Внешняя политика Индии и воздействие на нее внутренних факторов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 22:05, реферат

Описание работы

С приходом к власти правительства Манмохана Сингха в политике Дели возник проамериканский крен. В свою очередь, недавняя корректировка курса Вашингтона в Южной Азии оказалась позитивной для Индии. Однако на глобальном уровне в ее отношениях с США латентно растет конфликтный потенциал, связанный с принципиальными расхождениями по вопросам геополитики и геоэкономики. Продолжение независимой внешнеполитической стратегии, самоутверждение в качестве признанной великой державы, влияние на решение глобальных проблем - все это «коэкзистенциальные» задачи южноазиатского участника БРИК. Именно здесь наиболее близки позиции различных слоев и классов индийского общества. А национальное согласие в Индии - неотъемлемая часть национальной традиции и культуры.

Файлы: 1 файл

Внешняя политика Индии и воздействие на нее внутренних факто.doc

— 145.00 Кб (Скачать файл)


Внешняя политика Индии и воздействие на нее  внутренних факторов

 

 

С приходом к  власти правительства Манмохана  Сингха в политике Дели возник проамериканский  крен. В свою очередь, недавняя корректировка  курса Вашингтона в Южной Азии оказалась позитивной для Индии. Однако на глобальном уровне в ее отношениях с США латентно растет конфликтный потенциал, связанный с принципиальными расхождениями по вопросам геополитики и геоэкономики. Продолжение независимой внешнеполитической стратегии, самоутверждение в качестве признанной великой державы, влияние на решение глобальных проблем - все это «коэкзистенциальные» задачи южноазиатского участника БРИК. Именно здесь наиболее близки позиции различных слоев и классов индийского общества. А национальное согласие в Индии - неотъемлемая часть национальной традиции и культуры.

 

Задачи и принципы внешней политики Индии были разработаны  Индийским национальным конгрессом еще на этапе борьбы за суверенитет. Однако внешнеполитические задачи национально-освободительного движения и суверенного государства разнятся весьма существенно. Отличаются декларативные и реальные внешнеполитические принципы, которыми руководствуется государство. Существуют значительные различия между «интернациональной» внешней политикой и «национальной», т.е. между общей внешнеполитической платформой на международной арене и конкретными внешнеполитическими действиями. По мере укрепления буржуазно-демократического строя в Индии происходили уточнения в интерпретации внешнеполитических целей страны. Внутриполитическая демократизация отнюдь не отменяет, о чем свидетельствует общемировой опыт, преемственности внешнеполитического курса в его двух фундаментальных ипостасях: первое - определение национальных интересов, способов их реализации; второе - установление контроля над внешней политикой.

Национальный интерес - это осознанные потребности общества, вытекающие из фундаментальных условий существования страны и находящие отражения в деятельности ее лидеров. Существует три основных вида национальных интересов: «функциональный» (обеспечение позитивного внутреннего функционирования), «коэкзистенциальный» (обеспечение существенной роли в международной среде») и «экзистенциальный» (обеспечение безопасности страны).

К первой группе задач  в Индии относят достижение полной экономической самостоятельности, дальнейшее позитивное экономическое развитие, потребность в получении доступа к современной технологии и внешним рынкам, эволюционное и контролируемое дальнейшее втягивание Индии в мировую экономическую глобализацию. Индия как крупная держава, ориентированная на внутренний рынок, сохранила высокие устойчивые темпы роста валового внутреннего продукта (в том числе, и в ходе нынешнего мирового экономического кризиса). Одновременно индийские правительства пытаются осуществить структурные изменения в экономике и усилить ее конкурентоспособность.

В группу коэкзистенциональных задач индийской внешней политики входят продолжение независимого внешнеполитического курса, стремление укрепить авторитет в мире и получить признанный мировым сообществом статус великой державы, желание повысить воздействие на развитие событий на региональном уровне. По-видимому, по данному типу национальных задач существует наибольшая близость позиций различных слоев и классов индийского общества, хотя по некоторым аспектам есть определенные расхождения. По мере превращения в великую мировую державу Индия проявляет все большую заинтересованность в решении глобальных проблем и росте своего влияния на этот процесс.

В экзистенциальные задачи внешней политики страны входят необходимость повышения обороноспособности, стремление избегать вовлечения в конфликты с мировыми державами и достижение национальной безопасности по четырем параметрам: глобальному, региональному, страновому - в плане внешней и внутренней опасности.

В 1970-е годы Индия стала  полностью доминирующей силой в Южной Азии, но республика продолжает особое внимание уделять дальнейшему повышению своей роли в Южной Азии, при этом учитываются как проблемы национальной безопасности, так и необходимость усиления позиций в регионе в целях обеспечения адекватного своему политическому весу места в мировом сообществе. Необходимо отметить большое значение для Индии внутренних аспектов обеспечения национальной безопасности. Если для развитых держав главным, а иногда и практически единственным источником угрозы безопасности являются внешние силы, то для развивающихся стран положение иное. Индийские правящие круги полагают, что угроза национальной безопасности «изнутри» не менее значима, чем «извне».

