных фирм, конвертации рупии. Вместе с тем в этой области остаются значительные ограничения.

Продолжение независимого внешнеполитического курса считается по-прежнему крайне значимым для повышения статуса Республики. Большее внимание было уделено развитию отношений со странами Европейского Союза (правда, участие европейских стран в агрессии против Югославии в 1999 г. вызвали сомнения в Индии по поводу реальной независимости Западной Европы) и Японией. В начале 1990-х годов было заметно похолодание в двусторонних отношениях с Россией, но уже к середине 1990-х годов был в целом восстановлен их прежний уровень. Особые опасения в Индии вызывают перспективы установления однополярного мира. Республика начала прорабатывать возможности сближения с Китаем, Японией, Европейским Союзом, странами Юго-Восточной Азии, в частности, и в целях противостояния этой глобальной тенденции.

В настоящий момент идет процесс  улучшения двусторонних индийско-американских отношений, весьма позитивны для  Индии перемены во внешнеполитическом курсе США в Южной Азии. Однако на глобальном уровне происходит все-таки рост (пока латентный) конфликтного потенциала между двумя странами, связанный с весьма существенными расхождениями по вопросам геополитики и геоэкономики.

На рубеже веков Дели стал пытаться укрепить отношения с восточноазиатскими странами. Была провозглашена программа «Смотреть на восток», что подразумевало активизацию державы и в Юго-Восточной Азии. В 1993 г. был официально учрежден секторальный диалог АСЕАН с Индией, ав1995 г. республике был предоставлен статус полномасштабного партнера. В ноябре 2002 г. состоялся первый саммит АСЕАН + Индия. Индия была одной из 16 стран, участвовавших в первом восточноазиатском саммите, проведенном в Малайзии декабре 2005 г.

Начал функционировать форум «Меконг— Ганг», объединивший Индию и пять стран АСЕАН - Камбоджу, Лаос, Мьянму, Таиланд и Вьетнам. В 1997 г. была образована организация БИМ-СТЕК, объединяющая Индию, Бангладеш, Шри Ланку, Непал, Бутан, Мьянму и Таиланд, в целях осуществления совместных экономических проектов. Правда, ее деятельность пока не принесла ожидаемых результатов. В 2007 г. Индия даже отменила встречу глав правительства, которая должна была состояться в Дели после того, как Бангладеш проинформировала о невозможности участия. При этом предполагалось, что на заседании возможно принятие решения о создании специальной зоны свободной торговли.

Отношения Индии со странами Юго-Восточной  Азии во многом сходны с взаимосвязями  Китая с государствами Южной Азии: для более мелких стран региона соседний гигант (Индия для Южной Азии, а КНР для Юго-Восточной Азии) является как перспективным экономическим партнером, так и угрозой безопасности (прежде всего, в плане попадания в зависимость). В результате страны Юго-Восточной Азии крайне благожелательно относятся к укреплению взаимосвязей с Индией, проводя ту же политику балансирования, опираясь на другие региональные (Индия, Япония) и внерегиональные державы (в первую очередь, США). Индия постоянно дает заверения Китаю, что ее взаимосвязи со странами АСЕАН не направлены на сдерживание КНР.

В обозримом будущем Индия, продолжая развивать экономические взаимосвязи, особое значение будет придавать культурно-цивилизационным, военно-политическим и, прежде всего, политическим отношениям. Перспективы азиатского гиганта достаточно хорошие, учитывая, что все больше стран региона также начинают позитивно воспринимать Индию.

Индия взяла также курс на нормализацию отношений с Китаем. В последнее десятилетие КНР проводит курс на постепенное выравнивание отношений с Индией и Пакистаном. Но Индия по-прежнему расценивает Китай в качестве союзника Пакистана, а в долгосрочном плане рассматривает КНР как основного стратегического противника в Азии. Пока существуют многие ограничители всестороннего развития отношений Индии с Китаем. Нет существенного продвижения вперед в индийско-китайских переговорах по территориальной проблеме. Крайнее беспокойство в Индии вызывают продолжающееся китайско-пакистанское военное сотрудничество, совершенствование ядерного оружия в Китае.

Информация о работе Внешняя политика Индии и воздействие на нее внутренних факторов