Внешнеэкономические отношения между Россией и Азербайджаном

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 04:46, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в том, чтобы рассмотреть экономику конкретной страны (Азербайджан) и изучить её взаимодействие с Россией.
Для решения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Рассмотреть страну в целом.
2. Изучить экономику страны.
3. Рассмотреть торгово-экономическую политику Азербайджана.
4. Рассмотреть перспективы экономических отношений

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Место Азербайджана в мировой экономике 3
1.1 Общие сведения об Азербайджане 3
1.2 Анализ состояния экономики Азербайджана 4
1.3 История развития экономических отношений между Россией и Азербайджаном 23
Глава 2 Внешнеэкономические связи России с Азербайджаном 31
2.1 Совместные предприятия между странами 31
2.2 Сотрудничество в туристической сфере 32
2.3 Сотрудничество в банковской сфере 32
2.4 Другие формы сотрудничества между странами 40
Глава 3 Перспективы развития внешнеэкономических отношений 43
3.1 Перспективные формы сотрудничества 43
3.2 Современные и будущие проекты сотрудничества между Россией и Азербайджаном 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48

Файлы: 1 файл

курсовая по мировой экономике.docx

— 314.41 Кб (Скачать файл)

В феврале 2013 г. с  космодрома «Куру» был запущен телекоммуникационный спутник  «AzerSpace», По оценкам МСИТ АР, реализация указанного проекта обошлась в 400 млн. долл. США. Поскольку в зону охвата спутника войдут часть Европы и Азии, то только 20-25 % его ресурсов будет использоваться Азербайджаном, а остальные продаваться.

На стадии завершения находятся исследовательские работы в связи с запуском в 2015 году второго  телекоммуникационного спутника. А вывод на орбиту низкоорбитального спутника дистанционного зондирования с целью изучения недр и поверхности Земли запланирован на 2013 год.

В последние годы был придан значительный импульс  работе, направленной на превращение туристического сектора в одну из ведущих отраслей экономики Азербайджана. С 2003 года этот сектор экономики вырос в 8,5 раза, а число посетивших страну туристов – в 3,3 раза. Но вместе с тем, для превращения туристического сектора в одну из ведущих отраслей национальной экономики правительству необходимо принять комплекс мер по повышению уровня сервиса и профессионализма персонала, совершенствованию деятельности компаний, занятых в этой сфере.

Исключительную  роль в динамичном развитии экономики  страны играет выполнение «Государственной программы социально- экономического развития регионов Азербайджанской Республики в 2009- 2013 годах». Для выполнения предусмотренных программой работ в прошлом году в основной капитал было направлено в целом 5 млрд.  манатов, в том числе в рамках Государственной инвестиционной программы — 4,1 млрд.  манатов, что составляет 72%  общей суммы. В 2009—2012 годах на развитие регионов направлено в целом 14,5 млрд. манатов государственных инвестиций. А в 2013 году на развитие регионов будет выделено 77% общих капитальных вложений или 5,3 млрд. манатов. За 4 года реализации госпрограммы введены в эксплуатацию более 20 тыс. предприятий, созданы около 360 тыс. новых рабочих мест, в том числе 270 тыс. постоянных. При этом особое значение придавалось инфраструктурному обеспечению социально-экономического развития регионов страны. Построено и отремонтировано около 537 км. автомобильных дорог республиканского и местного значения, 25 новых мостов и тоннелей, установлены и сданы в эксплуатацию 935 трансформаторов и 29 подстанций. Продолжены работы по газификации населенных пунктов, проложены газопроводы протяженностью более 6,2 тыс. км. Целенаправленно осуществлялись проекты по улучшению водоснабжения и канализационных услуг населения. Как отмечалось выше, завершена телефонизация всех населенных пунктов страны. В минувшем году были построены и реконструированы 205 учебных заведений, 40 объектов здравоохранения, 23 спортивных и 48 культурных объектов. Проведены широкомасштабные работы по улучшению экологической ситуации.

Одним из важных результатов  выполнения программы является то, что отток населения в столицу  страны г. Баку сменился обратным процессом.

В 2012 году высокие  темпы демонстрировали  показатели социального развития.

Так, объем розничного товарооборота вырос на 9,6% и оказанных населению платных услуг - на 8,0% и составили 17,6 млрд. манатов и 5,8 млрд. манатов соответственно. Юридические лица обеспечили12,9% товарооборота, ярмарки и рынки - 42,6%, индивидуальные предприниматели - 43,8%.

В розничном товарообороте  удельный вес частного сектора составил 99,6%. Каждый житель страны приобрел потребительских  товаров на 158,5 манатов в месяц. Объектами розничной торговли Азербайджана было реализовано населению продуктов  питания на 9728,0 млн. манатов с  ростом на 2,1% и непродовольственных товаров на  7831,1 млн. манатов с ростом на 20,7%. В отчетный период на каждого жителя страны в месяц пришлось в среднем продовольственных продуктов на 87,8 манатов, непродовольственных продуктов - на 70,7 манатов.