В выполнении стратегическихцелей  заинтересовано практически все население Индии, а основные конкретные внешнеполитические акции Республики во многом определяются данными тремя группами национальных интересов. Конечно, нередко эта связь не такая линейная, большую роль играют внешние изменения, субъективные факторы, идейно-психологический настрой населения и элиты и т.д. Однако значение макроцелей для формирования внешней политики весьма велико.

Тесная взаимосвязь  между национальными интересами и внешнеполитическими целями уже давно стала общим местом, и основные виды национального интереса полностью соответствуют категориям внешнеполитических целей, которые представляют интерпретацию и уточнение государством интересов различных слоев общества с учетом расстановки сил на внутренней арене и их реального политического и экономического веса. Для каждой страны характерно наличие общенациональных потребностей, система традиционных внешнеполитических ценностей, историческая и идеологическая традиции. Однако эти импульсы пробиваются, прежде всего, через социальные каналы в систему соответствующих политических институтов.

Еще Дж. Неру удалось сформировать институт национального согласия (консенсуса), который позволяет относительно мягко решать основные политические и социальные проблемы. Индийскому обществу удалось придти к достаточному единству взглядов на главные внутриполитические и внешнеполитические макропроблемы. Здесь почти единодушно полагают, что общецивилизационная идея, которая становится общенациональной по мере превращения Индии в современную нацию-государство, ориентирует на превращение страны в великую мировую державу, на проведение модернизации (не полностью соотносящейся с вестернизацией), осуществление догоняющего развития в рамках общемирового процесса и достижение в перспективе социально-экономического уровня развитых стран, сохранение индийских цивилизационных ценностей и норм, постепенное повышение жизненного уровня всего населения, предпочтение эволюционного развития (без революционных потрясений). Национальное согласие в Индии - не только свод правил политического общения, но и неотъемлемая часть национальной традиции и культуры.

В области внешней  политики общеиндийский консенсус  вокруг «курса Неру» стал складываться к середине 1950-х годов. Внешняя политика стала постепенно предметом «надпартийного» согласия. В последующем в стране было не так много дискуссий по макрозадачам внешней политики, что свидетельствовало о достаточном осознании правительством национальных интересов и внешнеполитических целей.

Основными конкретными  задачами на первоначальном этапе были стремление избежать вовлечения в возможную новую войну, достижение реальной независимости в сфере внешней политики, расширение внешней торговли и увеличение иностранной помощи для развития страны. Только неприсоединение к военным блокам могло позволить Дели реализовать эти внешнеполитические цели и, в первую очередь, устраниться от какого-либо участия в военном конфликте между государствами двух различных социальных систем. Дж. Неру уже в сентябре 1946 г. объявил, что Индия будет воздерживаться от вступления в любые блоки противоборствующих сторон. В декабре 1947 г. премьер-министр Индии говорил в Учредительном собрании: «В прошлом году мы провозгласили, что не примкнем ни к одной из группировок... Если возникнет большая война, у нас нет никаких особых оснований тут же вступать в нее... если нам удастся этого избежать, а когда придет время сделать выбор, мы примкнем к той стороне, присоединиться к которой будет в наших интересах» [1].

С 1947 г. Индия постоянно  выступала за прекращение войн и конфликтов, за всеобщее разоружение. Если в конце 1940-х годов чрезвычайно сложные проблемы, стоявшие перед страной (достаточно отметить, что первый военный конфликт с Пакистаном начался уже в октябре 1947 г.), препятствовали активному вовлечению в мировую политику, то с начала 1950-х годов на международных форумах Индия все активнее стала выступать против любых видов агрессии, расизма, колониализма и наращивания гонки вооружений.

Расчеты Британии на то, что Индия, как и Пакистан, будет вынуждена привлекать бывшую метрополию к решению спорных проблем, не оправдались. Политические и экономические позиции Англии в регионе постоянно ослабевали (несмотря, например, на вступление в 1949 г. Индии - после ожесточенных внутренних дебатов - в Британское Содружество наций). В январе 1950 г. Индия была провозглашена республикой, в марте 1956 г. - Пакистан, и Британия перестала по существу играть сколько-либо важную роль в Южной Азии.

Особое значение республика придавала укреплению отношений с другими развивающимися странами. Индия весьма последовательно поддерживала национально-освободительное движение Юга. С самого начала ставилась цель превратиться в лидера этой зоны. Так, еще до провозглашения независимости временное правительство организовало в Дели конференцию стран Азии, в которой приняло участие 25 стран.