В 2012 году каждый житель страны приобрел платные услуги на 52,9 манатов в месяц, что на 3,8 манатов  больше, чем в 2011 году. В структуре  объема платных услуг населению  преобладают транспортные, жилищно-коммунальные услуги и услуги связи.

Увеличились на 13,8% также и номинальные денежные доходы населения Азербайджана, достигнув 34,7 млрд. манатов (44,2 млрд. долл. США). На душу населения этот показатель вырос на 12,2% и составил 3784,3 манатов (4820,8 долл. США).

Реальные денежные доходы за указанный период составили  
31,7 млрд. манатов (40,4 млрд. долл. США) с ростом на 13,8%, а на душу населения – 3459,8 манатов (+12,2%). При этом 61,0% собственных доходов населения были потрачены на товары и услуги, 8,6% - на выплату налогов, пошлин, социальных и страховых взносов, 29,3% - на  накопление капитала.

В свою очередь, денежные расходы населения составили 24,5 млрд. манатов, что на 10,2 млрд. манатов  меньше, чем доходы.

Среднемесячная заработная плата в Азербайджане увеличилась на 9,1% и достигла 391,4 манатов.

За январь-декабрь 2012 года  потребительская инфляция составила 1,1% в годовом исчислении. По сравнению с 2011 годом цены на продовольственные товары подорожали на 0,8%, на непродовольственные товары - на 1,0%, а тарифы в сфере услуг - на  1,2%.

Численность официально зарегистрированных безработных на 1 января 2013 г. составила 36,8 тыс. человек, снизившись на 4,0% к уровню 2011 г.

Государственный бюджет Азербайджана на 2012 г. был сформирован из расчета цены на нефть 80 долл. США за 1 баррель и утвержден с доходами в размере 16,4 млрд. манатов, расходами – 17,1 млрд. манатов, дефицитом - 700 млн. манатов. В июне Президент Азербайджана И. Алиев утвердил Закон «О внесении изменений в Закон о государственном бюджете Азербайджанской республики на2012 г.», согласно которому увеличена на 600 млн. манатов соответственно доходная (до 17,038 млрд. манатов) и расходная  (до 17,672 млрд. манатов) части госбюджета страны.

По итогам года доходы сводного бюджета Азербайджана в 2012 год, по предварительным данным, составили 22,1 млрд. манатов, или 101,0% от прогноза, а расходы - 19,7 млрд. манатов (исполнение на 94,4%).

Доходы государственного бюджета были исполнены на 101,4% и  составили 17,3 млрд. манатов, а расходы - 17,1 млрд. манатов, или 96,7% от прогноза.

В 2012 году 55,3% расходов госбюджета составили текущие расходы, 43,4% - капитальные расходы, а 1,3% было направлено на обслуживание государственного долга.

По сравнению  с 2011 годом в 2012 году расходы госбюджета на образование, здравоохранение, культуру, социальную защиту и обеспечение, оборону, сельское хозяйство в среднем  повысились на 8,7%. Социально направленные расходы составили 4,7 млрд. манатов (или 27,4% от общих расходов госбюджета), что по сравнению с 2011 годом больше на 7,9%.

В 2012 году было осуществлено финансирование всех необходимых расходов, связанных с выполнением обязательств по выплате заработных плат, пособий, пенсий, по госдолгу, обеспечения жильем военнослужащих.

По данным Центрального банка Азербайджана (ЦБА) профицит счета  текущих операций платежного баланса страны по итогам 2012 года составил 14,9 млрд. долл. США, сократившись за год на 13%. В том числе профицит счета текущих операций нефтегазового сектора составил 23,4 млрд. долл. США, при дефиците в ненефтяном секторе 8,5 млрд. долл. США.

Общий профицит платежного баланса составил 4,96 млрд. долл. США, сократившись в течение прошлого года в 2,5 раза.

Проведенный анализ платежного баланса Азербайджана свидетельствует  о продолжающей иметь место сырьевой направленности экономики страны.

В настоящее время финансово-банковский сектор Азербайджана представлен действующими 42 банковскими структурами.

Государственное регулирование  в сфере банковских услуг возложено  на Центробанк Азербайджана, который  осуществляет  лицензирование и регулирование банковской деятельности в соответствии с Законом Азербайджанской Республики «О банках». К функциям  ЦБА относится постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов в этой области, установленных обязательных нормативов. Его правовой статус и функции определены Законами Азербайджанской Республики «О Центральном Банке Азербайджанской Республики» и «О банках». Кроме того, в целях реализации Закона АР «О противодействии легализации полученных преступным путём денежных средств и имущества и финансированию терроризма», при ЦБА создана и действует Служба финансового мониторинга.

В отчетный период была обеспечена стабильность финансово-банковской системы страны, устойчивость национальной валюты (в 2012 году номинальный курс маната по отношению к доллару США укрепился на 0,2%). С целью недопущения значительного роста маната к ведущим мировым валютам ЦБА в течение года осуществлял стерилизацию финансово-валютного рынка в объеме 1,6 млрд. долл. США.

Позитивно сказываются  регулятивные меры ЦБА, направленные на сдерживание чрезмерных внешних  заимствований банковской системы  страны. В целях мотивации банков к более сдержанному поведению  на рынке в кризисный и посткризисный  период, а также совершенствования  управления рисками и корпоративного управления были применены более  жесткие требования к качеству активов и залоговому обеспечению кредитов.

Банковский сектор Азербайджана в 2012 году охарактеризовался  стабильностью и умеренным развитием, однако решение Центрального банка  Азербайджана от 25 июля 2012 г. об увеличении с 10 до 50 млн. манатов минимального совокупного  капитала действующих банков в стране, а также уставного капитала вновь  созданных, которые вступят в  силу с 1 января 2014 г., привели к уходу  с рынка двух банков, - «Birlikbank» и «Royal Bank». Учитывая, что последний являлся членом Фонда страхования вкладов Азербайджана, его банкротство стало первым страховым случаем для фонда, который обеспечил полностью выплаты компенсаций для покрытия застрахованных вкладов физических лиц бывшего банка.

Следовательно, у  оставшихся банков с несоответствующим  объемом капитала остается лишь год, чтобы «подтянуться». Это событие, которое можно назвать кульминационным  в 2012 году, вызвало ажиотаж в финансовом секторе страны, который будет  продолжаться и в 2013 году тоже. Многие банки уже приступили к реализации стратегий по соответствию новому требованию к капиталу – наращиванию  капитализации. Некоторые из них делают это путем размещения акций на фондовом рынке, другие используют потенциал уже имеющихся акционеров, третьи ведут переговоры по объединению.

В минувшем году ЦБА  завершил подготовку проекта государственной  программы по развитию в стране безналичных  платежей до 2017 года. Основными направлениями  программы являются расширение инфраструктуры для проведения электронных платежей, усиление институциональной базы, повышение  эффективности их использования, проведение просветительской работы среди населения, более активное привлечение к  использованию этих услуг населения  и экономических субъектов. В 2012 году шла активная работа по установке POS-терминалов в городах Баку, Гяндже и Сумгаите. До конца 2015 года POS-терминалы будут установлены во всех селах и поселках страны.

В 2012 году был сохранен интерес международных финансовых институтов и зарубежных банков к  азербайджанскому банковскому рынку. Из-за повышения инвестиционной привлекательности  банковского рынка Азербайджана в ЦБА продолжают поступать обращения  от желающих инвестировать в банковскую систему страны. Так, твердые намерения  приобрести банк в Азербайджане изъявил  турецкий «İş Bankası». В свою очередь, сам Азербайджан в прошлом году стал акционером «ECOBANK» -  банка развития и торговли Организации экономического сотрудничества, который был основан Ираном, Пакистаном и Турцией в 2005 году.

Важным событием стало решение Центробанка Азербайджана от 10 декабря 2012 г. понизить учетную  ставку с 5,25 процента до 5% с целью  сохранения стабильности цен и финансовой устойчивости. Такой шаг ЦБА облегчает  для коммерческих банков пополнение ресурсов, и тем самым поощряет кредитную экспансию. В свою очередь, это приведет к уменьшению в 2013 году кредитных ставок.

Благоприятная конъюнктура  цен на мировом рынке энергоносителей способствовала дальнейшему наращиванию стратегических валютных резервов страны, которые к концу минувшего года достигли порядка 46 млрд. дол. США. Валютные резервы, находящиеся в распоряжении ЦБА, выросли в 2012 году на 11,6% или 1213,3 млн. долл. США и достигли  
11 694,75 млн. долл. США.

Согласно заявлению  главы Центробанка, в среднесрочной  перспективе важнейшей задачей  в проведении денежно- кредитной  и валютной политики будет  оставаться недопущение чрезмерного укрепления национальной валюты, как в номинальном, так и реальном выражениях. Важное значение будет придаваться вопросу снижения банковских ставок по кредитам, выдаваемым, прежде всего, предпринимательскому сектору. Таким образом, курсовая политика будет оставаться одним из значимых компонентов диверсификации экономики, повышения экспортного потенциала страны.

Согласно прогнозам  правительства АР, среднегодовой  курс национальной валюты по отношению  к доллару США до 2015 года сохранится без изменений – на уровне 0,79 маната. При сохранении стабильности прогноза в отношении курса национальной валюты к доллару, в отношении евро прогнозируется постепенное умеренное укрепление курса маната: в2013 г. -  на 2,27%, в2014 г. - на 1,68%, в2015 г. - на 0,41%.

Система страхования в Азербайджане регулируется Законом Азербайджанской Республики от 25 декабря 2007 года «О страховой деятельности». На его основе приняты подзаконные акты, обязательные для страховщиков страны, которыми установлен порядок и доля участия иностранного капитала в уставном капитале страховых организаций.

Информация о работе Внешнеэкономические отношения между Россией и Азербайджаном