Индии, установившей с  появившимися после второй мировой  войны сверхдержавами дипломатические отношения еще до формального провозглашения независимости, долгое время не удавалось поддерживать с ними тесные отношения. Общим в политике США и СССР в послевоенное время стали оценка мира как «биполярного» и подход «кто не с нами, тот против нас». Позиция нейтралитета на том этапе блокировала возможности для южноазиатской страны укрепить связи со сверхдержавами.

В 1950—1980-е годы во внешней  политике Индии было три основных направления: выстраивание отношений со сверхдержавами, с общим стремлением к равноудаленности и невовлеченности в возможный конфликт между двумя блоками; укрепление связей с развивающимися странами, с целью превращения в лидера зоны Юга; усиление доминирующих позиций в Южной Азии.

В середине 1950-х годов  национальные интересы Индии потребовали дополнительной корректировки внешнеполитического курса. Администрация Д. Эйзенхауэра дополнила политику «сдерживания коммунизма» предыдущего правительства доктриной «отбрасывания коммунизма» и вовлекла Пакистан в военные блоки, созданные на южной границе мировой системы социализма. Американо-пакистанские военно-политические связи были одним из главных факторов, повлекшим за собой эволюцию внешнеполитического курса Индии в середине 1950-х годов.

Дели стал активнее стремиться к развитию и укреплению дружественных отношений с социалистическими (в первую очередь, с СССР и КНР) и развивающимися странами. Усилилась тенденция перехода внешнеполитического курса Индии с позиций нейтрализма на позиции «позитивного нейтралитета», когда в основу внешней политики были положены принципы неучастия в военных блоках и отказа от существования на своей территории иностранных военных баз, ликвидации колониализма, мирного решения спорных вопросов, развития равноправного сотрудничества и мирного сосуществования государств, что на практике подразумевало равноудаленность от сверхдержав и стремление укрепить позиции освободившихся стран. В целом, если в конце 1940-х годов связи Индии с Западом были несравненно более тесными, чем с советским блоком, то в конце 1950-х годов можно констатировать равноудаленность Индии от США и СССР. Дели также начал принимать значительно более активное участие в разрешении глобальных проблем, произошло реальное превращение Индии в субъекта мировой политики.

Наиболее важными шагами в этих направлениях были подписание в апреле 1954 г. индийско-китайского соглашения о Тибете, в котором были впервые зафиксированы пять принципов мирного сосуществования (взаимное уважение территориальной целостности и суверенитета, ненападение, невмешательство во внутренние дела друг друга, равенство и взаимная выгода, мирное сосуществование), визит Дж. Неру в СССР и советских руководителей в Индию в 1955 г. Дели принял самое активное участие в конференции 29 стран Азии и Африки, состоявшейся в Бандунге в апреле 1955 г. Бандунгская конференция стала важнейшим шагом на пути создания движения неприсоединения. В основу деклараций, принятых на конференции, были положены пять принципов мирного сосуществования, получившие название «панча шила».

Несогласие с «позитивным нейтралитетом» выражали лишь ультраправые и ультралевые  силы страны. Поддержка «курса Неру»  прошла проверку уже в 1962 г. после  китайско-индийских вооруженных  столкновений, когда, казалось бы, стала  возможной переориентация внешней политики Индии. Взрыв негодования в стране против «коммунистического» Китая косвенно задел и Советский Союз. Многие политические силы стали требовать вступления Индии в блок с западными государствами.

Но «курс Неру» в области внешней политики сохранился. Само утверждение двухполюсной системы давало «третьему миру» хорошие шансы для геополитических маневров. Лидеры Индии одними из первых уловили такую возможность. Достаточно прагматически настроенные правые политические лидеры Индии, которые адекватно воспринимали национальные интересы страны, быстро осознали, что определенное балансирование между двумя военными блоками действительно приносит значительную выгоду: и в экономической, и в политической, и в военной сферах. В результате уже в начале 1963 г. лидеры правых партий Индии заявили о необходимости поддерживать самые дружественные отношения с СССР [2]. Важную роль в продолжении Индией политики неприсоединения сыграл сам премьер-министр, сохранивший огромный авторитет. Дж. Неру был признанным лидером движения неприсоединения, официально созданного в сентябре 1961 г. на белградской конференции 25 стран. Премьер-министр Индии считал, что Республика должна играть самостоятельную роль в мировой политике, а привязывание ее к одному или другому блоку лишит страну возможности решать свои внешнеполитические задачи.

Последующие правительства Индии (Лала Бахадура Шастри и Индиры Ганди) продемонстрировали в целом преемственность курсу Неру в области внешней политики. Существовали, безусловно, и некоторые нюансы. Так, сразу после смерти первого премьер-министра в стране начала осуществляться ядерная программа.

Информация о работе Внешняя политика Индии и воздействие на нее внутренних факторов